Неприкосновенность судьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 11:51, реферат

Описание работы

Согласно п.1 ст. 16 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации», неприкосновенность судьи включает в себя неприкосновенность личности, неприкосновенность занимаемых им жилых и служебных помещений, используемых им личных и служебных транспортных средств, принадлежащих ему документов, багажа и иного имущества, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных, других электрических и иных принимаемых и отправляемых судьей сообщений.

Файлы: 1 файл

Правоохранительные органы.doc

— 102.00 Кб (Скачать файл)
 
 
 

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ» 
 
 
 

Зачетная  работа

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Правоохранительные органы» 
 

      Билет №___ 

              Выполнил: студент заочной формы обучения 

              Логин _____

              Проверил______________________________

              Оценка__________Подпись_______________ 
               
               
               
               
               
               
               

г. Улан-Удэ

2011

    1. Неприкосновенность судьи. Гарантии 
 

    Согласно  п.1 ст. 16 Закона РФ «О статусе судей  в Российской Федерации», неприкосновенность судьи включает в себя неприкосновенность личности, неприкосновенность занимаемых им жилых и служебных помещений, используемых им личных и служебных транспортных средств, принадлежащих ему документов, багажа и иного имущества, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных, других электрических и иных принимаемых и отправляемых судьей сообщений. Следовательно, неприкосновенность судьи по своему содержанию и объему более широкое понятие и включает в себя, в том числе, неприкосновенность личности. Судья в период пребывания в должности сохраняет за собой все гарантии неприкосновенности личности. Неприкосновенностью личности судья, как и любой гражданин, обладает с момента рождения, а гарантии судейской неприкосновенности он обретает со вступлением в должность судьи. С прекращением своих полномочий судья теряет гарантии судейской неприкосновенности, но сохраняет за собой личную неприкосновенность, которая существует независимо от статуса того или иного лица.

    Гарантиями  судейской неприкосновенности лицо наделяется, обретая статус судьи  в установленном законом порядке, а потому может быть лишено этих гарантий. Статус судьи является временным. Право же на личную неприкосновенность обретается лицом вместе с рождением и неотчуждаемо (п.2ст.17 Конституции РФ). Право лица на неприкосновенность может быть ограничено в соответствии с законом, однако никто не может лишить его такого права. Неприкосновенность судьи и неприкосновенность личности -это два разные института. Судья, прежде всего, обладает естественным правом неприкосновенности личности, а потом уже наделяется специальными гарантиями судейской неприкосновенности. Особые гарантии неприкосновенности судьи лишь дополняют его неприкосновенность как личности.

    Принцип неприкосновенности судьи органически  связан с другим принципом, являющимся неотъемлемой частью единого комплекса  норм, составляющих статус судьи и имеющим огромное значение для обеспечения беспристрастности судебной власти - принципом независимости судьи. Названные принципы не только характеризуют статус судьи, но и обеспечивают независимость правосудия. При этом неприкосновенность судьи следует рассматривать неотрывно от его независимости, поскольку содержание и объем гарантий неприкосновенности судьи должны строго соответствовать необходимости обеспечения его независимости. 

    2. Требования, предъявляемые  кандидатам на  должность прокурора. Порядок назначения прокуроров. 
 

    Данные  требования чётко оговорены в  статье 40.1 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1-ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации»:

    Прокурорами и следователями могут быть граждане Российской Федерации, имеющие высшее юридическое образование, полученное в образовательном учреждении высшего профессионального образования, имеющем государственную аккредитацию, и обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности. На должности помощников прокуроров и следователей прокуратур городов, районов, приравненных к ним прокуратур в исключительных случаях могут назначаться лица, обучающиеся по юридической специальности в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, и окончившие третий курс указанных образовательных учреждений. Подтверждением наличия высшего юридического образования является документ (диплом об окончании образовательного учреждения высшего профессионального образования, имеющего государственную аккредитацию). Имеющими высшее образование считаются лица, окончившие учреждение высшего профессионального образования (высшее учебное заведение) и прошедшие итоговую аттестацию.

    Лицо  не может быть принято на службу в органы и учреждения прокуратуры  и находиться на указанной службе, если оно:

    Имеет гражданство иностранного государства, т. к. статья 19 Конституции Российской Федерации закрепляет положения  о всеобщем равенстве перед законом и судом; о гарантии государством равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения и других обстоятельств; о запрете любых форм ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Однако права иностранных граждан в нашей стране могут быть ограничены в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов российских граждан, а также для обеспечения обороны и безопасности государства.

    Данный  тезис подтверждают принятые в России соответствующие нормативные правовые акты, например Постановления Правительства  РФ от 11.10. 2002 № 755 «Об утверждении Перечня объектов и организаций, в которые иностранные граждане не имеют права быть принятыми на работу» и от 11.10. 2002 № 754 «Об утверждении Перечня территорий, организаций и объектов, для въезда на которые иностранным гражданам требуется специальное разрешение». Непредоставление иностранным гражданам и лицам без гражданства ряда прав обусловлено тем, что функции обеспечения безопасности, правопорядка, государственной власти - прерогатива исключительно граждан нашей страны;

    Признано  решением суда недееспособным или ограниченно дееспособным. Недееспособный или ограниченно дееспособный гражданин подлежит опеке согласно ст.29 и 30 ГК РФ. Таким образом, он не может быть принят на госслужбу, в том числе и в органы прокуратуры;

    Лишено  решением суда права занимать государственные должности государственной службы в течение определенного срока, имело или имеет судимость;

    Имеет заболевание, которое согласно медицинскому заключению препятствует исполнению им служебных обязанностей;

    Состоит в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители или дети супругов) с работником органа или учреждения прокуратуры, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

    Отказывается  от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение служебных обязанностей по должности, на которую претендует лицо, связано  с использованием таких сведений.

    Лица  принимаются на службу в органы и учреждения прокуратуры на условиях трудового договора, заключаемого на неопределенный срок или на срок не более пяти лет.

    Лица, обучающиеся по юридической специальности  в образовательных учреждениях  высшего профессионального образования  с оплатой обучения Генеральной прокуратурой Российской Федерации, а также прокурорские работники, обучающиеся в очной аспирантуре с сохранением денежного содержания, предусмотренного абзацем вторым пункта 3 статьи 43.4. Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1-ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», обязаны в соответствии с заключенными с ними договорами проработать в органах или учреждениях прокуратуры не менее пяти лет. Такая обязанность возникает только при наличии соответствующего договора с данным лицом.

    При увольнении из органов или учреждений прокуратуры до истечения указанного срока, за исключением случаев увольнения по состоянию здоровья, в связи  с призывом на действительную военную  службу, увольнения женщины, имеющей  ребенка до восьми лет, в связи с ликвидацией органа или учреждения прокуратуры, сокращением численности или штата работников (далее - организационно-штатные мероприятия), указанными лицами полностью возмещаются затраты на их обучение, за исключением случаев увольнения по состоянию здоровья, в связи с призывом на действительную военную службу, увольнения женщины, имеющей ребенка до восьми лет, в связи с ликвидацией органа или учреждения прокуратуры, сокращением численности или штата работников.

    На  должности прокурора города, района, приравненных к ним прокуроров назначаются лица не моложе 25 лет, имеющие стаж работы прокурором или следователем в органах прокуратуры не менее трех лет. На должности прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним прокуроров назначаются лица не моложе 30 лет, имеющие стаж работы прокурором или следователем в органах прокуратуры не менее пяти лет. Генеральный прокурор Российской Федерации вправе в исключительных случаях назначать на должности прокуроров субъектов Российской Федерации, прокуроров городов, районов, приравненных к ним прокуроров специализированных прокуратур лиц, имеющих опыт работы по юридической специальности на руководящих должностях в органах государственной власти.

    Данные  ограничения регламентированы статьей 11 Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации». Она гласит, что прокурорский работник как государственный служащий не вправе:

    заниматься  другой оплачиваемой деятельностью, кроме  педагогической, научной и иной творческой деятельности;

    быть  депутатом законодательного (представительного) органа РФ, законодательных (представительных) органов субъектов РФ, органов  местного самоуправления;

    заниматься  предпринимательской деятельностью  лично или через доверенных лиц;

    состоять  членом органа управления коммерческой организацией, если иное не предусмотрено федеральным законом или если в порядке, установленном федеральным законом и законами субъектов РФ, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией;

    быть  поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он состоит на государственной службе либо который непосредственно подчинен или непосредственно подконтролен ему;

    использовать  в неслужебных целях средства материально-технического, финансового  и информационного обеспечения, другое государственное имущество и служебную информацию;

    получать  гонорары за публикации и выступления  в качестве государственного служащего;

    получать  от физических и юридических лиц  вознаграждения (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением должностных обязанностей, в том числе и после выхода на пенсию;

    принимать без разрешения Президента РФ награды, почетные и специальные звания иностранных государств, международных и иностранных организаций;

    выезжать  в служебные командировки за границу  за счет физических и юридических  лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с  международными договорами РФ или на взаимной основе по договоренности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ с государственными органами иностранных государств, международными и иностранными организациями;

    принимать участие в забастовках;

    использовать  свое служебное положение в интересах  политических партий, общественных, в  том числе религиозных, объединений  для пропаганды отношения к ним. В государственных органах не могут образовываться структуры  политических партий, религиозных и общественных объединений. Исключение составляют профессиональные союзы.

    Как видно, в основном данные ограничения  нацелены на то, чтобы исключить  возможность подкупа работника  прокуратуры каким-либо косвенным  путём, а также не допустить использования  его статуса и социального положения в целях, не являющихся целями прокурорской деятельности (т.е. удовлетворения чьих-либо частных интересов, в том числе и своих собственных).

    Порядок выполнения прокурором своих функций  подробно регламентирован в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации, иных законодательных актах и в подзаконных нормативных материалах, конкретизирующих требования законодательства. В совокупности данные нормативные документы детально регулируют сроки, порядок и иные аспекты выполнения прокурором своих должностных обязанностей (формы реагирования на нарушения законов применительно к различным сферам прокурорского надзора, порядок участия прокурора в судебном разбирательстве, опротестования приговоров в кассационной инстанции, подачи исков и жалоб и др.). Таким образом, с позиций психологического анализа регламентации подлежат не только цели, задачи, основные направления и виды, но и операциональный состав деятельности прокурора, структура отдельных действий, что также является характерной чертой его труда.

Информация о работе Неприкосновенность судьи