Министерства и иные федеральные органы исполнительной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 23:55, курсовая работа

Описание работы

Среди субъектов административного права органы исполнительной власти (гос. управления) занимают особое место. Это самая многочисленная из числа организаций – группа субъектов административного права, объединенная к тому же единым руководством и подчинением и действующая согласованно и целенаправленно. Эти органы наделены государственной компетенцией, которая по своему объему самая обширная по сравнению с компетенцией других субъектов административного права, она охватывает – в практически организующем плане – все области и сферы государственного руководства.

Содержание работы

I. Введение
II. Понятие органа исполнительной власти
III. Классификация органов исполнительной власти
IV. Система органов исполнительной власти
V. Высшие и центральные органы исполнительной власти
VI. Порядок формирования органов исполнительной власти
VII. Заключение
VIII. Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Министерства и иные федеральные органы исполнительной власти.docx

— 42.10 Кб (Скачать файл)

Субъекты федерации сами определяют правовое положение своих  органов исполнительной власти. До принятия таких актов эти органы руководствуются соответствующими федеральными актами.            

В системе органов исполнительной власти субъектов федерации нет  единообразия: имеются президенты, главы субъектов Федерации или  главы их администраций.            

Указом Президента от 3 октября 1992 года «О мерах по укреплению единой системы исполнительной власти в  РФ» установлено, что главы исполнительной власти субъектов федерации, независимо от того, назначены они или избраны, обладают полномочиями, утвержденными  Конституцией и федеральными законами, указами и распоряжениями Президента, постановлениями и распоряжениями Правительства, соглашениями с федеральными органами исполнительной власти, уставами и законами субъектов федерации, и в равной степени несут ответственность за реализацию этих полномочий. Объем полномочий главы администрации широк. Он решает многие вопросы формирования состава администрации, бюджета субъекта федерации, представительства в федеральных органах и др.            

Органы исполнительной власти субъектов федерации в своей  практической деятельности руководствуются  Положением об основных началах организации  и деятельности органов государственной власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Российской Федерации на период поэтапной конституционной реформы, утвержденным указом Президента от 22 октября 1993 года.             

Наряду с системой органов  исполнительной власти в РФ существуют различные представительства, дополняющие  эту систему. Так, указом Президента от 22 августа 1991 года «О некоторых вопросах деятельности органов исполнительной власти в РСФСР» были учреждены представительства  республик при Президенте и его  представительстве в республиках.             

Представитель главы государства  является должностным лицом, представляющим интересы Президента РФ и осуществляющим свою деятельность в регионе по его  поручению. Полномочный представитель  главы государства является государственным  служащим и входит в состав Администрации  Президента.            

Основные  задачи полномочного представителя: содействие Президенту страны в реализации его конституционных полномочий в регионе, информирование его о политическом, социальном и экономическом положении, взаимодействии с федеральными и местными органами власти, политическими партиями и общественными организациями. Полномочные представители также призваны эффективно защищать общегосударственные интересы на всей территории страны, обеспечивать единое правовое пространство, проведение единой политики в сферах, отнесенных к ведению РФ. Указом Президента от 2 апреля 1992 года было установлено, что администрации краев и областей по согласованию с Правительством вправе учреждать представительства администраций при Правительстве. И те, и другие представительства – важные механизмы прямых и обратных связей центра и субъектов федерации, обеспечивающие целостность государственного организма России.            

Порядок взаимодействия Президента с палатами Федерального Собрания в  законотворческом процессе определен  специальным Положением, утвержденным Указом Президента от 13 апреля 1996 года.             

Для обеспечения законопроектной  деятельности Правительства образовано его Полномочное представительство  в составе полномочного представителя  в Государственной Думе, полномочного представителя в Совете Федерации, статс-секретарей – заместителей федеральных  министров и других руководителей  органов исполнительной власти. Согласно постановлению Правительства от 21 декабря 1996 года, полномочные представители  участвуют в законодательной  работе палат, взаимодействуют по вопросам организации законопроектной работы с полномочными представителями  Президента в палатах Федерального Собрания и руководителями федеральных  органов исполнительной власти. 

 

Высшие и центральные  органы исполнительной власти.

Эта группа объединяет Правительство  РФ, правительства республик в  составе РФ, министерства и ведомства.             

Правительство РФ – является высшим органом государственного управления, возглавляющим систему этих органов, органом исполнительной власти.            

В состав правительства входят: Председатель, первые заместители, заместители, министры, председатели государственных комитетов РФ, председатели Советов Министров в составе РФ (по должности).            

Компетенция Правительства  РФ, как органа правомочного решать вопросы государственного управления, отнесенные согласно Конституции и  Законам Российской Федерации, к  ведению Российской Федерации, охватывает все области и сферы государственного руководства.            

В области экономики Правительство  осуществляет управление экономическими процессами, создает условия для свободного предпринимательства, способствует осуществлению мер по укреплению денежной и кредитной системы, организует разработку и исполнение федерального бюджета.            

В социальной сфере Правительство  осуществляет меры по развитию науки  и техники, разрабатывает направления  государственной социальной политики и правовой защищенности граждан, совершенствует систему социального обеспечения.             

В правоохранительной области  Правительство осуществляет меры по защите интересов, прав и свобод граждан, охране общественного порядка, обеспечению  государственной безопасности, охране государственных границ Российской Федерации, принимает меры по обеспечению  обороноспособности страны.            

В области внешних сношений правительство осуществляет руководство  в этой области, в области внешней  торговли и других видов внешнеэкономической  деятельности, научно-технического и  культурного сотрудничества.            

Закон о Совете Министров  закрепляет порядок взаимоотношений  правительства с правительствами  республик в составе РФ и его  полномочия в этой области. Законодательство определяет правовой статус рабочего аппарата правительства и регламент  его работы.            

Организация и деятельность правительства республики в составе  РФ определяется конституцией республики и соответствующими законами республики.             

Вторую группу органов  в центральном аппарате составляют министерства. Министерства в большинстве  государств мира давно устоявшаяся, традиционная структура в системе  исполнительной власти.            

Министерство стоит во главе отрасли управления. Под  министерством понимается руководство  и аппарат министерства. Министерство вместе с подчиненными ему органами на местах, предприятиями, учреждениями составляет систему министерства.            

Министерство является органом, несущим полную ответственность  за руководство соответствующей  отраслью. Оно наделяется в этих целях обширными полномочиями. Министерство осуществляет функции как централизованного, так и оперативного управления отраслью, причем функции централизованного  управления (такие как техническое  нормирование, внутриотраслевое планирование и др.) осуществляются главным образом  органами, стоящими между министерством  и предприятиями (учреждениями). Министр, в рамках своих полномочий, издает приказы и инструкции; такие же по наименованию акты принимаются руководителями всех организаций, входящих в систему  министерства.            

Министерства в современных  условиях организации государственного управления в Российской Федерации  различаются двух видов:

а) общегосударственные министерства – они управляют отраслями федерального масштаба и подчинения – обороны, железнодорожного транспорта, иностранных дел и другие;

б) федеральные министерства – возглавляют отрасли, находящиеся в совместном, Российской Федерации и субъектом федерации, ведении. Это большинство министерств – образования, культуры, здравоохранения и другие.            

Многие министерства имеют  свои органы на местах: в одних министерствах  это органы централизованного подчинения (например, в системе Министерства обороны), в других – эти органы находятся в так называемом двойном  подчинении, то есть кроме отраслевого  подчинения еще и в подчинении местных органов, например, в системе  Министерства образования, Министерства культуры и других. Перечень действующих  в настоящее время министерств  дан в Указе Президента РФ от 10 января 1994 г.            

Следующую группу в центральном  аппарате составляют ведомства. Понятие «ведомство» – собирательное, т.е. в законодательстве им обозначаются в центральном аппарате государственные комитеты РФ, комитеты РФ, федеральные службы, Российское агентство, Федеральная инспекция, Главное управление. В названии же конкретного органа слово «ведомство» отсутствует.            

Каждое из образованных к  настоящему времени ведомств возглавляет:

а) или группу (комплекс) отраслей хозяйственного или социально-культурного строительства, например, Комитет по металлургии, Комитет по оборонным отраслям и другие;

б) или сферу государственного управления, например, Комитет по стандартизации, метрологии и сертификации;

в) или отрасль государственного управления, отрасль по своим масштабам меньшую, чем министерские отрасли, например, Государственная архивная служба, Федеральная служба по надзору за страховой деятельностью и другие. Исторически многие министерства выросли из ведомств в связи с возрастанием объема деятельности отрасли.            

Ведомства можно квалифицировать  и по другим основаниям, в частности, на общегосударственные, например, Государственный  комитет по промышленной политике, и специальные ведомства, например, Федеральная служба геодезии и картографии  и др. Это деление проводится в  зависимости от роли, степени значимости сферы или отрасли управления в системе государственного управления. Общегосударственные ведомства возглавляют наиболее важные сферы и отрасли, специальные ведомства – сферы и отрасли управления с меньшим масштабом и ролью в государственном управлении.            

На этой основе в законодательстве определены и различия между двумя  группами ведомств. Руководители общегосударственных  ведомств являются членами Правительства. Специальные же ведомства возглавляются  лицами, не входящими в состав Правительства.  

 

Порядок формирования органов исполнительной власти. 

 

Все государственные органы в РФ, включая органы управления, организованы и действуют в соответствии с принципом законности, на основе законов и подзаконных правовых актов, выполняют содержащиеся в  них предписания. В связи с  этим любой государственный орган  формируется лишь в том случае, если создание предусмотрено действующим  законодательством, т.е. он заранее  учрежден и имеется, стало быть, правовое основание его реального создания. Многие государственные органы создаются  на основе Конституции, другие формируются  на основе иных законодательных актов (объединения, некоторые ведомства).             

Формирование органа государственного управления включает подготовку и решение  следующих вопросов: установление наименование органа; разработка и утверждение  его компетенции; разработка и утверждение  в установленном порядке организационной  структуры и штатов; назначение (зачисление, избрание, прием по конкурсу) личного  состава – государственных служащих; определение источников финансирования, сроков полномочия и территориальных  масштабов (границ) деятельности. В  выполнении всех указанных действий заключается процесс формирования органов управления.            

Порядок формирования органов  государственного управления определяется как государственно-распорядительный. Это означает, что орган управления формируется государством, другим (другими) государственным органом, что принимаемые  в процессе формирования акты носят  распорядительный, обязательный характер. Для других государственных органов, например, представительных органов, судов, установлен иной порядок формирования, который нельзя назвать государственно-распорядительным.             

Государственно-распорядительный порядок формирования органов государственного управления обусловлен местом аппарата государственного управления в системе  государственных органов как  аппарата исполнительного по отношению  к органам представительной власти с началами распорядительства в  системе самого аппарата управления.             

Конституции устанавливают, исходя из государственно-распорядительного  порядка, три организационно-правовых способа формирования органов государственного управления: образование (правительство, министерства, ведомства, отделы и управления); избрание (администрация административно-территориальных образований); назначение (объединения, администрация предприятий и учреждений).             

Различия между указанными способами формирования органов  государственного управления сводятся к особенностям в формировании личного  состава (избрание, назначение и т.д.), объема и характера компетенции  и др. 

 

Заключение.

Можно сделать вывод, что  органы исполнительной власти, являясь  частью государственного аппарата, выполняют  значительный объем функций государства. От других государственных органов (законодательных и судебных) они  –отличаются назначением, содержанием своей деятельности и методами работы. Они призваны осуществлять подзаконную организационно-управленческую, исполнительно-распорядительную деятельность. Объект их управления – хозяйственная, социально-культурная и административно-политическая сферы. Выполняя свои задачи и функции, органы исполнительной власти выступают от имени государства, для чего наделены государственно-властными полномочиями. Они не только проводят в жизнь требования законов, актов Президента и других нормативных актов, но и в праве сами издавать в пределах своей компетенции акты управления, обязательные для тех, кому они адресованы, и применять меры, обеспечивающие реализацию требований актов.            

Органы исполнительной власти находятся на бюджетном финансировании и являются юридическими лицами, то есть обладают гражданской правоспособностью.             

Информация о работе Министерства и иные федеральные органы исполнительной власти