Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 10:12, реферат
Государство не имеет вечной природы, оно не существовало в первобытном обществе, появилось лишь на финальном этапе развития этого общества, в силу вполне ясных причин, связанных с новыми организационно-трудовыми формами существования и воспроизводства человечества. И не рабовладельческое, а раннеклассовое государство с последующим развитием в государство азиатского способа производства (типичное явление), в рабовладельческое государство (уникальное явление), в феодальное государство (главным образом, в Европе) было той первой формой государственности, в которую эволюционно, в силу внутреннего развития переросла социальная организация первобытного общества.
1. МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВА И СИСТЕМА ОРГАНОВ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ 3
2. СУЩНОСТЬ РАННЕКЛАССОВОГО ГОСУДАРСТВА И ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕРВЫХ ПАМЯТНИКОВ ПРАВА 15
3. ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА 20
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 21
1. Функциональное разделение
В правовом государстве во всех случаях,
когда действия исполнительной власти
связаны с ограничениями
2. Институциональное разделение
властей. Осуществление
В этом контексте разделение законодательной и исполнительной власти означает, во-первых, что органы исполнительной власти не вправе заниматься первичным нормотворчеством, издавать нормативные акты, имеющие силу закона.
Во-вторых, законодатель не вправе вмешиваться
в деятельность исполнительных органов,
не вправе принимать решения
3. Персональное разделение
Цель законодательной власти, как это следует из ее названия, — издание законов. Еще эту ветвь публичной власти принято именовать представительной, поскольку эти органы, как никакие другие, представляют интересы всего народа (населения) или значительной его части. Речь идет об органах, которые принято именовать парламентами. Именно им доверено принимать законы, т.е. акты высшей юридической силы, поскольку они являются выборными коллегиальными органами публичной власти, в которых наиболее широко представлены интересы большинства граждан демократического государства, включая политические, национальные, возрастные и иные социальные меньшинства.
Вторая ветвь публичной власти — исполнительная. Ее основная задача — исполнять те законы, которые приняты законодательными (представительными) органами публичной власти. Смысл деятельности этой ветви власти — фактически реализовать те положения принятых парламентом законов, которые нуждаются в принудительном исполнении или вмешательстве в их исполнение в иной форме. По этой причине перед исполнительными органами власти стоит задача дойти до каждого гражданина, каждого участника правовых отношений, добиться реализации требований закона.
Поэтому в системе органов исполнительной власти, в отличие от представительных органов, требуется создание единой вертикали органов власти, административного подчинения нижестоящих органов вышестоящим.
Третья ветвь государственной власти — судебная. Ее положение в системе разделенной публичной власти отличается наибольшим своеобразием. Ее органы выступают противовесом первым двум ветвям власти в борьбе за обеспечение прав человека. Именно судебные органы защищают человека от произвола первых двух ветвей публичной власти. Они разрешают споры между органами этих ветвей власти. Но самое главное — именно судебные органы делают то, что не способны сделать все остальные органы публичной власти: установить истину в юридическом смысле слова. Судебные органы придают установленным ими фактам юридическое значение. А после этого следуют процедура защиты законных прав участников правовых отношений, наказание виновных лиц, отмена незаконных решений, восстановление нарушенного права, защита прав потерпевшего и т.д.
Еще одна ветвь публичной власти, претендующая на самостоятельное существование, — контрольная власть. Цель выделения данной ветви власти в качестве самостоятельной — обеспечить независимость входящих в нее органов от иных ветвей публичной власти, дабы обеспечить большую эффективность их деятельности. Во многих странах мира эту ветвь государственной власти образуют прокуратура, счетные палаты, иные контрольные органы. В нашей стране контрольная власть также пока не выделяется в качестве самостоятельной.
Говоря о разделении властей, необходимо подчеркнуть, что речь не идет о противостоянии перечисленных ветвей власти друг другу. Публичная власть в государстве всегда едина, поскольку все ее органы выполняют общую функцию: защищают и гарантируют права человека, обеспечивают их реализацию. Что же касается разделения властей, то это чисто техническая задача, направленная на специализацию их функций. Любой орган, совершающий день за днем однотипные функции, достигает совершенства в своей области. К тому же разделение властей не только препятствует сосредоточению всей власти в руках одного органа публичной власти, служит гарантом сохранения демократического режима в государстве, но и позволяет выявить коллизии и пробелы между различными ветвями власти, как это показано выше в отношении Российской Федерации.
Механизм осуществления публичной власти в России, как и во всем мире, — это динамичная, развивающаяся система. Основная цель этого развития — оптимизация решения управленческих задач, повышение эффективности защиты прав человека, экономия бюджетных средств.
Российская действительность не в полной мере подтверждает данный вывод. Однако следует учитывать, что:
• речь идет о теории вопроса, общих тенденциях, прослеживающихся в мире в целом;
• короткий период демократических преобразований, который прошла наша страна за последнее десятилетие, не позволяет пока выработать оптимальную модель механизма осуществления публичной власти в Российской Федерации. Однако это не означает, что к этому не следует стремиться.
Древнейшие государственные
образования возникали, как общее
правило, на социально-экономической
основе раннеземледельческого
Город-государство знает уже четкую социальную дифференциацию, имущественное расслоение, разделение труда здесь закрепляется территориально появляются кварталы горшечников, медников, других ремесленников, выделяется знать, формируется первоначальный аппарат управления лица, занимающиеся организацией производства, учета, организацией общественных работ, выдачами из общественных фондов и т. п. В городе-государстве формируются три центра управления, административного и идеологического лидерства: городская община, дворец и храм. В частности, храмы начинают выступать как религиозные, организационно-хозяйственные, распределительные и информационные системы. Город начинает выполнять по отношению к другим прилегающим селениям функции государственного управления. Эти функции весьма многообразны: управление общинными земледелием и землевладением; выполнение общественных ритуальных обрядов; осуществление межгосударственного продуктообмена, который со временем развивается в товарообмен (продуктообмен внутри города-государства почти не существует, каждая «большая семья» (родители, их дети молодые мужчины и женщины с их женами и мужьями, внуки, другие родственники) обеспечивает себя полностью, за исключением украшений, керамики, некоторых орудий, и лишь на последующих этапах возникают рынки, т. е. торговля); защита от военных нападений и организация военных походов для покорения других городов-государств, взимание дани или налогов; создание и распределение общественных фондов, в основном продуктов на случай стихийных бедствий, военных нападений и т. п.; создание институтов для рассмотрения споров, поддержания соответствующих традиций, обычаев, установления светских и религиозных правил (при переплетении зачастую таковых); развитие ремесла и торговли и ряд других функций.
Первоначальная форма
город-государство также
Первичное государство возникает, чтобы организационно обеспечить функционирование производящей экономики, новые формы трудовой деятельности, которые становятся отныне условием выживания и воспроизводства человечества, т. е. чтобы обеспечить само существование человечества в новых условиях. Так, в качестве одной из важных первоначальных функций города-государства появляется функция информационного обслуживания общества.
Необходимость учитывать потребность «больших семей» свободных земледельцев-общинников основной социальной и производительной силы раннеземледельческого общества в земельных угодьях, в воде, ирригационных сооружениях, необходимость учитывать вклад в общественные. работы строительство каналов, мостов, потребность создавать и учитывать общественные фонды, поступления дани, налогов, организовывать учет запасов и многое другое объективно приводили к возникновению в первых городах-государствах разветвленных информационных систем. В этих системах фиксировались самые разнообразные сведения, вплоть до данных о каждом члене соответствующей семьи (это было, например, в государстве инков), о выходах и невыходах на работу (у шумеров) и т. д.
Функцию создания и управления информационной системой берет на себя выделяющаяся из общества специальная группа «информационных работников» жрецы, писцы, держатели «кипу» у инков («кипу»- специальное веревочное письмо).
Иные сферы деятельности первичного государства также были направлены на обеспечение производящей экономики.
Словом, возникающее первичное
государство как социальный институт
обслуживает и организационно обеспечивает
именно производящую экономику раннеземледельческих
Многочисленные функции города-государства привели уже на первых этапах его возникновения к созданию разветвленного бюрократического аппарата: в не которых древнейших небольших городах-государствах IV-III тыс. до н. э. насчитывается по письменным источникам от 80 до 130 должностей и профессий. Ранние классовые структуру делят общество на знать, зажиточный горожан, свободных лиц.
Классовая природа первичных государств четко определялась лишь с течением времени, когда расслоение общества, классоообразование приводили к захвату государства тем или иным классом и приспособлением его к своим интересам, нуждам. Следовательно, процессы образования классов и государства нельзя понимать упрощенно, будто сперва возникли классы, затем их антагонизм привел к появлению государства. Эти процессы идут параллельно, независимо, взаимодействуя друг с другом. Так, не только классообразование стимулирует появление первичных государств у шумеров, майя, ацтеков, инков, в Древнем Египте, Индии, Китае и т. д. Само первичное государство выступает мощным катализатором классообразования, способствуя возникновению раннеклассового общества.
В раннеклассовом государстве происходит дальнейшее выделение общинной знати, присвоение общественных должностей с помощью династического механизма (передачи этих должностей от родителей к детям) и на этой основе обогащение определенных групп. В свое время Ф. Энгельс указал на два пути образования политически и экономически господствующий классов во первых, через присвоение должностей с помощью наследственного механизма и обогащения на этой основе и, во-вторых, с помощью присвоения прибавочного продукта. Первый путь оказывается исторически наиболее распространенным, типичным.
В конкретно-исторической действительности раннеклассовое государство не возникало как результат деятельности только господствующего класса. Оно результат определенного развития общества на этапе становления производящей экономики, финального развития земледельческих культур.
Исторические данные свидетельствуют, что общинников-земледельцев основную социальную и производительную силу раннеклассовых обществ нельзя приравнивать к рабам. Их зависимость не была ни рабством, ни крепостничеством. Многие ученые определяют эту форму зависимости, как такую, когда земледелец имеет дело непосредственно с государством, применяющим свою неограниченную власть для организации и использования экономики страны в интересах правящего класса.
Примером возникновения рабовладельческого государства в ходе разложения первобытнообщинного строя всегда были Афины и Рим. Ими оперировали Энгельс и Ленин, когда обосновывали свои взгляды на происхождение государства. Однако установлено, что греческим государствам предшествовали более древние, ахейские, классовые структуры, которое походили на структуру переднеазиатских государств.
Рабовладельческое государство, характерное для определенного этапа античной истории, является не универсальным в истории человечества, а уникальным, тем особенным государством, которое характерно для конкретно-исторической ситуации Греции и Рима. Более того, античные рабовладельческие государства это лишь этап в истории государственности Греции и Рима, которому предшествовал иной этап первичных форм государственности, имеющих все те же характерные черты раннеклассовых государств.
Не рабовладельческое государство было тем типичным государством, которое пришло на смену социальной организации первобытнообщинного строя, а раннеклассовое город-государство, со сложной социальной структурой, многочисленными общественными функциями, обеспечивающие дальнейшее развитие производящей экономией. Это раннеклассовое государство в своем дальнейшем развитии переросло в государство так называемого азиатского способа производства, в котором основным классом были зависимые крестьяне, эксплуатировавшиеся государством. Государства же рабовладельческие возникли в силу весьма конкретных исторических обстоятельств в Греции и Риме (некоторые истории указывают на особое значение в этом процессе победы демоса в Греции и плебса в Риме) и являются уникальными, нетипичными государствами. Многие народы, в том числе русский народ, создавали свою государственность, не зная рабовладельческого этапа. А вот государства азиатского способа производства оказались типичными, распространенными во многих регионах Земли и существовавшие сотни лет.
Информация о работе Механизма государства и система органов публичной власти