Общие положения о публичной собственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 05:54, реферат

Описание работы

Содержание права публичной собственности выражается через традиционную триаду правомочий собственника: владение, пользование и распоряжение. В советский период в литературе предпринимались попытки обособить государственную собственность от других форм собственности через выделение специфических правомочий публичного собственника. Так, некоторые ученые говорили о том, что содержание права публичной собственности составляет лишь одно исходное правомочие - управление; другие дополняли традиционную триаду правомочий еще одним - управлением или двумя правомочиями - управлением и контролем; третьи - в традиционной триаде правомочий владение заменяли правом управления. Современные исследователи не склонны разделять подобные взгляды.

Содержание работы

Введение 3
1 Общие положения о публичной собственности 4
2 Объекты публичной собственности 7
3 Проблемы правового регулирования публичного сервитута земельных участков в России 9
Заключение 12
Список использованных источников 13

Файлы: 1 файл

апоус.docx

— 35.64 Кб (Скачать файл)

                                         СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение 3

1 Общие положения о публичной собственности                                                  4

2 Объекты публичной собственности                                                                7         

3 Проблемы правового регулирования публичного сервитута земельных участков в России 9

Заключение  12

Список использованных источников  13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Публичная собственность не может  быть оторвана от права собственности. Поскольку право собственности - институт гражданского права, то и право публичной собственности должно рассматривать в рамках гражданско-правовых категорий.

В субъективном смысле право публичной  собственности - это право народа Российской Федерации и населения  определенной территории, непосредственно  или через уполномоченные ими  органы владеть, пользоваться и распоряжаться  публичным имуществом в целях  удовлетворения публичных интересов.

Содержание права публичной  собственности выражается через  традиционную триаду правомочий собственника: владение, пользование и распоряжение. В советский период в литературе предпринимались попытки обособить  государственную собственность  от других форм собственности через  выделение специфических правомочий публичного собственника. Так, некоторые  ученые говорили о том, что содержание права публичной собственности  составляет лишь одно исходное правомочие - управление; другие дополняли традиционную триаду правомочий еще одним - управлением  или двумя правомочиями - управлением  и контролем; третьи - в традиционной триаде правомочий владение заменяли правом управления. Современные исследователи  не склонны разделять подобные взгляды.

 

 

 

 

 

1 Общие положения  о публичной собственности

Действующее законодательство не содержит легальной дефиниции  понятия "публичная собственность". В ст. 214, 215 ГК РФ используются термины "государственная собственность" и "муниципальная собственность". В литературе принято совокупность этих явлений называть публичной собственностью. Публичная собственность - это имущество, принадлежащее на праве собственности публично-правовым образованиям./2/

Аналогично общему понятию  права собственности различают  право публичной собственности  в объективном и субъективном смыслах. Право публичной собственности  в объективном смысле - совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения по владению, пользованию  и распоряжению публичным имуществом.

Право публичной собственности  является составной частью института  гражданского права "право собственности". В то же время в науке отсутствует  единый подход к определению места  данной совокупности норм в системе  права.

Действующее законодательство связывает форму собственности  исключительно с принадлежностью  имущества различным субъектам, и объем правомочий для них  предусмотрен одинаковый, поэтому административные полномочия не следует включать в  содержание права публичной собственности. Все действия собственника реализуются  в пределах трех правомочий независимо от субъекта. Кроме того, законодательство под управлением государственным  имуществом понимает осуществление  полномочий собственника в отношении  федерального имущества и управление находящимися в федеральной собственности  акциями ОАО.

Роль права публичной  собственности в литературе оценивается  неоднозначно. В гражданском обороте  публично-правовые образования действуют  на тех же началах, что и прочие субъекты гражданского права. Опираясь на данное обстоятельство, некоторые  исследователи утверждают, что разграничение  форм и видов права собственности  утратило гражданско-правовой смысл, и теперь право частной и публичной собственности следует рассматривать как обобщенное обозначение различий в правовом режиме отдельных объектов права собственности. Однако нельзя отрицать того, что вещно-правовой статус публично-правовых образований обладает рядом особенностей, которые обусловлены особыми функциями данных субъектов. Действующее законодательство говорит не о равноправии форм собственности, как нередко трактуется п. 4 ст. 212 ГК РФ, а о равной их защите, что совсем не одно и то же./2/

Особенности права публичной  собственности. В соответствии с  п. 3 ст. 212 ГК РФ законом могут устанавливаться особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в частной или публичной собственности. Действующее законодательство позволяет выделить следующие особенности права публичной собственности.

1. Для публичной собственности  характерен принцип всеобщности,  означающий, что в публичной собственности  может быть любое имущество,  в том числе изъятое из оборота  и ограниченное в обороте. Частная  собственность, хотя и признается  основной формой собственности,  устанавливается в нашей стране, как и в большинстве обществ  с развитой рыночной экономикой, по остаточному принципу - ее объектами  может быть любое имущество,  не относящееся к публичной  собственности.

2. Отдельные виды имущества  могут находиться только в  государственной или муниципальной  собственности. В российской правовой  традиции такое имущество принято  называть исключительной собственностью. В постсоветское время данный  термин законодательством не  используется, а в некоторых актах,  по примеру европейского права,  такое имущество называется национальным  достоянием народов Российской  Федерации. Осуществление права  собственности на такое имущество  должно обеспечивать не столько  интересы публично-правового образования,  сколько граждан, проживающих  на территории соответствующего  публичного образования. Такое  имущество, как правило, изъято  из оборота, не подлежит ни отчуждению в частную собственность, ни передаче иностранным государствам или международным организациям.

3. Поскольку публично-правовые  образования не могут непосредственно  осуществлять права собственника, от их имени в гражданском  обороте выступают особые органы  и лица, указанные в ст. 125 ГК РФ. Иными словами, Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования участвуют в гражданских правоотношениях посредством своих органов или специально назначаемых представителей./2/

4. Право публичной собственности  может возникать на тех же  основаниях, что и право частной  собственности. Но, кроме того, Гражданским  кодексом предусмотрены особые  основания приобретения публичной  собственности, которые не могут  повлечь возникновение частной  собственности:

- поступление в государственную собственность обнаруженного клада,     содержащего вещи, относящиеся к памятникам истории и культуры;

-поступление в муниципальную собственность бесхозяйной недвижимости, находки и безнадзорных животных;

-отчуждение у частного собственника вещей, изъятых из оборота или ограниченных в обороте;

-изъятие недвижимости для государственных или муниципальных нужд;

-выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей;

-реквизиция, конфискация и национализация частного имущества.

Гражданским законодательством  предусмотрен также особый случай прекращения  права публичной собственности, а именно приватизация, в результате которой публичная собственность  превращается в частную.

5. Известная специфика  имеется у публично-правовых образований  как собственников имущества.  Так, они практически не могут  быть объявлены банкротами. Кроме  того, в отличие от иных собственников  они отвечают по своим обязательствам  не всем своим имуществом, поскольку  от взысканий освобождены закрепленное  за унитарными предприятиями  и учреждениями имущество и  объекты исключительной собственности.

2 Объекты публичной  собственности

 

Категории объектов государственной  собственности:

         1) Природные объекты:

- земля (земельные участки);

- водные объекты и их  части;

- лесной фонд;

- недра;

- растительный и животный  мир.

         2) Экономические объекты:

- предприятия как имущественные  комплексы;

- акции акционерных обществ;

На 1 июня 2004г. Российская Федерация  являлась собственником имущества 9222 федеральных государственных  унитарных предприятий, акционером 3905 акционерных обществ.

К объектам государственной  собственности относятся и имущественные  права. Законодательство допускает  внесение в качестве вклада в уставный капитал создаваемых коммерческих структур имущественного права п.6 ст.66 ГК РФ. Государственные  и муниципальные  органы  воспользовались такой  возможностью при участи в их создании.

Объекты, обеспечивающие функционирование государства. В эту категорию  входят денежные средства бюджета и  внебюджетных фондов.

Кроме того, объекты государственной  собственности можно разделить  на следующие категории:

  1. Имущество, закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями на ограниченных вещных правах хозяйственного ведения и оперативного управления. Это так называемое распределенное имущество. Оно не может служить для обеспечения покрытия возможных долгов государства.
  2. Государственная казна (нераспределенное имущество). Может являться объектом взыскания кредиторов.

При этом закон специально оговаривает, что земля и другие природные ресурсы могут быть объектом взыскания кредиторов только в случаях предусмотренных федеральным законом.

Это, например:

- культурное наследие  народов России;

- государственные и муниципальные  библиотеки;

- имущество, закрепленное за государственными и муниципальными образовательными учреждениями;

- физкультурно-оздоровительные,  спортивные и спортивно-технические  сооружения, созданные органами  государственной власти и занимаемые  ими земельные участки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3Проблемы правового регулирования публичного сервитута земельных участков в России

Ограниченность земельных  ресурсов и постоянное возрастание  потребности в земельных участках давно потребовали от юридической  науки выработки таких конструкций, которые бы минимизировали споры, сохраняя, с одной стороны, имеющееся землепользование, и, с другой, обеспечивали бы интересы других владельцев как сопряженных земельных участков, так и прочих объектов недвижимости. Именно так родилось право сервитутов.

Прежде всего, необходимо рассмотреть само понятие «земельный сервитут» согласно нормативно-правовой базе РФ. В законодательстве Российской Федерации дается определение сервитута  в части 1 статьи 274 Гражданского кодекса  Российской Федерации, как ограниченное пользование чужим земельным  участком. /2/

При этом различают публичный  и частный, срочный и постоянный сервитут. Что касается публичного сервитута, то Земельный кодекс РФ определяет это понятие, как устанавливаемое  решением либо исполнительной власти, в качестве инструмента, обеспечивающего  интересы государства, либо местного самоуправления или населения, без изъятия земельных  участков. В этом случае обязательно  учитываются результаты провозглашенного общественного слушания, на котором  собственники земельного участка, права  и интересы которых затрагиваются  при образовании публичного сервитута, имеют право потребовать компенсацию  с органов, его установивших.

Публичный сервитут может  быть установлен при необходимости:

  1. прохода или проезда через земельный участок;
  2. использовать земельный участок для целей ремонта коммунальных, инженерных, электрических или других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;
  3. размещать на земельном участке межевые и геодезические знаки и подъезды к ним;
  4. провести дренажные работы на земельном участке;
  5. забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;
  6. прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;
  7. сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;
  8. использовать земельный участок в целях охоты и рыболовства;
  9. временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ;
  10. свободного доступа к прибрежной полосе.

В отличие от частного сервитута, который устанавливается по соглашению сторон или по судебному решению, публичный сервитут вводится законом  либо другим нормативно - правовым актом  Российской Федерации, нормативно - правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативно - правовым актом органа местного самоуправления. Таким образом, земельный сервитут занимает особое место среди вещных прав на землю.

Важным качеством, характерным  для земельного публичного сервитута  является то, что его устанавливают, учитывая результаты общественных слушаний. При этом стоит отметить, что проведение общественных слушаний – один из способов взаимодействия с обществом и хорошая возможность осуществления принципа участия граждан и общественных объединений в решении проблем, возникающих с их правами на землю  
(п.1 ст.1 ЗК РФ). /3/ Важным является и тот факт, что в Российской Федерации отсутствуют какие-либо нормативные акты, которые бы регламентировали саму процедуру проведения общественных слушаний. Данный недостаток российского законодательства может быть устранен путем принятия нормативных актов на уровне субъектов РФ. Форма проведения общественных слушаний должна быть разработана, в зависимости от специфики территорий, социальных и этнических групп.

Информация о работе Общие положения о публичной собственности