Министерство образования и науки Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 10:43, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, в любой развитой стране необходимо поддерживать науку и образование на высоком уровне в целях наиболее эффективного научно-технического и культурного развития общества, что обеспечит неуклонный прогресс и развитие государства. Образование необходимо для обеспечения высококвалифицированными кадрами всех сфер научной, политической и культурной сфер существования и деятельности государства. Данный спектр деятельности находится в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, основные направления деятельности которого я постараюсь раскрыть в данной курсовой работе.

Содержание работы

введение
общие положения
структура
цели
задачи и полномочия
заключение
литература

Файлы: 1 файл

мин обр готовая работа.doc

— 222.50 Кб (Скачать файл)

Структура агентства

Управление развития поисковых исследований и новых технологий

Управление программ и проектов

Управление инновационного развития и инфраструктуры

Управление финансирования, учета  и отчетности

Управление федерального имущества  научной сферы

Управление делами

 

 

Федеральное агентство по образованию

   Федеральное агентство по образованию (Рособразование) - федеральный орган исполнительной власти, находившийся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации. Было создано 9 марта 2004 г., осуществляло функции по оказанию государственных услуг, управлению федеральным имуществом, а также правоприменительные функции в сфере образования, воспитания, опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений.

Первоначально компетенция включала также и молодёжную политику, но с сентября 2007 года эти полномочия перешли созданному Государственному комитету Российской Федерации по делам молодёжи (Госкоммолодёжь России), преобразованному в мае 2008-го в Федеральное агентство по делам молодёжи (Росмолодёжь).

Рособразование упразднено 10 марта 2010 г., его функции переданы Министерству образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России).

Структура агентства

Управление развития поисковых  исследований и новых технологий

Управление программ и проектов

Управление инновационного развития и инфраструктуры

Управление финансирования, учета  и отчетности

Управление федерального имущества  научной сферы

Управление делами

 

 

Достоинства системы  образования в Российской Федерации

Закон Российской Федерации "Об образовании" (используется редакция от 5 января 1996 года) содержит положения, которые характеризуют систему Российского образования положительно. К примеру, законом устанавливаются:

•     приоритетность области образования (Гл.1,Ст.1)

•     принципы государственной политики в области образования (Гл.1,Ст.2)

Положительные стороны функционирования системы высшего образования в Российской Федерации:

1)гуманистический характер образования,  приоритет общечеловеческих ценностей,  жизни и здоровья человека, свободного  развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

2)единство федерального, культурного  и образовательного пространства. Защита и развитие системой  образования национальных культур,  региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

3)общедоступность образования,  адаптивность системы образования  к уровням и особенностям развития  и подготовки обучающихся, воспитанников;

4)светский характер образования  в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

5)свобода и плюрализм в образовании;

6)демократический, государственно-общественный  характер управления образованием. 7)автономность образовательных  учреждений.

Задачи законодательства Российской Федерации в области образования:

1)разграничение компетенции в  области образования между органами  государственной власти и органами  управления образованием различных  уровней;

2)обеспечение и защита конституционного  права граждан Российской Федерации  на образование;

3)создание правовых гарантий  для свободного функционирования  и развития системы образования  Российской Федерации;

4)определение прав, обязанностей, полномочий и ответственности  физических и юридических лиц  в области образования, а также  правовое регулирование их отношений в данной области. (Гл.1,Ст.4)

Государственные гарантии прав граждан  Российской Федерации в области  образования:

1.      Гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости.

Ограничения прав граждан на профессиональное образование по признакам пола, возраста, состояния здоровья, наличия судимости могут быть установлены только законом.

2.Государство обеспечивает гражданам  право на образование путем  создания системы образования  и соответствующих социально-экономических условий для получения образования.

3.Государство гарантирует гражданам  общедоступность и бесплатность  начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования  и начального профессионального  образования, а также на  конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

4.Затраты на обучение граждан  в платных негосударственных  образовательных учреждениях, имеющих  государственную аккредитацию и  реализующих образовательные программы  общего образования, возмещаются  гражданину государством в размерах, определяемых государственными нормативами затрат на обучение граждан в государственном или в муниципальном образовательном учреждении соответствующего типа и вида.

5.В целях реализации права  на образование граждан, нуждающихся в социальной помощи, государство полностью или частично несет расходы на их содержание в период получения ими образования. Категории граждан, которым оказывается данная помощь, ее формы, размеры и источники устанавливаются федеральным законом.

6.Государство создает гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.

7.Государство оказывает содействие  в получении образования гражданами, проявившими выдающиеся способности, в том числе посредством предоставления им специальных государственных стипендий, включая стипендии для обучения за рубежом. Критерии и порядок предоставления таких стипендий устанавливаются Правительством Российской Федерации. (Гл.1,Ст.5)

Возможность получения гражданином  образования на родном языке, а также  на любом другом в пределах возможностей, предоставляемых системой образования. (Гл.1,Ст.6)

Государственные образовательные  стандарты:

 В Российской Федерации устанавливаются государственные образовательные стандарты, включающие федеральный и национально-региональный компоненты.

Российская Федерация в лице федеральных органов государственной  власти в пределах их компетенции  устанавливает федеральные компоненты государственных образовательных стандартов, определяющие в обязательном порядке обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников.

 Государственный образовательный стандарт основного общего образования устанавливается федеральным законом.

Государственные образовательные  стандарты являются основой объективной  оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения  образования. (Гл.1,Ст.7). Обязательный минимум содержания каждой основной общеобразовательной программы или основной профессиональной образовательной программы (по конкретной профессии, специальности) устанавливается соответствующим государственным образовательным стандартом. (Гл.2, Ст.9)

Формы получения образования:

С учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы  осваиваются в следующих формах:

- в образовательном учреждении - в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной;

в форме семейного образования, самообразования, экстерната.

Допускается сочетание различных  форм получения образования.

 Перечни профессий и специальностей, получение которых в очно-заочной  (вечерней), заочной форме и в  форме экстерната не допускается,  в части компетенции Российской  Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации. (Гл.2,Ст. 10)

Регламентируется содержание образования. Содержание образования должно обеспечивать:

адекватный мировому уровень общей  и профессиональной культуры общества;

формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;

интеграцию личности в национальную и мировую культуру;

формирование человека и гражданина, интегрированного в современное  ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

воспроизводство и развитие кадрового  потенциала общества.

Профессиональное образование  любого уровня должно обеспечивать получение  обучающимся профессии и соответствующей  квалификации.

Содержание образования должно содействовать взаимопониманию  и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений.

Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой  и реализуемой этим образовательным  учреждением самостоятельно.

Государственные органы управления образованием обеспечивают разработку на основе государственных образовательных стандартов примерных образовательных программ.

Образовательное учреждение в соответствии со своими уставными целями и задачами может реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги (на договорной основе) за пределами определяющих его статус образовательных программ.

Военная подготовка в гражданских  образовательных учреждениях может  проводиться только на факультативной основе с согласия обучающихся и (или) их родителей (законных представителей) за счет средств и силами заинтересованного ведомства.

Образовательное учреждение при реализации образовательных программ использует возможности учреждений культуры.

Высшее профессиональное образование имеет целью подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования. Высшее профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (высших учебных заведениях). Лица, имеющие начальное профессиональное образование соответствующего профиля, могут получать высшее профессиональное образование по сокращенным ускоренным программам. Лица, имеющие среднее профессиональное образование соответствующего профиля, могут получать высшее профессиональное образование по сокращенным ускоренным программам.

Начиная с 1992 года получение молодежью высшего профессионального образования расширяется в основном за счет увеличения числа студентов, обучающихся на основе полного возмещения затрат в государственных и негосударственных высших учебных заведениях. Проводится последовательная ориентация деятельности высших учебных заведений на решение различных социально-экономических задач субъектов Российской Федерации. Существенно возрастает роль системы дополнительного профессионального образования, учреждениям которой предстоит в ближайшие годы переподготовить и повысить квалификацию около 10 миллионов руководителей и специалистов, а также таких категорий граждан, как безработные, бывшие военнослужащие, иммигранты и переселенцы.

Сохраняя и расширяя объем подготовки специалистов с высшим образованием в условиях перехода к рынку и спада производства, высшие учебные заведения во многом способствуют снижению уровня социальной напряженности в обществе и уменьшению безработицы, в первую очередь среди молодежи. Осуществляется диверсификация образовательных программ профессионального образования в целях создания большего разнообразия и расширения ассортимента предлагаемых образовательных услуг.

Формируются система и основные процедуры лицензирования деятельности образовательных учреждений, их аттестации и государственной аккредитации.

Недостатки системы  высшего образования в Российской Федерации

Рассмотрев достоинства системы  образования в России Мы не можем  не затронуть недостатки указанной  системы, так как данные отрицательные  факторы присущи любой системе, тем более, такой сложной и обширной как система высшего образования в России. Изменилась структура приема студентов в высшие учебные заведения. Прием на инженерные специальности уменьшается, а на экономические и юридические резко возрастает. Такая тенденция начинает приобретать негативный характер в связи с диспропорцией подготовки специалистов и потребностей в трудовых ресурсах, прогнозов развития экономики Российской Федерации, научно-технического прогресса (Данные Федеральной программы). Развитие образования происходит в сложнейшей ситуации. На деятельность образовательных учреждений дестабилизирующее воздействие оказывают факторы, среди которых основными являются: социальная и экономическая нестабильность в обществе, острый дефицит финансовых средств в связи с кризисным положением в экономике; неполнота нормативной правовой базы в области образования; систематическое неисполнение норм законодательства в области образования. Неудовлетворительное финансирование является одной из основных причин кризисных ситуаций в системе образования. В целом потребность образовательных учреждений в финансовых средствах обеспечивается за счет средств бюджетов всех уровней менее чем на четверть. Сохраняется тенденция сокращения реального объема ассигнований на нужды образования. В текущих ценах они сократились примерно в 5 раз, что в сопоставимых ценах составляет более чем двадцатикратное уменьшение. Задержки выплаты заработной платы работникам образовательных учреждений в большинстве субъектов Российской Федерации носят постоянный характер. Не восполнена задолженность государства за прошлые годы. В нарушение законодательства не обеспечивается защита образовательных учреждений от штрафов и пеней, начисляемых независимо от отсутствия или несвоевременности финансирования из бюджетов. Острейший дефицит финансовых ресурсов породил опасность потери лучшего из того, что имелось и еще имеется в системе образования Российской Федерации. Сохраняют угрозу углубления кризисные тенденции в системе образования, способные нанести серьезный ущерб состоянию безопасности государства.

Информация о работе Министерство образования и науки Российской Федерации