Наука административного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 06:38, курсовая работа

Описание работы

В работе исследовано понятие науки административного права.
Объектом изучения являются этапы развития науки административного права, её современное состояние. В ходе работы применялись частноправовой (формально-юридический), исторический , исторические методы
Целью курсовой работы является процессы развития и возможные перспективы развития науки административного права.

Содержание работы

Введение
1 Развитие науки административного права
1.1 Наука административного права в досоветский период
1.2 Наука административного права в советский период
1.3 Наука административного права в постсоветский период
2 Наука административного права в современной России
2.1
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по АП.docx

— 51.39 Кб (Скачать файл)

   е) совершенствование  нормативного материала административного  права требует крупных решений  по кодификации процессуальных  норм в сфере управления, кодификация  потока административных правонарушений  с последующим созданием процессуального  Кодекса и многое другое.

   Таким образом,  принятые в 1992 - 93 годы Законы  и внесение в них в 1994 - 2001 годах изменения и дополнения  обеспечивают минимальный уровень  регулирования. Правотворчество  в области административного  законодательства идет противоречиво  и достаточно медленно. Наблюдается  явная недооценка управления  на всех уровнях и чрезмерный  акцент на рыночной саморегуляции. Кризисные явления в экономике сопровождаются законодательным "вакуумом" во многих отраслях, слабая реализация принятых законов и иллюзия разрешения проблем только путем принятия новых актов.

 

 

  ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  Развитие административного  права России прошло длительный  исторический путь развития.

   Начало управления  следует усматривать в прогосударственных образованиях восточных славян, основное сосредоточение которых покоилось в племенном управлении в лице вождя племени, совета старейшин, служителях культа и вечевых народных собраниях.

   С возникновения  в IX веке Киевской Руси как  раннефеодального государства управление  было осложнено различиями тех  обычаев, и традиций, которыми  жили и управлялись племена,  вошедшие в состав государства.  Основной задачей государства  явилась унификация задач управления. Основную роль здесь сыграла  Русская Правда, как источник  норм обычного права Древнерусского  государства.

   Историческое развитие  задач и форм управления и  их изучение на основе историко-сопоставительного,  генетического методов показывает  нам постепенное усложнение понятия  государственного управления, его  внутреннюю и внешнюю конкретизацию,  непрерывное накопление и обновление  источников права, увеличение  сфер и задач управления.

   Периодизация развития  государственного права Росси,  зарождение самостоятельной отрасли  административного права России  выглядит, на взгляд автора, следующим  образом.

   В IX - XIV веках - основой  государственного управления являются  обычаи и традиции управления, закрепленные в Русской Правде, Новгородской и Псковской Судных  грамотах и ряде других правовых  памятников. Развитие управления  идет за счет активной законотворческой  деятельности князя, деятельности  вечевых собраний, местных законодательных актов отдельных княжеств и земель. С принятием христианства на Руси складывается церковное управление.

   С точки зрения  системы можно обозначить следующие  направления:

   - IX - XII века - десятичная  численная система управления;

   - ХII - XIV века - дворцово-вотчинная система при господстве (IX - XV) территориальных начал управления.

   В XV - первой половине XVII веков происходит формирование  основ административного права  и развитие направления (сферы)  административного управления в  Русском централизованном государстве.  Наметилась смена начал управления  к переходу на функциональную  систему управления (приказная система). Государственное управление отделяется  от дворцового хозяйства великого  князя Московского. Среди источников  права приоритетное место (после  принятия в 1649 году Соборного  Уложения) занимает закон.

   Во второй половине XVII - XVIII веков идет процесс становления  полицейского права, опосредованный  формированием абсолютной монархии  в стране. Совокупность норм приобретает  очертания правовых институтов, накапливается законодательная  масса, требующая кодификации.

   В XIX - начале XX веков  - 1835 году в Своде Законов Российской  империи (тома XI - XIX) самостоятельная  отрасль полицейского права получает  свое законодательное закрепление.  С 1802 года складывается отраслевое  управление, благодаря утверждению  в России первых министров,  совершенствованию исполнительной  власти происходит с создания  Совета министров в 1906 году. Стремление власти обрести конституционный строй ("Основные государственные законы" (23.04.1906), способствуют упорядочению отраслевого управления, развитию законодательства по административному праву.

   В 1917 (октябрь) - конец  1920 годов - создается Советское  административное право. Отрицание  разделения властей (Конституция  РСФСР 1918) приводит к нарушениям  в конституционном развитии норм  административного права. Широко  применяются диктатурой пролетариата  чрезвычайные режимы и меры  принуждения.

   В 1930 - начале 50-х  годов формируется командно-бюрократическая  система управления. Реакционный режим личной власти Сталина способствовал широкому применению противоправных репрессий (так в одной из своих работ Сталин указывал: "Репрессии в области социального строительства являются необходимым элементом наступления, но элементом вспомогательным, а не главным" (Сталин. Соч., т. 12. С. 309)). В государственном управлении происходит сращивание партийного и советского аппарата, под началом партийного руководства.

   В 1960 - 80 годах в СССР произошли положительные сдвиги в развитии административного права: ослаблено принуждение, смягчены санкции в сторону более упорядоченного определения состава правонарушения; в 1980 году приняты Основы законодательства СССР и союзных республик об административных правонарушениях, повлекшие принятие в 1984 году Кодекса РСФСР об административных правонарушениях. Увеличился объем законодательства в области административного права. Сохранялись негативные последствия: продолжала функционировать командно-бюрократическая система, централизм и партийное руководство в государственном управлении.

   В середине 1980 - начало 90-х годов - происходит смена  формы государства, вводится принцип  разделения властей, верховенство  закона, судебный и конституционный контроль. Административное право вновь (после начала XX века) возвращается к оформлению самостоятельной отрасли управления.

   Процесс познания  науки административного права  должен охватывать все ценное, что было накоплено административным  законодательством России и мировой  правовой культуры. Историческое  изложение, надо полагать, это  собирательный процесс забытого, но необходимого материала для  последующего осмысления и пригодности  его использования в государственном  строительстве.

   Различные методики  исследований науки административного  права позволяет выделить два  основных направления:

   1. Все методы исследования  в своей совокупности предопределяют  и дают возможность осмыслить,  в определенной мере, процесс  развития науки.

   2. Многообразие методов  исследования науки административного  права имеют общую базу при  определении общих свойств того  предмета, который познается. Данное  свойство предмета познания заключается  в распознании человеческой среды,  отдельных личностей, действия  которых определяются нормами  административного права.

   В этой связи  процесс познания вбирает в  себя живое содержание и осмысление  происходящих этапов истории  человечества. "Изучаем ли мы  историю, или политическую экономию, или право во всех общественных  науках мы просто не имели  бы перед собой объекта, не  понимали бы, о чем идет речь, если бы не могли поставить  себя на место изучаемых нами  участников общения и через  внутренний опыт уловить живое  содержание общественной жизни".

   Таким образом,  история развития административного  права несет в себе особенности  как теоретического, так и исторического  познания.

   Истории развития  административного права было  свойственны определенные процессы  государственно-правовых явлений.  Отсюда следует, что административное  право в целом вне государственно-правовых  явлений не существовало.

   Накопление массы  законодательного материала (норм) административного права идет  медленно и противоречиво. Эффективность  правового регулирования во многом  зависит от того, насколько содержание  права адекватно потребностям  развития общественных отношений.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вертикаль власти: Сб. документов по местному самоуправлению. М., 1996. 
Закон РСФСР: о местном самоуправлении в РСФСР. М., 1991. 
Кодекс РСФСР об административных правонарушениях (на 1.03.1986 - 1.09.1997 гг.). М., 1986 -1997. 
Кодекс РФ об административных правонарушениях. М., 2002. 
Комментарий к Кодексу об административных правонарушениях // Под ред. И. И. Веремеенко, Н. Г. Салищевой, М. С. Студеникиной. М., 1997. 
Комментарий к федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления" М., 1997. 
Конституция Российской Федерации. Комментарий. М., 1994. 
Аверьянов В. Б. Аппарат государственного управления. Киев. 1990. 
Агеева Е. А. Юридическая ответственность в государственном управлении. Л., 1990. 
Административное право: Учеб. пособие / Под ред. Ю. М. Козлова. М., 1968. 
Административное право: Учеб. пособие / Под ред. А. Е. Лунева. М., 1970. 
Административное право: Учеб. пособие / Под ред. М. И. Еропкина. М.. 1971. 
Административное право ГДР: Учеб. пособие / Под ред. Б. М. Лазарева. М., 1983. 
Административное право зарубежных стран: Учеб. пособие / Под ред. А. Н. Козырина. М., 1996. 
Административное право: Учебник / Под. ред. Ю. М. Козлова, Л. Л. Попова. М.: Юристъ, 2000. 
Алехин А. П.

Административное право  РФ: Учеб. пособие. М., 1997. 
Андреевский И. Е. Полицейское право: В 2 т. СПб., 1874. 
Алексеев А. С. Русское государственное право. М., 1897. 
Алфавитно-предметный указатель к Своду Законов Российской империи. М., 1911. 
Архив историко-юридических сведений, относящихся к России, издаваемый Н. Качаловым. М., 1854. 
Бахрах Д. Н. Административное право: Учеб. пособие. М., 1996. 
Белоконский И. П. Земство и конституция. М., 1910. 
Вельский К. С. Феноменология административного права. Смоленск, 1995. 
Бишер И. О. Аппарат государственного управления союзной республики и проблемы его совершенствования. Рига, 1989. 
Веденеев Ю. А. Организационные формы управления промышленностью в СССР: историко-правовые исследования (1957 - 1987 гг.). М., 1990. 
Государственная служба основных капиталистических стран. М., 1977. 
Государственное управление в СССР в условиях научно-технической революции. М., 1978. 
Государственное управление социалистической общенародной собственностью. М., 1983. 
Государственное управление и право: история и современность: Сб. ст. Л., 1984. 
Государственное управление на этапе перестройки. М., 1988. 
Градовский А. Д. Собрание сочинений. СПб., 1899 - 1902. 
Градовский А. Д. История местного управления в России. СПб., 1868. 
Гражданин и аппарат управления в СССР. М., 1982. 
Грацианский П. С. Десницкий. М., 1978. 
Драго Р. Административная наука. М., 1982. 
Институт государства и права АН СССР за 50 лет. М., 1976. 
Козлов Ю. М. Органы советского государственного управления (понятие и конституционная система). М., 1960; Соотношение государственного и общественного управления в СССР. М., 1966; Предмет советского административного права. М., 1967; Управление народным хозяйством СССР: В 2 ч. М., 1969; Административные правоотношения. М., 1976; Основы советского административного права. М., 1979. 
Козлов Ю. М., Фролов Е. С. Научная организация управления и право. М., 1986. 
Конин Н. М. Российское административное право. Общая часть: Курс лекций. Саратов: СГАП, 2001. 
Коржихина Т. П. История и современная организация государственных учреждений СССР. 1917 -1972 гг. М., 1974. 
Кореневская Е. И. Становление высших органов Советского государственного управления. 1917 -1920 гг. М., 1975. 
Крылова И. С. Аппарат государственного управления современной Франции. М., 1982. 
Куприц Н. Я. Из истории государственно-правовой мысли дореволюционной России. М., 1980. 
Курашвили Б. П. Очерк теории государственного управления. М., 1987. 
Лазарев Б. М. Административная ответственность. М., 1985. 
Лазарев Б. М. Государственная служба. М., 1993. 
Лазарев Б. М. Государственное управление на этапе перестройки. М., 1988. 
Манохин В. М., Адушкин Ю. С, Багишаев 3. А. Российское административное право: Учеб. пособие. М., 1996. 
Манохин В. М., Адушкин Ю. С. Российскре административное право: Учеб. пособие. Саратов: СТАЛ, 2000. 
Методологические проблемы советской юридической науки. М., 1980. 
Народная энциклопедия. Т. XI. М., 1912.  
Никеров Г. И. Административное право США. М., 1977. 
Оболенский А. В., Рудашевский В. Д. Методология системного исследования государственного управления. М., 1978. 
Овсянко Д. М. Административное право: Учеб. пособие. М., 1997. 
Организационная структура общегосударственной системы управления. М., 1988. 
Очерки по истории юридических научных учреждений в СССР. М., 1976. 
Первые Декреты Советской власти. М., 1979. 
Пискотин М. И. Социализм и государственное управление: уроки истории и перестройка. М., 1988. - Практикум по административному праву / Под ред. Д. Н. Бахраха. М., 1995. 
Перфильев Б. Н. Государственное управление в чрезвычайных ситуациях. М., 1991. 
Проблемы совершенствования государственного управления: Сб. ст. М., 1987. 
Развитие русского права в XV - первой половине XVII вв. М., 1986. 
Развитие русского права во второй половине XVII - XVIII вв. М., 1992. 
Развитие русского права в первой половине XIX в. М., 1994. 
Российское законодательство X - XX вв.: В 9 т. М., 1984 - 1994. 
Салищева Н. Г. Гражданин и административная юрисдикция в СССР. М., 1970. 
Самсонов В. Н. Административное законодательство: понятие, содержание, реформа. Харьков, 1991. 
Серегина В. В. Государственное принуждение по советскому праву. Воронеж, 1991. 
Советское административное право: методы и формы государственного управления. М., 1977. 
Советское административное право: Учеб. пособие / Под ред. А. П. Коренева. М., 1986. 
Советское административное право: Учеб. пособие / Под ред. П. Т. Василенкова. М., 1990. 
Советское государственное право: Учеб. пособие / Под ред. И. П. Трайнина, И. Д. Левина. М., 1948. 
Советское государственное право. Библиография. 1917 - 1957 гг. М., 1958. 
Советская юридическая литература. Библиографический указатель на русском и английском языках. М., 1960. 
Студеникин С. С. Советское административное право. М., 1945. 
Студеникина М. С. Что такое административная ответственность? М., 1990. 
Флорин В. Н. Государственно-административный аппарат современной Индии. М., 1975. 
Хесин С. С. Становление пролетарской диктатуры в России. М., 1975. 
Хрестоматия по истории государства и права СССР. Дооктябрьский период. Ч. 1. М., 1990. 
Хрестоматия по истории отечественного государства и права. Послеоктябрьский период. Ч. 2. М., 1994. 
Цабрия Д. Д. Система управления к новому облику. М., 1990. 
Центральный аппарат государственного управления капиталистических стран. М., 1984. 
Энциклопедический словарь. Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А. СПб., 1891 - 1899. 
Энциклопедический словарь. Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А. Биографии: В 12 т. Т. 1 - 5. М., 1991-1993.

 


Информация о работе Наука административного права