Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 23:55, курсовая работа
Среди субъектов административного права органы исполнительной власти (гос. управления) занимают особое место. Это самая многочисленная из числа организаций – группа субъектов административного права, объединенная к тому же единым руководством и подчинением и действующая согласованно и целенаправленно. Эти органы наделены государственной компетенцией, которая по своему объему самая обширная по сравнению с компетенцией других субъектов административного права, она охватывает – в практически организующем плане – все области и сферы государственного руководства.
I. Введение
II. Понятие органа исполнительной власти
III. Классификация органов исполнительной власти
IV. Система органов исполнительной власти
V. Высшие и центральные органы исполнительной власти
VI. Порядок формирования органов исполнительной власти
VII. Заключение
VIII. Список использованной литературы
Субъекты федерации сами
определяют правовое положение своих
органов исполнительной власти. До
принятия таких актов эти органы
руководствуются
В системе органов исполнительной власти субъектов федерации нет единообразия: имеются президенты, главы субъектов Федерации или главы их администраций.
Указом Президента от 3 октября
1992 года «О мерах по укреплению единой
системы исполнительной власти в
РФ» установлено, что главы исполнительной
власти субъектов федерации, независимо
от того, назначены они или избраны,
обладают полномочиями, утвержденными
Конституцией и федеральными законами,
указами и распоряжениями Президента,
постановлениями и
Органы исполнительной власти субъектов федерации в своей практической деятельности руководствуются Положением об основных началах организации и деятельности органов государственной власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Российской Федерации на период поэтапной конституционной реформы, утвержденным указом Президента от 22 октября 1993 года.
Наряду с системой органов
исполнительной власти в РФ существуют
различные представительства, дополняющие
эту систему. Так, указом Президента
от 22 августа 1991 года «О некоторых вопросах
деятельности органов исполнительной
власти в РСФСР» были учреждены представительства
республик при Президенте и его
представительстве в
Представитель главы государства является должностным лицом, представляющим интересы Президента РФ и осуществляющим свою деятельность в регионе по его поручению. Полномочный представитель главы государства является государственным служащим и входит в состав Администрации Президента.
Основные задачи полномочного представителя: содействие Президенту страны в реализации его конституционных полномочий в регионе, информирование его о политическом, социальном и экономическом положении, взаимодействии с федеральными и местными органами власти, политическими партиями и общественными организациями. Полномочные представители также призваны эффективно защищать общегосударственные интересы на всей территории страны, обеспечивать единое правовое пространство, проведение единой политики в сферах, отнесенных к ведению РФ. Указом Президента от 2 апреля 1992 года было установлено, что администрации краев и областей по согласованию с Правительством вправе учреждать представительства администраций при Правительстве. И те, и другие представительства – важные механизмы прямых и обратных связей центра и субъектов федерации, обеспечивающие целостность государственного организма России.
Порядок взаимодействия Президента с палатами Федерального Собрания в законотворческом процессе определен специальным Положением, утвержденным Указом Президента от 13 апреля 1996 года.
Для обеспечения законопроектной
деятельности Правительства образовано
его Полномочное
Высшие и центральные органы исполнительной власти.
Эта группа объединяет Правительство РФ, правительства республик в составе РФ, министерства и ведомства.
Правительство РФ – является высшим органом государственного управления, возглавляющим систему этих органов, органом исполнительной власти.
В состав
правительства входят: Председа
Компетенция Правительства
РФ, как органа правомочного решать
вопросы государственного управления,
отнесенные согласно Конституции и
Законам Российской Федерации, к
ведению Российской Федерации, охватывает
все области и сферы
В области экономики
В социальной сфере Правительство
осуществляет меры по развитию науки
и техники, разрабатывает направления
государственной социальной политики
и правовой защищенности граждан, совершенствует
систему социального
В правоохранительной области Правительство осуществляет меры по защите интересов, прав и свобод граждан, охране общественного порядка, обеспечению государственной безопасности, охране государственных границ Российской Федерации, принимает меры по обеспечению обороноспособности страны.
В области внешних сношений
правительство осуществляет руководство
в этой области, в области внешней
торговли и других видов внешнеэкономической
деятельности, научно-технического и
культурного сотрудничества.
Закон о Совете Министров
закрепляет порядок взаимоотношений
правительства с
Организация и деятельность правительства республики в составе РФ определяется конституцией республики и соответствующими законами республики.
Вторую группу органов в центральном аппарате составляют министерства. Министерства в большинстве государств мира давно устоявшаяся, традиционная структура в системе исполнительной власти.
Министерство стоит во
главе отрасли управления. Под
министерством понимается руководство
и аппарат министерства. Министерство
вместе с подчиненными ему органами
на местах, предприятиями, учреждениями
составляет систему министерства.
Министерство является органом, несущим полную ответственность за руководство соответствующей отраслью. Оно наделяется в этих целях обширными полномочиями. Министерство осуществляет функции как централизованного, так и оперативного управления отраслью, причем функции централизованного управления (такие как техническое нормирование, внутриотраслевое планирование и др.) осуществляются главным образом органами, стоящими между министерством и предприятиями (учреждениями). Министр, в рамках своих полномочий, издает приказы и инструкции; такие же по наименованию акты принимаются руководителями всех организаций, входящих в систему министерства.
Министерства в современных условиях организации государственного управления в Российской Федерации различаются двух видов:
а) общегосударственные министерства – они управляют отраслями федерального масштаба и подчинения – обороны, железнодорожного транспорта, иностранных дел и другие;
б) федеральные министерства – возглавляют отрасли, находящиеся в совместном, Российской Федерации и субъектом федерации, ведении. Это большинство министерств – образования, культуры, здравоохранения и другие.
Многие министерства имеют свои органы на местах: в одних министерствах это органы централизованного подчинения (например, в системе Министерства обороны), в других – эти органы находятся в так называемом двойном подчинении, то есть кроме отраслевого подчинения еще и в подчинении местных органов, например, в системе Министерства образования, Министерства культуры и других. Перечень действующих в настоящее время министерств дан в Указе Президента РФ от 10 января 1994 г.
Следующую группу в центральном аппарате составляют ведомства. Понятие «ведомство» – собирательное, т.е. в законодательстве им обозначаются в центральном аппарате государственные комитеты РФ, комитеты РФ, федеральные службы, Российское агентство, Федеральная инспекция, Главное управление. В названии же конкретного органа слово «ведомство» отсутствует.
Каждое из образованных к настоящему времени ведомств возглавляет:
а) или группу (комплекс) отраслей хозяйственного или социально-культурного строительства, например, Комитет по металлургии, Комитет по оборонным отраслям и другие;
б) или сферу государственного управления, например, Комитет по стандартизации, метрологии и сертификации;
в) или отрасль государственного управления, отрасль по своим масштабам меньшую, чем министерские отрасли, например, Государственная архивная служба, Федеральная служба по надзору за страховой деятельностью и другие. Исторически многие министерства выросли из ведомств в связи с возрастанием объема деятельности отрасли.
Ведомства можно квалифицировать и по другим основаниям, в частности, на общегосударственные, например, Государственный комитет по промышленной политике, и специальные ведомства, например, Федеральная служба геодезии и картографии и др. Это деление проводится в зависимости от роли, степени значимости сферы или отрасли управления в системе государственного управления. Общегосударственные ведомства возглавляют наиболее важные сферы и отрасли, специальные ведомства – сферы и отрасли управления с меньшим масштабом и ролью в государственном управлении.
На этой основе в законодательстве определены и различия между двумя группами ведомств. Руководители общегосударственных ведомств являются членами Правительства. Специальные же ведомства возглавляются лицами, не входящими в состав Правительства.
Порядок формирования органов исполнительной власти.
Все государственные органы
в РФ, включая органы управления,
организованы и действуют в соответствии
с принципом законности, на основе
законов и подзаконных правовых
актов, выполняют содержащиеся в
них предписания. В связи с
этим любой государственный орган
формируется лишь в том случае,
если создание предусмотрено действующим
законодательством, т.е. он заранее
учрежден и имеется, стало быть, правовое
основание его реального
Формирование органа государственного
управления включает подготовку и решение
следующих вопросов: установление наименование
органа; разработка и утверждение
его компетенции; разработка и утверждение
в установленном порядке
Порядок формирования органов
государственного управления определяется
как государственно-
Государственно-
Конституции устанавливают,
исходя из государственно-
Различия между указанными способами формирования органов государственного управления сводятся к особенностям в формировании личного состава (избрание, назначение и т.д.), объема и характера компетенции и др.
Заключение.
Можно сделать вывод, что органы исполнительной власти, являясь частью государственного аппарата, выполняют значительный объем функций государства. От других государственных органов (законодательных и судебных) они –отличаются назначением, содержанием своей деятельности и методами работы. Они призваны осуществлять подзаконную организационно-управленческую, исполнительно-распорядительную деятельность. Объект их управления – хозяйственная, социально-культурная и административно-политическая сферы. Выполняя свои задачи и функции, органы исполнительной власти выступают от имени государства, для чего наделены государственно-властными полномочиями. Они не только проводят в жизнь требования законов, актов Президента и других нормативных актов, но и в праве сами издавать в пределах своей компетенции акты управления, обязательные для тех, кому они адресованы, и применять меры, обеспечивающие реализацию требований актов.
Органы исполнительной власти находятся на бюджетном финансировании и являются юридическими лицами, то есть обладают гражданской правоспособностью.
Информация о работе Министерства и иные федеральные органы исполнительной власти