Муниципальный служащий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 18:02, реферат

Описание работы

Центральным элементом законодательства о муниципальной службе является массив норм, посвященных правовому статусу муниципального служащего. И это вполне логично: ведь именно правовой статус муниципального служащего в наибольшей степени отражает его положение как публичного лица, обладающего властными полномочиями. Нормы о правовом статусе устанавливают отличие муниципальной службы от обычной трудовой деятельности, а муниципального служащего соответственно от обычного работника.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3

1. ПРАВОВОЙ СТАТУС И ПРАВА МУНИЦИПАЛЬНОГО СЛУЖАЩЕГО..4
1.1.Права муниципальных служащих……………………………………….6

2.ЭЛЕМЕНТЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА……………………………………..12
2.1.Обязанности как элемент правового статуса муниципального служащего………………………………………………………………………..12
2.2. Запреты - элемент правового статуса……………………………….14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……...20

Файлы: 1 файл

муницип.docx

— 41.16 Кб (Скачать файл)

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3

 

1. ПРАВОВОЙ СТАТУС И ПРАВА МУНИЦИПАЛЬНОГО СЛУЖАЩЕГО..4

       1.1.Права муниципальных служащих……………………………………….6

 

2.ЭЛЕМЕНТЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА……………………………………..12

      2.1.Обязанности  как элемент правового статуса  муниципального служащего………………………………………………………………………..12

      2.2. Запреты - элемент правового статуса……………………………….14

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….18

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……...20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Центральным элементом законодательства о муниципальной службе является массив норм, посвященных правовому  статусу муниципального служащего. И это вполне логично: ведь именно правовой статус муниципального служащего  в наибольшей степени отражает его  положение как публичного лица, обладающего  властными полномочиями. Нормы о  правовом статусе устанавливают  отличие муниципальной службы от обычной трудовой деятельности, а  муниципального служащего соответственно от обычного работника. И наконец, правовой статус муниципального служащего в  наибольшей степени из всех законодательных  норм о муниципальной службе сближает его с государственным служащим.

Прежде чем обратиться собственно к анализу правового  статуса муниципального служащего, необходимо определить, что такое "правовой статус" и "правовое положение" как юридические категории.

Следует сказать, что эти  понятия по-прежнему являются дискуссионными в российской правовой науке. Существуют различные точки зрения по поводу соотношения самих терминов "правовой статус" и "правовое положение", их содержания и структуры. Обратимся  к наиболее значительным исследованиям  по данному вопросу.

Сам термин "правовой статус" в качестве самостоятельной юридической  категории возник в советской  правовой науке в 60-х годах XX века.

Что же такое правовой статус? В самом широком виде правовой статус определяется в современной  юридической науке как юридически закрепленное положение личности в  обществе1.  

1. ПРАВОВОЙ СТАТУС И ПРАВА МУНИЦИПАЛЬНОГО СЛУЖАЩЕГО

 

В основе правового статуса  лежит фактический социальный статус, то реальное положение человека в  данной системе общественных отношений. Важнейшей органической частью социального  статуса является правовой статус.

В правовой статус входят права и обязанности. В правовой статус граждан входят не только, во-первых, основные права и обязанности, но и, во-вторых, конкретные права и обязанности, возникающие в различных конкретных правоотношениях.

Применительно к правовому  статусу муниципальных служащих следует отметить, что их права  и обязанности закрепляются в  различных нормативных документах и имеют разную степень конкретизации.

Во-первых, муниципальный  служащий, будучи гражданином Российской Федерации, обладает всеми правами  и обязанностями гражданина, закрепленными  в различных нормативных актах  и, прежде всего, в Конституции Российской Федерации2. При этом законодатель допускает ограничение отдельных конституционных прав муниципальных служащих (например, права работать по совместительству, права быть избранным, права на забастовку и др.).

Во-вторых, Федеральный закон "О муниципальной службе в Российской Федерации"3 закрепляет специальные права и обязанности муниципального служащего, обусловленные занятием им должности муниципальной службы.

Именно эти права и  обязанности составляют ядро его  правового статуса и в первую очередь требуют своего изучения. Наконец, занимая конкретную должность  муниципальной службы, муниципальный  служащий в связи с этим наделяется индивидуальными правами и обязанностями  по данной должности, закрепляемыми  в должностной инструкции или  должностном регламенте. Хотя эти  права и обязанности, безусловно, являются очень важными, изучение их на теоретическом уровне вряд ли возможно в силу их динамичности и индивидуального  характера.

В правовой статус, включаются также гарантии прав и обязанностей . Однако юридические гарантии исполнения гражданами возлагаемых на них обязанностей лежат вообще за пределами статуса граждан, поскольку они, как правило, реализуются деятельностью отдельных частей аппарата государственного управления, других частей государственного аппарата (например, органов прокуратуры), общественных организаций. Юридические гарантии реализации гражданином его прав и охраны его законных интересов состоят в основном не в активной деятельности гражданина на основе норм права, а в деятельности компетентных органов управления и других государственных органов и в соответствующих случаях - общественных организаций.

Существует также мнение, что гарантии являются элементом  правового статуса отдельных  категорий граждан, таких, например, как государственные служащие. Однако такие гарантии государственных (и муниципальных) служащих, как: гарантии денежного содержания, пенсионного обеспечения, продвижения по службе, также обеспечиваются деятельностью государственных органов и должностных лиц и входят в правовой статус последних в качестве юридических обязанностей.

Основным элементом правового статуса лица (в том числе и правового статуса муниципального служащего) являются его права и обязанности. Подчеркивается, что права и обязанности составляют сердцевину правового статуса. Все остальные элементы являются вторичными4.

 В то же время правовой статус муниципального служащего является по структуре более сложным, чем правовой статус обычного гражданина. Чаще всего правовой статус муниципального служащего рассматривается как совокупность правоустанавливающих элементов в виде прав, обязанностей, социально-правовых гарантий, правовых ограничений, ответственности, выражающей установленные и обеспеченные государством меры должного и возможного поведения лиц, исполняющих должностные обязанности в области муниципально - служебных отношений5.

В данном случае в правовой статус муниципальных служащих включается значительное число элементов. Между тем анализ Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" показывает, что как элементы этого статуса законодатель понимает лишь права, обязанности, ограничения и запреты (нормы, посвященные именно этим правовым явлениям, содержатся в главе 3 Закона "Правовое положение (статус) муниципального служащего").

Собственно статусными элементами статуса муниципального служащего являются права, обязанности и запреты.

 

1.1.Права муниципальных служащих

 

Само по себе закрепление  в Законе о муниципальной службе перечня прав и обязанностей муниципальных  служащих является новеллой. Ранее  действовавший Федеральный закон "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" содержал лишь отсылочную норму о том, что права и обязанности муниципального служащего устанавливаются уставом муниципального образования или нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с этим Федеральным законом, иными федеральными законами, законами субъекта РФ (ст. 10).

В целом закрепленные в  Законе права муниципального служащего  носят достаточно абстрактный характер. В общем-то, это довольно логично, так как нормативный документ, закрепляющий общие для всех без исключения муниципальных служащих права, независимо от занимаемой ими должности, совершенно очевидно может указывать лишь на важнейшие из них, причем без существенной детализации.

Права, закрепленные Федеральным  законом "О муниципальной службе в Российской Федерации", можно  разделить на четыре группы. В первую входят права, направленные на обеспечение  исполнения служащим его должностных  обязанностей. В связи с этим данные права можно назвать функциональными. К функциональным правам относятся  права на:

- ознакомление с документами,  устанавливающими его права и  обязанности по замещаемой должности  муниципальной службы, критериями  оценки качества исполнения должностных  обязанностей и условиями продвижения  по службе;

- обеспечение организационно-технических  условий, необходимых для исполнения  должностных обязанностей;

- получение в установленном  порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных  обязанностей, а также на внесение  предложений о совершенствовании  деятельности органа местного  самоуправления, избирательной комиссии  муниципального образования.

Вторая группа прав - это  права-гарантии. В данную группу входят права, направленные на обеспечение  муниципальному служащему определенного уровня социальной защищенности, в том числе и после прекращения муниципальной службы. К правам-гарантиям относятся права на:

- оплату труда и другие  выплаты в соответствии с трудовым  законодательством, законодательством  о муниципальной службе и трудовым  договором (контрактом);

- отдых, обеспечиваемый  установлением нормальной продолжительности  рабочего (служебного) времени, предоставлением  выходных дней и нерабочих  праздничных дней, а также ежегодного  оплачиваемого отпуска;

- пенсионное обеспечение  в соответствии с законодательством  Российской Федерации.

Третью группу составляют права, связанные с развитием  муниципального служащего. Сюда можно  отнести права на:

- участие по своей инициативе  в конкурсе на замещение вакантной  должности муниципальной службы;

- повышение квалификации  в соответствии с муниципальным  правовым актом за счет средств  местного бюджета.

Наконец, четвертую группу составят права, связанные с защитой  муниципальным служащим прав первых трех групп. Предлагаем назвать их дефензитивными6. Соответственно, в эту группу войдут права на:

- защиту своих персональных  данных;

- ознакомление со всеми  материалами своего личного дела, с отзывами о профессиональной  деятельности и другими документами  до внесения их в его личное  дело, а также на приобщение  к личному делу его письменных  объяснений;

- объединение, включая  право создавать профессиональные  союзы, для защиты своих прав, социально-экономических и профессиональных  интересов;

- рассмотрение индивидуальных  трудовых споров в соответствии  с трудовым законодательством,  защиту своих прав и законных  интересов на муниципальной службе, включая обжалование в суд  их нарушений.

Отдельно следует сказать  о праве муниципального служащего  выполнять иную оплачиваемую работу, предусмотренном ч. 2 ст.11. Данное право не может быть включено ни в одну из указанных выше групп (хотя по формальным признакам оно могло бы быть отнесено к правам-гарантиям). Однако делать этого не следует, поскольку, по сути оно вообще не является специфическом правом муниципального служащего. В ч.2 ст.11 речь идет не о дополнительном праве, которое возникает у лица в силу замещения им должности муниципальной службы, а об особенностях реализации муниципальными служащими конституционной свободы труда (ч.1 ст.37 Конституции РФ) и вытекающего из этой конституционной нормы права на работу по совместительству. Рассматривать данное право следует во взаимосвязи с обязанностью, установленной п. 11 ч. 1 ст. 12 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации", и запретами, установленными п. 1 и п. 2 ч. 1 ст. 14 того же Закона.

В соответствии с новым  Законом о муниципальной службе муниципальный служащий имеет право  выполнять иную оплачиваемую работу при соблюдении следующих условий:

- с предварительным письменным  уведомлением представителя нанимателя (работодателя);

- если при этом он  не становится членом органа  управления коммерческой организации;

- если это не выборная  государственная, муниципальная  или профсоюзная должность;

- если это не образует  конфликт интересов.

В этой связи наибольший интерес представляет определение  конфликта интересов, так как  этот институт является принципиально  новым для муниципальной службы. В то же время следует отметить, что в российском законодательстве он используется уже больше десяти лет, правда, в основном применительно  к предпринимательской деятельности.

В последние годы термин "конфликт интересов" начал проникать  и в публичное право. Еще в Концепции реформирования системы государственной службы РФ (утв. Президентом РФ от 15 августа 2001 г.) было предусмотрено формирование механизмов преодоления конфликтов интересов, когда у государственных служащих возникает личная или групповая заинтересованность в достижении определенной цели, которая влияет или может влиять на объективное и беспристрастное рассмотрение вопросов при исполнении ими своих должностных (служебных) обязанностей7.

Информация о работе Муниципальный служащий