Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 21:38, контрольная работа
Нормативный правовой акт — официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством Республики Беларусь процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение.[
1. Нормативные правовые акты Республики Беларусь…………………….....3
2.Парламент Республики Беларусь………………………………………………8
2.1 Понятие, структура, срок полномочий………………………………………8
2.2 Компетенция Парламента…………………………………………………...10
Список использованной литературы…………………………………………..15
По структуре
белорусский Парламент в
Согласно ст. 90 Конституции Республики Беларусь Парламент является законодательным органом. Однако это не исключает право Парламента законом делегировать свои законодательные полномочия иным государственным органам. [1]
2.2 Компетенция Парламента
Палаты Парламента не могут заседать совместно и принимать совместные решения. Компетенция каждой из палат определена в Конституции, прежде всего – в ст. 97 и 98.
Основная функция любого Парламента - законотворческая (наряду с контрольной и распорядительной). При этом следует иметь в виду, что принятие законов – это дело обеих палат, однако законотворческий процесс всегда начинается в Палате представителей. Согласно белорусскому законодательству любой законопроект, если иное не предусмотрено Конституцией, вначале рассматривается в Палате представителей, а затем – в Совете Республики. Многие другие полномочия являются, как правило, для каждой из палат исключительно ее полномочиями и не требуют обязательного участия другой палаты.[8, с. 98]
♦ Полномочия Палаты представителей
1. Рассмотрение
проектов законов о внесении
изменений и дополнений в
Указанные проекты эта палата может рассматривать лишь по предложению Президента либо по инициативе не менее 150 тыс. граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом. Таким образом, требуется инициатива от специально уполномоченного на то субъекта. Органы и лица, которые обладают правом законодательной инициативы, не могут в порядке реализации этой инициативы ставить вопрос перед Палатой представителей о корректировке Конституции либо ее толковании.
2. Рассмотрение проектов законов.
В п. 2 ст. 97 Конституции к компетенции Палаты
представителей отнесено рассмотрение
проектов законов, в том числе об утверждении
основных направлений внутренней и внешней
политики Республики Беларусь; военной
доктрины; ратификации и денонсации международных
договоров; об основном содержании и принципах
осуществления прав, свобод и обязанностей
граждан; о гражданстве, статусе иностранцев
и лиц без гражданства; о правах национальных
меньшинств; об утверждении республиканского
бюджета и отчета о его исполнении; установлении
республиканских налогов и сборов; о принципах
осуществления отношений собственности;
об основах социальной защиты; о принципах
регулирования труда и занятости; о браке,
семье, детстве, материнстве, отцовстве,
воспитании, образовании, культуре и здравоохранении;
об охране окружающей среды и рациональном
использовании природных ресурсов; об
определении порядка решения вопросов
административно-
Данный перечень не является исчерпывающим.
Можно сделать несколько выводов. Во-первых, к компетенции Палаты представителей (а значит, и Парламента в целом) отнесено принятие нормативных актов в виде законов в сфере наиболее важных общественных отношений; во-вторых, факт формулирования данного перечня означает, что в этой сфере общественные отношения могут быть урегулированы лишь таким видом нормативных актов, как закон.
3. Внесение предложения
о проведении референдума.
Республиканские
референдумы назначаются
4. Рассмотрение вопросов об отставке и досрочном освобождении от должности, смещении с должности Президента Республики Беларусь
Срок полномочий Президента Республики Беларусь – 5 лет, однако он в любое время может подать в отставку, которая принимается Палатой представителей, что должно быть зафиксировано соответствующим постановлением. Президент не обязан указывать мотивы своей отставки.
5. Делегирование
Президенту законодательных
Норма ст. 101 Конституции предусматривает право Палаты представителей и Совета Республики законом, принятым большинством голосов от полного состава палат, по предложению Президента делегировать ему законодательные полномочия на издание декретов, имеющих силу закона. Такой закон может быть принят: во-первых, только с участием двух палат; во-вторых, предложение о наделении законодательными полномочиями должно исходить только от Президента.
Такой закон должен определять предмет регулирования и срок полномочий Президента на издание декретов.[4, с. 117]
♦ Полномочия Совета Республики
Если говорить о законотворческом процессе, то в первую очередь следует отметить право Совета Республики одобрять или отклонять принятые Палатой представителей проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию; о толковании Конституций; проекты иных законов.
Совет Республики обладает обширными полномочиями при решении кадровых вопросов.
Он дает согласие на назначение Президентом Председателя Конституционного Суда, Председателя и судей Верховного Суда, Председателя и судей Высшего Хозяйственного Суда, Председателя Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка; избирает шесть судей Конституционного Суда; избирает шесть членов Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов.
В связи с тем, что Совет Республики является палатой территориального представительства, он обладает рядом полномочий по отношению к местным Советам. Так, Совет Республики вправе отменять решения местных Советов депутатов, не соответствующие законодательству; принимать решение о роспуске местного Совета депутатов в случае систематического или грубого нарушения им требований законодательства и в иных случаях, предусмотренных законом (ст. 19 Закона от 20 февраля 1991 г. в редакции от 10 января 2000 г. «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь»').
Совет Республики является второй инстанцией, которая после Палаты представителей рассматривает обвинение против Президента в совершении государственной измены или иного тяжкого преступления, принимает решение о его расследовании. При наличии оснований большинством не менее 2/3 голосов от полного состава принимает решение о смещении Президента с должности; рассматривает указы Президента о введении чрезвычайного положения, военного положения, полной или частичной мобилизации и не позднее чем в трехдневный срок после их внесения принимает соответствующее решение; может принимать решения по другим вопросам, если это предусмотрено Конституцией.[4, с. 121]
Список использованной литературы
1. Конституция Республики Беларусь 1994 г., с изменениями и дополнениями принятыми на республиканском референдуме 24 ноября 1996 г.
2. Основы права: учебн. / Рябцев Л.М. [и др.]; под общ. ред. Л.М. Рябцева, В.Г. Тихини, Г.Б. Шишко. – Минск: Интегралполиграф, 2008. – 832 с.
3. Основы права: курс интенсив. подгот. / А.Т. Широков, Д.Е. Тагунов. – Минск: ТетраСистемс, 2006. – 288 с.
4. Основы права: учеб. / Г.А. Василевич, А.В. Барков, Т.С. Бойко и др.; Под общ. ред. Г.Б. Шишко. – 2-е изд., перераб. и доп. – Мн.: Амалфея, 2006. – 800 с.
5. Основы права:
тесты с ответами-
6. НРПА. 2000.№ 7.2/136; 2002. № 7. 2/830; 2004. № 175. 2/1070.
7. Основы права: Учебник / Г.А. Василевич, А.В. Барков, Т.С. Бойко и др. / Под общ. ред. Г.Б. Шишко. Мн.: ООО «Амалфея», 2002. – 847 с.
8. Общая теория государства и права / А.Ф. Вишневский, Н.А. Горбаток, В.А. Кучинский / Под. общ. ред. А.Ф. Вишневского. 2-е изд., исправ. и доп. Мн.: Тесей, 1999. – 560 с.