Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 18:02, реферат
Центральным элементом законодательства о муниципальной службе является массив норм, посвященных правовому статусу муниципального служащего. И это вполне логично: ведь именно правовой статус муниципального служащего в наибольшей степени отражает его положение как публичного лица, обладающего властными полномочиями. Нормы о правовом статусе устанавливают отличие муниципальной службы от обычной трудовой деятельности, а муниципального служащего соответственно от обычного работника.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3
1. ПРАВОВОЙ СТАТУС И ПРАВА МУНИЦИПАЛЬНОГО СЛУЖАЩЕГО..4
1.1.Права муниципальных служащих……………………………………….6
2.ЭЛЕМЕНТЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА……………………………………..12
2.1.Обязанности как элемент правового статуса муниципального служащего………………………………………………………………………..12
2.2. Запреты - элемент правового статуса……………………………….14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……...20
Вполне логично, что авторы
нового Федерального закона "О муниципальной
службе в Российской Федерации" распространили
указанный институт на муниципальных
служащих. Однако, как на это уже
указывалось в специальной
Сравнение главы 3 Федерального
закона "О государственной
В результате не имеет законодательного решения вопрос о последствиях уведомления муниципальным служащим представителя нанимателя о своем намерении работать по совместительству в том случае, если последний усмотрит наличие конфликта интересов. В отличие от аналогичной ситуации на государственной гражданской службе, на муниципальной у представителя нанимателя отсутствуют властные рычаги не только для того, чтобы определить наличие или отсутствие конфликта интересов, но даже и для того, чтобы запретить муниципальному служащему работать по совместительству при выявлении такого конфликта9.
Представляется, что указанные положения Закона нуждаются в совершенствовании, причем именно на федеральном уровне. Решить этот вопрос путем регионального или муниципального правотворчества невозможно, так как он связан с ограничением прав муниципальных служащих, это же допускается в соответствии с ч.3 ст.55 Конституции только федеральным законом.
2.ЭЛЕМЕНТЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА
2.1.Обязанности как элемент правового статуса муниципального служащего
Следующим не менее значимым элементом правового статуса муниципального служащего являются его обязанности, также определенные Федеральным законом "О муниципальной службе в Российской Федерации" (ст. 12). Следует констатировать, что большая часть этих обязанностей носит формальный характер и ничего, по существу, не добавляет в правовой статус муниципального служащего.
Зачем, к примеру, закреплена
в Законе такая обязанность, как
"соблюдать Конституцию
Следующей в Законе названа обязанность "исполнять должностные обязанности в соответствии с должностной инструкцией". Здесь уместно вспомнить, что муниципальный служащий работает в органах местного самоуправления на основе трудового договора, а, следовательно, на него распространяются все права и обязанности работника (кроме тех, разумеется, которые противоречат Федеральному закону "О муниципальной службе в Российской Федерации"). В ст.21 среди прочих обязанностей работника названа обязанность "добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором". Представляется, что принципиальных различий между этими обязанностями нет. Аналогичные рассуждения можно привести и относительно обязанности соблюдать установленные в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования правила внутреннего трудового распорядка, должностную инструкцию, порядок работы со служебной информацией.
К обязанностям, которые действительно реально отражают особенности правового статуса муниципального служащего, можно отнести лишь следующие:
- представлять в установленном
порядке предусмотренные
- сообщать представителю
нанимателя (работодателю) о выходе
из гражданства Российской
- соблюдать ограничения,
выполнять обязательства, не
- сообщать представителю
нанимателя (работодателю) о личной
заинтересованности при
Все они носят действительно статусный характер, так как отражают публичный характер муниципальной службы и особые требования, предъявляемые к лицам, ее осуществляющим.
2.2. Запреты - элемент правового статуса
Элементом правового статуса являются установленные статьей 14 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" запреты. Публично-правовой характер муниципальной службы позволяет распространить на муниципальных служащих, в частности, законные ограничения, предусмотренные на государственной службе.
Запреты предусмотрены для того, чтобы действия муниципальных служащих полностью отвечали принципам и содержанию служения обществу.
Первым запретом, названным в ст. 14 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации", является запрет состоять членом органа управления коммерческой организации, за исключением случаев, установленных законом. Данный запрет не является принципиально новым, он содержался и в п.4 ч.1 ст.11 Федерального закона "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации". Однако в том же Законе, помимо данного запрета, был общий запрет муниципальным служащим заниматься любой другой оплачиваемой деятельностью, кроме научной, педагогической и творческой. Новый Закон регулирует данный вопрос принципиально по-другому: вместо общей императивно-запретительной нормы (при наличии некоторых исключений) имеет место общеразрешающая норма (при наличии некоторых запретов). Представляется, что данный подход направлен на повышение престижности муниципальной службы, повышение возможности служащего реализовывать свои способности и в других сферах.
Однако в действительности, как уже указывалось выше, муниципальные служащие имеют право заниматься другой оплачиваемой деятельностью. Запрет установлен в отношении лишь управления коммерческими организациями. Работать по совместительству в коммерческих организациях (но не на руководящих должностях) муниципальные служащие могут. Также они могут и входить в органы управления, но только некоммерческих организаций. Разумеется, при этом должно соблюдаться требование о недопущении возникновения конфликта интересов.
Исключение из общего правила о запрете состоять членом органа управления коммерческой организации допускается, если это предусмотрено федеральными законами или если в порядке, установленном муниципальным правовым актом в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, муниципальному служащему поручено участвовать в управлении этой организацией.
Запрет на занятие другой
оплачиваемой деятельностью (кроме
педагогической, научной и иной творческой)
сохранился в новом Законе лишь для
глав местных администраций. Представляется,
что данное решение является оправданным,
так как глава местной
Среди других новых запретов, предусмотренных в отношении муниципальных служащих, можно выделить запрет разглашать или использовать в целях, не связанных с муниципальной службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральными законами к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, а также допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования и их руководителей, если это не входит в его должностные обязанности.
Представляется, что данные запреты пересекаются, так как оба связаны с разглашением муниципальным служащим информации о служебной деятельности. Во-первых, они запрещают муниципальным служащим (кроме тех, у кого это входит в их должностные обязанности) высказывать любые (а значит, и позитивного характера) мнения о деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, во-вторых, под публичными высказываниями понимаются сообщения не только в средствах массовой информации. Учитывая, что российское законодательство не содержит критериев публичности высказываний, под данный запрет можно подвести любые слова муниципального служащего о своей работе, сказанные в присутствии нескольких свидетелей. То есть, например, если муниципальный служащий скажет в кругу друзей: "наш новый начальник - очень хороший специалист", его вполне можно увольнять по п. 3 ч. 1 ст. 19 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" за нарушение запрета, предусмотренного п. 9 ч. 1 ст. 14 того же Закона. Конечно, приведенный выше пример выглядит абсурдным, однако буквальное толкование Закона вполне допускает возникновение такой ситуации.
Еще два новых запрета связаны с ограничением влияния на муниципальных служащих международных и иностранных организаций. Речь идет о запрете, предусмотренном п. 15 ч. 1 ст. 14 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации", в соответствии с которым муниципальному служащему запрещается входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации и п. 16 ч. 1 ст. 14 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации", который воспрещает заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя (работодателя) оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. Первый из них носит абсолютный характер, в то время как второй может не исполняться, но только с письменного разрешения представителя нанимателя.
Смысл запрета для муниципальных
служащих входить в состав органов
управления, попечительских или наблюдательных
советов, иных органов иностранных
некоммерческих неправительственных
организаций и действующих на
территории Российской Федерации их
структурных подразделений
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В современной истории России институт муниципальной службы и его составляющая - правовой статус муниципального служащего - появились сравнительно недавно. С закреплением в Конституции РФ 1993 года принципа самостоятельности местного самоуправления оно выделилось из системы органов государственной власти, вышло на новый демократический этап развития.
Существующий правовой статус муниципального служащего не в полной мере отражает особенности муниципальной службы как публичного вида трудовой деятельности. Большая часть элементов правового статуса, закрепленных в главе 3 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации", мало отличается от элементов правового статуса работника, закрепленных в трудовом законодательстве Российской Федерации. Между тем, как представляется, будущее муниципальной службы за отходом от частноправового режима регулирования и переходом к публично-правовому.
Применительно к правовому
статусу муниципальных служащих
следует отметить, что их права
и обязанности закрепляются в
различных нормативных
Во-первых, муниципальный
служащий, будучи гражданином Российской
Федерации, обладает всеми правами
и обязанностями гражданина, закрепленными
в различных нормативных актах
и, прежде всего, в Конституции Российской
Федерации. При этом законодатель допускает
ограничение отдельных
Во-вторых, Федеральный закон
"О муниципальной службе в Российской
Федерации" закрепляет специальные
права и обязанности