Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 21:38, контрольная работа
Нормативный правовой акт — официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством Республики Беларусь процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение.[
1. Нормативные правовые акты Республики Беларусь…………………….....3
2.Парламент Республики Беларусь………………………………………………8
2.1 Понятие, структура, срок полномочий………………………………………8
2.2 Компетенция Парламента…………………………………………………...10
Список использованной литературы…………………………………………..15
Содержание
1.Нормативные правовые акты Республики Беларусь…………………….....3
2.Парламент Республики Беларусь………………………………………………8
2.1 Понятие, структура,
срок полномочий………………………………………
2.2 Компетенция
Парламента………………………………………………….
Список использованной литературы…………………………………………..15
1. Нормативные правовые акты Республики Беларусь
Норма права – это охраняемые государством общие предписания, правила поведения, выражающие содержание права, определяющие круг субъектов правовых отношений, их юридические права, обязанности и гарантии с целью обеспечения социального прогресса.[2, с. 20]
Норма права – признаваемое и обеспеченное государством общеобязательное правило, из которого вытекают права и обязанности участников общественных отношений.[3, с. 68]
Нормативный правовой акт — официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством Республики Беларусь процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение.[5, с. 32]
В данном определении указаны следующие признаки нормативного правового акта:
Рассмотрим основные разновидности нормативных правовых актов, которые определены Конституцией и Законом от 10 января 2000 г. «О нормативных правовых актах Республики Беларусь».[6]
Согласно ст. 2 указанного Закона к основным видам нормативных правовых актов республики относятся:
По юридической силе все нормативные акты подразделяются на две большие группы: законы и подзаконные акты.
Подзаконные акты разрабатываются на основе законов и должны им соответствовать. К подзаконным актам относятся: 1) указ Президента Республики Беларусь (содержащие нормы права); 2) постановления, принимаемые палатами Национального собрания; 3) постановления Правительства Республики Беларусь; 4) нормативные приказы и постановления министерств, государственных комитетов и других ведомств; 5) решения исполкомов всех уровней (областных, районных и т.д.).
Закон – это нормативный правовой акт, закрепляющий принципы и нормы регулирования наиболее важных общественных отношений.
Законы в Республике Беларусь принимаются парламентом – Национальным собранием Республики Беларусь. Закон может быть принят народом путем референдума. Законы Республики Беларусь по своему значению делятся на:
Иерархия нормативных правовых актов определяется прежде всего их юридической силой. Юридическая сила нормативных актов — это понятие, выражающее соотносимость и соподчиненность актов законодательства, а также их реальную возможность воздействовать на общественные отношения. Юридическая сила определяет основания и рамки принятия тех или иных актов («на основе и во исполнение закона», «в соответствии с декретом, указом, постановлением» и т.д.).[3, с. 82]
Высшей юридической силой в Республике Беларусь обладает Конституция. Законы, декреты, указы и иные акты государственных органов (должностных лиц) принимаются (издаются) на основе и в соответствии с Конституцией. В случае расхождения закона, декрета, указа или иного нормативного правового акта с Конституцией действует Конституция. В случае расхождения декрета или указа с законом закон имеет верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа были предоставлены законом.
Законы, декреты,
указы имеют большую
Установлено, что кодексы как кодификационные нормативные акты, обеспечивающие полное системное регулирование определенной области общественных отношений, имеют большую юридическую силу по отношению к другим законам. И более того, Гражданский кодекс Республики Беларусь имеет большую юридическую силу по отношению к другим кодексам и законам, содержащим нормы гражданского права.
Юридическая сила уставов, положений, инструкций, регламентов и правил определяется юридической силой нормативного правового акта, которым они утверждаются.
Нормативный правовой акт вышестоящего государственного органа (должностного лица) имеет большую юридическую силу по отношению к нормативным правовым актам нижестоящего государственного органа (должностного лица).
Новый нормативный правовой акт имеет большую юридическую силу по отношению к ранее принятому по тому же вопросу нормативному правовому акту того же государственного органа (должностного лица).[4, с. 53]
Структурными элементами нормативного правового акта являются преамбула, разделы, главы, статьи, пункты, подпункты, части, абзацы.
Нормативный правовой акт может иметь преамбулу — вступительную часть, содержащую информацию о причинах, условиях и целях его принятия, предмете и методе его правового регулирования. Включение нормативных предписаний в преамбулу не допускается.
Текст нормативного правового акта в зависимости от его вида может подразделяться на статьи или пункты, которые могут объединяться в главы и разделы. Законы, кодексы, как правило, подразделяются на статьи, иные нормативные правовые акты — на пункты. Кодексы должны содержать оглавление. Оглавление может содержаться и в иных значительных по объему нормативных правовых актах.
Нумерация разделов, глав, статей, пунктов (кроме пунктов в статьях) должна быть сквозной для всего нормативного правового акта, а также единообразной для всего нормативного правового акта.[3, с. 86]
2. Парламент Республики Беларусь
2.1 Понятие, структура, срок полномочий
Согласно Конституции Республики Беларусь (ст. 90) Парламентом является Национальное собрание Республики Беларусь – представительный и законодательный орган республики.[1]
Национальное собрание Республики Беларусь имеет представительный характер, т.е. выражает интересы граждан Республики Беларусь.
Воля народа является верховной во всех сферах жизни. Конкретное выражение фактического осуществления народного суверенитета - народное представительство посредством образования Парламента страны.
Формирование Парламента
осуществляется путем прямых выборов,
однако нередко принцип выборности
дополняется и назначением
Выборы нового состава палат Парламента Республики Беларусь назначаются не позднее четырех месяцев и проводятся не позднее 30 дней до окончания полномочий палат действующего созыва. Внеочередные выборы палат Парламента проводятся в течение трех месяцев со дня досрочного прекращения полномочий палат Парламента.[5, с. 60]
Депутатом Палаты представителей может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 21 года.[4, с. 113]
Членом Совета Республики может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 30 лет и проживающий на территории соответствующей области, города Минска не менее пяти лет.
Депутаты Палаты представителей осуществляют свои полномочия в Парламенте на профессиональной основе, если иное не предусмотрено Конституцией. Одно и то же лицо не может быть одновременно членом двух палат Парламента. Депутат Палаты представителей не может быть депутатом местного Совета депутатов. Член Совета Республики не может быть одновременно членом Правительства. Не допускается совмещение обязанностей депутата Палаты представителей, члена Совета Республики с одновременным занятием должности Президента либо судьи.
Обычно срок полномочий парламента составляет 4–5 лет. Срок полномочий белорусского Парламента – 4 года. Полномочия могут быть продлены на основании закона только в случае войны.
В случаях и порядке, предусмотренных Конституцией, полномочия Палаты представителей или Совета Республики могут быть прекращены досрочно. С прекращением полномочий Палаты представителей или Совета Республики по решению Президента могут быть прекращены полномочия соответственно Совета Республики или Палаты представителей. Так, полномочия Палаты представителей могут быть досрочно прекращены при отказе в доверии Правительству, выражении вотума недоверия Правительству либо двукратном отказе в даче согласия на назначение Премьер-министра. На основании заключения Конституционного Суда в случае систематического или грубого нарушения палатами парламента Конституции.[4, с. 114]
Президент принимает решения по этим вопросам не позднее чем в двухмесячный срок после официальных консультаций с председателями палат.
Палаты не могут быть распущены:
Не допускается роспуск палат в течение года со дня их первых заседаний. [2, с. 57]
Парламент состоит из двух палат - Палаты представителей и Совета Республики.[5, с. 60]
Каждая из палат Парламента обладает самостоятельными полномочиями. Конституция не предусматривает вопросы совместного ведения палат.[4, с. 115]
Количественный состав Парламента Республики Беларусь в последние годы претерпел существенные изменения. Если ранее его численный состав был 485 депутатов, в последующем – 360, затем – 260, то сейчас – 174. Указанная норма является оптимальной.[7, с. 169]