Механизм административно-правового регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2012 в 07:51, контрольная работа

Описание работы

Государственное управление рассматривается как объект административно-правового регулирования, сущность которого состоит в упорядочении управленческих отношений и определении правового статуса органов исполнительной власти.
Содержание административно-правового регулирования заключается:
— в принятии новых административно-правовых норм в соответствии с потребностями общества и государства;

Файлы: 1 файл

Административное право.docx

— 34.10 Кб (Скачать файл)
style="text-align:justify;line-height:18pt">   — межтерриториальные.

   По действию во времени административно-правовые  нормы делятся на срочные (с  заранее определенным сроком  действия) и бессрочные, не имеющие  установленного срока действия. Как срочные, так и бессрочные могут быть длительными и кратковременными. Разновидностью срочных норм являются чрезвычайные нормы, т. е. ограниченные во времени исключительными обстоятельствами: стихийными бедствиями и другими чрезвычайными ситуациями.

   Административно-правовые нормы  по субъектам (адресатам) регулируют  поведение граждан (физических  лиц) в сфере государственного  управления, а также деятельность  государственных органов, общественных  объединений, государственных служащих  и служащих общественных объединений  в сфере государственного управления.

   Реализация норм административного  права представляет собой процесс  практического претворения их  в жизнь.

   В теории права принято различать  несколько способов реализации  правовых норм: соблюдение, исполнение, использование и применение.

   Реализация административно-правовых  норм в форме соблюдения характеризуется  добровольным подчинением субъекта  права требованиям указанных  норм. Сущность данной формы состоит  в воздержании субъекта от  совершения действий, запрещенных  нормами. Таким образом, соблюдение  может осуществляться без вступления  субъекта в конкретные административно-правовые  отношения.

   Реализация административно-правовых  норм в форме исполнения заключается  в активных правомерных действиях  субъекта права по выполнению  предписаний, содержащихся в этих  нормах.

   Использование как форма реализации  административноправовых норм состоит в добровольном совершении субъектами права правомерных действий, которые связаны с осуществлением субъективных прав в сфере управления.

   Сущность применения административно-правовых  норм состоит в принятии компетентным  органом государства, должностным  лицом властного решения, т.  е. в разрешении на основе  административно-правовых норм индивидуально-конкретных  управленческих дел и вопросов (привлечение к административной  ответственности за правонарушение  или, наоборот, поощрение государственных служащих, граждан, участвующих в охране общественного порядка).

3. Административно-правовые отношения: понятие, структура и виды

 

   Административно-правовые отношения  — это регулируемые нормами  административного права общественные  отношения, складывающиеся в сфере  управления. Поскольку эти отношения  являются разновидностью правовых  отношений вообще, то они обладают  всеми признаками, которые присущи  любым правовым отношениям. Вместе  с тем, с учетом характера  деятельности, административно-правовые  отношения имеют следующие особенности:

   — во-первых, складываются в особой  сфере общественной жизни —  сфере государственного управления, исполнительно-распорядительной деятельности;

   — во-вторых, имеют своим объектом  действия поведение людей;

   — в-третьих, возникают при  обязательном участии соответствующего  органа исполнительной власти (государственного  управления) или другого носителя  полномочий государственно-властного  характера;

   — в-четвертых, возникают по  инициативе любой из сторон (органа  управления, гражданина и т. д.), однако согласие или желание  второй стороны не всегда является  обязательным условием;

   — в-пятых, для административно-правовых  отношений характерно то, что  споры, возникающие между их  сторонами, разрешаются, как правило,  в административном, а не в  судебном порядке;

   — в-шестых, в случае нарушения  участниками отношений требований  норм административного права  виновная сторона несет ответственность  перед государством в лице  его органов. Особенности и  характерные черты административно-правовых  отношений позволяют отграничить  их от других правоотношений, урегулированных нормами гражданского, трудового, финансового и других  отраслей права.

   Административно-правовые отношения,  как и другие правоотношения, имеют свою структуру (элементы): субъекты, объекты и юридические  факты.

   Субъектом административно-правового  отношения является тот, кто  наделен административными правами  и обязанностями:

   — граждане России;

   — иностранные граждане и лица  без гражданства,

   — государственные органы, предприятия,  учреждения, организации,

   — служащие государственных органов  и организаций,

   — представители общественных  объединений,

   — органы местного самоуправления.

   Административная правосубъектность у граждан России возникает с момента рождения, а у государственных органов, предприятий, учреждений, общественных объединений и других юридических лиц — с момента их регистрации в установленном порядке. Административная правосубъектность у государственных служащих наступает с момента зачисления их на должность.

   Общим объектом регулирования  административно-правовых норм, как  и любых других правовых норм, являются общественные отношения,  а непосредственным объектом  — поведение субъектов, действия  сторон. В каждом конкретном административно-правовом  отношении его стороны (участники)  осуществляют предоставленные им  права и возложенные на них  обязанности, которые связаны  с объектом правоотношения.

   Итак, объектом правоотношения являются  действия сторон, а вещи, продукты  творческой деятельности и личные  нематериальные блага (честь,  достоинство) — его предметом.

   Юридические факты являются основаниями  возникновения, изменения или  прекращения административно-правовых  отношений. В теории их подразделяют  на правомерные и неправомерные.

   Административно-правовые отношения  могут возникать не только  в результате действий людей,  т. е. их волеизъявления, но  и при наступлении определенных событий, имеющих юридическое значение (рождение, достижение определенного возраста, смерть, чрезвычайная ситуация и др.) В этих случаях возникновение административноправовых отношений не зависит или не всегда зависит от воли людей.

   Виды административно-правовых отношений  различаются по содержанию, соотношению  прав и обязанностей их участников, характеру порождающих юридических  фактов, способу защиты.

   По своему содержанию административно-правовые  отношения делятся на материальные и процессуальные.

   К материальным административно-правовым  отношениям относятся общественные  отношения, возникающие в сфере  управления, регулируемые материальными  нормами административного права,  закрепляющие полномочия органа  исполнительной власти, или права  и обязанности граждан (студентов). Административно-процессуальные отношения  — это отношения, которые складываются  в связи с разрешением индивидуально-конкретных  дел и регулируются административно-процессуальными  нормами.

   По соотношению прав и обязанностей  участников (юридическому характеру  взаимодействия их участников) административно-правовые  отношения делятся на две группы:

   — отношения, в которых один  из участников подчинен другому  (вертикальные правоотношения);

   — отношения, участники которых  не находятся в подчинении  друг у друга (горизонтальные  правоотношения).

   По характеру юридических фактов, порождающих административно-правовые  отношения, эти правоотношения  делятся на отношения, порожденные  правомерными и неправомерными (деликтными) фактами.

   По способу защиты можно выделить  отношения, защищаемые в административном  и в судебном порядке.

 

 

 

 

 

Признаки

Виды мер

Админ. задержание

Админ. арест

Лишение спец. права

Фактическое основание

Основанием административного задержания служит административный проступок.

Административным правонарушением (проступком) признается посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и  свободы граждан, на установленный  порядок управления, противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое  законодательством предусмотрена  административная ответственность.

Административный арест устанавливается  и назначается за отдельные виды наиболее общественно опасных административных правонарушений. К таким административным правонарушениям законодатель относит следующие: невыполнение обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием (ст.12.27); неповиновение законному распоряжению сотрудника милиции, военнослужащего либо сотрудника уголовно-исполнительной системы (ст.19.3); невыполнение лицом, освобожденным из мест отбывания лишения свободы, обязанностей, установленных в отношении его судом в соответствии с федеральным законом (ст.19.24); мелкое хулиганство (ст.20.1); нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования (ст.20.2); нарушение требований режима чрезвычайного положения (ст.20.5); самовольное оставление места отбывания административного ареста (ст.20.25).

Лишение физического лица, совершившего административное правонарушение, ранее  предоставленного ему специального права устанавливается за грубое или систематическое нарушение  порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса. Лишение специального права назначается  судьей.

Статья КоАП РФ

Статья 27.3,27.4,27.5,

Статья 3.9

Статья 3.8

Срок

1. Срок административного задержания  не должен превышать три часа, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3.

 

2. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, посягающем на установленный режим Государственной границы Российской Федерации и порядок пребывания на территории Российской Федерации, об административном правонарушении, совершенном во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, или о нарушении таможенных правил, в случае необходимости для установления личности или для выяснения обстоятельств административного правонарушения может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов.

 

3. Лицо, в отношении  которого ведется производство  по делу об административном  правонарушении, влекущем в качестве  одной из мер административного  наказания административный арест,  может быть подвергнуто административному  задержанию на срок не более  48 часов.

 

4. Срок административного  задержания лица исчисляется  с момента доставления в соответствии со статьей 27.2 настоящего Кодекса, а лица, находящегося в состоянии опьянения, со времени его вытрезвления.

Административный арест, т.е. содержание нарушителя в условиях изоляции от общества, устанавливается на срок до пятнадцати суток, а за нарушение  требований режима чрезвычайного положения  или режима в зоне проведения контртеррористической  операции - до тридцати суток.

Срок лишения специального права  не может быть менее одного месяца и более трех лет.

Цель

  • Пресечение административного правонарушения;
  • установление личности нарушителя;
  • составление протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте;
  • выявление административного правонарушения;
  • обеспечение своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении;

правовая сущность заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества под стражей в предназначенных для этой цели учреждениях. К таким учреждениям относятся специальные приемники при органах внутренних дел для содержания лиц, подвергнутых административному аресту. Режим содержания является одним из средств достижения целей данного административного наказания: он обеспечивает охрану и постоянный надзор за арестованными в целях предотвращения совершения ими новых правонарушений. Изоляция от общества правонарушителя путем помещения его в тюрьму, колонию-поселение, исправительные колонии не допускается.

Предупреждение совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Процессуальное оформление

1. Об административном задержании  составляется протокол, в котором  указываются дата и место его  составления, должность, фамилия  и инициалы лица, составившего  протокол, сведения о задержанном  лице, время, место и мотивы  задержания.

 

2. Протокол об административном задержании подписывается должностным лицом, его составившим, и задержанным лицом. В случае, если задержанное лицо отказывается подписать протокол, в протоколе об административном задержании делается соответствующая запись. Копия протокола об административном задержании вручается задержанному лицу по его просьбе.

Составление протокола

Составление протокола

 

 

 

Статья 7.17. Уничтожение или повреждение  чужого имущества

Умышленное  уничтожение или повреждение  чужого имущества, если эти действия не повлекли причинение значительного  ущерба, - влечет наложение административного штрафа в размере от трехсот до пятисот рублей.

 

(в ред.  Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

 

Комментарий к статье 7.17

 

1. Административно-правовой  охране подлежат движимые вещи (движимое имущество), а также  недвижимость государственной, частной,  муниципальной и иных форм  собственности.

 

Применительно к НК под имуществом понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением  имущественных прав), относящиеся  к имуществу в соответствии с  ГК .

 

2. Под повреждением  чужого имущества понимается  причинение восполнимого вреда движимым или недвижимым имущественным объектам, находящимся у граждан, юридических лиц в собственности либо на иных законных основаниях. Уничтожение чужого имущества исключает его использование по функциональному назначению.

 

Умышленное  уничтожение или повреждение  чужого имущества, если эти деяния повлекли причинение значительного ущерба; уничтожение  или повреждение чужого имущества  в крупном размере, совершенные  по неосторожности, квалифицируются  как преступление (соответственно ч. 1 ст. 167 и ч. 1 ст. 168 УК). Под крупным  размером понимается величина стоимости  имущества, в 500 раз превышающая МРОТ, установленный законодательством  РФ на момент совершения преступления. КоАП, так же как и УК, не определяет квалифицирующих признаков причинения значительного ущерба, во всяком случае стоимость имущества, уничтоженного или поврежденного умышленно при совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 167 УК, должна быть значительно меньше размера вреда, причиненного при совершении указанных деяний по неосторожности (ч. 1 ст. 168 УК).

 

3. Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 25 апреля 1995 г. N 5 «О некоторых вопросах применения судами законодательства об ответственности за преступления против собственности», решая вопрос о наличии в действиях виновного признака причинения значительного ущерба собственнику или иному владельцу имущества, следует исходить как из стоимости имущества, так и из других существенных обстоятельств. Таковыми, в частности, могут быть материальное положение физического лица, финансовое положение юридического лица, значимость утраченного имущества для собственника или иного владельца.

Информация о работе Механизм административно-правового регулирования