Международно-правовое сотрудничество государств в сфере борьбы с контрабандой и иными таможенными преступлениями: основные направления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 16:41, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы состоит в том, что с появлением и разрастанием транснациональных и организованных форм уголовной преступности, терроризма, международного терроризма преступность стала угрожать не только общественной безопасности, но и национальной (государственной) безопасности.
Цель работы - исследовать уровень международного сотрудничества в борьбе с отдельными видами преступности.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть характер международного сотрудничества в борьбе с преступностью
изучить состояние международного сотрудничества в сфере борьбы с контрабандой;
исследовать, как осуществляется Борьба с экономическими преступлениями в мировой таможенной практике

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Международное сотрудничество в борьбе с преступностью…………5
Понятие международной борьбы с преступностью, ее особенности и формы………………………………………………5
Борьба с преступностью на основе многосторонних соглашений…………………………………………………………..6
Международные органы по борьбе с преступностью. Международная организация уголовной полиции (Интерпол)….9
Международное сотрудничество в сфере борьбы с контрабандой……12
Правовые основы сотрудничества государств в сфере борьбы с контрабандой……………………………………………………….12
Меры борьбы с контрабандой на международном уровне……...15
Основные субъекты международного сотрудничества……..16
Борьба с экономическими преступлениями в мировой таможенной практике…………………………………………………………………...17
Таможенный контроль экономических преступлений Великобритании………………...………………………………….17
Таможенный контроль экономических преступлений в США…20
Борьба с экономическими преступлениями в таможенной практике Китая……………………………………………………..21
Заключение………………………………………………………………………22
Список источников и литературы……

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 42.07 Кб (Скачать файл)

Содержание.

Введение…………………………………………………………………………3

  1. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью…………5
    1. Понятие международной борьбы с преступностью, ее особенности и формы………………………………………………5
    2. Борьба с преступностью на основе многосторонних соглашений…………………………………………………………..6
    3. Международные органы по борьбе с преступностью. Международная организация уголовной полиции (Интерпол)….9
  2. Международное сотрудничество в сфере борьбы с контрабандой……12
    1. Правовые основы сотрудничества государств в сфере борьбы с контрабандой……………………………………………………….12
    2. Меры борьбы с контрабандой на международном уровне……...15
    3. Основные субъекты международного сотрудничества……..16
  3. Борьба с экономическими преступлениями в мировой таможенной практике…………………………………………………………………...17
    1. Таможенный контроль экономических преступлений Великобритании………………...………………………………….17
    2. Таможенный контроль экономических преступлений в США…20
    3. Борьба с экономическими преступлениями в таможенной практике Китая……………………………………………………..21

Заключение………………………………………………………………………22

Список источников и литературы………………………………………………23

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Формами международного сотрудничества в борьбе с преступностью, в частности, являются: координация действий по борьбе с преступностью; заключение договоров о борьбе с международными преступлениями и преступлениями международного характера; правовая помощь по уголовным делам; совместные меры по пресечению преступных действий и привлечению виновных к ответственности.

Международно-правовыми  нормами в сфере международного сотрудничества в борьбе с преступностью являются многосторонние конвенции о борьбе с международными преступлениями и преступлениями международного характера; договоры о правовой помощи по уголовным делам; договоры, регулирующие деятельность соответствующих международных организаций. Обязательства государств по этим договорам заключаются, прежде всего, в определении международных уголовно наказуемых деяний, установлении правил юрисдикции, регламентации правовой помощи по уголовным делам и действий организаций. Сотрудничество государств в борьбе с преступностью осуществляется на многосторонней (в рамках международных организаций) и двусторонней основах. В двусторонних соглашениях устанавливаются более конкретные формы сотрудничества в борьбе с определенными видами преступлений. Определенную роль в координации усилий государств по борьбе с преступностью играет созданная в 1923 г. Международная организация уголовной полиции (Интерпол), членами которой ныне являются более 150 государств мира. Интерпол является неоценимым помощников в борьбы с международной преступностью и построением миропорядка на основе верховенства права.

Актуальность темы курсовой работы состоит в том, что с появлением и разрастанием транснациональных и организованных форм уголовной преступности, терроризма, международного терроризма преступность стала угрожать не только общественной безопасности, но и национальной (государственной) безопасности.

Цель работы - исследовать уровень международного сотрудничества в борьбе с отдельными видами преступности.

Для достижения указанной  цели необходимо решить следующие задачи:

  1. рассмотреть характер международного сотрудничества в борьбе с преступностью
  2. изучить состояние международного сотрудничества в сфере борьбы с контрабандой;
  3. исследовать, как осуществляется Борьба с экономическими преступлениями в мировой таможенной практике

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Международное  сотрудничество в борьбе с  преступностью.

1.1. Понятие международной  борьбы с преступностью, ее  особенности и формы.

При подходе к этой теме сразу же возникает вопрос, правомерно ли говорить о международной борьбе с преступностью в то время, когда  преступления совершаются на территории определенного государства и  подпадают под юрисдикцию этого  государства. В самом деле, борьба с преступностью в каком-либо государстве не является международной  в буквальном смысле этого слова. Действует юрисдикция данного государства, компетенция его правоохранительных органов. Точно так же под юрисдикцию государства подпадают преступления, совершенные вне его территории, например в открытом море на морских  судах, плавающих под флагом этого  государства. С учетом того, что во всех случаях в отношении преступления действует принцип юрисдикции того или иного государства, под международной  борьбой с преступностью подразумевается  сотрудничество государств в борьбе с определенными видами преступлений, совершенных индивидами. Развитие сотрудничества государств в этой области прошло длительный путь. Вначале использовались самые простые формы, например достижение договоренности о выдаче лица, совершившего преступление, либо о каких-либо других действиях, связанных с тем или  иным преступлением. Затем возникла необходимость обмениваться информацией, причем объем этой информации постоянно  расширялся. Если раньше она касалась отдельных преступников и преступлений, то постепенно она наполняется новым  содержанием, затрагивает практически  все сферы борьбы с преступностью, включая статистику и научные  данные о причинах, тенденциях, прогнозах  преступности и т. п. На определенном этапе возникает необходимость  обмениваться опытом. По мере развития научно-технического прогресса сотрудничество в этой сфере также видоизменяется и играет все более существенную роль в отношениях между государствами. То же самое происходит и с оказанием  правовой помощи по уголовным делам, включая розыск преступников, вручение документов, допрос свидетелей, сбор вещественных доказательств и другие следственные действия. Сотрудничество государств развивается на трех уровнях. Прежде всего это сотрудничество на двустороннем уровне, которое уходит своими корнями в далекое прошлое. В настоящее время оно не только не утратило своего значения, но играет постоянно возрастающую роль. Двусторонние соглашения позволяют более полно учесть характер отношений между двумя государствами, их интересы по каждой конкретной проблеме. Наибольшее распространение получили двусторонние соглашения по таким вопросам, как оказание правовой помощи по уголовным делам, выдача преступников, передача осужденных лиц для отбывания наказания в стране, гражданами которой они являются. Большая работа в этом отношении проводится в Совете Европы. О высоком уровне сотрудничества в европейском регионе свидетельствуют конвенции: о выдаче преступников; о правовой помощи по уголовным делам; о признании приговоров по уголовным делам; о передаче судопроизводства по уголовным делам; о правонарушениях в отношении культурных ценностей; об “отмывании”, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности.  В ходе развития сотрудничества между государствами довольно быстро обнаружилось, что нельзя ограничиться двусторонними и региональными соглашениями. Стало ясно, что некоторые виды преступлений затрагивают интересы всего мирового сообщества, что создало предпосылки для выхода сотрудничества государств в данной области на универсальный уровень.

1.2. Борьба с преступностью на основе многосторонних соглашений 

 По мере развития торговли, мореплавания, связей между государствами расширилась и сфера сотрудничества в борьбе с конкретными видами преступлений, затрагивающих общие интересы. Издавна широкое распространение получила борьба с морским пиратством, которое было признано государствами международным преступлением, а пираты объявлены врагами рода человеческого. Несмотря на то что пиратство в нашем представлении — далекое прошлое, известное по приключенческим романам, это явление не исчезло, и в Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, а также в ряде других многосторонних соглашений содержатся положения о борьбе с ним. На Венском конгрессе в 1815 году был принят первый акт об отмене торговли неграми-рабами, а в развитие этого акта в 1841 году пять держав подписали договор, запрещающий перевозку в Америку негров-рабов. Договор был дополнен документами, принятыми на Берлинской конференции,— о реке Конго в 1885 году и на Брюссельской конференции — о борьбе с работорговлей в 1890 году. В этих документах работорговля уже рассматривалась как преступление. Однако более четко это было закреплено в Конвенции о рабстве, подписанной в 1926 году под эгидой Лиги Наций, и в Протоколе 1953 года, который внес изменения в эту конвенцию. Вне закона была поставлена не только работорговля, но и само рабство. В ООН данная проблема стала вновь предметом рассмотрения в Специальном комитете по вопросам рабства, созданном ЭКОСОС. Было признано, что рабство, хотя и в скрытых формах, все еще существует. В этой связи в 1956 году была созвана Женевская конференция по борьбе с рабством. На конференции была принята Дополнительная конвенция об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством . В соответствии с конвенцией государства взяли на себя обязательство наказывать лиц, виновных в совершении таких преступлений, как перевозка рабов, обращение какого-либо лица в рабство или подневольное состояние, клеймение выжиганием или иным способом и т. п. Несколько позднее началось сотрудничество государств в борьбе с порнографией. В этом отношении представляют интерес Парижская конвенция о борьбе с распространением порнографических изданий 1910 года и Международная конвенция о пресечении обращения порнографических изданий и торговли ими 1923 года1. Согласно этим конвенциям, государства взяли на

______________

1 С.В. Бородин, Е.Г.Ляхов Международное сотрудничество в борьбе с преступностью. М., 2008. С.554 – 555

себя обязательство возбуждать уголовное преследование и наказывать лиц, виновных в сбыте, изготовлении, хранении, ввозе и вывозе порнографических изданий. В рамках Лиги Наций и  еще до создания этой организации  государства приступили к борьбе с таким явлением, как торговля женщинами и детьми. Важным документом явилась Конвенция о борьбе с  торговлей людьми и с эксплуатацией  проституции третьими лицами 1949 года . В соответствии с этой Конвенцией, заменившей все ранее заключенные соглашения по данному вопросу, государства взяли на себя обязательство квалифицировать как преступление сводничество, склонение или совращение в целях проституции, эксплуатацию проституции, содержание домов терпимости, сдачу или снятие в аренду помещений в этих целях и т. п. Представляет интерес также Международная конвенция по борьбе с подделкой денежных знаков 1929 года. Ее заключение явилось результатом угрозы для государств в связи с распространением этого опасного явления. Согласно Конвенции, государства взяли на себя обязательство преследовать в уголовном порядке тех, кто подделывает или фальсифицирует денежные знаки, распространяет поддельные знаки, участвует в изготовлении приборов или других предметов, предназначенных для подделки или фальсификации. Конвенция обязывает участников привлекать к уголовной ответственности фальшивомонетчиков независимо от того, денежные знаки какой страны они изготовляют или подделывают. Названные многосторонние договоры дают общее представление о том, по каким направлениям развивалось сотрудничество государств в борьбе с преступностью. Это сотрудничество стало более разнообразным, содержательным и последовательным в рамках ООН2. Устав ООН создал принципиально новую правовую основу для международного сотрудничества в данной области, провозгласив стремление народов Объединенных Наций вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность

____________

2 Цыганков П.А. Международные отношения: Учебное пособие. - М.: Новая школа, 2008. - 320 с.

1.3.Международные органы по борьбе с преступностью. Международная организация уголовной полиции (Интерпол).

Сотрудничество государств в борьбе с различными видами преступлений, как видно из предыдущих параграфов, осуществляется не только на основе соглашений, но и в рамках международных организаций, органов, конференций. Международная  организация уголовной полиции  была создана в 1919 г., но в современном  виде действует с 1956 г., когда был  принят новый Устав Международной  организации уголовной полиции.

Целями Интерпола  объявлены:

-Обеспечение широкого взаимодействия всех национальных органов уголовной полиции;

-Развитие учреждений по предупреждению преступности и борьбе с ней;

-Интерполу не разрешается осуществлять какую-либо деятельность политического, военного, религиозного или расового характера.

Интерпол имеет  следующую организационную структуру.

Генеральная ассамблея состоит  из делегатов, назначаемых государствами  – членами. Ассамблея определяет задачи и принципы деятельности Интерпола, избирает должностных лиц Интерпола, дает рекомендации членам Организации. Ассамблея проводит свои сессии ежегодно. Исполнительный комитет состоит  из Президента Интерпола, трех Вице-президентов  и девяти делегатов, избираемых Генеральной  Ассамблеей (Президент на четыре года, остальные лица – на три). Исполком готовит заседания Генеральной  Ассамблеи, контролирует исполнение ее решений, выполняет иные функции. Исполком собирается на заседания не реже одного раза в год. Постоянно действующим  органом Интерпола является Генеральный  секретариат, состоящий из Генерального секретаря (избирается Генеральной Ассамблеей на пять лет) и технического и административного персонала (назначается Генеральным секретарем). Для обеспечения сотрудничества с Интерполом каждое государство – участник определяет орган (Национальное центральное бюро НЦБ), осуществляющий непосредственное взаимодействие с Организацией. Советники осуществляют научное консультирование Интерпола и назначаются Исполкомом на три года. Местопребывание штаб-квартиры Интерпола – г. Лион (Франция).

Основные направления  деятельности Интерпола следующие.

  1. Уголовная регистрация. Объект регистрации – сведения о “международных” преступниках и преступлениях, носящих международный характер.
  2. Международный розыск. (Основной вид розыска по каналам Интерпола – это розыск преступников).
  3. Розыск подозреваемых для наблюдения за ними и контроля за их перемещениями.
  4. Розыск лиц, пропавших без вести.
  5. Розыск похищенных предметов (транспортных средств, произведений искусства, оружия и др.).

В системе Интерпола также  осуществляется сбор и обобщение  статистических данных о преступности в странах – участницах. При  этом особое внимание уделяется информации о преступности, носящей международный  характер, и “международных преступниках” .

В центральных органах  Интерпола и НЦБ Интерпола  в странах-участницах ведется большая  научно-исследовательская работа, идет сбор и обработка информации в  областях криминалистики, криминологии, уголовного права и прочих, распространяется печатная информация (Информационный Вестник НЦБ Интерпола в РФ).

РФ является членом Интерпола  с сентября 1990 года в порядке правопреемства. В МВД РФ создано НЦБ Интерпола  в РФ, принято Положение о НЦБ  Интерпола.

НЦБ Интерпола в РФ –  это подразделение криминальной милиции, входящее в состав центрального аппарата МВД РФ, имеющее статус главного управления. Создание, реорганизация  и ликвидация территориальных подразделений (филиалов) НЦБ осуществляются Министром  внутренних дел РФ3. Деятельность НЦБ Интерпола осуществляется на основе взаимодействия с правоохранительными и иными государственными организациями РФ, а также международными правоохранительными органами иностранных государств – членов Интерпола. НЦБ Интерпола осуществляет свою деятельность исключительно в сфере борьбы с уголовными преступлениями, не затрагивая преступлений, носящих политический, военный, религиозный или расовый характер. Система международных органов по борьбе с преступностью, равно как и с отдельными ее видами, созданная в рамках ООН, а также других межправительственных и неправительственных организаций универсального и регионального характера, является важным дополнением к обязательствам, взятым на себя государствами как по многосторонним, так и по двусторонним соглашениям, имеющим целью исключить преступность из жизни мирового сообщества.

 

________________

3 Устав Международной организации уголовной полиции 1956 г. // Информационный бюллетень НЦБ Интерпола в РФ. 1992. № 1.

2. Международное сотрудничество в сфере борьбы с контрабандой

2.1.Правовые основы сотрудничества государств в сфере борьбы с контрабандой.

Правовыми основами сотрудничества государств в сфере борьбы с контрабандой выступают правовые нормы, сформулированные и закрепленные в различного рода юридических актах.

Совокупность юридических  актов, касающихся сферы борьбы с  контрабандой, представляет собой фундамент, на котором строится, реализуется  и развивается сотрудничество государств.Такой  правовой комплекс призван обеспечить максимальное взаимодействие и взаимопроникновение  общепризнанных принципов международного права, конкретных международно-правовых норм и норм национального права.Это  неизбежно повлияет на эффективность  функционирования всех государственных  институтов каждой страны и непосредственно  на правоохранительные органы и специальные  службы, борющиеся с правонарушениями, связанными с контрабандой. Нормы международного права, связанные с сотрудничеством государств в борьбе с правонарушениями, связанными с контрабандой, создаются на трех уровнях: универсальном, региональном и двустороннем. На универсальном уровне, как правило, заключаются международные договоры, отражающие общую угрозу контрабанды как явления и отмечающие необходимость борьбы с правонарушениями, связанными с контрабандой. Кроме того, они могут устанавливать общие правила и принципы ввоза и вывоза товаров с территории одного государства на территорию другого, нарушение которых в некоторых случаях может признаваться контрабандой.

Информация о работе Международно-правовое сотрудничество государств в сфере борьбы с контрабандой и иными таможенными преступлениями: основные направления