Методы осуществления исполнительной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 00:07, реферат

Описание работы

Применительно к государственно - управленческой деятельности под методом понимается способ, приём практической реализации задач и функций исполнительной власти в повседневной деятельности исполнительными органами (должностными лицами) на основе, закреплённой за ними компетенции, в установленных границах и в соответствующей форме. В подобном виде «метод» позволяет получить необходимое представление о том, как функционирует механизм исполнительной власти, как практически осуществляются управленческие функции, с помощью использования каких средств.

Файлы: 1 файл

Контр. раб. АП.docx

— 36.16 Кб (Скачать файл)

     К мерам убеждения относятся: обоснование, объяснение, обсуждение, внушение, поощрение, привитие заинтересованности, демонстрация положительных примеров управления и многое другое, что должно позитивно  формировать духовный мир гражданина и человека.

     В условиях радикального изменения общественных отношений, становление и развития рыночной экономики, намерение развиваться  по пути к демократии и правовому  государству ставят на первый план решение сложной задачи — формирование в нашей стране единого информационно-правового  пространства, обеспечивающего правовую информированность всех государственных  и негосударственных структур общества и граждан. В этом отношении принят рад нормативно-правовых актов. Одним  из основных является Федеральный закон, принятый 4 июля 1996 г. «Об участии  в международном информационном обмене» (СФКЗ и ФЗ РФ. 1996.Выпуск 10(28)). Здесь возникают две проблемы: преодоление отставания и интеграция в мировое информационное пространство и одновременно обеспечение безопасности государственной и иной коммерческой тайны.

     Одним из механизмов и средств реализации методов убеждения является создание автоматизированной системы информационно-правового  обеспечения правотворческой и  правоприменительной деятельности, правового образования и воспитания граждан, что позволит существенно  повысить эффективность государственного управления. Созданная система будет  представлять многоуровневую совокупность взаимосвязанных подсистем правовой информации, реализованных в виде территориально распределенной сети банков нормативных актов всех видов, иной правовой и социально-экономической  информации.

     По  критериям и целям методы управления различают: общие методы контроля, наблюдения или административного надзора  и разработки комплекса мер воздействия  на управляемые объекты.

     Общие методы контроля можно классифицировать по субъектам (по их компетенции):

     • органы общей компетенции (Правительство  РФ, правительства республик в  составе России, администрации субъектов  РФ);

     • отраслевой компетенции (Государственные  комитеты РФ, Министерства и иные ФОИВ);

     • межотраслевой (надведомственной) компетенции, например, Федеральные надзоры России.

     Самостоятельным методом контроля является судебный контроль. Государственный контроль осуществляют также законодательные  органы государственной власти. Конституционно (ст. 32, 33) определен общественный контроль за состоянием управления делами государства и общества. (5)

     Наблюдение  является необходимым, но относительно пассивным методом. До тех пор  пока процесс организации управления не выходит за рамки допустимых показателей, осуществляется режим наблюдения. Этот метод в какой-то мере напоминает административный надзор, который осуществляется пассивно, пока не обнаружены отклонения от требований норм и правил и применяются уже методы административного наказания. Когда зафиксировано отклонение от заданных норм и правил, то встает на повестке дня активный метод воздействия, такой как разработка мер или программ восстанавливающего воздействия, то есть приведение процесса управление в рамки допустимых параметров, способствующих достижению сформулированной цели управления.

     К методам административного прямого  воздействия со стороны органов  исполнительной власти на соответствующие  объекты управления относятся общие  и непосредственные руководства, регулирования, контроль и т.д. Орган исполнительной власти в пределах своей компетенции  принимает управленческое решение, юридически обязательное для объекта  управления. (1)

     Во  времена плановой экономики методы административного воздействия  были основными. В ходе становления  в государстве рыночной экономики  все большее применение приобретают  экономические методы. Однако опасны представления, согласно которым в  рыночной экономике обязательные предписания  государственных органов вообще не нужны. Как показал зарубежный опыт, рыночная экономика не должна быть природной стихией, не регулируемой государством. Государство должно выработать комплекс форм и методов рационального  регулирования. Несмотря на то, что  основным методом является проявление творческой инициативы и самостоятельности  управляемых, это не исключает применения в строго ограниченных законодательством  пределах, и метода обязательных предписаний. По существу, мы оказались позади многих зарубежных стран по применению методов правового регулирования экономических отношений, где рыночные отношение более развиты, чем в России.

     В числе административно-правовых методов  особое место занимают средства принудительного  характера, которые составляют институт административного принуждения. В широком смысле административное принуждение призвано обеспечить исполнение правил поведения, выраженных в нормах и правилах. Этим мерам характерен внесудебный (подведомственный юрисдикционный) порядок реализации.

     Административное  принуждение является вспомогательным  методом исполнительной власти, сочетается с убеждением и применяется в  тех случаях, когда убеждения  недостаточно для достижения цели, поставленной перед органом исполнительной власти.

     Административное  принуждение как метод управления состоит в психическом, материальном или физическом воздействии на сознание и поведение людей.

     Признаки  административного принуждения:

     1) применяется на основе закона;

     2) осуществляется посредством правоприменительных актов (протокол);

     3) персонифицировано, т.е. применяется к конкретным субъектам права, нарушившим административно-правовые нормы;

     4) для административного принуждения характерен внесудебный характер применения;

     5) применяется в целях обеспечения административно-правовых норм, которые формулируют общеобязательные правила поведения в сфере государственного управления, не имеющие ведомственных границ (правила дорожного движения). (10)

     Меры  административного принуждения делятся на группы:

     - Меры административного принуждения – это способы и средства, направленные на предупреждение и предотвращение правонарушений и обязательств, угрожающих жизни и безопасности граждан или нормальной деятельности государственных органов, предприятий и организаций. 
Основанием для применения мер административного предупреждения может служить предположение о намерении лица совершить административное правонарушение либо другое противоправное деяние. Административно-предупредительные меры не являются мерами наказания, носят профилактический характер и выражаются, как правило, в виде определенных ограничений и запретов.

     - Административно - предупредительные меры, к ним относятся контроль и надзорные проверки, введение карантина, остановка движения транспорта на отдельных улицах в случае аварии или иного происшествия, закрытие участков государственной границы, проверка документов и досмотр вещей, принудительное доставление физических лиц для освидетельствования в медицинские учреждения, принудительное выселение граждан из домов, грозящих разрушением, санитарный осмотр грузов, техосмотр транспортных средств.

     - Административно - пресекательные меры – это способы и средства принудительного воздействия, применяемого в целях прекращения противоправного деяния и предотвращения наступления вредных последствий.

     К таким мерам относятся административные задержания для составления протокола об административном принуждении, применение оружия и других специальных средств, отказ в выдаче лицензии, изъятие огнестрельного оружия, приостановление эксплуатации транспортных средств, техническое состояние которых не отвечает техническим требованиям, наложение ареста на банковские счета организаций, привод в милицию.

     - Меры административной ответственности, административные взыскания – это наказания, применяемые в установленном законом порядке уполномоченным органом или должностным лицом к виновному физическому или юридическому лицу. Административное взыскание может выражаться в моральном воздействии (предупреждение), материальном (штраф) или во временном лишении его специального права.  Например, применение меры административного наказания, их ст. 3.2. определено 8 видов.

     Меры, обеспечивающие административное производство по делам об административных правонарушениях (ст. 27.1 Кодекс Административного права РФ), в которой определено 9 мер обеспечения, имеющих характер административного принуждения.

     - Меры административного пресечения - способы и средства принудительного воздействия, применяемые в целях прекращения противоправного деяния и предотвращения наступления вредных последствий. (8, 9)

     Суть  подобных мер состоит в принудительном прекращении противоправных действий (деятельности) граждан, должностных лиц, предприятий, учреждений и организаций, нарушающих установленный порядок.

     Основаниями применения мер административного пресечения являются: во-первых, совершение правонарушения и, во-вторых, совершение объективно противоправных деяний или наступление представляющих опасность противоправных состояний или событий.

     Меры  административного пресечения тесно  связаны с мерами административной ответственности и нередко предшествуют им, обеспечивая возможность ее фактической  реализации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Под методом обычно понимают способ или  средство достижения поставленной цели. В соответствии с этим административно-правовыми  методами являются способы и приемы непосредственного Целенаправленного  воздействия исполнительных органов  согласно закрепленной за ними компетенции, в установленных пределах и в  определенной форме на подчиненные  им органы и граждан.

     Методы  управленческого воздействия -  это  административно-правовые методы. Именно в них проявляются все качества государственно-управленческой деятельности, в пределах которой реализуется  исполнительная власть. С помощью  административно-правовых методов  субъект исполнительной власти осуществляет управленческое влияние на объект путем  использования административно-правовых форм управления.

     Эти методы показывают, как, каким образом  государство решает задачи в области управления. Для методов характерно то, что они используются органами исполнительной власти для решения стоящих перед ними конкретных задач; применяются повседневно и выборочно; обнаруживаются во взаимодействии субъекта и объекта управления; выражают компетенцию органов исполнительной власти по принятию правовых актов, а также осуществлению иных государственно-властных полномочий. Отсюда следует немаловажный вывод о том, что методы производны от политического режима государства. (6)

     Методы  целенаправленного управленческого  воздействия органов исполнительной власти на свои объекты весьма разнообразны, так как не только субъекты, но и  объекты управления имеют свои особенности, касающиеся их назначения, организационно-правового статуса. В сфере исполнительной власти имеются различные группы общественных отношений, требующих различного подхода для их урегулирования с учетом формы собственности, ведомственной принадлежности и т. д. Методы воздействия исполнительной власти, закрепляются в правовых актах управления, они всегда имеют внешнее юридически-властное значение и выражение.

     Все эти перечисленные меры используются в интересах более эффективного решения задач и функций исполнительной власти и государственного управления. Эти меры не утрачивают своего значения и в настоящее время, даже возможно приобретают дополнительное значение для ряда правонарушений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Административное право в вопросах и ответах: учебное пособие. Саратов: СВИ, 2005.
    2. Административное право современной России. Учебное пособие для ВУЗов. Изд. 2-е, перераб. и доп. Кармолицкий А.А. - М.: «Проспект», 2007.
    3. Административное право: Учебник /под ред. Л.Л. Попова. - М.: Юрист, 2004г.
    4. Бельский К.С., Козлов Ю.М., и др. Административное право / Под ред. Ю.М. Козлова и Л.Л. Попова. - М., Юрист, 2002.
    5. Манохин, В.М. Российское административное право / В. М. Манохин Саратов: СГЛП, 2003.
    6. Собрание Законодательства Российской Федерации. 1999. № 38. С. 4534.
    7. Старилов, Ю.Н. Курс административного права / Ю.Н. Старилов. М., 2002.
    8. Сухаркова  А. И. Административное право Республики Беларусь. - Могилёв: «Могилёвская областная типография», 1999. - 172с.
    9. Чернявский  А. Г. , Габричидзе Б. Н. Административное право России. Учебник. 2-е издание. Издательство: ВЕЛБИ. Год издания: 2006. – 680с.
    10. Четвериков В. С. Административное право.   Ростов на / Д: Феникс, 2004. — 512 с. 

Информация о работе Методы осуществления исполнительной власти