Механизма государства и система органов публичной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 10:12, реферат

Описание работы

Государство не имеет вечной природы, оно не существовало в первобытном обществе, появилось лишь на финальном этапе развития этого общества, в силу вполне ясных причин, связанных с новыми организационно-трудовыми формами существования и воспроизводства человечества. И не рабовладельческое, а раннеклассовое государство с последующим развитием в государство азиатского способа производства (типичное явление), в рабовладельческое государство (уникальное явление), в феодальное государство (главным образом, в Европе) было той первой формой государственности, в которую эволюционно, в силу внутреннего развития переросла социальная организация первобытного общества.

Содержание работы

1. МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВА И СИСТЕМА ОРГАНОВ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ 3
2. СУЩНОСТЬ РАННЕКЛАССОВОГО ГОСУДАРСТВА И ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕРВЫХ ПАМЯТНИКОВ ПРАВА 15
3. ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА 20
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 21

Файлы: 1 файл

акты публичной власти.doc

— 123.00 Кб (Скачать файл)


Содержание:

 

 

1. Механизма государства и система органов публичной власти

 

Механизм государства  — это система государственных  органов, призванных осуществлять государственную  власть, задачи и функции государства. Механизм государства есть та реальная организационная и материальная сила, располагая которой государство проводит ту или иную политику.

Понятие «механизм государства» тесно связано с понятием «государственный аппарат». В широком смысле понятие государственного аппарата как совокупности всех государственных органов совпадает с понятием механизма государства. В более узком смысле под государственным аппаратом принято понимать аппарат государственного управления. Именно в этом значении, в смысле совокупности исполнительно-распорядительных, управленческих органов государства, используется понятие «государственный аппарат» в науке административного права.

В теории государства  и права понятие государственного аппарата, если иное не оговорено, употребляется, по общему правилу, в своем широком значении, т.е. как адекватное понятию механизма государства.

Государственный аппарат  — система органов государства, с помощью которых осуществляется государственная власть, выполняются  основные функции, достигаются стоящие  перед государством на различных  этапах его развития цели и задачи.

Государственная жизнь  начинает строиться на новых принципах, обеспечивающих более эффективное  функционирование механизма государства. К ним относятся:

• принцип представительства  интересов граждан во всех звеньях  государственного аппарата. Он обеспечивается демократической избирательной системой, реальными гарантиями социально-экономических, политических и личных прав и свобод граждан, разносторонней деятельностью всех государственных органов, направленной на удовлетворение интересов личности;

• принцип разделения властей (законодательной, исполнительной, судебной), который формирует механизмы, исключающие произвол со стороны властных органов и должностных лиц;

• принцип гласности  и открытости в деятельности государственного аппарата, например право граждан государства на основе общенародных голосований (референдумов) отменять противоречащие интересам народа решения любых органов государства, в том числе и в сфере международных отношений;

• высокий профессионализм  и компетентность государственных  органов, их способность на высоком научном уровне решать основные вопросы государственной жизни в интересах населения страны. Профессиональный принцип в государственном управлении означает прежде всего использование квалифицированных работников, для которых управленческая деятельность является основной профессией.

• принцип законности, правовых начал в деятельности всех составных частей механизма государства  в их взаимоотношениях с населением страны и между собой, а также  с различными общественными движениями и организациями;

• принцип демократизма в формировании и деятельности государственных  органов, позволяющий учитывать  разнообразные интересы подавляющего большинства граждан государства, их религиозные воззрения, особенности  национальной культуры, традиций, обычаев;

• в федеративных (союзных) государствах важным принципом организации  и деятельности государственного аппарата является субординация и четкое взаимодействие между общефедеральными органами (центром) и государственной властью членов федерации.

Механизм государства выступает основным субъектом осуществления государственной власти. Через государственный аппарат, его органы государство, выполняя возложенные на него задачи, оказывает заметное влияние на стабилизацию и развитие общественной жизни, способствует углублению „демократии и организованности в стране, процветанию и благополучию населения.

Выяснение понятия механизма  государства связано с раскрытием его характерных черт или признаков, позволяющих отграничить его  как от негосударственных структур в политической системе общества, так и от отдельно взятых государственных органов. Данные признаки заключаются в следующем.

Механизм государства — это система государственных органов, проникнутая единством принципов его организации и деятельности, закрепленных в Конституции, Законе РФ «Об основах государственной службы Российской Федерации» и других федеральных законах.

Механизм государства характеризуется сложной структурой, отражающей определенное место, которое занимают в ней различные виды и группы (подсистемы) государственных органов, их соотношение и взаимосвязи. При этом необходимо учитывать, какой основополагающий системообразующий фактор (принцип) структуры государственного механизма закреплен в конституции данного государства в конкретно-исторических условиях.

Государственный механизм неразрывно связан с функциями государства. Между ними существует тесная обратная связь. Функции современного государства осуществляются при помощи государственного механизма, посредством деятельности всей системы объединяемых им и взаимосвязанных между собой государственных органов. Вместе с тем от функций государства зависит структура государственного механизма — они непосредственно влияют на возникновение, развитие и содержание деятельности тех или иных органов государства.

Механизм государства для обеспечения возложенных на него задач управления делами общества, воздействия на сложные социальные процессы и сферы, выполнения связанных с этим государственных функций располагает необходимыми материальными средствами (так называемыми вещественными придатками), на которые опираются в своей деятельности отдельные государственные органы и без которых не может обходиться ни одно государство. Их особенность состоит в том, что они выделяются в механизме государства не в качестве его самостоятельных частей (элементов), каковыми являются государственные органы, а именно как вещественные придатки последних. К ним относятся различные материальные ценности, бюджетные средства, имущество, сооружения, подсобные помещения, а также предприятия, учреждения, организации, необходимые для функционирования государственных органов.

Механизм современного государства — это пронизанная едиными, законодательно закрепленными принципами, основанная на разделении властей, располагающая необходимыми материальными придатками система государственных органов, посредством которой осуществляются задачи и функции государства.

 

 

Все органы, организации, объединения граждан, функционирующие  на территории той или иной страны, можно разделить на две группы: занятые в той или иной мере в осуществлении государственных функций и не занятые в них. При этом первые в совокупности образуют политически организованное общество, каковым и является любое современное демократическое государство, а вторые — неполитическое общество, которое принято именовать гражданским.

Вот это политически  организованное общество и образует механизм государства, точнее, механизм осуществления публичной власти.

Авторитарное государство  в реализации своих функций опирается  исключительно на государственный аппарат, который в отрыве от участия в его деятельности и контроле над ним со стороны населения зачастую превращается в аппарат насилия.

Классики марксизма-ленинизма не были так уж неправы, развивая теорию медленного «засыпания» государства. Другое дело, что

• передача государственных  функций не может осуществляться только добровольным объединениям граждан. На месте государственно-властных органов  могут образовываться негосударственные  органы (муниципальные органы, нотариусы, адвокаты, третейские суды и др.). Но все они осуществляют публично-правовые функции, в ряде случаев от имени и по поручению государства;

• есть у государства  функции, которые ни при каких  условиях не могут быть переданы негосударственным  структурам. Это функции обеспечения  национальной безопасности и государственного суверенитета (вооруженные силы, пограничная стража, борьба с преступностью, внешняя политика, денежная система и др.).

Механизм государства, точнее, механизм осуществления публичной власти в государстве включает в себя:

• основные формы осуществления  народом (совокупностью граждан) публичной  власти;

• общие требования к  системе органов публичной власти, специально созданных для реализации возложенных на государство функций, закрепляемых в конституции и  законах конкретного государства;

• строго определенный порядок  создания, функционирования и ликвидации системы этих органов;

• набор специфических  полномочий (прав и обязанностей) и  форм юридической ответственности  каждого органа публичной власти;

• перечень специальных  требований, предъявляемых к гражданам, занимающим должности в рассматриваемых органах публичной власти;

• вспомогательный аппарат  органа публичной власти.

Независимо от правовой природы (государственные или негосударственные) органы публичной власти обладают рядом специфических признаков:

• их деятельность направлена на удовлетворение общественных (публичных) интересов, в силу чего они выступают  от имени государства или его  части (субъекта федерации, населения  муниципальной территории);

• порядок их формирования и деятельности строго регламентирован нормативно-правовыми актами (конституцией, законами, подзаконными актами, актами местного самоуправления).

• деятельность этих органов  носит публично-властный характер и  оформляется в подавляющем большинстве  случаев в виде формально-правовых решений, подлежащих обнародованию.

Решения публично-властных органов могут быть обжалованы заинтересованным лицом и отменены другим публично-властным органом только в строго установленном законом порядке.

Публично-властный характер деятельности данных органов позволяет им использовать принуждение как один из способов реализации своих полномочий. Хотя им не чуждо использование принципов поощрения, материальной заинтересованности и иных позитивных методов воздействия.

Деятельность граждан в составе публично-властных органов преимущественно носит профессиональный и в силу этого возмездный характер. Хотя в ряде случаев возможны и отступления от указанного правила (в деятельности муниципальных и некоторых представительных органов публичной власти).

Классификация этих органов  может быть произведена по различным  основаниям. Прежде всего все органы публичной власти по способу формирования делятся на назначаемые и избираемые.

Избираемые органы формируются  путем избрания их гражданами или иными выборными лицами и органами на определенный срок.

В отличие от выборных., назначаемые в органы публичной  власти претенденты зависят от воли назначающих их лиц или органов, поэтому при назначении выдвигаются  более жесткие, чем при выборах, профессиональные требования, предусматривается повышенная ответственность этих лиц, компенсируемая отсутствием ограничений на сроки пребывания в должности.

В основе следующей классификации  лежит количественный состав органов  публичной власти. С этих позиций  все рассматриваемые органы делятся на единоличные и коллегиальные.

Единоличный орган принимает  решение путем самостоятельного императивного волеизъявления, а  коллегиальный — большинством голосов  граждан, уполномоченных законом или  иным нормативно-правовым актом принимать решение в пределах своей компетенции. Данный порядок не исключает наличия при единоличном органе публичной власти различного рода коллегиальных совещательных структур.

Окончательное юридическое  властное решение всегда принадлежит  единоличному органу публичной власти.

Третья классификация  органов публичной власти основана на определении места, занимаемого  данными органами в иерархии механизма  публичной власти. С этих позиций  все органы власти делятся на центральные, региональные и местные. Соответственно определяется и территория, на которую распространяется юридическая сила принимаемых ими нормативно-правовых актов: общегосударственных, локальных и местных. В ряде случаев по этим же критериям происходит и их отмена вышестоящими органами публичной власти.

Органы публичной власти, можно разделить на государственные и негосударственные. Однако наиболее важная для механизма осуществления публичной власти классификация рассматриваемых органов основана на разделении их по содержанию деятельности.

Орган публичной власти можно определить как обособленную часть политического общества, предназначенную для осуществления специальной строго определенной законом функции и наделенную необходимыми для этого полномочиями и юридической ответственностью.

 

 

 

 

Государственная власть состоит из трех относительно самостоятельных ветвей, каждая из которых имеет свое юридическое обоснование. Эти ветви — законодательная, исполнительная и судебная — обособились как три основополагающие институционально-правовые формы публично-властной деятельности.

Из рассуждения Монтескье в  его основном сочинении «О духе законов» вытекает, что разделение властей существует в трех аспектах, или на трех уровнях: функциональном, институциональном и персональном.

Информация о работе Механизма государства и система органов публичной власти