Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 17:19, курсовая работа
• Организация местного самоуправления входит в круг фундаментальных проблем, функционирования демократического общества и государства. Процессы реформирования всех сторон общественной жизни в современной России проходят в условиях кардинальных изменений гражданского сознания, когда демократические формы организации жизни общества сталкиваются с консервативными устремлениями к упрощенному пониманию отношения человека и общества, гражданина и государства. Анализ природы местной власти позволяет сделать вывод о том, что в ней одновременно сочетаются два начала: общественное и государственное. Правильное осознание особенностей
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ
§1. Понятие и система местного самоуправления в России
§2. Принципы местного самоуправления
§3. Функции местного самоуправления
ГЛАВА 2. НОРМАТИВНО ПРАВОВЫЕ АКТЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ КАК ПРЕДМЕТ ПРАВООХРАНЫ
§1. Нормативно-правовые акты федерального уровня.
- Нормы конституции российской федерации о местном
самоуправлении
- Федеральные законы и подзаконные нормативно-правовые акты
§2. Нормативные правовые акты субъектов российской федерации
§3. Нормативные правовые акты, принимаемые в системе местного самоуправления
ГЛАВА 3. КОМПЕТЕНЦИЯ МСУ В СФЕРЕ ПРАВООХРАНЫ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ОВД
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
· Местное самоуправление явля-ется одним из институтов, составляющих основы конституционного строя Российской Федерации.
· Это придает черты устойчивого характера местному самоуправле-нию в обществе.
· Часть вторая статьи 3 Конституции Российской Федерации устанав-ливает, что народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы местного самоуправления, часть вторая статьи 2 закрепля-ет наличие муниципальной собственности у муниципальных образова-ний, часть вторая статьи 9 гласит, что земля и природные ресурсы мо-гут находиться в муниципальной собственности.
· Логическая последовательность и предназначение этих норм свиде-тельствуют о том, что власть народа строится не на пустом месте. Осно-вой ее является муниципальная собственность, в том числе земля и дру-гие природные ресурсы. Таким образом, материальную основу власти, осуществляемой гражданами в муниципальном образовании, составляет муниципальная собственность.
· Статья 12 данной главы Конституции Российской Федерации, при-давая особую важность местному самоуправлению, установила, что в Российской Федерации признается и гарантируется местное само-управление. Далее статья 12 устанавли вает принцип самостоятельности местного самоуправления в системе общества. Местное самоуправле-ние имеет свои полномочия. Согласно статье 15 части 2 Конституции органы местного самоуправления обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Конституция тем самым определяет условия деятельности местного самоуправления.
· Таковы нормы о местном самоуправлении, содержащиеся в главе первой Конституции Российской Федерации об основах Конституци-онного строя в Российской Федерации.
· Не менее важными являются нормы, установленные в главе второй Конституции Российской Федерации о правах и свободах человека и гражданина.
· Согласно статье 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина определяют деятельность местного са-моуправления. Тем самым Конституция устанавливает тесную связь между человеком и местным самоуправлением, с одной стороны, и между его правами, свободами и деятельностью местного самоуправле-ния -- с другой. При этом основу самоуправления составляет человек, его права и свободы.
· Далее в статье 32 ч. 2 Конституции Российской Федерации за граж-данами Российской Федерации закрепляется право избирать и быть из-бранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Это означает, что граждане вправе осуществлять власть как путем непосредственного, прямого волеизъявления, так и работая в органах, в которые они могут быть избранными. Кроме того, все граж-дане, обладающие правом избирательного голоса, осуществляют свою власть через избираемые ими представительные органы местного само-управления и выборных должностных лиц местного самоуправления.
· Данная норма Конституции Российской Федерации определяет фор-мы прямого волеизъявления граждан и опосредованного осуществления ими власти через создаваемые ими органы местного самоуправления.
· Статья 33 Конституции Российской Федерации вводит элемент от-крытости деятельности органов местного самоуправления. В соответст-вии с указанной статьей граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в орга-ны местного самоуправления.
· Глава 8 Конституции Российской Федерации устанавливает содер-жание и предназначение местного самоуправления. В ней, равно как и в предыдущих главах, устанавливаются основополагающие нормы-принципы, раскрывающие понятие местного самоуправления, его ос-новы, формы осуществления, пределы действия, полномочия по важ-нейшим вопросам, и, гарантии.
· Предназначение местного самоуправления, согласно статье 130 ч. 1 Конституции Российской Федерации состоит в решении вопросов мест-ного значения. При этом указывается, что население владеет, пользуется и распоряжается муниципальной собственностью, наличие которой за-креплено в первой главе Конституции Российской Федерации. Часть вторая этой же статьи называет формы, посредством которых осуществ-ляется местное самоуправление. Это референдум, выборы, другие фор-мы прямого волеизъявления, а также выборные и другие органы местно-го самоуправления. То есть на уровне Конституции Российской Федерации определен механизм местного самоуправления и т.д.
· Конституция Российской Федерации содержит основные принципы о местном самоуправлении. Нормы, установленные в ней, носят от-крытый характер. Это означает, что в развитие конституционных норм могут быть приняты федеральные законы, законы субъектов Россий-ской Федерации и другие нормативные правовые акты Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 8-ФЗ "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" (ред. ФЗ № 38-ФЗ от 19 апреля 2002 г.//СЗ РФ от 22 апреля 2002 г., N 16, ст.1499)//СЗ РФ от 12 января 1998 г., N 2, ст. 224;.
· Такая возможность закреплена, например, в статье 72 ч. 1, пункт «н», которая относит вопрос об установлении общих принципов орга-низации местного самоуправления к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
· Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что Конституция Российской Федерации, являясь основным законом общества и госу-дарства, установила систему норм о местном самоуправлении, на кото-рой должны базироваться все остальные нормативные правовые акты.
· При этом нормы Конституции Российской Федерации подразделя-ются на нормы:
· разрешающие введение местного самоуправления в Российской Федерации;
· определяющие предназначение местного самоуправления;
· закрепляющие механизм и регулирующие организа-цию и деятельность местного самоуправления;
· устанавливающие экономическую основу местного самоуправления;
· закрепляющие территориальные пределы местного самоуправления;
· устанавливаю-щие компетенцию местного самоуправления по отдельным вопросам;
· устанавливающие гарантии местного самоуправления;
· устанавли-вающие права граждан на местное самоуправление и запрещающие ог-раничение прав на местное самоуправление.
· Все перечисленные и другие нормы нашли свое развитие в феде-ральных нормативных правовых актах, нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, а также нормативных правовых ак-тах местного самоуправления.
· - Федеральные законы и подзаконные нормативно-правовые акты
· · Базовым, специальным законом, развивающим нормы Конститу-ции Российской Федерации, регулирующие отношения в системе мест-ного самоуправления, является Федеральный Закон № 154 от 28.05.95 г. «Об общих принци-пах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями ФЗ № 107 от 04.08.2000г.
· В нем раскрыты основные понятия, термины местного самоуправления, обозначена роль местного самоуправления в осуществлении народовластия, как основы конституционного строя в России, закреплены права граждан на осуществление местного самоуправления. Закон определил полномочия органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов в области местного самоуправления, выделил вопросы, находящиеся в ведении муниципального образования.Федеральный закон № 154 от 28.08.95г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» //Правовая система "Гарант".
· · В законодательных основах местного самоуправления закреплена приоритетность Конституции Российской Федерации и данного закона над законодательными актами субъектов Федерации в случаях их противоречия первым. Большое внимание в Федеральном законе уделяется вопросу об уставе муниципального образования, раскрывается основное содержание, порядок его разработки и регистрации. Закон рассматривает территориальные основы местного самоуправления, вопросы установления и изменения границ муниципального образования Местное самоуправление: Теория и практика.2-е изд-е, изм. И доп./Под ред. Г. Люхтерхпиндт - М.: Фонд Ф.Науманна, 1997. - С. 14..
· Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет основы деятельности органов местного самоуправления и подчеркивает, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти и осуществление органами государственной власти или государственными должностным лицами местного самоуправления не допускается.
· Структура органов должна определяться населением муниципального образования. Представительные органы местного самоуправления состоят из депутатов, выборы которых должны проводиться на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Законом определены и основные функции представительных органов. Глава муниципального образования может быть избран как представительным органом из своего состава, так и непосредственно населением данной территории. Статус депутата муниципального образования также отражен в федеральном законе. Органы и должностные лица местного самоуправления наделены правом принимать правовые акты по вопросам своего ведения. Законом предусматриваются различные формы волеизъявления граждан, такие, как местный референдум, муниципальные выборы, собрание (сход) граждан и другие формы осуществления местного самоуправления.
· Финансово-экономическая основа местного самоуправления законодательно регулируется в соответствии со статьями Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В нем определены понятия экономической основы местного самоуправления, муниципальной собственности, рассмотрены порядок управления муниципальной собственностью, отношения органов местного самоуправления и предприятий и организаций, находящихся в муниципальной собственности. Также в законе раскрываются финансовая основа местного самоуправления, местный бюджет, источники его формирования и отмечена самостоятельность органов местного самоуправления в распоряжении средствами местного бюджета. Минимальные местные бюджеты обеспечиваются федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем закрепления доходных источников для покрытия минимально необходимых расходов местных бюджетов.
· Законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", с одной стороны, гарантируется организационная, финансово-экономическая самостоятельность местного самоуправления, судебная защита местного самоуправления. С другой стороны, Законом предусмотрены ответственность органов местного самоуправления и его должностных лиц и контроль за их деятельностью Авакъян С.А. Местное самоуправление в Российской Федерации: концепции и решения нового закона // Весник МГУ . Серия 11. Право. 1996. - №2. - С.59..
· Направления дальнейшего развития местного самоуправления в Российской Федерации нашли отражение вФедеральной программе государственной поддержки местного самоуправления, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 1995 года. Программа предполагала постепенный переход от централизованного государственного управления к децентрализованному управлению путем передачи муниципальным образованиям полномочий и ресурсов для решения вопросов местного значения, создания условий для дальнейшего развития местного самоуправления. Одной из главных задач этого документа являлась разработка правовых основ деятельности местного самоуправления. Программой предусматриваются внесение изменений и дополнений, определяющих права муниципальных образований, в бюджетное и налоговое законодательство, в природоохранное законодательство о земле, разработка законодательных и нормативных актов по порядку землепользования и недропользования, а также закрепление прав на распоряжение муниципальной собственностью. В рамках этой программы законодательно разрабатываются вопросы муниципальной службы, основах деятельности муниципального здравоохранения, о муниципальных банках в Российской Федерации Муниципальный менеджмент/Под ред. проф. Морозовой Т.Г. - М.:ЮНИТИ, 1997., - С.38.
· Среди правовых актов выделяется Указ Президента от 15.10.1999г. «Об утверждении Основных положений государственной политики в области развития местного самоуправления в РФ», который призван разработать дальнейшие необходимые шаги для развития системы местного самоуправления.
· Одним из важнейших актов федерального уровня является Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» от 19.09.1997г., который существенно расширил и усилил эти гарантии граждан по сравнению с предыдущим законом. С вступлением в силу этого закона принцип выборности органов местного самоуправления получил более широкую демократическую основу путем усиления федеральных гарантий избирательных прав граждан.
· Не менее важным является Федеральный закон «Об основах муниципальной службы в РФ» от 08.01.1998г., в котором установлены порядок финансирования, а так же статус муниципальной службы и муниципального служащего, как разновидности публичной службы. Закон предоставляет соответствующие гарантии муниципальным служащим. Прудников А.С., Кудин В.А., Лимонов А.М., Лимонова Н.А. Муниципальное право России: Курс лекций. - М.: ЮИ МВД РФ. 2003, - С. 48.
· В первом случае, органы местного самоуправления признаются субъектами частного права и не нуждаются в публично-правовых (властных) полномочиях.
· Во втором - они превращаются, по существу, в “благотворительные” органы.
· Лишь в третьем случае органы местного самоуправления становятся публично-правовым институтом, который реально может “под свою ответственность” разрешать разнообразные задачи, признаваемые в качестве вопросов местного значения. Решению в пользу последнего варианта соответствует необходимость разработки (или применения известных) методов и инструмент ов управления в сфере экономики муниципального образования, инструментов взаимодействия с частными хозяйствующими субъектами, с одной стороны, с органами государственного управления, действующими на данной территории, с другой.
· §2. Нормативные правовые акты субъектов российской федерации
· · Если на федеральном уровне закрепляются исходные начала, общие принципы правового регулирования, выделяются основы, гарантируются права местного самоуправления, то конкретные организационно-правовые формы и содержание местного самоуправления определяются на уровне субъекта Федерации, с учетом национальных, исторических, региональных и других особенностей и это отражается в нормативно-правовых актах - конституциях, законах, постановлениях, положениях и уставах о местном самоуправлении субъектов Федерации.
· Положения Конституции Российской Федерации о местном самоуправлении, Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» являются основой правовых актов субъектов Федерации, в которых они получили развитие, спроецировавшись на конкретную территорию, трансформировались применительно к конкретным местным условиям. Сравнительный анализ правовых основ местного самоуправления на уровне субъектов Федерации показывает, что многие субъекты Федерации, несмотря на общую правовую основу, по-разному трактуют и развивают многие аспекты местного самоуправления.