Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 17:19, курсовая работа
• Организация местного самоуправления входит в круг фундаментальных проблем, функционирования демократического общества и государства. Процессы реформирования всех сторон общественной жизни в современной России проходят в условиях кардинальных изменений гражданского сознания, когда демократические формы организации жизни общества сталкиваются с консервативными устремлениями к упрощенному пониманию отношения человека и общества, гражданина и государства. Анализ природы местной власти позволяет сделать вывод о том, что в ней одновременно сочетаются два начала: общественное и государственное. Правильное осознание особенностей
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ
§1. Понятие и система местного самоуправления в России
§2. Принципы местного самоуправления
§3. Функции местного самоуправления
ГЛАВА 2. НОРМАТИВНО ПРАВОВЫЕ АКТЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ КАК ПРЕДМЕТ ПРАВООХРАНЫ
§1. Нормативно-правовые акты федерального уровня.
- Нормы конституции российской федерации о местном
самоуправлении
- Федеральные законы и подзаконные нормативно-правовые акты
§2. Нормативные правовые акты субъектов российской федерации
§3. Нормативные правовые акты, принимаемые в системе местного самоуправления
ГЛАВА 3. КОМПЕТЕНЦИЯ МСУ В СФЕРЕ ПРАВООХРАНЫ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ОВД
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
· К нормативно-правовым актам регионального уровня относятся:
· · конституции республик, входящих в состав РФ;
· · уставы;
· · законы субъектов РФ.
· Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации так-же подразделяются на законы и подзаконные акты. Законы издаются законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации. К ним относятся конститу-ции республик в составе Российской Федерации, уставы краев, облас-тей, автономной области, автономных округов, законы.
· Уставы субъектов Федерации редко, когда противоречат Конституции России. Однако и они учитывают специфику организации муниципальной власти на соответствующей территории. Так, Устав Ленинградской области предусматривает смешанную систему управления на местном уровне: государственное управление (главы администраций районов, назначаемые губернатором области) и местное самоуправление (осуществляемое городскими муниципалитетами, волостными управами, и сельскими старостами) Кутафин О.Е. Фадеев В.И. Муниципальное право РФ: Учебник. - М.: Юрист, 2000. - С.61..
· В целом же к предметам законодательства субъектов Федерации относятся:
· организация и деятельность местного самоуправления в соответствии с федеральным законодательством;
· порядок образования, объединения, преобразования и упразднения муниципальных образований, установление и изменение их границ и наименований;
· порядок регистрации уставов муниципальных образований;
· порядок проведения муниципальных выборов;
· проведение местных референдумов;
· осуществление права местного самоуправления на законодательную инициативу в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Федерации;
· порядок передачи объектов собственности субъекта Федерации в муниципальную собственность;
· межбюджетные отношения между бюджета субъекта Федерации и бюджетами муниципальных образований;
· установление нормативов минимальной бюджетной обеспеченности;
· установление минимальных государственных (субъекта Российской Федерации) социальных стандартов;
· обеспечение сбалансированности минимальных местных бюджетов;
· наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями;
· муниципальная служба (в соответствии с федеральным законом);
· административные правонарушения по вопросам, связанным с осуществлением местного самоуправления;
· плата за использование природных ресурсов на территории муниципального образования.
· §3 Нормативные правовые акты, принимаемые в системе местного самоуправления
· · В четвертую группу входят нормативно-правовые акты, принимаемые органами местного самоуправления или населением непосредственно.
· Это прежде всего уставы муниципальных образований и нормативно-правовые акты по предметам ведения муниципального образования, принятие которых предусмотрено уставом муниципального образования.
· Кроме того к ним относятся решения местных референдумов, обладающих высшей юридической силой по отношению к другим нормативным правовым актам местного самоуправления, решения собраний (сходов) граждан, решения представи-тельных органов местного самоуправления, решения исполнительных органов местного самоуправления, постановления должностных лиц местного самоуправления.
· Правовые акты местного самоуправления делятся на нормативные и ненормативные.
· Нормативные акты содержат общие правила поведения (нормы, права). С их помощью регулируются муниципальные отношения, устанавливаются нормы муниципального права на местном уровне. В соответствии со ст.15 Конституции Российской Федерации и ст. 19 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» нормативные правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования) Актуальные проблемы формирования местного самоуправления в Российской Федерации . "Круглый стол" в институте государства и права РАИ // Государство и право .-1997.-№5. - С. 28.;
· Ненормативные (индивидуальные) акты необходимы для осуществления организационной, исполнительной и контрольной деятельности в системе местного самоуправления (приказы о назначении на муниципальную должность, о мерах воздействия на нарушителей дисциплины и проч.)
· Согласно ст. 25 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» право на правотворческую инициативу в вопросах местного значения имеет и население в соответствии с уставом муниципального образования . Проекты правовых актов по вопросам местного значения, внесенные населением в органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению на открытом заседании с участием представителей населения, а результаты рассмотрения - официальному опубликованию (обнародованию). Федеральный закон № 154 от 28.08.95г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» //Правовая система "Гарант".
· В том случае, если для реализации решения, принятого на местном референдуме, требуется издание нормативного правового акта, то орган местного самоуправления, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан принять такой акт (ст.22).
· Статья 44 соответствующего закона гласит, что решения, принятые путем волеизъявления граждан, решения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых норм, а также органами местного самоуправления и гражданами.
· Важной проблемой является отсутствие опыта работы по подготовки нормативно-правовых актов местного значения, отсутствие рекомендаций по разработке системы документов, регламентирующих и обеспечивающих местное самоуправление. На практике самым сложным оказывается разработка устава муниципальных образований. Необходимо усиление методического обеспечения местного самоуправления. В решении этой задачи важную роль должны сыграть ассоциации и союзы муниципальных образований. Кроме того, в Министерстве РФ по делам национальностей и федеративным отношениям налаживается работа по оказанию постоянной методической и экспертной помощи органам местного самоуправления.
· Устав муниципального образования является важным норматив-ным правовым актом, входящим в правовую основу местного само-управления.
· Каждое муниципальное образование должно иметь свой устав, раз-работанный на основе действующего законодательства о местном само-управлении.
· Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 8), законы субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении имеют отдельные статьи, устанавливающие обязательность наличия у муниципальных образований их уставов.
· Законы о местном самоуправлении предусматривают различный подход к разработке устава муниципального образования.
· Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в российской Федерации» (ст. 8 ч. 2) указывает лишь на то, что устав муници-пального образования разрабатывается муниципальным образованием самостоятельно. При этом не называются субъекты, обладающие пра-вом разработки устава. Закон закрепляет только принцип, на основе которого субъекты Российской Федерации вправе сделать самостоя-тельный выбор в определении перечня субъектов-разработчиков устава муниципального образования.
· Такой подход способствовал закреплению двух вариантов разработ-ки уставов в законах субъектов Российской Федерации о местном само-управлении. Одна группа законов воспроизводит норму федерального закона, без указания перечня разработчиков.
· Другая группа законов имеет конкретное название субъектов, обла-дающих правом разработки и внесения проектов уставов на рассмотре-ние представительного органа (Республика Адыгея, Карачаево-Черкесская Республика, Приморский край, Оренбургская, Рязанская области, Ямало-Ненецкий автономный округ и другие).
· В решении вопроса о регистрации уставов нет единого правила. Ряд законов предусматривают, что устав подлежит регистрации в органах юстиции субъекта Российской Федерации. Другие предоставляют такое право законодательным либо исполнительным органам государствен-ной власти.
· Для регистрации устава муниципального образования законы субъ-ектов Российской Федерации предусматривают определенный пере-чень необходимых документов.
· Документы подаются на государственную регистрацию в течение одного месяца со дня принятия устава муниципального образования.
· Изменения и дополнения в уставах муниципальных образовании подлежат государственной регистрации в том же порядке, что и госу-дарственная регистрация самих уставов.
· При внесении изменений и дополнений в уставы муниципальных образований регистрационный сбор не взимается.
· Органы местного самоуправления муниципальных образований включаются в единый государственный реестр юридических лиц, от-крытый для всеобщего ознакомления. Документом, удостоверяющим государственную регистрацию устава муниципального образования, яв-ляется свидетельство о государственной регистрации.
· Регистрационный орган в срок, установленный законом, обязан рассмотреть документы и принять одно из решений: регистрировать ус-тав муниципального образования и выдать свидетельство о государст-венной регистрации, либо отказать в государственной регистрации и выдать письменный мотивированный отказ.
· Основанием для отказа, согласно ст. 8 ч. 4, Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» мо-жет быть только противоречие его Конституции Российской Федерации, законам Российской Федерации и законам субъектов Российской Феде-рации.
· Законы субъектов Российской Федерации одной из причин отказа в регистрации называют неправильность оформления документов или недостаточный перечень документов, установленных законами по дан-ному вопросу.
· И названный Федеральный закон и законы субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении, о порядке регистрации уставов муниципальных образований устанавливают, что отказ в регистрации устава муниципального образования может быть оспорен в судебном порядке. Правом на обжалование решения об отказе в регистрации ус-тава наделены граждане и органы местного самоуправления.
· Устав муниципального образования вступает в силу после его офи-циального опубликования (обнародования) Бялкина Т.М. О системности законодательного регулирования местного самоуправления//Журнал российского права № 4 - 2002 Выдрин И.В., Кокотов А.Н. Муниципальное право России. - М., 2000. - С. 180..
· Законодательство Российской Федерации и субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении предъявляет определенные тре-бования к содержанию и структуре устава муниципального образования.
· В соответствии с Федеральным Законом «Об общих принципах ор-ганизации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 8) в уставе муниципально-го образования указываются: · 1) границы и состав территории муниципального образования;
· 2) вопросы местного значения, относящиеся к ведению муници-пального образования;
· 3) формы, порядок и гарантии непосредственного участия населе-ния в решении вопросов местного значения;
· 4) структура и порядок формирования органов местного самоуправ-ления;
· 5) наименование и полномочия выборных, других органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;
· 6) срок полномочий депутатов представительных органов местного самоуправления, членов других выборных органов местного само-управления, выборных должностных лиц местного самоуправления;
· 7) виды, порядок принятия и вступления в силу нормативных пра-вовых актов органов местного самоуправления;
· 8) основания и виды ответственности органов местного самоуправ-ления и должностных лиц местного самоуправления;
· 9) порядок отзыва, выражения недоверия населением или досрочно-го прекращения полномочий выборных органов местного самоуправле-ния и выборных должностных лиц местного самоуправления;
· 10) статус и социальные гарантии депутатов, членов других выбор-ных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, основания и порядок прекращения их пол-номочий;
· 11) гарантии прав должностных лиц местного самоуправления;
· 12) условия и порядок организации муниципальной службы;
· 13) экономическая и финансовая основа осуществления местного самоуправления, общий порядок владения, пользования и распоряже-ния муниципальной собственностью;
· 14) вопросы организуй местного самоуправления, обусловленные компактным проживанием на территории муниципального образова-ния национальных групп, общностей, коренных (аборигенных) наро-дов, казачества с учетом исторических и иных местных традиций. Местное самоуправление: Теория и практика.2-е изд-е, изм. И доп./Под ред. Г. Люхтерхпиндт - М.:Фонд Ф.Науманна, 1997, - С. 256.
· В законе изложен открытый перечень требований к уставу в расчете на то, что субъекты Российской Федерации дополнят этот перечень, ес-ли появится такая необходимость.
· Законы субъектов Российской Федерации развивают положения указанной статьи федерального закона.
· В ряде законов устанавливается порядок разработки, внесения, при-нятия и регистрации устава муниципального образования, порядок внесения в него изменений и дополнений; наименование муниципаль-ного образования, его герб или эмблема, историко-культурные особен-ности данного поселения, схема управления данного поселения и т. д. В самих уставах муниципального образования нередко предусмат-риваются задачи и цели устава, его место в системе нормативных пра-вовых актов, численность и состав населения, принципы местного са-моуправления, порядок формирования муниципальной собственности и другие вопросы. Устав муниципального образования можно назвать основным законом жизни городских и сельских поселений, своего рода местной (муниципальной) конституцией. Он определяет систему местного самоуправления, структуру его органов с учетом интересов, сложившихся традиций местного населения, причем население муниципального образования непосредственно участвует в принятии устава. Разработка и принятие устава производятся на основе полной самостоятельности и независимости от государственных органов. Устав муниципального образования носит всеобъемлющий характер, так как закрепляет и регулирует отношения не в какой-то одной области, а во всех остальных сферах местного сообщества. При этом положения устава не являются исчерпывающими, они могут быть основой дальнейшей разработки других местных нормативно-правовых актов, по отношению к которым устав муниципального образования обладает высшей юридической силой Алексеев Ю.П. Основы местного самоуправления.- М., 1998 - С. 158..