Место совета директоров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 11:53, реферат

Описание работы

Совет директоров - это орган управления в хозяйственных обществах который образуется путем избрания его членов на общем собрании акционеров акционерного общества. Согласно ФЗ «Об акционерных обществах» синонимом понятию «Совет директоров» является понятие «Наблюдательный совет». Членом Совета директоров может быть избрано любое физическое лицо, даже не являющееся акционером или участником данного хозяйственного общества.
При совете директоров могут образовываться комитеты. Часто образуются комитет по кадрам и вознаграждениям, комитет по аудиту и т. д. Согласно законам США образование комитета по аудиту (в который могут входить только независимые директора) обязательно для публичных компаний.

Файлы: 1 файл

Акционер. право.doc

— 217.50 Кб (Скачать файл)

Интересен вопрос о правовом положении членов Совета директоров: являются ли они работниками предприятия? Иными словами, необходимо ли заключение с указанными лицами трудового договора? К сожалению, некоторые юристы дают положительный ответ на этот вопрос. По их мнению, члены Совета директоров -- простые наемные служащие, хоть и занимающие в компании высокое должностное положение (на одном предприятии в Западной Сибири с председателем Совета директоров не только заключили трудовой договор, но и сделали соответствующую запись в трудовой книжке: «Занимаемая должность -- председатель Совета директоров»).

С подобной точкой зрения нельзя согласиться по нескольким основаниям. Во-первых, Совет директоров не входит во внутреннюю структуру предприятия, возглавляемую генеральным директором. Во-вторых, данный орган управления - внешнее образование, своеобразный коллективный консультант общества. В-третьих, члены Совета директоров, как правило, не являются работниками предприятия, а если и считаются таковыми, то учитываются в кадровой службе как специалисты определенного профиля, но не как члены Совета директоров. Далее. Члены Совета директоров получают за выполнение своих обязанностей вознаграждение, основанием которого может быть гражданско-правовой договор, а не трудовой договор (контракт).

Совет директоров на своих  заседаниях принимает решения по вопросам, относящимся к его компетенции. Заседания могут проводиться  как в очной, так и в заочной  форме, что позволяет оперативно принимать те или иные управленческие решения. Члены Совета директоров обязаны лично участвовать в заседаниях этого органа управления. Передача права голоса членом Совета директоров иному лицу, в том числе другому члену Совета директоров, не допускается.

Данное ограничение  вызвано тем, что акционеры, выбирая  состав Совета директоров, голосовали за конкретных лиц, обладающих знаниями и опытом в определенной сфере  деятельности. Если же член Совета директоров передает свои полномочия другому лицу, это не только является неуважением к воле акционеров, но и может причинить существенный вред предприятию.

На каждом заседании  Совета директоров компании ведется  протокол. Указанный документ составляется не позднее трех дней после проведения соответствующего заседания. Протокол заседания Совета директоров общества подписывается председательствующим на заседании, который несет ответственность за правильность составления протокола.

Завершая разговор о  Совете директоров, хотелось бы подчеркнуть: основная цель деятельности этого органа управления - не участие в корпоративных «разборках» и не выработка стратегии по выводу активов предприятия из поля зрения противоборствующей группы акционеров. Совет директоров прежде всего должен обеспечивать равное соблюдение прав всех акционеров компании и заботиться о положительных результатах хозяйственной деятельности общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Правовое  положение акционерных

  обществ, созданных в процессе  приватизации

2.1. Характеристика отдельных способов  приватизации

 

Акционерное общество как  специфическая организационно –  правовая форма коммерческих организаций  занимает особое место в российском гражданском праве. Совокупность присущих ей юридических особенностей определяет наличие специального правового регулирования, что проявляется не только в структуре юридического лица, но и в порядке создания и функционирования акционерных обществ.

Вопрос о создании акционерных обществ регулируется законодательством о приватизации, нормативно-правовыми актами о приватизации, Законом об АО и рядом других нормативно-правовых актов.

 На сегодняшний  день в РФ принят и действует  новый  федеральный закон «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации», именуемый далее Закон о приватизации. Данный закон принят Государственной Думой 24.06.1997г., и подписан Президентом 21.07.1997.г.

В этом законе подход к  определению понятия приватизации публичного имущества (государственной  и муниципальной собственности) отличается от ранее действующего закона о приватизации государственных и муниципальных предприятий от 3.07.1991г., № 1531-1, именуемый далее Закон о приватизации 1991г. Так в  этом законе понятие – приватизация государственного и муниципального имущества, означало приобретение имущества принадлежащего публичному собственнику, т.е. государству или муниципальному образованию, частными лицами. В новом же Законе о приватизации понятие приватизация государственного и муниципального имущества означает его возмездное отчуждение в собственность физических и юридических лиц.

И так, каковы же способы приватизации государственного и муниципального имущества в настоящее время?

В соответствии со ст. 16 Закона о приватизации, при приватизации государственного и муниципального имущества используются следующие способы приватизации:

- продажа государственного  или муниципального имущества  на аукционе, в том числе продажа  акций созданных в процессе  приватизации открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;

- продажа государственного или муниципального имущества на коммерческом конкурсе с инвестиционными и (или) социальными условиями;

- продажа акций созданных  в процессе приватизации открытых  акционерных обществ их работникам;

- выкуп арендованного  государственного или муниципального имущества;

- преобразование государственных  и муниципальных унитарных предприятий в открытые акционерные общества, 100 процентов акций которых находится в государственной или муниципальной собственности;

- внесение государственного  или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ;

- отчуждение находящихся  в государственной или муниципальной  собственности акций созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ владельцам государственных или муниципальных ценных бумаг, удостоверяющих право приобретения таких акций.

Как видим, способов достаточно много и они разные по своему содержанию. Их объединяет лишь то, что приватизация осуществляется путем возмездного отчуждения государственного и муниципального имущества в пользу частных юридических, а также физических лиц. Так, на конкурсах и  аукционах  изменение формы собственности происходит сразу, единовременно.

     Ряд  других способов приватизации  предполагает первоначально преобразование государственных и муниципальных унитарных предприятий в открытые акционерные общества. Судьба акций этих акционерных обществ может быть различной. Они могут закрепляться полностью или частично в собственности государства или муниципального образования на неопределенный срок или также полностью или частично - продаваться юридическим и физическим лицам. Однако и в данном случае продажа акций является единовременным актом.

           Совсем иное дело выкуп работниками  арендованных ими предприятий.  Это длительный, растягивающийся на несколько лет акт купли-продажи государственного и муниципального имущества. Что же касается внесения государственного и муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ, то это, строго говоря, не приватизация, если эти вклады так или иначе, не отчуждаются государством или муниципальными образованиями в частную собственность.

2.2. Порядок создания

акционерных обществ при приватизации

                       

2.2.1. Порядок приватизации

государственных и муниципальных предприятий посредством аренды с правом выкупа их работниками

 

Согласно п. 8 ст. 20 Закона о приватизации, при приватизации государственного и муниципального имущества, виды которого установлены соответственно федеральной программой приватизации, программами приватизации субъектов РФ и решениями представительных органов местного самоуправления, и при наличии соответствующего решения общего собрания работников государственного и муниципального унитарного предприятия приватизация такого имущества осуществляется посредством аренды с правом его выкупа работниками указанного предприятия по рыночной стоимости. Порядок и условия осуществления приватизации посредством аренды с правом выкупа имущества государственного унитарного предприятия его работниками по рыночной стоимости определяет Правительство РФ.

Таким образом, предприятие  можно взять в аренду с последующим  выкупом, если:

- возможность сдачи  в аренду данного вида предприятий  предусмотрена (в зависимости  от того, к какой форме собственности  оно принадлежит) соответствующей годовой программой приватизации - федеральной или субъекта РФ, решением представительного органа муниципального образования;

- общее собрание работников  предприятия приняло решение  об его аренде с последующим  выкупом по рыночной стоимости;

- Правительством РФ  определены порядок и условия  такой аренды государственных предприятий.

Как видим, решение о  передаче предприятий в аренду относится  к исключительной компетенции соответствующих органов власти. Поэтому представители работников, желающие приватизировать свое предприятие путем его аренды с последующим выкупом, должны проявить инициативу перед разработчиками указанных выше программ - органами управления имуществом, с тем чтобы их предприятие могло быть передано в аренду.

Проще обстоит дело для работников муниципальных предприятий, решение о приватизации которых путем аренды принимает представительный орган муниципального образования, куда можно непосредственно обратиться, минуя различные промежуточные инстанции.

Основным документом, регламентирующим отношения арендодателя с арендатором, является договор аренды. Он заключается на началах добровольности и полного равноправия сторон. В договоре аренды предусматриваются: состав и стоимость передаваемого в аренду имущества (отраженные в передаточном акте, являющемся составной частью договора), размер арендной платы, сроки аренды до полного выкупа предприятия, обязанность арендодателя предоставить арендатору имущество в состоянии, соответствующем условиям договора, обязанность арендатора пользоваться имуществом предприятия в соответствии с условиями договора, вносить арендную плату.

Порядок аренды предприятия  регламентируется ст. ст. 656 - 663 ГК РФ. Согласно ст. 656 ГК РФ, по договору аренды предприятия  в целом как имущественного комплекса, используемого для осуществления предпринимательской деятельности, арендодатель обязуется предоставить арендатору за плату во временное владение и пользование земельные участки, здания, сооружения, оборудование и другие входящие в состав предприятия основные средства, передать в порядке, на условиях и в пределах, определяемых договором, запасы сырья, топлива, материалов и иные оборотные средства, права пользования землей, водой и другими природными ресурсами, зданиями, сооружениями и оборудованием, иные имущественные права арендодателя, связанные с предприятием, права на обозначения, индивидуализирующие деятельность предприятия, и другие исключительные права, а также уступить ему права требования и перевести на него долги, относящиеся к предприятию. Передача прав владения и пользования находящимся в собственности других лиц имуществом, в том числе землей и другими природными ресурсами, производится в порядке, предусмотренном законом и иными правовыми актами.

Права арендодателя, полученные им на основании разрешения (лицензии) на занятие соответствующей деятельностью, не подлежат передаче арендатору, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. Включение в состав передаваемого по договору предприятия обязательств, исполнение которых арендатором невозможно при отсутствии у него такого разрешения (лицензии), не освобождает арендодателя от соответствующих обязательств перед кредиторами.

Права кредиторов арендуемого  предприятия, оговорены в ст. 657 ГК РФ:

1. Кредиторы по обязательствам, включенным в состав долгов предприятия, должны быть до передачи его арендатору письменно уведомлены арендодателем о передаче предприятия в аренду.

2. Кредитор, который письменно  не сообщил арендодателю о  своем согласии на перевод  долга, вправе в течение трех  месяцев со дня получения уведомления о передаче предприятия в аренду потребовать досрочного исполнения обязательства и возмещения причиненных этим убытков.

3. Кредитор, который не  уведомлен о передаче предприятия  в аренду в порядке, предусмотренном п. 1 ст. 657 ГК РФ, может предъявить иск об удовлетворении своих требований, в течение года со дня, когда он узнал или должен был узнать о передаче предприятия в аренду.

4. После передачи предприятия  в аренду арендодатель и арендатор  несут солидарную ответственность по включенным в состав переданного предприятия долгам, которые были переведены на арендатора без согласия кредитора.

Форма и государственная  регистрация договора аренды предприятия, его передача арендатору регламентируются ст. ст.  658 и 659 ГК РФ. Договор аренды предприятия заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами (п. 2 ст. 434 ГК РФ). Он подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации. Несоблюдение формы договора влечет его недействительность. Передача предприятия арендатору осуществляется по передаточному акту. Подготовка предприятия к передаче, включая составление и представление на подписание передаточного акта, является обязанностью арендодателя и осуществляется за его счет, если иное не предусмотрено договором аренды предприятия.

Для того чтобы управлять  арендованным предприятием, осуществлять хозяйственную и иную деятельность, работникам-арендаторам необходимо создать новое юридическое лицо от своего имени, придав ему какую-либо организационно-правовую форму из числа тех, которые предусмотрены законодательством. Только тогда новое юридическое лицо будет введено в рамки закона.

Информация о работе Место совета директоров