Нормы административного права и административно-правовые отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 20:44, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – рассмотреть особенности административно-правовой нормы и административно-правовых отношений.
Задачи исследования:
Изучить понятие, содержание, реализацию и действие административно-правовой нормы.
Проанализировать понятие, структуру, основания возникновения, прекращения и изменения административно-правовых отношений.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Административно-правовые нормы…………………………………………5
1.1 Понятие административно-правовой нормы, особенности ее содержания и
структуры………………………………………………………………………….5
1.2 Реализация административно-правовой нормы………………………….....9
1.3 Действия норм административного права…………………………………12
Административно-правовые отношения…………………………………....15
Понятие, содержание и особенности административно-правовых отношений………………………………………………………………………..15
Структура административных правоотношений и характеристика его отдельных элементов……………………………………………………………18
Основания возникновения, изменения и прекращения административных правоотношений…………………………………………………………………21
Заключение……………………………………………………………………….27
Библиографический список……………………………………………………..29

Файлы: 1 файл

Нормы административного права и административно-правовые отношения1.doc

— 148.50 Кб (Скачать файл)

1) собственно юридические  факты;

2) юридические действия;

3) неправомерные состояния;

4) правонарушения.

Юридическими фактами  в тесном смысле слова называются такие события и действия, которые  не представляют собою ничего противного требованиям юридических норм и  которым независимо от намеренности их совершения присвоено определенное юридическое значение, заключающееся или в установлении новых прав и обязанностей, или в изменении и прекращении уже существующих. Так как право и обязанность всегда служат лишь результатами разграничения юридическою нормою сталкивающихся интересов, то юридическое значение присваивается лишь тем фактам, которые могут служить признаком или причиной наличности известных интересов, или их изменения и исчезновения. Так, напр., рождение в, пределах данного государства и от его граждан предполагает наличность интереса считаться подданным этого самого государства и потому порождает право местного подданства.

5) в зависимости от волевой направленности правомерные действия делятся на индивидуальные акты (совершаются с целью вызвать определенные правовые последствия), юридические поступки (нормы права связывают с ними правовые последствия независимо от волевой направленности субъекта, в силу самого факта деяния) и результативные действия (правовые последствия связываются не с самим действием, а с его результатом, например, результатом творческой деятельности); 
 6) в зависимости от степени сложности юридические факты делятся на единичные юридические факты и фактические составы (системы юридических фактов).

Особенностью юридических  фактов по административному праву является то, что основным видом правомерных действий служат правовые акты субъектов исполнительной власти, имеющие индивидуальный, то есть, относящийся к конкретному адресату и делу, характер. Прямое их юридическое последствие – возникновение, изменение или прекращение административно-правового отношения.13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Любая отрасль права  состоит из юридических норм, является их организованной совокупностью. Первичными элементами административного права, «кирпичиками», на базе которых строится система отрасли, являются административно-правовые нормы. Их можно понимать как установленные или санкционированные государством правила, регулирующие отношения в сфере деятельности исполнительной власти, реализация которых при неисполнении обеспечивается государственным принуждением. Норма содержит правило, модель должного поведения (диспозицию) при наличии определенных условий (гипотезы).

Каждая норма органично  включена в отраслевую систему, вне  которой действовать не может. Огромное множество административно-правовых норм можно поделить на виды по самым разным критериям. Наиболее важными для понимания этих норм являются критерии их сущности, содержания и формы.

По целевому назначению административно-правовые нормы делятся  на регулятивные, содержащие правила созидательной, нормальной деятельности, и охранительные, призванные обеспечить защиту, охрану урегулированных юридическими нормами отношений. И, соответственно, административное право можно рассматривать как комплекс, состоящий из норм, регламентирующих созидательную деятельность исполнительной власти («активная администрация») и ее охранительную деятельность («пассивная администрация»).

По содержанию различаются  нормы материальные (определяют права  и обязанности субъектов правоотношений) и процессуальные (закрепляют порядок, процедуры осуществления власти). Если уголовное право уже давно существует отдельно от уголовно-процессуального, то в рамках административного права органично связаны две подотрасли: материальное административное право и административно-процессуальное право.

Используя в качестве критерия группировки метод воздействия  на поведение субъектов, можно выделить нормы обязывающие, запрещающие, уполномочивающие, поощрительные.

Для административно  – правовых отношений характерными являются следующие особенности: одной из сторон данных отношений всегда является соответствующий орган исполнительной власти или его должностное лицо,  наделенное управленческими полномочиями. Административно-правовые отношения являются властеотношениями, органы исполнительной власти, являющиеся непременным субъектом административно-правовых отношений, и их должностные лица обладают правом издания нормативных актов, действуя по поручению государства. Административно-правовые отношения могут возникать по инициативе любой из сторон, но согласие второй стороны не являются обязательными.  Споры, возникающие между участниками административно-правовых отношений, разрешаются в большинстве случаев в административном (внесудебном) порядке – путем непосредственно юридически властного и одностороннего распоряжения уполномоченного на то органа исполнительной власти.  В случае нарушения одной из сторон нормативных требований, она несет ответственность перед государством и в лице его органов.

         В административно-правовых отношениях, как основном элементе механизма правового регулирования, индивидуализируются положения той или иной нормы административного права, определяются характер, права, обязанности, функции, задачи и ответственность участников отношений. Эти отношения воздействуют на управленческие процессы через волю и сознание их участников,  как конечный результат согласованности управляющего, стимулирующего и преобразовывающего действия. Подводя итог вышесказанному можно получить обобщенную характеристику предмета административного права, т.е. тех общественных отношений, которые урегулированы нормами административного права.

 

Библиографический список.

  1. Конституция Российской Федерации. – М.: Новая Волна, 1996
  2. Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1991. № 16. Ст. 503.
  3. Собрание законодательства Российской Федерации. 1995.№ 47.ст.4471
  4. Собрание законодательства Российской Федерации. 1995.№ 45.ст. 4320
  5. Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1994. №8.Ст.593.
  6. Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 12, ст. 1419. 54
  7. Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации 1993 №5. Ст. 398
  8. Административное право Российской Федерации. Изд. А.П. Алехин, А.А. Кармолицкий, Ю.М. Козлов. – М.: «ЗЕРЦАЛО ТЕИС», 1996.
  9. Административное право. Учебник./ под ред. Д.Н. Бахрах, - М.: БЕК, 1996.
  10. Административное право России. Учебник. / под ред. Д.Н. Бахрах. - М.: НОРМА, 2003.
  11. Административное право. /под ред. Б.Н.Габричидзе, А.Г.Чернявский. – М.: Проспект, 2003.
  12. Административное Право. Учебник для вузов./ под ред. Ю.М.Козлова, Л.Л.Попова. - М.:ЮРИСТЪ, 2003.
  13. Административное право России с учетом КоАП. Конспект лекций. -М.: НОРМА, 2003.
  14. Алексеев С.С.Общая теория права. Т 1. – М., 1981
  15. Исаков В.Б. Фактический состав в механизме правового регулирования. – Саратов: из-во Саратовского университета, 1980
  16. Кикот В.Я. Административное право.  – М: Юнити-Дана, 2003
  17. Курс административного права и процесса. / под ред. Ю.А. Тихомиров. -М., 1998.
  18. Овсянко Д.М. Административное право: Учебное пособие. // Изд. 3-е, перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2002. – 468 с.
  19. Практикум по административному праву. / под ред. Д.Н. Бахраха. - М.: БЕК, 1995.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Алексеев С.С. Общая теория права. М., 1981. Т.1.

2 Административное право. Под ред. Попова Л.Л. М.: Юрист, 2004. С 59.

3 Бахрах Д.Н..Административное право. М.: Бек, 1996. С.11. 

4 Административное право Российской Федерации. Изд. А.П. Алехин, А.А. Кармолицкий, Ю.М. Козлов. М. 1996г

5 Овсянко Д.М. Административное право: Учебное пособие. // Изд. 3-е, перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2002. – 468 с.

6 Административное право. Под ред. Попова Л.Л.. М.: Юрист, 2004. С. 61.

7 Овсянко Д.М. Административное право: Учебное пособие. // Изд. 3-е, перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2002. – 468 с.

8 Административное право. Под ред. Попова Л.Л. М.: Юрист, 2004. С. 65.

9 Административное Право. Учебник для вузов./ под ред. Ю.М.Козлова, Л.Л.Попова. - М.:ЮРИСТЪ, 2003. С. 429.

10 Административное право. Под ред. Попова Л.Л. М.: Юрист, 2004. С.67.

11 Овсянко Д.М. Административное право: Учебное пособие. // Изд. 3-е, перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2002. – 468 с.

12 См. Конституция Российской Федерации. М., изд. Новая Волна, 1999.

13  Административное право. Учебник. Д.Н. Бахрах. М., изд. БЕК, 1996. С. 366.


Информация о работе Нормы административного права и административно-правовые отношения