Меры административного принуждения, применяемые таможенными органами (должностными лицами).

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 15:16, контрольная работа

Описание работы

В современных условиях возрастает роль и значение российской таможенной службы не только как органа исполнительной власти, регулирующего внешнеэкономическую деятельность (ВЭД), но также как правоохранительного органа.
В стране увеличивается количество нарушений таможенных правил и административных правонарушений, посягающих на нормальную деятельность таможенных органов, в правоприменительной практике которых по-прежнему актуальными остаются вопросы законности и обоснованности применения мер административно-правового принуждения.

Файлы: 1 файл

таможенное право.docx

— 36.01 Кб (Скачать файл)

                                                                                                                                                                                     

 

Введение

        В современных условиях возрастает роль и значение российской таможенной службы не только как органа исполнительной власти, регулирующего внешнеэкономическую деятельность (ВЭД), но также как правоохранительного органа.

        В стране увеличивается количество нарушений таможенных правил и административных правонарушений, посягающих на нормальную деятельность таможенных органов, в правоприменительной практике которых по-прежнему актуальными остаются вопросы законности и обоснованности применения мер    административно-правового принуждения.

       Административно-правовые действия таможенных органов характеризуются административно-юрисдикционной направленностью и выражаются в установлении общеобязательных условий, ограничений, запретов и дозволений через подконтрольные государству методы, приемы, меры по предупреждению, выявлению и пресечению действий физических и юридических лиц по несоблюдению или нарушению законодательства в области таможенного дела. 
 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Меры административного принуждения, применяемые таможенными органами (должностными лицами).

 

      В условиях становления и развития институтов государственной влас-

ти значительно усложняются  задачи специальных органов управления по

обеспечению поступления  в бюджет денежных средств. Многие субъекты

правоотношений стремятся  избежать уплаты таможенных пошлин, налогов,

поэтому в целях предупреждения, пресечения правонарушений таможенные

органы применяют весь спектр административно-принудительных мер.

Пределы компетенции таможенных органов по применению мер адми-

нистративного принуждения  определяются правоохранительным характером

деятельности и обусловлены  их функциями.

          Вместе с тем, следует отметить, что административное принуждение

в области таможенного  дела имеет свои специфические черты.

         Во-первых, оно применяется в сфере действия правоотношений, урегулированных нор-

мами таможенного законодательства, и лишь в части, не урегулированной

ими, — Кодексом Российской Федерации об административных правона-

рушениях.

         Во-вторых, меры административного принуждения в сфере таможен-

ного регулирования обеспечивают соблюдение не всех видов админист-

ративно-правовых норм, а  лишь тех, которые содержат общеобязательные

правила поведения в сфере  таможенно-правовых отношений.

         В-третьих, меры административного принуждения в области таможен-

ного дела применяются, как  правило, таможенными органами и  их долж-

ностными лицами, наделенными  особыми полномочиями в сфере  право-

охранительной деятельности.

         В-четвертых, меры административного принуждения имеют доста-

точно широкий диапазон действия: таможенные органы вправе применять

различные его виды —  предупреждение, пресечение, правовосстановление,

меры процессуального  обеспечения производства и меры административной

ответственности.

       В-пятых, меры административного принуждения в таможенно-пра-

вовой сфере могут применяться  как в отношении физических, в  том числе

должностных, так и юридических лиц.

      В-шестых, меры административного принуждения в таможенно-право-

вой сфере носят более  суровый характер, чем предусмотренные  администра-

тивным законодательством  в целом, что проявляется, например, в высоких

штрафных санкциях, установленных  Кодексом Российской Федерации об

административных правонарушениях  за нарушение таможенных правил.

      В-седьмых, подобно административному принуждению в целом, боль-

шинство мер административного  принуждения в таможенной сфере  при-

меняется во внесудебном  порядке.

     Известно, что таможенное законодательство имеет комплексный ха-

рактер: частично его нормы  связаны с гражданским, финансовым, валют-

ным, уголовным законодательством. Вопросы применения административ-

ного принуждения как  одного из наиболее важных методов  регулирования

таможенных правоотношений в значительной степени регулируются Ко-

дексом Российской Федерации  об административных правонарушениях.

     При этом меры обеспечения производства по делам об административных

правонарушениях и меры административной ответственности в достаточ-

ной степени регламентированы данным Кодексом, тогда как действующее

таможенное законодательство устанавливает порядок применения адми-

нистративно-предупредительных  мер, мер административного пресечения

и административно-восстановительных  мер правового принуждения.

     Административно-предупредительные меры применяются с целью

предупреждения возможных  правонарушений в сфере государственного

управления и выражаются в профилактическом установлении ограничений

и запретов. Например, они  применяются при чрезвычайных обстоятельс-твах (стихийных бедствиях, несчастных случаях) для того, чтобы обеспе-

чить безопасность здоровья и жизнь граждан, нормальные условия  работы

предприятий и учреждений.

     Профессор Б.В. Россинский отмечает, что принудительные меры при-

меняются к тем, кто  не выполняет обязанности, нарушает запреты, то есть

совершает неправомерные  действия. Однако, отмечая большое  значение

предупредительных средств, признает, что они не являются принудитель-

ными мерами1.

     Другие ученые-юристы не связывают административно-предупреди-

тельные меры с совершением  правонарушений, вместе с тем отмечают, что,

несмотря на ярко выраженный профилактический характер, меры подобного

рода осуществляются в  принудительном порядке, то есть в процессе одно-

сторонней реализации юридически-властных полномочий компетентных

исполнительных органов (должностных лиц)2.

     Административно-предупредительные меры предотвращают правона-

рушения и, в этом смысле, предшествуют применению иных мер принуж-

дения, направленных против виновных в совершении административных

правонарушений. Среди предупредительных  мер административного принуждения  в та-

моженной сфере можно  выделить, например, такие, как:

— обеспечение уплаты таможенных платежей денежным залогом или

залогом товаров, банковской гарантией и поручительством (ст. 340–346 Та-

моженного кодекса Российской Федерации);

— возложение обязанности  таможенного сопровождения товаров  и

транспортных средств (ст. 87 Таможенного кодекса Российской Федерации);

— личный досмотр (ст. 373 Таможенного кодекса Российской Федерации);

— таможенная ревизия (ст. 376 Таможенного кодекса Российской Федерации).

     Меры административного пресечения являются самостоятельной раз-

новидностью мер административного  принуждения и обладают всеми  при-

знаками последних.

      Применение мер административного пресечения преследует цели,

связанные с достижением  определенного результата правоприменительной  деятельности, они выполняют правоохранительные функции, и являются

средством реализации административно-правовых запретов.

В настоящее время единого  нормативного акта, регулирующего систему

мер административного пресечения, основания и порядок их применения,

нет. Пресекательная деятельность регулируется многими законодательными

актами. Следует также отметить, что в правовой науке из-за разнообразия

мнений ученых относительно правовой характеристики и классификации

мер административного пресечения не существует какой-либо устоявшейся

системы взглядов.

    Особенностями мер административного пресечения является то, что

это наиболее распространенная разновидность мер административного  при-

нуждения, используемых в  предупреждении и пресечении правонарушений

в различных ситуациях; меры административного пресечения применяются

различными государственными органами, их должностными лицами, а  так-

же общественностью; они  не являются реализацией института  администра-

тивной ответственности, не сопряжены с наказанием и не содержат в себе тех ограничений субъективных прав, которые свойственны административным наказаниям; имеют превентивный характер и являются предпосылками административных наказаний.

     Среди предупредительных мер административного принуждения в таможенной сфере можно выделить: обеспечение уплаты таможенных платежей залогом товаров и денежным залогом, банковской гарантией и поручительством (ст.140-346 ТК РФ); возложение обязанности таможенного сопровождения товаров (ст.87 ТК РФ); личный досмотр (ст.373 ТК РФ); таможенная ревизия (ст.376 ТК РФ) и др. 
 
      К восстановительным мерам, которые вправе использовать сотрудники таможенных органов, следует отнести принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов (ст. 348 ТК РФ), начисление и взыскание пени (ст. 349 ТК РФ). Существуют также достаточные основания для отнесения к восстановительным мерам принуждения и взыскание с виновных издержек по делам о нарушении таможенных правил (ст. 24.7 КоАП). ёёпециальным мерам административного пресечения обычно относят: средства простого физического воздействия (например, использование служебных собак, приемы борьбы и т.п.); использование против нарушителя разнообразных технических (специальных) средств (дубинка, наручники), использование против субъекта правонарушения оружия. 
 
    Согласно ст. 414–417 ТК РФ, таможенные органы и их должностные лица вправе использовать такие специальные технические средства (резиновые палки, слезоточивые вещества, средства для принудительной остановки транспорта и др.) 
 
    Органы исполнительной власти в лице должностных лиц в момент применения мер пресечения руководствуются принципами законности и целесообразности, избирая минимально необходимые средства в целях предотвращения вредных последствий. 
 
     Основная цель мер процессуального характера – пресечь совершающееся административное правонарушение и обеспечить нормальный ход производства по делам об административных правонарушениях, основанный на законе. 
 
     Задачами административного производства являются: установление личности правонарушителя, сбор необходимых доказательств по делу, обеспечение исполнения постановления по делу и т.п. 
 
     К числу процессуальных мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применяемых непосредственно должностными лицами таможенных органов, относится (гл. 27 КоАП): доставление, административное задержание, личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, досмотр транспортного средства, изъятие вещей и документов, арест товаров и транспортных средств и иных вещей. В результате применения каждой из перечисленных мер должностным лицом таможенного органа обязательно составляется протокол. 
 
    Доставление и задержание предусматривают ограничение свободы лиц. Эти две меры могут быть использованы только в отношении граждан и должностных лиц. Изъятие и арест имущества затрагивают имущественные права субъектов правонарушения. 
 
     Доставление, исходя из смысла ч. 1 п.10 ст.27.2 КоАП, − это принудительное препровождение физического лица в целях составления протокола об административном правонарушении (в данном случае − АП) при невозможности его составления на месте выявления АП, если составление протокола является обязательным, доставление осуществляется должностными лицами таможенных органов в служебное помещение таможенного органа в возможно короткий срок. 
 
     Основная цель доставления заключается в составлении протокола об административном правонарушении. Кроме того, закон указывает, что доставление необходимо также в целях пресечения правонарушения, установления личности нарушителя при отсутствии у него удостоверяющих личность документов, установления принадлежности транспортных средств и перевозимых грузов при отсутствии необходимых документов. 
 
Юридическая природа административного задержания, как и любой иной принудительной меры, определяется целями, достижению которых служит данных правовой институт. 
 
    Административное задержание применяется с целью пресечения, прекращения административного правонарушения, когда другие меры воздействия в отношении правонарушителя исчерпаны, данная мера принуждения может применяться не только с целью пресечения, но и в качестве меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в целях установления личности нарушителя, составления протокола об АП при невозможности составить его на месте совершения правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дел и исполнения постановлений по этим делам. 
Глава 27 КоАП относит данную меру принуждения к числу мер по обеспечению производства по делу об АП. 
     Административное задержание, согласно ст. 27.3 КоАП, − это кратковременное ограничение свободы физического лица, которое применяется в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по этому делу. 
При выявлении АП административное задержание нарушителя осуществляется должностными лицами таможенных органов(ч. 1 п.6 ст. 27.3 КоАП).  
    Протокол об административном задержании подписывается как должностным лицом, составившем его, так и задержанным. В случае если задержанное лицо отказывается подписать протокол, в нём делается соответствующая запись (ст. 27.4 КоАП). 
Общий срок административного задержания не должен превышать три часа с момента доставления для совершения протокола и до момента освобождения(ч. 1 ст. 27.5 КоАП). Однако в законе чётко оговариваются случаи, когда срок административного задержания может быть увеличен. К ним, в числе иных, относится ведение производства по делу о нарушении таможенного законодательства, когда лицо, совершившее АП может быть задержано на срок более 48 часов(ч. 2 ст. 27.5 КоАП). 
     Согласно ст. 22 Конституции РФ и постановлению Конституционного суда РФ от 14 марта 2002 г. № 6-П административное задержание свыше 48 часов допускается только на основании судебного решения. 
      Административному задержанию не подлежат: совершившие АП иностранные граждане, пользующиеся дипломатической неприкосновенностью и предъявившие в подтверждение этого дипломатический паспорт, дипломатическую или консульскую карточку, а также депутаты, прокуроры и судьи. Положениями Венской конвенции о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 г. Установлено, что личность дипломатического агента неприкосновенна. Задержанные лица подвергаются личному досмотру и осмотру вещей, находящихся при них, с целью обнаружить орудия совершения либо предметы АП. 
 
     Личный досмотр как меру процессуального обеспечения производства по делу об АП следует отличать от мер таможенного контроля, а также от принудительных мер, не связанных с административным правонарушением.  
 
Двоякий характер носят и такие меры процессуального обеспечения производства по делу об АП как личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, осмотр помещений юридического лица или частного предпринимателя, досмотр транспортных средств. Так, законодатель наделяет должностных лиц таможенных органов применять такие меры не только в процессе привлечения лица к административной ответственности за АП, но и в целях предупреждения совершения противоправных деяний и осуществления контроля за лицами, пересекающими таможенную границу. 
     Осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов осуществляется в присутствии представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя или его представителя и двух понятых. 
       В отличие от личного досмотра, об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов составляется отдельный протокол. В нём указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о соответствующем юридическом лице, а также его законном представителе либо об ином представителе, об индивидуальном предпринимателе или об его представителе, об осмотренных территориях и помещениях, о виде и количестве, об иных идентификационных признаков вещей, о виде и реквизитах документов. 
     В случае необходимости так же применяются фото- и киносъёмка, видеозапись, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств, о чём делается соответствующая запись в протоколе осмотра, а материалы, полученные в результате произведённых действий, к протоколу прилагаются. 
      Протокол осмотра подписывается должностным лицом таможенного органа, его составившим, законным представителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем либо в случаях, не терпящих отлагательства, иным представителем юридического лица или представителем индивидуального предпринимателя, а также понятыми. В случае отказа законного представителя юридического лица или иного его представителя, индивидуального представителя или его представителя от подписания протокола в нём делается соответствующая запись. 
      Досмотр транспортного средств (ст. 27.9 КоАП) – это обследование транспортного средства, проводимое без нарушения его конструктивной целостности, которое осуществляется в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения. 
      Досмотр транспортного средства осуществляется должностными лицами таможенных органов, наделённых правом производить такие процессуальные действия, как доставление и административное задержание. Досмотр проводится в присутствии двух понятых и лица, во владении которого находится транспортное средство. В случаях, не терпящих отлагательства, досмотр может быть осуществлен в отсутствие указанного лица. 
     О досмотре транспортного средства составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании. 
 
      Изъятие вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов (ст. 27.10 КоАП), имеющих значение доказательств по делу об АП и обнаруженных на месте его совершения либо при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, и досмотре транспортного средства, осуществляется должностными лицами таможенного органа, имеющими право составлять протоколы об административном правонарушении в области таможенного дела (АП), в присутствии двух понятых. 
      Изъятие вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении и обнаруженных при осуществлении осмотра принадлежащих юридическому лицу территорий, помещений и находящихся у него товаров, транспортных средств и иного имущества, а также соответствующих документов, осуществляется должностными лицами таможенного органа в присутствии двух понятых. 
       Итак, законодатель указывает не обязательность присутствия понятых в процессе изъятия, в отличие от личного досмотра, который в некоторых случаях может быть произведён и в отсутствие таковых. 
        Об изъятии вещей и документов составляется протокол либо делается запись в протоколе о доставлении или в протоколе об административном задержании. 
        При необходимости в момент изъятия может применяться фото- и видеосъёмка, о чём в протокол заносится запись, а результаты их проведения прилагаются. 
    Изъятые вещи подлежат оценке, если нормой об ответственности за совершённое АП предусмотрено: 

 
- назначение административного наказания в виде административного штрафа, исчисляемого в величине, кратной стоимости изъятых вещей;

- изъятые вещи подвергаются быстрой порче и направляются на реализацию или уничтожение (например, скоропортящиеся товары);

- изъятые из оборота в соответствии с законодательством РФ этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция подлежат направлению на переработку или уничтожению.

 
     Стоимость изъятых вещей определяется на основе государственных регулируемых цен в случае, если таковые установлены. В остальных случаях она определяется на основании рыночной стоимости. При необходимости стоимость изъятых вещей определяется на основании заключения эксперта. 
     При изъятии иностранной валюты как предмета административного правонарушения её перерасчёт в валюту Российской Федерации производится по действующему на день совершения административного правонарушения курсу ЦБ РФ. 
        Согласно ч. 3 приказа ГТК РФ от 1 апреля 2002 г. № 295 право осуществлять личный досмотр, осмотр помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, досмотр транспортного средства, изъятие вещей и документов, предоставлено должностным лицам таможенных органов РФ: 
 
− непосредственно обнаружившим административное правонарушение; 
 
− уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях; 
 
− которым в соответствии с действующим законодательством поручено административное расследование по делу об административном правонарушении, в том числе совершённых отдельных процессуальных действий. 
       К наиболее часто используемым мерам процессуального обеспечения производства по делу об АП относится арест товаров, транспортных средств и иных вещей – орудий или предметов АП. 
     В соответствии со ст. 27.14 КоАП арест товаров, транспортных средств и иных вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения,заключается в составлении описи указанных товаров, транспортных средств и иных вещей с объявлением лицу, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об АП, либо его законному представителю о запрете распоряжаться (а в случае необходимости и пользоваться) ими и применения в случае, если указанные товары, транспортные средства и иные вещи изъять не возможно и (или) их сохранность может быть обеспечена без изъятия. 
      Товары, транспортные средства и иные вещи, на которые наложен арест, могут быть переданы на ответственное хранение другим лицам, назначенным должностным лицом, наложившим арест. 
      Изъятие и арест орудий или предметов АП следует отличать от аналогичных мер, принимаемых по результатам таможенной ревизии как формы таможенного контроля (ст. 376–377 ТК РФ). 
      Одной из процессуальных мер по обеспечению производства по делу об АП является привод. Он представляет собой принудительное препровождение физического лица к месту производства по делу в целях обеспечения правильного и своевременного его рассмотрения. 
       Очевидна разница между приводом и доставлением. Привод заключается в препровождении в таможенный орган лишь тех лиц, которые уклоняются от участия в производстве по делу об АП (физическое лицо или законный представитель юридического лица, в отношении которых ведётся производство по делу об АП, свидетель, законный представитель несовершеннолетнего). 
         О приводе в процессе рассмотрения дела об АП выносится определение должностным лицом таможенного органа или судьёй, рассматривающим дело. На основании этого определения привод осуществляется органом внутренних дел (как правило, участковым уполномоченным). 
     В особую группу мер административного принуждения законодатель выделяет административные наказания – установленные государством меры административной ответственности за совершённое правонарушение.

Информация о работе Меры административного принуждения, применяемые таможенными органами (должностными лицами).