Международно-правовое сотрудничество государств в сфере борьбы с контрабандой и иными таможенными преступлениями: основные направления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 16:41, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы состоит в том, что с появлением и разрастанием транснациональных и организованных форм уголовной преступности, терроризма, международного терроризма преступность стала угрожать не только общественной безопасности, но и национальной (государственной) безопасности.
Цель работы - исследовать уровень международного сотрудничества в борьбе с отдельными видами преступности.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть характер международного сотрудничества в борьбе с преступностью
изучить состояние международного сотрудничества в сфере борьбы с контрабандой;
исследовать, как осуществляется Борьба с экономическими преступлениями в мировой таможенной практике

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Международное сотрудничество в борьбе с преступностью…………5
Понятие международной борьбы с преступностью, ее особенности и формы………………………………………………5
Борьба с преступностью на основе многосторонних соглашений…………………………………………………………..6
Международные органы по борьбе с преступностью. Международная организация уголовной полиции (Интерпол)….9
Международное сотрудничество в сфере борьбы с контрабандой……12
Правовые основы сотрудничества государств в сфере борьбы с контрабандой……………………………………………………….12
Меры борьбы с контрабандой на международном уровне……...15
Основные субъекты международного сотрудничества……..16
Борьба с экономическими преступлениями в мировой таможенной практике…………………………………………………………………...17
Таможенный контроль экономических преступлений Великобритании………………...………………………………….17
Таможенный контроль экономических преступлений в США…20
Борьба с экономическими преступлениями в таможенной практике Китая……………………………………………………..21
Заключение………………………………………………………………………22
Список источников и литературы……

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 42.07 Кб (Скачать файл)

На региональном уровне международные договора заключаются в рамках какого - либо региона или группой государств, имеющих тесные экономические, политические и иные отношения.

Наряду с универсальными и региональными международными договорами державы заключают двусторонние соглашения, более детально регламентирующие межгосударственные отношения в указанной области, а также аккумулирующие и развивающие положения универсальных международных договоров.

А поскольку непосредственной целью заключения международных  договоров на двустороннем уровне является воздействие на международные отношения  в сфере сотрудничества в борьбе с контрабандой, то этим удовлетворяются  как национальные, так и международные  интересы.

На сегодняшний день нет  единого универсального международного договора, в котором четко было бы сформулировано определение понятия "контрабанда" и перечислялись  деяния, квалифицируемые как контрабандные.

К примерным мерам борьбы с правонарушениями, связанными с контрабандой, на национальном уровне, используемыми большинством государств, могут быть отнесены меры административно - правового, уголовно - правового и оперативно - розыскного характера.

Мерами административного  предупреждения являются:

  • создание национальных административно-правовых режимов, препятствующих незаконному перемещению товаров, транспортных средств и специальных предметов, а именно, таможенный, пограничный, миграционный (в случае рассмотрения человека как предмет контрабанды);
  • лицензирование деятельности на право ввоза или вывоза отдельных категорий предметов с территории государства;
  • создание специально уполномоченных органов, в функции которых входит борьба с правонарушениями, связанными с контрабандой;
  • установление административной ответственности за совершение правонарушений, связанных с контрабандой, в случае, если национальное законодательство рассматривает составы этих деяний как составы административные правонарушений и т.д.

Мерами административного  пресечения являются:

  • привлечение виновных лиц к административной ответственности за совершение правонарушений, связанных с контрабандой;
  • конфискация предмета контрабанды (предмета правонарушения) в пользу государства.

К уголовно - правовым мерам относятся:

  • установление уголовной ответственности за совершение правонарушений, связанных с контрабандой, в случае, если национальное законодательство рассматривает составы этих деяний как составы преступлений;
  • привлечение виновных лиц к уголовной ответственности за совершение контрабанды;
  • конфискация предмета контрабанды (предмета преступления) в пользу государства.

Оперативно - розыскными мерами, которые применяются в совокупности с административно - правовыми и уголовно-правовыми, являются:

  • проведение национальными правоохранительными органами и специальными службами мероприятий (проверочные закупки, оперативные экспертизы, контролируемая поставка, прослушивание телефонных переговоров) гласно и негласно в целях предупреждения и пресечения правонарушений, связанных с контрабандой;
  • установление национальными правоохранительными органами и специальными службами на негласной и гласной основе отношений сотрудничества с лицами, изъявившими желание содействовать деятельности по предупреждению и пресечению контрабанды4;

2.2.Меры борьбы с контрабандой на международном уровне

Меры борьбы с контрабандой на международном уровне могут применяться лишь в совокупности с национальными.

К таким мерам могут  быть отнесены:

обмен сведениями, документами, любой другой информацией, касающимися  борьбы с контрабандой между государствами, в целях предупреждения и пресечения данного противоправного деяния;

  • совместное осуществление контроля правоохранительными органами и специальными службами иностранных государств за перемещением товаров, транспортных средств, багажа, почтовых отправлений и специальных предметов через таможенные границы государств;
  • взаимодействие в проведении правоохранительными органами и специальными службами иностранных государств оперативно-розыскных мероприятий по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию правонарушений, связанных с контрабандой (контролируемая поставка);
  • обмен опытом, законодательными нормативными актами, а также совместное участие правоохранительных органов и специальных служб иностранных государств в разработке международных правовых актов в сфере борьбы с контрабандой;
  • взаимообмен специальными техническими и иными средствами в рамках заключенных международных договоров, помогающими выявлять, раскрывать и пресекать правонарушения, связанные с контрабандой;

________________

4 А.В. Вакуленко Международное сотрудничество в сфере борьбы с контрабандой, 2008 г.- 104 с.

 

2.3.Основные субъекты международного сотрудничества

Основными субъектами международного сотрудничества в сфере борьбы с контрабандой выступают государства, так как непосредственно им причиняется прямой вред от правонарушений, связанных с контрабандой. Государства осуществляют деятельность по выявлению, предупреждению и пресечению данных правонарушений через специально уполномоченные органы. В целом основные функции национальных таможенных органов примерно одинаковы и, как правило, бывают прописаны в таможенных кодексах государств и внутриведомственных правовых актах. К ним, в частности, относится и борьба с правонарушениями, связанными с контрабандой товаров, транспортных средств, а также специальных предметов, во взаимодействии с другими национальными правоохранительными органами и специальными службами. Задачи борьбы с контрабандой таких специальных предметов, как оружие, боеприпасы, наркотические средства и психотропные вещества, культурно - исторические ценности, редкие виды животных и растений, находящиеся под угрозой исчезновения, обычно бывают возложены не только на национальные таможенные органы, но и на иные правоохранительные органы и специальные службы государств.Это КГБ Республики Беларусь, КГБ Республики Казахстан, Главное полицейское управление Швеции, Центральный комитет по контролю за наркотическими средствами Союза Мьянма, МВД Австрийской Республики, Министерство общественной безопасности Китая, ФСБ России, МКБ ПМР и т.д.

Описанный механизм сотрудничества государств в сфере борьбы с контрабандой должен находиться в постоянном развитии. А для того чтобы он был максимально  эффективен, он должен своевременно и  точно реагировать на все изменения  в способах осуществления контрабанды, и в особенности предмета контрабанды.

3.Борьба с экономическими  преступлениями в мировой таможенной  практике

3.1 Таможенный  контроль экономических преступлений  в Великобритании

Органом, осуществляющим в  соответствии с законодательством  Великобритании функции по контролю и надзору в области таможенного  дела, а также специальные функции  по борьбе с контрабандой, иными  преступлениями и административными  правонарушениями является, Королевская  служба налогов, сборов и таможни. В  полномочия службы также входят функции  контроля и надзора за соблюдением  законодательства о налогах и  сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов  и сборов, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей и за соблюдением валютного  законодательства. В число ее функций, наряду со сбором налогов и акцизов, входят:

  • взимание таможенных пошлин и охрана границ, включая «защиту британского общества от нелегального ввоза лекарственных средств, спиртных напитков, табака и табачных изделий, «ухода» от налогов»;
  • применение тарифных мер от имени и по поручению уполномоченных министерств;
  • ведение таможенного надзора внешнеэкономической деятельности;
  • осуществление импортно-экспортного контроля;
  • сбор статистических данных по внешней торговле.

В Великобритании признают, что возникший в стране финансовый рынок, приобретая важное значение для  мировой экономики, создает условия  для сокрытия и преобразования средств, приобретенных преступным путем. Их ответом на развитие подобных негативных экономических факторов стало активное участие в международных правовых инициативах по противодействию экономическим преступлениям. Великобритания была первой европейской державой, которая ратифицировала Конвенцию Совета Европы о выявлении, изъятии и конфискации преступных доходов 1990 г. Управление экономических преступлений этой службы комплектуется кадровыми сотрудниками, органами местной полиции и работниками таможенно-акцизной службы. Сотрудники названного управления Национальной службы криминальной разведки принимают от инспекторов по заявлениям об «отмывании» денег учреждений финансово-кредитной системы письменные справки, которые содержат сведения об операциях клиентов, вызывающих сомнение в законности. Такие справки могут быть направлены в Управление экономических преступлений по любым защищенным каналам связи, гарантирующим конфиденциальность отношений финансового учреждения и Национальной службы криминальной разведки. Дальнейшая судьба сведений, содержащихся в справке, решается сотрудниками Управления экономических преступлений. Наиболее распространенным решением по поступившим сведениям является направление информации с приложением копии справки в управления финансовых расследований полицейских сил графств Великобритании или в таможеннно-акцизную службу.Управления финансовых расследований полицейских сил графств Великобритании осуществляют оперативную проверку лиц, подозреваемых в обладании или распоряжении доходами от преступной деятельности. Британские учреждения финансово-кредитной системы обязаны сообщать в Управление экономических преступлений Национальной службы криминальной разведки Великобритании о сомнительных операциях всех своих клиентов, включая граждан иностранных государств и юридических лиц, образованных за рубежом. В ходе оперативной проверки тех или иных лиц любые учреждения полиции, включая как полицию графств Соединенного Королевства, так и общенациональные правоохранительные органы, такие, как упоминавшаяся выше таможенно-акцизная служба и Агентство преследований тяжкого мошенничества Великобритании (the Serious Fraud Office), беспрепятственно используют банк данных Управления экономических преступлений Национальной службы криминальной разведки, образованный на основе сведений из справок учреждений финансово-кредитной системы об операциях клиентов, вызывающих сомнение в законности, а также на основе материалов оперативных проверок таких клиентов управлениями финансовых расследований полиции графств Соединенного Королевства.

Наибольший интерес для  отечественных правоохранительных органов, осуществляющих борьбу с экономической  преступностью, представляют общенациональные правоохранительные органы Великобритании, в особенности Агентство преследований  тяжкого мошенничества Великобритании (the Serious Fraud Office), поскольку в обязанности  именно этой инстанции входит выполнение запросов зарубежных правоохранительных органов о сборе доказательств  и иных фактических данных по делам  о тяжких экономических преступлениях. При поступлении запроса зарубежных правоохранительных органов, содержащего  сведения или предположения о  том, что лица, совершившие экономические  преступления за рубежом, используют учреждения финансово-кредитной системы Великобритании для обладания, перемещения или  приумножения средств, приобретенных  преступным путем, должностные лица Агентства преследований тяжкого  мошенничества обращаются в Управление экономических преступлений Национальной службы криминальной разведки, которое  функционирует как оперативно-информационное бюро и не наделено правом осуществлять какие-либо юридически значимые уголовно-процессуальные или оперативно-розыскные действия. В Национальной службе криминальной разведки служащие Агентства могут получить сведения о том, направляли ли какие-либо учреждения финансово-кредитной системы справки о сомнительных операциях лиц, названных в запросе зарубежных правоохранительных органов, что является одним из первоочередных и необходимых действий по выполнению запросов иностранных властей.

3.2 Таможенный  контроль экономических преступлений  в США

Важную роль в таможенном регулировании экономических правонарушений в США играет Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА), вступившее в силу 1 января 1994 г, Оно отменяет таможенные пошлины на большую часть товаров, ввозимых в Канаду, в Мексику и в США на переходный период не более 15 лет. Между Канадой и США действует до сих пор Договор о свободной торговле, который отменил таможенные пошлины между двумя странами. Что касается торговли между Мексикой и США или между Канадой и Мексикой, НАФТА отменяет таможенные пошлины немедленно или постепенно в течение от 5 до 10 лет для некоторых видов товаров. Большая часть этих пошлин была отменена в 2003 г., а для некоторых важных категорий НАФТА предусматривает постепенную отмену в течение ближайшего времени.

К перемещению товаров  и валютных ценностей между США  и определенным количеством стран  и территорий может применяться  ряд ограничений вплоть до установления эмбарго. Последняя редакция Кодекса  Федеральных положений (CFR) включает следующие страны: Афганистан, Ангола, Бирма, Северная Корея, Куба, Ирак, Иран, Либерия, Ливия, Сьерра-Леоне, Судан, Сирия. Этот список отражает тенденции внешней  политики5.

Информация о работе Международно-правовое сотрудничество государств в сфере борьбы с контрабандой и иными таможенными преступлениями: основные направления