Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 20:35, контрольная работа
Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях являются первой точкой пресечения прав граждан и юридических лиц и административного усмотрения государственных органов, реализующих политику государства в области привлечения к административной ответственности, в процессе производства по делам об административных правонарушениях. Соблюдение прав и законных интересов физических и юридических лиц является основной проблемой при применении указанных мер.
Введение ……………………………………………………………..3
Сущность, назначение, цели и виды мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях…………………...5
Доставление и задержание граждан. Личный досмотр,
досмотр вещей…………………………………………………….….9
Досмотр, задержание и запрещение эксплуатации транспортных
средств……………………………………………………………..…21
Изъятие вещей и документов……………………………………..…27
Заключение………………………………………………………..….31
Список использованных источников и литературы…………….…33
Содержание
Введение ………………………………………………………
досмотр вещей…………………………………………………….….9
средств……………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников и литературы…………….…33
Введение
Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях являются первой точкой пресечения прав граждан и юридических лиц и административного усмотрения государственных органов, реализующих политику государства в области привлечения к административной ответственности, в процессе производства по делам об административных правонарушениях. Соблюдение прав и законных интересов физических и юридических лиц является основной проблемой при применении указанных мер. Поскольку применение мер производства - действие принудительного характера по отношению к гражданину или юридическому лицу, их применение по своей сути является законодательно обеспеченным ограничением прав граждан и юридических лиц, поэтому элемент усмотрения, заложенный законодателем в процесс их применения, должен быть минимальным или отсутствовать в целом.1
Ограничение прав граждан
и юридических лиц допускается
государством, в случае с применением
мер обеспечения, в силу необходимости
пресечения совершения правонарушения,
установления личности нарушителя и
в других случаях (п. 1 ст. 27 КоАП РФ).
Применение мер обеспечения производства
представляет собой обеспеченное принудительной
силой государства ограничение
прав и свобод граждан и их объединений,
поэтому законодательная
Применение мер обеспечения производства возможно на различных стадиях процесса. КоАП РФ предоставил возможность уполномоченным лицам применять меры обеспечения при пресечении правонарушения, при составлении протокола об административном правонарушении, при исполнении постановлений по делу об административном правонарушении, а также при рассмотрении дела. Следовательно, можно сделать вывод о возможности применения обеспечительных мер фактически на протяжении всего производства по делу об административном правонарушении. В данном аспекте образуется вопрос об особенностях применения мер обеспечения производства на каждой стадии производства. Комплекс полномочий должностных лиц, составляющих протокол об административных правонарушениях, и лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении, не является идентичным и, следовательно, порядок применения мер обеспечения также обладает некоторыми особенностями.
Вышеизложенные положения
определяют актуальность исследования
вопроса о мерах
Целью работы является изучение,
закрепленных в Кодексе РФ об административных
правонарушениях мер
Исходя из поставленной цели, задачами работы являются:
-характеристика сущности,
назначения, целей и видов мер
обеспечения производства по
делам об административных
-изучение мер административно-
В работе использованы учебники и учебные пособия по курсу административного права РФ, нормативно-правовые акты и специальная литература.
1. Сущность, назначение,
цели и виды мер обеспечения
производства по делам об
Меры обеспечения производства
по делам об административных правонарушениях
применяются в следующих целях:
пресечение правонарушения; составление
протокола об административном правонарушении
при невозможности его
Перечень указанных мер
включает: 1) доставление; 2) административное
задержание; 3) личный досмотр, досмотр
вещей, досмотр транспортного
Данные меры вправе применять только специально уполномоченные на то лица, причем строго в пределах своих полномочий.
Следует иметь в виду, что цели применения отдельных мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях носят более узкий характер по сравнению с тем, что указано в ст. 27. 1 КоАП РФ (далее по тексту – Кодекс).
Так, согласно ст. 27.2 Кодекса
доставление применяется в
Требования о возмещении
материального и морального вреда,
причиненного незаконным применением
мер обеспечения производства по
делу об административном правонарушении
(часть 2 статьи 27.1 КоАП РФ) и незаконным
привлечением к административной ответственности,
подлежат рассмотрению в соответствии
с гражданским
Согласно ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме.
В ст. 1069 ГК РФ специально установлено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, возмещается за счет соответственно казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования.
Таким образом, на законодательном
уровне закреплены цели применения мер
обеспечения производства по делам
об административных правонарушениях
и перечень указанных мер. Некоторые
из них носят комплексный
Ошибки правоприменителей в процессе применения мер обеспечения обусловлены во многом нечеткими формулировками и «размытостью» задач применения таких мер. Поскольку КоАП РФ определил основанием применения мер обеспечения весьма широкий круг предметов, правоприменители трактуют этот факт как возможность их применения практически в любом случае привлечения к административной ответственности. В то время как основная задача мер обеспечения это осуществлять вспомогательные функции по отношению к порядку осуществления производства по делам об административных правонарушениях. Перед ними не стоит задача дублирования ответственности, наложения дополнительного наказания в форме ограничения прав граждан и юридического лица или создания неблагоприятных условий для последних с целью ускорить процесс производства по делу об административном правонарушении. Цель применения мер обеспечения, по нашему мнению, заключается лишь в помощи уполномоченным лицам при составлении протокола (в том числе установление личности правонарушителя при составлении протокола, собирание доказательной базы), пресечение нарушения и исполнении постановления по делу об административном правонарушении. Именно на реализацию этих задач направлены полномочия соответствующих должностных лиц в процессе применения мер обеспечения.
Меры обеспечения производства
представляют собой деятельность субъектов
органов административной юрисдикции,
обеспечивающую проведение процесса производства
по делам об административных правонарушениях
в установленном законом
Ошибки должностных лиц, уполномоченных на применение мер обеспечения, демонстрирует значительное количество обращений к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации. Например, нарушения, допущенные должностными лицами органов внутренних дел при осуществлении административного задержания, неоднократно становились предметом обращений к Уполномоченному.
Учитывая возможности
государственного органа по применению
мер обеспечения, необходимо создание
механизма, уравновешивающего
2. Доставление и задержание граждан. Личный досмотр, досмотр вещей.
Доставление как одна из
мер административно-
Прежде всего, в ней
впервые прямо отражен
Во-вторых, заранее, т. е. до вынесения постановления по делу об административном правонарушении, не презюмируется, что доставляемый является нарушителем.
В-третьих, прямо указывается, что доставление осуществляется только при невозможности составления протокола об административном правонарушении на месте совершения административного правонарушения, если составление протокола является обязательным.
Знаковой особенностью понятия
доставления, установленного Кодексом,
является то, что оно изменяет алгоритм
действий органов, уполномоченных выявлять
административные правонарушения, и
относит доставление как
Применение доставления
предполагает обязательное последующее
составление соответствующим
Цель доставления - составление протокола об административном правонарушении. Безусловно, что общей целью доставления как меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении является и пресечение административного правонарушения, и установление личности нарушителя. Частной целью доставления, связанной с составлением протокола об административном правонарушении, является также сбор и оценка доказательств по делу об административном правонарушении.
Статьей 27. 2 КоАП РФ установлен исчерпывающий перечень должностных лиц, уполномоченных на доставление, который значительно меньше, чем перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях. Это обусловлено тем, что далеко не все должностные лица органов исполнительной власти на основании ч. 3 ст. 55 Конституции РФ в соответствии с федеральными законами имеют право на осуществление принудительных действий, ограничивающих права и свободы человека и гражданина.4 Такие полномочия предоставлены, например, полиции ст. 3 Закона РФ от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции».5 Доставление вправе производить должностные лица органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, военнослужащие пограничных органов.
В число особенностей доставления входит предоставление органам внутренних дел (полиции) полномочий по доставлению с целью составления протокола об административном правонарушении физических лиц в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях при выявлении любых административных правонарушений. Эти полномочия органов внутренних дел (полиции) обусловлены установленной в ст. 2 Закона РФ «О полиции» задачей полиции по оказанию помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов.6
Информация о работе Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях