Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 06:38, курсовая работа
В работе исследовано понятие науки административного права.
Объектом изучения являются этапы развития науки административного права, её современное состояние. В ходе работы применялись частноправовой (формально-юридический), исторический , исторические методы
Целью курсовой работы является процессы развития и возможные перспективы развития науки административного права.
Введение
1 Развитие науки административного права
1.1 Наука административного права в досоветский период
1.2 Наука административного права в советский период
1.3 Наука административного права в постсоветский период
2 Наука административного права в современной России
2.1
Заключение
Список использованных источников
1.3 Наука административного права в постсоветский период
Начало третьему этапу развития науки административного права положили политические и экономические реформы в России 1990— 1993 гг. Распад СССР, крах КПСС, принятие новой Конституции, развитие в России федерализма, частной собственности, признание человека, его прав и свобод высшей ценностью, реализация учения о разделении властей и др. потребовали внесения существенных коррективов в науку о государственной администрации. В 90-х гг. возросла роль закона в регулировании административно-правовых отношений. Законы о государственной службе изменили старые положения о ней. Роль государственной администрации, административного права значительно изменилась в связи с появлением частных организаций, уменьшением вмешательства государственных органов в деятельность государственных предприятий, учреждений, возникновением муниципальных образований, муниципальной собственности, муниципальных организаций.
На третьем этапе развития наука административного права пока делает первые шаги. Число опубликованных монографий немного больше десяти. Среди них можно назвать книги «Исполнительная власть в Российской Федерации (проблемы развития)», подготовленную коллективом авторов, «Служебное право» Ю. Н. Старилова, «Служба и служащие в Российской Федерации» В. М. Манохина, «Феноменология административного права» К. С. Вельского. В книгах, статьях, учебниках, диссертациях разрабатываются новые проблемы (средств административно-правового регулирования, административно-правовых режимов и др.). Одновременно делаются попытки по-новому решить старые вопросы о предмете административного права, государственной службе, государственном регулировании экономики, защите прав граждан от неправильных действий государственной администрации.
Новые реалии обязывают ученых рассматривать соотношение понятий «государственное управление» и «административная (исполнительная) власть», разные аспекты взаимоотношений Президента с органами исполнительной власти, федеральных исполнительных органов с органами субъектов Федерации, государственной администрации с муниципальной. После принятия законов Российской Федерации «О государственной тайне», «Об оперативно-розыскной деятельности», «О беженцах», «О статусе военнослужащих» административисты просто не вправе проходить мимо этих и многих других аспектов административного права.
В ближайшие годы, в начале нового тысячелетия можно ожидать бурного развития административно-правовой теории. На чем основан этот оптимизм? Во-первых, в XIX и XX вв. создан значительный задел в теории административного права, который можно плодотворно использовать.
Во-вторых, активизировались отношения с зарубежными административистами, достижения которых могут быть использованы в исследованиях российских административно-правовых реалий.
В-третьих, представители наук общей теории права, конституционного, гражданского и других отраслей юридической науки разработали многие важные для административно-правовой теории вопросы.
В-четвертых, в новейшем законодательстве закреплены многие важные для науки положения (понятия государственной службы, государственной безопасности и др.), резко сократилось количество неопубликованных актов, увеличилась роль законов.
В-пятых, исследователи могут использовать новые технические возможности для сбора и обработки информации (компьютер, Интернет и др.).
В-шестых, деятельность государственной администрации стала более открытой: в средствах массовой информации, на пресс-конференциях и иными способами распространяются статистические данные и иные сведения о деятельности государственной администрации.
2 НАУКА АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
После принятия Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года Советское административное право в его общей части потеряло законодательную значимость и безнадежно устарело.
Конституция РФ ввела в оборот новый термин - исполнительная власть, тем самым, подчеркнув провозглашение важнейших политико-правовых принципов конституционного (правового) государства. В соответствии со ст. 10 Конституции РФ государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.
Прежде чем перейти к основным функциям исполнительной власти, т.е. ведущим направлениям государственно-управленческой деятельности, особо отметим приоритет публичных интересов в сфере государственного управления. В настоящее время главное место в государственно-управленческой деятельности занимает:
- реализация государственной политики через программы всех уровней федерации;
- установление и
регулирование правовых и
- управление предприятиями и учреждениями государственного сектора;
- регулирование функционирования различных объектов негосударственного сектора;
- координация функционирования национализированного и денационализированного секторов хозяйственного, социально-культурного и административного строительства;
- обеспечение реализации
прав (включая их охрану) и обязанностей
физических и юридических лиц
в сфере государственного
- государственный
контроль и надзор за работой
управляемой и регулируемой
В определении
предмета административного
Под предметом административного права понимают многообразные одиночные общественные отношения, в рамках которых реализуются задачи, функции и полномочия исполнительной власти, внутриорганизационные управленческие отношения в процессе деятельности субъектов законодательной и судебной власти, а также органов прокуратуры, управленческие отношения с участием субъектов местного самоуправления, отдельные управленческие отношения в сфере общественных отношений, негосударственных формирований (внешние и внутренние).
Исходя из такого
понимания предмета, административное
право рассматривается в РФ
как отрасль российской
Проблема методов
правового регулирования
Суть методов административно-правового регулирования управленческих общественных отношений может быть сведены к следующему:
а) установление
определенного порядка
б) запрещение отдельных
действий под страхом
в) предоставление
возможности выбора одного из
вариантов должного поведения,
предусмотренных
г) предоставление
возможности действовать (не
Традиционное деление
административного права на две части:
общую и особенную в РФ несколько модернизирована,
но с сохранением такого общего деления,
бывшая советская общая часть в современных
курсах административного права представлена
в качестве основных методологических
позиций, позволяющих уяснить сущностную
сторону отрасли. Поэтому она именуется
"Сущность и основные институты административного
права". Юридические положения сочетаются
в общей части с важнейшим теоретическим
обоснованием. Бывшая особенная часть
теперь представлена частью "Административно-правовая
организация управления экономикой, социально-культурной
и административно-правового регулирования
в различных сферах общественной жизни".
Причем, сферы общественной жизни остаются
такими же, как и представлялись в советском
административном праве. Ведется дискуссия
о выделении из общей части бывшего советского
административного права -административно-
Одной из важнейших
проблем современного
В Указе Президента
РФ "О разработке концепции
правовой реформы в РФ" от 6
июля 1995 года определена концепция
развития и административного
законодательства. Совершенствование
системы и методов
Многообразие форм
управленческой деятельности
За последние годы
административное
- уточнение юридико-
- нет системной
связи актов по их уровням
с учетом федеративного
- требует новых
подходов оценка состояния и
развития особенной части
В ближайшие пять-семь,
а то и более лет
Ближайшими задачами следует считать:
а) приведение в
соответствие с Конституцией
РФ основ государственного
б) формирование
нового нормативного массива
с обязательной
в) развитие управленческих
отношений и поиск их
г) законодательное
закрепление нового статуса
д) перевод на
новую законодательную основу
сфер деятельности, подлежащих нормативно-