Министерства и иные федеральные органы исполнительной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 23:55, курсовая работа

Описание работы

Среди субъектов административного права органы исполнительной власти (гос. управления) занимают особое место. Это самая многочисленная из числа организаций – группа субъектов административного права, объединенная к тому же единым руководством и подчинением и действующая согласованно и целенаправленно. Эти органы наделены государственной компетенцией, которая по своему объему самая обширная по сравнению с компетенцией других субъектов административного права, она охватывает – в практически организующем плане – все области и сферы государственного руководства.

Содержание работы

I. Введение
II. Понятие органа исполнительной власти
III. Классификация органов исполнительной власти
IV. Система органов исполнительной власти
V. Высшие и центральные органы исполнительной власти
VI. Порядок формирования органов исполнительной власти
VII. Заключение
VIII. Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Министерства и иные федеральные органы исполнительной власти.docx

— 42.10 Кб (Скачать файл)

ü      утверждает военную доктрину;

ü      формирует Администрацию Президента;

ü      назначает и освобождает полномочных представителей Президента;

ü      назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил;

ü      назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей России в иностранных государствах и международных организациях;

ü      подписывает и обнародует федеральные законы (в том числе по вопросам исполнительной власти);

ü      обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направления внутренней и внешней политики государства;

ü      осуществляет руководство внешней политикой страны;

ü      ведет переговоры, подписывает международные договоры и ратификационные грамоты;

ü      принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.

Кроме того, Президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами России; в соответствующих  случаях вводит на территории России или в отдельных местностях военное, а также чрезвычайное положение  с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной  Думе; награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почетные звания Российской Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания.

Президент издает указы и  распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории страны. Указы и  распоряжения Президента не должны противоречить  Конституции и федеральным законам.

Президент вправе отменять постановления и распоряжения Правительства, а также приостанавливать действие актов органов йисполнительной власти субъектов Федерации в случае противоречия этих актов Конституции и федеральным законам, международным обязательствам или нарушением прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

Президент приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения вновь избранным Президентом. Конституция (ст.92, 93) предусматривает основания  и порядок досрочного прекращения  исполнения Президентом своих полномочий.

Совет Безопасности Российской Федерации действует в соответствии с Положением о нем, утвержденным Указом Президента от 10 июля 1996 года. Это конституционный орган, осуществляющий подготовку решений Президента по вопросам обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведение единой государственной политики в области обеспечения безопасности. Решения этого органа по важным вопросам оформляются указами Президента. Совет Безопасности является органом, обеспечивающим условия для реализации Президентом его конституционных полномочий по защите прав и свобод человека и гражданина, охране суверенитета Федерации, ее независимости и государственной целостности. Положение подробно определяет основные задачи Совета Безопасности. В частности, он рассматривает на своих заседаниях важнейшие вопросы безопасности, подготавливает решения и проекты указов Президента, рассматривает законопроекты в этой области, осуществляет контроль за реализацией федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации стратегии в области внутренней, внешней и военной политике, военно-технического сотрудничества и информационной безопасности страны. Члены Совета Безопасности назначаются Президентом. Положением установлен порядок работы Совета и его межведомственных комиссий.

Государственным органом, обеспечивающим деятельность Президента, является его  Администрация, которая формируется  в соответствие с п. «и» ст. 83 Конституции. Положение об Администрации Президента утверждено Указом от 2 октября 1996 года. Администрация создает условия  для реализации Президентом функции  гаранта Конституции, прав и свобод человека и гражданина; принятие мер  по охране суверенитета России, ее независимости  и государственной целостности, определение основных направлений  внутренней и внешней политике, решение  кадровых вопросов и обеспечение  реализации Президентом иных возложенных  на него полномочий.

Постоянно действующим совещательным  органом, осуществляющим подготовку Президента в области военного строительства реализации важнейших решений Совета Безопасности. По стратегическим вопросам оборонной политики является Совет обороны Российской Федерации.Положение о нем утверждено Указом Президента от 25 июля 1996 г.            

Правительство РФ – высший исполнительный орган государственной  власти в масштабе всей страны. Его  правовое положение определено главой 6 Конституции и Федеральным конституционным  законом 1997 г. «О Правительстве РФ».             

Правительство является коллегиальным  органов, возглавляющим единую систему  исполнительной власти в Российской Федерации. Оно состоит из Председателя, заместителей Председателя Правительства  и федеральных министров. В январе 1994 года была проведена, а в 1996 и в 1997 годах продолжена реорганизация  федеральных органов исполнительной власти, в частности, сокращено количество министерств и ведомств с тем, чтобы они не вмешивались в  управление сферами не отнесенными Конституцией к ведению Федерации. Некоторые государственные комитеты были преобразованы в министерства, и наоборот. Произошли также обновления Правительства и реорганизация структуры его аппарата, направленные на сокращение деятельности отраслевого принципа и усиления функциональной направленности работы аппарата Правительства. Это – части единого процесса совершенствования всей системы исполнительной власти, включая установления твердого контроля центра за деятельностью глав субъектов Федерации, а также реорганизации президентских структур. В целом перестройка Федеральных органов исполнительной власти была подчинена политическим, экономическим и социальным преобразованиям, происходящим в стране.             

Федеральная исполнительная власть стала двухступенчатой: Правительство  России и Федеральные органы –  министерства и иные органы.            

Председатель Правительства  назначается Президентом в порядке, установленном в Конституции, и  освобождается им от должности. Освобождение Председателя Правительства от должности  одновременно влечет за собой отставку Правительства. Заместителя Председателя Правительства и Федеральные  министры назначаются  на должность и освобождаются от должности Президентом по предложению Председателя Правительства. На членов Правительства распространяются требования о представлении в налоговые органы сведений о полученных и являющихся объектами налогообложения доходах, ценных бумагах, а также о являющимся объектом налогообложения имуществе, принадлежащим им на праве собственности. На них распространяются и ограничения, связанные с пребыванием в составе Правительства, предусмотренные, Федеральным законом от 31 июля 1995 «Об основах государственной службы РФ».            

Правительство, согласно ст. 114 Конституции осуществляет следующие полномочия: 

 

¨      разрабатывает и представляет Государственной Думе Федеральный бюджет, обеспечивает его исполнение и отчитывается об этом перед Государственной Думой;

¨      обеспечивает проведение в стране единой финансовой, кредитной и денежной политики;

¨      обеспечивает проведение в стране единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии и др.

¨      осуществляет управление федеральной собственностью;

¨      осуществляет меры по обеспечению обороны, государственной безопасности и реализации внешней политики страны;

¨      осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью.

Согласно  Федеральному конституционному закону, Правительство в пределах своих  полномочий: 

 

ü      Организует реализацию внутренней и внешней политики;

ü      Обеспечивает единство системы исполнительной власти в РФ, направляет и контролирует деятельность ее органов;

ü      Формирует Федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию;

ü      Реализует предоставленное ему право законодательной инициативы.

ü      По соглашению с органы исполнительной власти субъектов Федерации Правительство может передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции и Федеральным законам; оно осуществляет полномочия, переданные ему органами исполнительной власти субъектов Федерации на основании соответствующих соглашений.

ü      Правительство издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.

В Федеральном конституционном  законе определены полномочия Правительства  раздельно по сферам, а также полномочия Председателя Правительства по организации  работы Правительства, полномочия заместителей Председателя Правительства, федеральных  министров, Президиума Правительства. Кроме того, предусмотрены положения, обеспечивающие согласованное функционирование и взаимодействие Правительства  с другими органами государственной  власти – Президентом, Федеральным  Собранием, органами судебной власти и  органами государственной власти субъектов  Федерации.

Свои полномочия Правительство  слагает перед вновь избранным  Президентом. Правительство может  подать в отставку, которая принимается  или же отклоняется  Президентом.

Для обеспечения деятельности Правительства и организации  контроля за выполнением органами исполнительной власти принятых Правительством решений  образуется Аппарат Правительства. Он взаимодействует с Администрацией Президента и аппаратами палат Федерального Собрания.

Правительство руководит  работой Федеральных министерств  и иных Федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность с учетом следующих особенностей. Президент как Верховный Главнокомандующий  Вооруженными Силами и Председатель Совета Безопасности своими указами  и распоряжениями направляет деятельность Федеральных министерств и иных Федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных  дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий. Правительство осуществляет руководство названными органами в соответствии с Конституцией, Федеральными конституционными законами, Федеральными законами, Указами и распоряжениями Президента.

Федеральные министерства и  иные Федеральные органы исполнительной власти подчиняются Правительству  и ответственны перед ним за выполнение порученных задач.            

Правительство утверждает Положения  о Федеральных министерствах  и об иных Федеральных органов  исполнительной власти.            

Правительство назначает  и освобождает от должности заместителей федеральных министров, руководителей  федеральных органов исполнительной власти, не являющихся федеральными министрами, и их заместителей руководителей  органов и организаций при  Правительстве, утверждает членов коллегий федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти.            

Правительство вправе отменять акты Федеральных органов исполнительной власти или приостанавливать действие этих актов.            

Министерство РФ – Федеральный  орган исполнительной власти, проводящий государственную политику и осуществляющий управление в установленной сфере  деятельности, а также координирующий в случаях, установленных Федеральными законами, Указами Президента и постановлениями  Правительства, деятельность в этой сфере иных Федеральных органов  исполнительной власти. Министерство возглавляет входящий в состав Правительства  министр (Федеральный министр).            

Государственный комитет  РФ, Федеральная комиссия России –  Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие на коллегиальной  основе межотраслевую координацию  по вопросам, отнесенным к их ведению, а также функциональное регулирование  в определенной сфере деятельности. Государственный комитет, Федеральную  комиссию возглавляют соответственно председатель государственного комитета РФ, председатель федеральной комиссии России.            

Федеральная служба России, Российское агентство, федеральный  надзор России – Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие специальные (исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и др.) функции в установленных сферах ведения. Федеральную службу России возглавляет руководитель (директор), Российское агентство – генеральный  директор, федеральный надзор России – начальник.            

Конкретные наименования федеральных органов исполнительной власти определяются в соответствии с их структурой, утвержденной Президентом.             

Создание Федеральных  органов исполнительной власти, их реорганизация и ликвидация осуществляются Президентом по предложению Председателя Правительства.            

Положение о федеральных  органах исполнительной власти, подведомственных Президенту по вопросам, закрепленным за ним Конституцией, Федеральными конституционными законами и федеральными законами, утверждаются Президентом, а  о других органах исполнительной власти – Правительством.            

Современная система и  структура федеральных органов  исполнительной власти определена рядом  указов Президента: от 14 августа 1996 года «О системе федеральных органов  исполнительной власти», «О структуре  федеральных органов исполнительной власти», от 6 сентября 1996 года «Вопросы федеральных органов исполнительной власти», от 17 марта 1997 года «О совершенствовании  структуры федеральных органов  исполнительной власти» и др.            

Для осуществления своих  полномочий Правительство может  создавать свои территориальные  органы и назначать соответствующих  должностных лиц. Оно устанавливает  порядок создания и деятельности территориальных органов исполнительной власти, размер ассигнований на содержание их аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в  федеральном бюджете.            

Постановлением. Правительства  от 27 мая 1996 года «О порядке создания и деятельности территориальных  органов исполнительной власти РФ и  действуют под руководством соответствующих  федеральных органов исполнительной власти, а по вопросам, входящим в  компетенцию краев, областей, автономной области, автономных округов, городов  Москвы и Санкт-Петербурга, - во взаимодействии с соответствующими органами исполнительной власти субъектов Федерации.            

Создание, реорганизация, ликвидация территориальных органов производятся с соответствующим федеральным  органом исполнительной власти по согласованию с администрациями краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Те же вопросы на территории автономного  округа, входящего в край, область, решаются по взаимному согласию сторон.             

Что касается органов исполнительной власти субъектов федерации, то они, согласно ст. 11 Конституции, образуются самими субъектами федерации – республиками, краями, областями, городами федерального значения, автономной областью и автономными  округами. Республика (государство) имеет  свою Конституцию и законодательство, другие субъекты федерации – уставы и законодательства.            

Информация о работе Министерства и иные федеральные органы исполнительной власти