Общая характеристика существующих научных подходов и классификация мер административного принуждения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 20:50, курсовая работа

Описание работы

Административное принуждение обладает рядом специфических признаков, которые позволяют выделить его в качестве самостоятельного вида государственного принуждения.
Применение административного принуждения обусловлено: во-первых, необходимостью в установленных законом случаях наказать правонарушителя, во-вторых, необходимостью пресечь и, в-третьих, предупредить правонарушения.
Меры административного принуждения имеют профилактическую направленность, являются средством предупреждения преступности, так как применяются к лицам не имеющим устоявшихся антиобщественных установок, совершающим малозначительные отклонения от правовых предписаний.

Содержание работы

Введение………………………………………………………….…………..
3
1 Понятие административно-правового принуждения………….………..
6
2 Общая характеристика существующих научных подходов и классификация мер административного принуждения………………...…

10
2.1 Общая характеристика научных подходов к классификации мер административного принуждения...……………………………...………….

10
2.2 Меры административного предупреждения…………………………
11
2.3 Меры административного пресечения………….………..…………..
12
2.4 Меры административной ответственности…………………………..
14
2.5 Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении…………………………………………………………..….

18
Заключение…………………………………………………………….……..
22
Список использованных источников………………

Файлы: 1 файл

административное принуждение ЛЕОНЧИКОВА курсач.DOCX

— 59.53 Кб (Скачать файл)

1) приостанавливать полностью или частично при невыполнении соответствующих предупреждений работу организаций, строительство, реконструкцию, реставрацию, техническое переоснащение, ремонт объектов и производство других работ при нарушении требований технических нормативных правовых актов системы противопожарного нормирования и стандартизации и проектной документации, а также запрещать эксплуатацию зданий, сооружений, помещений, машин, приборов, оборудования и других устройств, функционирующих с нарушением названных требований. Приостановка осуществляется без соответствующего предупреждения, если создана непосредственная угроза возникновения пожара;

2) запрещать выпуск, реализацию и использование продукции, не соответствующей требованиям технических нормативных правовых актов системы противопожарного нормирования и стандартизации [14].

Многообразные меры административного пресечения можно сгруппировать в несколько видов. В частности, к ним относятся:

1) меры, применяемые непосредственно к личности правонарушителя (требование прекратить неправомерное поведение и др.);

2) меры имущественного характера (снос самовольно возведенных строений и др.);

3) меры технического характера (запрещение эксплуатации неисправного транспорта, приостановление работы предприятий ввиду нарушения правил техники безопасности и др.);

4) меры медико-санитарного характера (отстранение от работы инфекционных больных, запрещение эксплуатации предприятий торговли или общественного питания из-за их антисанитарного состояния и др.);

5) меры, связанные с осуществлением лицензионно-разрешительной системы (приостановление (аннулирование) действия лицензии и др.);

6) меры специального или исключительного назначения (применение огнестрельного оружия, химических слезоточивых веществ, водометов, резиновых палок, наручников и др.). 
   Меры административного пресечения тесно связаны с мерами административной ответственности и нередко предшествуют им, обеспечивая возможность ее фактической реализации.

 

                2.4 Меры административной ответственности

 

К мерам административного принуждения относятся меры административной ответственности, которые определены Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП) и под которыми следует понимать меры наказания, назначаемые в соответствии с КоАП за совершение административных правонарушений.

Административную ответственность можно рассматривать как правовую ответственность за административные правонарушения. При этом следует учесть, что объектом посягательства являются отношения в сфере государственного управления, а также некоторые другие. Так, административная ответственность устанавливается за посягательства на таможенные, налоговые отношения, отношения, связанные с защитой собственности, с охраной прав граждан, природы, здоровья населения, торговли и т.д.

Вместе с тем административная ответственность применяется за нарушение не каждой нормы административного права, а тех из них, которые содержат указание на административную ответственность.

Административная ответственность используется как важное средство правоохраны, борьбы с особым видом нарушений - административными правонарушениями, которые хотя и не так опасны, как преступления, но совершаются гораздо чаще. Их опасность заключается не только в характере самих противоправных действий или бездействия, но и в значительной распространенности.

Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.

В силу требований ст. 6.1 КоАП административное взыскание является мерой административной ответственности.  Административное взыскание, налагаемое на физическое лицо, применяется в целях воспитания физического лица, совершившего административное правонарушение, а также предупреждения совершения новых правонарушений как самим физическим лицом, совершившим такое правонарушение, так и другими физическими лицами.  Административное взыскание, налагаемое на юридическое лицо, применяется в целях предупреждения совершения новых административных правонарушений. Применение административного взыскания призвано способствовать восстановлению справедливости и является основанием для взыскания с физического или юридического лица возмещения вреда в порядке, предусмотренном законодательством Республики Беларусь [15].

Учитывая правовые последствия применения административных взысканий, можно предположить их следующую классификацию:

- превентивные взыскания, применяемые к лицам, виновным в совершении незначительных административных проступков (предупреждение);

- административные взыскания, предусматривающие принудительные имущественные санкции (штраф, исправительные работы, конфискация и взыскание стоимости предмета административного правонарушения);

- взыскания, предусматривающие временное ограничение прав граждан (лишение специального права, лишение права заниматься определенной деятельностью);

- взыскания, применение которых сопряжено с временной изоляцией правонарушителя от общества (административный арест);

- административные взыскания, предусматривающие применение насильственных методов физического принуждения (депортация).

В силу ст.6.2 КоАП за совершение административных правонарушений применяются следующие виды административных взысканий:

1) предупреждение;

2) штраф;

3) исправительные работы;

4) административный арест;

5) лишение специального права;

6) лишение права заниматься определенной деятельностью;

7) конфискация;

8) депортация;

9) взыскание стоимости предмета административного правонарушения [15].

Предупреждение состоит в письменном предостережении физического лица о недопустимости противоправного поведения. Предупреждение, как и другие виды административных взысканий, носит личный характер, т.е. применяется к конкретному физическому лицу, совершившему административное правонарушение, не затрагивая интересы других (третьих) лиц, и может повлечь наступление определенных правовых последствий только тогда, когда оно вынесено в письменной форме.

От предупреждения как вида административного взыскания необходимо отличать устные замечания, которые представляют собой средства убеждения и, естественно, не являются административными взысканиями. Устное замечание является профилактической мерой (носит исключительно предупредительный характер, т.е. предшествует административному правонарушению или может быть с ним не связано) и формой освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения, применяется в связи с административным правонарушением, но не представляет собой реализацию административной ответственности, которая связана с наступлением состояния административной наказанности.

Штраф является денежным взысканием, размер которого определяется в белорусских рублях исходя из базовой величины, установленной законодательством Республики Беларусь на день вынесения постановления о наложении административного взыскания, а в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП, – в процентном либо кратном отношении к стоимости предмета совершенного административного правонарушения, сумме ущерба, сделки либо к доходу, полученному в результате сделки. Штраф предусмотрен КоАП в качестве взыскания почти за все виды административных правонарушений и налагается в зависимости от статуса субъекта административного правонарушения - физического лица, индивидуального предпринимателя, юридического лица в размерах, определенных КоАП.

Исправительные работы устанавливаются на срок от одного до двух месяцев и отбываются по месту работы физического лица, освобожденного от уголовной ответственности с привлечением к административной ответственности в порядке, предусмотренном Уголовным Кодексом Республики Беларусь [16, ст.86].  Из заработка физического лица, которому назначены исправительные работы в соответствии с частью первой настоящей статьи, производится удержание в доход государства в размере двадцати процентов. Данное административное взыскание относится к санкциям, ограничивающим имущественные права правонарушителя. Исправительные работы представляют собой длящееся денежное взыскание, отличающееся от другой разновидности денежного взыскания, предусмотренного КоАП, - штрафа. Их основные различия заключаются в сроках исполнения - штраф должен быть уплачен нарушителем не позднее 15 дней со дня вручения ему постановления о применении данного взыскания. В отличие от штрафа исправительные работы назначаются судом.

Административный арест состоит в содержании физического лица в условиях изоляции в местах, определяемых органом, ведающим исполнением административных взысканий, и устанавливается на срок до пятнадцати суток. Административный арест - единственный из видов административных взысканий, который ограничивает свободу нарушителя. Административный арест является суровым административным наказанием и применяется за правонарушения, граничащие по своей общественной опасности с преступлениями, либо за злостное совершение административных правонарушений. Лица, подвергнутые административному аресту, содержатся в специальных приемниках или изоляторах временного содержания органов внутренних дел.

Лишение специального права, предоставленного физическому лицу, применяется за грубое нарушение порядка пользования этим правом. Лишение специального права устанавливается на срок от трех месяцев до трех лет. Данное административное взыскание представляет собой временное приостановление правомочий нарушителя - физического лица.

Лишение права заниматься определенной деятельностью применяется с учетом характера совершенного административного правонарушения, связанного с занятием видом деятельности, на осуществление которой требуется специальное разрешение (лицензия), если будет признано невозможным сохранение за физическим или юридическим лицом права заниматься таким видом деятельности. Лишение права заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок от шести месяцев до одного года.

Конфискация состоит в принудительном безвозмездном обращении в собственность государства дохода, полученного в результате противоправной деятельности, а также предмета административного правонарушения, орудий и средств совершения административного правонарушения, находящихся в собственности (на праве хозяйственного ведения, оперативного управления) лица, совершившего административное правонарушение. В случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП, конфискации подлежат также предмет административного правонарушения, орудия и средства совершения административного правонарушения независимо от того, в чьей собственности (на праве хозяйственного ведения, оперативного управления) они находятся. Независимо от назначенного административного взыскания либо освобождения лица от административной ответственности применяется специальная конфискация, которая состоит в принудительном безвозмездном изъятии в собственность государства вещей, изъятых из оборота, незаконных орудий охоты и добычи рыб и других водных животных, озерно-речной рыбы, торговля которой осуществлялась в неустановленных местах, а также незаконных средств сбора грибов, других дикорастущих растений или их частей (плодов, ягод, семян).

Под депортацией понимаю административное выдворение за пределы Республики Беларусь. Депортация применяется в отношении иностранного гражданина и лица без гражданства.

Взыскание стоимости предмета административного правонарушения состоит в принудительном изъятии и обращении в собственность государства денежной суммы, составляющей стоимость предметов, товаров и (или) транспортных средств. Решение о взыскании с лица, совершившего административное правонарушение, стоимости предметов, товаров и (или) транспортных средств может быть принято при отсутствии предметов, товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметом административного правонарушения, если в санкции статьи Особенной части КоАП предусмотрена их конфискация, либо невозможности реализации или экономической нецелесообразности реализации таких предметов, товаров и (или) транспортных средств.

 

          

          2.5 Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении

          По мнению Макарейко, Н.В., меры административно-процессуального обеспечения это вид мер административного принуждения, применяемых для достижения целей административного процесса [11, с.98].

           В зависимости от характера правоограничений могут применяться меры, содержащие ограничения личных неимущественных прав, ограничения имущественных прав, ограничения организационного характера.

Меры обеспечения административного процесса применяются в  целях пресечения административных правонарушений, установления личности физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, составления протокола об административном правонарушении, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела и исполнения постановлений по делу об административном правонарушении.

По мнению Макарейко, Н.В., по характеру функций данные меры делятся на: меры административно-процессуального пресечения; меры, направленные на получение доказательств; меры, направленные на исполнение административных наказаний [11, с.99].

В силу требований ст. 8.1 ПиКоАП Республики Беларусь к мерам обеспечения административного процесса относят:

1) административное задержание физического лица;

2) личный обыск задержанного;

3) наложение ареста на имущество;

4) изъятие вещей и документов;

5) задержание и принудительная отбуксировка (эвакуация) транспортного средства;

6) отстранение от управления транспортным средством;

7) блокировка колес транспортного средства;

8) привод;

Информация о работе Общая характеристика существующих научных подходов и классификация мер административного принуждения