Нормы административного права и административно-правовые отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 20:44, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – рассмотреть особенности административно-правовой нормы и административно-правовых отношений.
Задачи исследования:
Изучить понятие, содержание, реализацию и действие административно-правовой нормы.
Проанализировать понятие, структуру, основания возникновения, прекращения и изменения административно-правовых отношений.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Административно-правовые нормы…………………………………………5
1.1 Понятие административно-правовой нормы, особенности ее содержания и
структуры………………………………………………………………………….5
1.2 Реализация административно-правовой нормы………………………….....9
1.3 Действия норм административного права…………………………………12
Административно-правовые отношения…………………………………....15
Понятие, содержание и особенности административно-правовых отношений………………………………………………………………………..15
Структура административных правоотношений и характеристика его отдельных элементов……………………………………………………………18
Основания возникновения, изменения и прекращения административных правоотношений…………………………………………………………………21
Заключение……………………………………………………………………….27
Библиографический список……………………………………………………..29

Файлы: 1 файл

Нормы административного права и административно-правовые отношения1.doc

— 148.50 Кб (Скачать файл)


ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ


 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 «ВЛАДИМИРСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ»

 

 

 

 

Кафедра Административного права и административной деятельности ОВД-

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по курсу  «Административное право»

 

Тема: Нормы  административного права и административно-правовые отношения

 

 

 

 

 

 

                                                                                                      Выполнил:

 

                                                                                                      _______________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                  Владимир 2008

Содержание.

Введение…………………………………………………………………………..3

  1. Административно-правовые нормы…………………………………………5

1.1 Понятие административно-правовой  нормы, особенности ее содержания  и 

структуры………………………………………………………………………….5

1.2 Реализация административно-правовой  нормы………………………….....9

1.3 Действия норм административного права…………………………………12

  1. Административно-правовые отношения…………………………………....15
    1. Понятие, содержание и особенности административно-правовых отношений………………………………………………………………………..15
    2. Структура административных правоотношений и характеристика его отдельных элементов……………………………………………………………18
    3. Основания возникновения, изменения и прекращения административных правоотношений…………………………………………………………………21

Заключение……………………………………………………………………….27

Библиографический список……………………………………………………..29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

На известном этапе  развития общества возникает потребность  упорядочения существующих в нем  отношений. Нельзя представить человеческое общество без регулирования поведения  людей с помощью определенных образцов, моделей, масштабов. Из них  и складываются в результате многократного повторения нормы, на которые в дальнейшем ориентируется общество.

Сущность и социальное назначение административного права, специфика административно-правового  регулирования общеcтвенных отношений раскрываются при анализе правовых норм, составляющих содержание данной правовой отрасли, и позволяют определить ее место в правовой системе Российской Федерации.

Любая отрасль российского  права регулирует определенные правоотношения, т.е. отношения, урегулированные нормами  права. В частности, гражданскому праву свойственно регулирование гражданских правоотношений (имущественных и связанных с ними личных неимущественных прав), уголовному праву – регулирование отношений, связанных с преступлением и наказанием.

Цель исследования –  рассмотреть особенности административно-правовой нормы и административно-правовых отношений.

Задачи исследования:

  1. Изучить понятие, содержание, реализацию и действие административно-правовой нормы.
  2. Проанализировать понятие, структуру, основания возникновения, прекращения и изменения административно-правовых отношений.

Административное право  занимает особое место в системе  правового регулирования, поскольку  выступает  необходимым и важным инструментом управления социальными  процессами в обществе. Ему присущи  соответствующие границы  правового  регулирования – деятельность государственной исполнительной власти всех рангов, общественных отношений управленческого характера, которые складываются в этой сфере, внутренняя организационная деятельность других  государственных  органов,  связанных  с функцией управления,  а  также внешнеорганизационные отношения негосударственных организаций, учреждений и предприятий1.

Нормы административного  права занимают важное место в  системе российского права, так  как регламентируют широкий круг разнообразных общественных отношений. Ими определяются границы должного, допускаемого или рекомендуемого поведения людей, порядок деятельности органов исполнительной власти и их должностных лиц, а также государственных и негосударственных предприятий, учреждений, организаций и трудовых коллективов в сфере исполнительной власти (государственного управления). Нормы административного права устанавливают правовой режим взаимоотношений субъектов государственного управления и местного самоуправления, определяют права, свободы и обязанности граждан в сфере исполнительной власти и гарантии их реализации. Значительное место занимают нормы об административной, дисциплинарной и материальной ответственности, а также о способах обеспечения законности и дисциплины в деятельности органов исполнительной власти и их должностных лиц.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Административно-правовые нормы.

1.1 Понятие административно-правовой  нормы, особенности ее содержания  и

структуры.

Административно-правовая норма – это нормативно-правовые, регулирующие отношения в сфере государственного управления, а также отношения управленческого характера, возникающие в процессе осуществления государственной деятельности.

Норма права по своему юридическому значению есть определенное правило поведения, соблюдение которого гарантируется различного рода организационными, разъяснительными и стимулирующими средствами, а также применением в отношении тех, кто его не соблюдает, мер юридического принуждения (дисциплинарная, административная, материальная, уголовная ответственность). Подобные качества в полной мере присущи административно-правовым нормам2.

Нормы этой отрасли права  несут на себе отпечаток общественных отношений, составляющих ее предмет. Соответственно проявляются определенные особенности, характерные для административно- правовых норм.

К особенностям административно-правовых норм относятся:

а) административно-правовые нормы преследуют цель обеспечения должной упорядоченности организации и функционирования, как всей системы исполнительной власти (государственного управления), так и ее отдельных звеньев, рационального их взаимодействия;

б) административно-правовые нормы определяют тот или иной  вариант должного, то есть, соответствующего интересам правового государства, поведения всех лиц и организаций, действующих непосредственно в сфере государственного управления и выполняющих тот или ;    иной объем его функций (например, администрация края, области), либо тем или иным образом затрагивающих своими действиями интересы этой сферы (например, общественные объединения, граждане). Должное поведение предполагает, какие действия можно совершать (дозволения), от каких следует воздержаться (запреты), какие совершать необходимо (предписания). В этом и выражается по существу управляющее воздействие на поведение;

в) административно-правовые нормы, действуя в сфере государственного управления, прежде всего и главным образом предназначены для обеспечения эффективной реализации конституционного назначения механизма исполнительной власти, т.е. исполнения, проведения в жизнь требований законов Российской Федерации. Тем самым они выражают сущность исполнительной ветви единой государственной власти;

г) административно-правовые нормы, определяя границы должного поведения в сфере государственного управления, служат интересам установления и обеспечения прочного режима законности и государственной дисциплины в общественных отношениях, возникающих в процессе государственно-управленческой деятельности;

д) административно-правовые нормы в отличие от многих других отраслей российского права имеют свои собственные юридические средства защиты от посягательств на них (невыполнение, недобросовестное выполнение их требований и т.п.). Имеется в виду административная ответственность, как правило, наступающая во внесудебном порядке3. В таком же аспекте можно говорить и о дисциплинарной ответственности, рамки применения которой несравненно уже, чем у административной ответственности (исключительно служебные отношения). Административные средства правозащиты не являются чисто административно-правовой прерогативой. С их помощью практически осуществляется защита не только административно-правовых норм и регулируемых ими управленческих отношений, но и норм многих других отраслей права (например, трудового, финансового, земельного и т.п.);

е) административно-правовые нормы  во многих случаях могут выступать  в роли регулятора иных общественных отношений, а не только их защитника. Так, с их помощью обеспечивается урегулирование финансовых, земельных, трудовых и иных отношений; именно на их основе определяется порядок взимания налогов, сборов, осуществляется государственный контроль за соблюдением налогового, природоохранного, трудового законодательства, устанавливаются основные организационные начала предпринимательской деятельности и т.п.;

ж) административно-правовые нормы достаточно часто устанавливаются непосредственно в процессе реализации исполнительной власти и непосредственно ее субъектами.4

Давая общую характеристику административно-правовым нормам, необходимо обратить внимание на некоторые их особенности. Прежде всего, следует решить вопрос о соотношении правоисполнения (правоприменения) и правоустановления (правотворчества).

Любая правовая норма  есть акт правотворчества и административно-правовые нормы не представляют собой какого-либо исключения. За соответствующими субъектами исполнительной власти действующим законодательством закреплены полномочия по самостоятельному установлению правовых норм. Налицо административное законотворчество.

Административно-правовая норма состоит из:

1) гипотеза – условие  действия административно-правовых  норм (ст. 13 Кодекса об административных  правонарушениях.).

2) диспозиция – правило  поведения, предписываемое, дозволенное  или рекомендуемое данной нормой  права (ст. 165).

3) санкция – меры  административного и дисциплинарного  воздействия.5

Однако и здесь имеются  определенные особенности. Так, не во всех случаях четко выражается гипотеза. Она нередко обнаруживает себя в виде юридических фактов (например, достижение определенного возраста, совершение административного правонарушения и т.п.). При регламентации деятельности аппарата управления она прямо не выражена, а предполагается в качестве условия соответствия этой деятельности установленной компетенции того или иного субъекта исполнительной власти.

Гипотеза содержит указание на фактические условия реализации нормы, обстоятельства, при наличии  которых надо или можно действовать  определенным образом. Обстоятельства, предусматриваемые гипотезой нормы  административного права, являются юридическими фактами, порождающими, изменяющими или прекращающими административные правоотношения. Например, ст. 13 КоАП предусматривает, что административной ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения шестнадцатилетнего возраста. В данном случае достижение указанного возраста дает право уполномоченным на то органам привлечь виновного к административной ответственности.

 Диспозиция – центральная  часть административно-правовой  нормы – определяет само правило поведения, предписываемое, дозволяемое или рекомендуемое данной нормой права.

В санкции административно-правовой нормы указываются неблагоприятные  последствия, наступающие для нарушителей  установленного данной нормой правила. Санкция предусматривается, как правило, в виде конкретных мер дисциплинарного или административного воздействия, причем далеко не все нормы имеют таковые. Например, нормы, регулирующие управленческую деятельность, исходят из того, что взаимоотношения между, вышестоящими и нижестоящими административно-управленческими работниками строятся на началах дисциплинарной власти. Санкции в данном случае содержатся в нормах общего характера, относящихся к институту государственной службы. С другой стороны, конкретные административные санкции всегда закрепляются в нормах, предусматривающих составы конкретных административно-правовых правонарушений.

Административно-правовые нормы содержат в себе юридически обязательные правила поведения, адресованные, прежде всего, субъектам исполнительной власти (государственного управления). В качестве примера можно назвать нормы, содержащиеся в Законе о Правительстве Российской Федерации, в Указе Президента Российской федерации от 17 марта 1997 г. «О совершенствовании структуры федеральных органов исполнительной власти», в положениях о федеральных министерствах и т.п. Объясняется данная особенность тем, что на характер административно-правовых норм оказывают определяющее влияние природа и социальное назначение государственно-управленческой деятельности. Соответственно и в современных условиях основным объектом административно-правового регулирования по-прежнему остаются действия (поведение) исполнительных органов, их внутренних структурных подразделений, а также действующих от их имени должностных лиц. Административно-правовые нормы, следовательно, рассчитаны в „ значительной степени на регулирование организации и функционирования аппарата государственного управления6.

Информация о работе Нормы административного права и административно-правовые отношения