Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 11:53, реферат
Совет директоров - это орган управления в хозяйственных обществах который образуется путем избрания его членов на общем собрании акционеров акционерного общества. Согласно ФЗ «Об акционерных обществах» синонимом понятию «Совет директоров» является понятие «Наблюдательный совет». Членом Совета директоров может быть избрано любое физическое лицо, даже не являющееся акционером или участником данного хозяйственного общества.
При совете директоров могут образовываться комитеты. Часто образуются комитет по кадрам и вознаграждениям, комитет по аудиту и т. д. Согласно законам США образование комитета по аудиту (в который могут входить только независимые директора) обязательно для публичных компаний.
Как следует из текста
п.1 ст.5 Закона о приватизации, принимать
решения о введении специального
права ("золотой акции") уполномочены:
в отношении акционерных
Решения о введении специального права ("золотой акции") принимаются указанными органами управления при:
- преобразовании
- принятый решений
о продаже находящихся в
В других случаях решения о введении специального права ("золотой акции") органы власти принимать не вправе. Какой-либо определенный срок действия специального права ("золотой акции") Законом о приватизации не установлен. Согласно п.2 ст. 5 Закона о приватизации, решения о прекращении действия специального права ("золотой акции") принимают Правительство РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, принявшие решения об использовании этого права. Специальное право ("золотой акции") действует до принятия соответствующими органами власти решения о его прекращении. Здесь необходимо заметить, что специальное право применяется только в отношении отдельно взятого акционерного общества и строго в указанных выше случаях.
Согласно п. 3 ст. 5 Закона о приватизации, одновременное закрепление в государственной или муниципальной собственности акций открытых акционерных обществ и использование в отношении них специального права ("золотой акции") не допускаются. Точно так же не допускается замена уже введенного специального права "золотая акция" на акции открытого акционерного общества.
Специальное право ("золотой акции") реализуется органами власти через представителей РФ, ее субъектов, муниципальных образований в советах директоров и ревизионных комиссиях акционерных обществ.
В случае принятия в отношении конкретного АО (обычно при приватизации) решения о введении в отношении него специального права («золотой акции»), данное положение закрепляется в уставе АО.
Кроме того, в соответствии со ст. 6 Закона о приватизации, еще одной формой контроля, за деятельностью открытых акционерных обществ, создаваемых путем преобразования государственных и муниципальных унитарных предприятий, оказания прямого воздействия на принятие ими решений является закрепление их акций в государственной или муниципальной собственности.
Решения о закреплении акций по своему усмотрению принимают: Правительство РФ - в отношении обществ, созданных при преобразовании предприятий, находящихся в федеральной собственности; правительства субъектов РФ - при преобразовании предприятий, находящихся в собственности субъектов РФ; органы местного самоуправления - при преобразовании предприятий, находящихся в муниципальной собственности.
Решения о закреплении акций в государственной или муниципальной собственности принимаются при:
- преобразовании государственных и муниципальных предприятий в открытые акционерные общества;
- продаже находящихся
в государственной или
В иных случаях принятие решений о закреплении акций в государственной или муниципальной собственности не допускается.
Вместе с тем указанным выше органам власти дается право продавать закрепленные акции без каких-либо ограничений, как по объему продаж, так и их сроков. В этой связи необходимо заметить, что согласно п. 5 ст. 1 Закона, особенности создания и правового положения акционерных обществ созданных в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий определяются правовыми актами РФ о приватизации указанных предприятий.
Особенности правового положения акционерных обществ, созданных при приватизации государственных и муниципальных предприятий, действуют с момента принятия решения о приватизации и до момента отчуждения государством или муниципальным образованием 75 % принадлежащих им акций в таком акционерном обществе, но не позднее окончания срока приватизации, определенного планом приватизации данного предприятия.
Итак, в случае принятия решения о введении в отношении конкретного акционерного общества специального права («золотой акции»), орган принявший решение о приватизации указанного предприятия назначает, минуя собрание акционеров в органы управления общества, совет директоров и ревизионную комиссию своих представителей.
В качестве таких представителей
могут назначаться соответствен
Порядок назначения и деятельности представителей Российской рации
в совете директоров и ревизионной комиссии акционерного общества,
в отношении которого принято решение
об использовании специального права ("золотой акции")
Представители Российской Федерации в совете директоров и ревизионной комиссии акционерного общества, в отношении которого принято решение об использовании специального права ("золотой акции"), назначаются Правительством Российской Федерации по представлению министерства, подготовленному на основании предложений федерального органа исполнительной власти.
В совет директоров и ревизионную комиссию акционерного общества может быть назначено по одному представителю Российской Федерации. Представитель Российской Федерации в совете директоров акционерного общества входит в количественный состав совета директоров, определенный уставом общества или решением общего собрания акционеров.
Предложения представителя Российской Федерации в совете директоров акционерного общества по повестке дня общего собрания акционеров направляются им в министерство и федеральный орган исполнительной власти не позднее чем за 60 дней, до окончания срока внесения этих предложений.
Федеральный орган исполнительной власти сообщает в министерство свое мнение о предложениях представителя Российской Федерации в течение 20 дней после их получения.
На основании полученных от представителя Российской Федерации предложений и мнения о них федерального органа исполнительной власти министерство направляет представителю Российской Федерации письменные директивы по указанным предложениям не позднее чем за 5 дней, до окончания срока их внесения.
Представитель Российской Федерации в совете директоров акционерного общества вносит указанные предложения в сроки, установленные Законом об АО.
Обязательному письменному согласованию подлежит голосование представителя Российской Федерации по вопросам 1, 2, 3, 5, 6, 7, 10, 12, 16 и 17 ст. 65 Закона об АО, отнесенным к исключительной компетенции совета директоров. На основании полученных от представителя Российской Федерации материалов и мнения федерального органа исполнительной власти министерство не позднее 5 дней после их поступления направляет представителю письменные директивы по голосованию на заседании совета директоров. При отсутствии письменных директив представитель Российской Федерации голосует в соответствии с предложениями, направленными им ранее в министерство.
Порядок назначения и деятельности представителей Российской Федерации
в совете директоров и ревизионной комиссии акционерного общества,
100 процентов
акций которого принадлежит
и не более 98 процентов акций закреплено в федеральной собственности
В случае если 100 процентов акций акционерного общества принадлежит Российской Федерации и не более 98 процентов акций данного общества закреплено в федеральной собственности, решением общего собрания акционеров является решение (распоряжение) министерства, а в случае передачи 100 процентов этих акций Российскому фонду федерального имущества для продажи - решение (распоряжение) Российского фонда федерального имущества, согласованное с министерством.
Формирование совета директоров осуществляется министерством на основании предложений федерального органа исполнительной власти. Позиция министерства по иным вопросам, в том числе по вопросу формирования ревизионной комиссии, определяется на основании предложений федерального органа исполнительной власти.
Не позднее чем за 15 дней, (а если акции переданы для продажи в Российский фонд федерального имущества - не позднее чем за 20 дней) до даты проведения заседания совета директоров, а в случае если уведомление о проведении заседания получено представителями Российской Федерации после указанного срока - в течение одного дня, представители Российской Федерации направляют в министерство и федеральный орган исполнительной власти повестку дня заседания совета директоров и совместно выработанные ими предложения по голосованию с отражением при необходимости позиции каждого из них.
Обязательному письменному согласованию подлежит голосование представителя Российской Федерации по вопросам 1, 2, 3, 5, 6, 7, 10, 12, 16 и 17 ст. 65 Закона об АО, отнесенным к исключительной компетенции совета директоров. На основании полученных от представителей Российской Федерации материалов и мнения федерального органа исполнительной власти министерство не позднее 5 дней после их поступления направляет представителям Российской Федерации письменные директивы по голосованию на заседании совета директоров.
Порядок деятельности представителей Российской Федерации в совете
директоров акционерного общества, более 98 процентов акций
которого закреплено в федеральной собственности
Полномочия общего собрания акционеров акционерного общества, более 98 процентов акций которого закреплено в федеральной собственности, осуществляются министерством в соответствии с п. 1 ст. 6 Закона о приватизации. Позиция министерства при осуществлении указанных полномочий формируется на основании предложений федерального органа исполнительной власти.
Не позднее чем за 15 дней, до даты проведения заседания совета директоров, а если уведомление о проведении заседания получено представителями Российской Федерации после указанного срока - в течение одного дня, представители Российской Федерации направляют в министерство и федеральный орган исполнительной власти повестку дня заседания совета директоров и совместно выработанные ими предложения по голосованию с отражением при необходимости позиции каждого из них.
Обязательному письменному согласованию подлежит голосование представителя Российской Федерации по вопросам 1, 2, 3, 5, 6, 7, 10, 12, 16 и 17 ст. 65 Закона об АО, отнесенным к исключительной компетенции совета директоров.
2.5. Правовой статус акционерного
общества со 100 % участия государства
В июне 1999 года принят Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон о приватизации. Этим законом, в частности, уточнена процедура принятия важнейших решений в акционерном обществе, все акции которого принадлежат одному лицу – Российской Федерации, субъекту РФ или муниципальному образованию. Собрание акционеров как орган акционерного общества и при единственном акционере сохраняет свое правовое положение, действуя в особом режиме.
История существования акционерных обществ с закреплением всех акций в государственной собственности насчитывает несколько лет. Одним из первых нормативных актов, допустивших создание акционерных обществ с закреплением 100 % акций в государственной собственности, стала Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ, утвержденная Указом Президента РФ от 24.12.1993г., № 2284. Разделом 2.3. Государственной программы предусматривалось, что в случае принятия решения о запрещении осуществлять приватизацию предприятия уполномоченные федеральные органы должны преобразовать соответствующее юридическое лицо либо в акционерное общество с закреплением 100 % акций в государственной собственности, либо в государственное учреждение, финансируемое за счет государственных источников.
Особенности управления акционерными обществами с участием государства были установлены Указом Президента РФ от 1 июля 1992 г., № 721 «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества», которым утвержден Типовой устав акционерного общества открытого типа. Согласно п. 6.5 Типового устава в период, когда фонд имущества является держателем половины или более, а значит, и 100 % обыкновенных акций общества, он имеет исключительное право без согласия других акционеров и без созыва собрания: принимать решения о ликвидации общества, устанавливать условия контрактов с должностными лицами администрации общества и т.д. Другими словами, на время господствующего или единоличного участия государства в управлении акционерным обществом компетенция общего собрания акционеров также была существенно ограничена в пользу одного акционера (государства). Фонд имущества (комитет) становился, по сути, еще одним органом юридического лица наряду с собранием акционеров. Однако такой порядок принятия решений был вскоре изменен.