Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 05:54, реферат
Содержание права публичной собственности выражается через традиционную триаду правомочий собственника: владение, пользование и распоряжение. В советский период в литературе предпринимались попытки обособить государственную собственность от других форм собственности через выделение специфических правомочий публичного собственника. Так, некоторые ученые говорили о том, что содержание права публичной собственности составляет лишь одно исходное правомочие - управление; другие дополняли традиционную триаду правомочий еще одним - управлением или двумя правомочиями - управлением и контролем; третьи - в традиционной триаде правомочий владение заменяли правом управления. Современные исследователи не склонны разделять подобные взгляды.
Введение 3
1 Общие положения о публичной собственности 4
2 Объекты публичной собственности 7
3 Проблемы правового регулирования публичного сервитута земельных участков в России 9
Заключение 12
Список использованных источников 13
Введение 3
1 Общие положения о публичной
собственности
2 Объекты публичной собственности
3 Проблемы правового регулирования публичного сервитута земельных участков в России 9
Заключение 12
Список использованных источников 13
ВВЕДЕНИЕ
Публичная собственность не может быть оторвана от права собственности. Поскольку право собственности - институт гражданского права, то и право публичной собственности должно рассматривать в рамках гражданско-правовых категорий.
В субъективном смысле право публичной собственности - это право народа Российской Федерации и населения определенной территории, непосредственно или через уполномоченные ими органы владеть, пользоваться и распоряжаться публичным имуществом в целях удовлетворения публичных интересов.
Содержание права публичной
собственности выражается через
традиционную триаду правомочий собственника:
владение, пользование и распоряжение.
В советский период в литературе
предпринимались попытки
1 Общие положения о публичной собственности
Действующее законодательство не содержит легальной дефиниции понятия "публичная собственность". В ст. 214, 215 ГК РФ используются термины "государственная собственность" и "муниципальная собственность". В литературе принято совокупность этих явлений называть публичной собственностью. Публичная собственность - это имущество, принадлежащее на праве собственности публично-правовым образованиям./2/
Аналогично общему понятию права собственности различают право публичной собственности в объективном и субъективном смыслах. Право публичной собственности в объективном смысле - совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения по владению, пользованию и распоряжению публичным имуществом.
Право публичной собственности является составной частью института гражданского права "право собственности". В то же время в науке отсутствует единый подход к определению места данной совокупности норм в системе права.
Действующее законодательство
связывает форму собственности
исключительно с
Роль права публичной собственности в литературе оценивается неоднозначно. В гражданском обороте публично-правовые образования действуют на тех же началах, что и прочие субъекты гражданского права. Опираясь на данное обстоятельство, некоторые исследователи утверждают, что разграничение форм и видов права собственности утратило гражданско-правовой смысл, и теперь право частной и публичной собственности следует рассматривать как обобщенное обозначение различий в правовом режиме отдельных объектов права собственности. Однако нельзя отрицать того, что вещно-правовой статус публично-правовых образований обладает рядом особенностей, которые обусловлены особыми функциями данных субъектов. Действующее законодательство говорит не о равноправии форм собственности, как нередко трактуется п. 4 ст. 212 ГК РФ, а о равной их защите, что совсем не одно и то же./2/
Особенности права публичной собственности. В соответствии с п. 3 ст. 212 ГК РФ законом могут устанавливаться особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в частной или публичной собственности. Действующее законодательство позволяет выделить следующие особенности права публичной собственности.
1. Для публичной собственности
характерен принцип
2. Отдельные виды имущества
могут находиться только в
государственной или
3. Поскольку публично-правовые
образования не могут
4. Право публичной собственности
может возникать на тех же
основаниях, что и право частной
собственности. Но, кроме того, Гражданским
кодексом предусмотрены особые
основания приобретения
- поступление в государственную собственность обнаруженного клада, содержащего вещи, относящиеся к памятникам истории и культуры;
-поступление в муниципальную собственность бесхозяйной недвижимости, находки и безнадзорных животных;
-отчуждение у частного собственника вещей, изъятых из оборота или ограниченных в обороте;
-изъятие недвижимости для государственных или муниципальных нужд;
-выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей;
-реквизиция, конфискация и национализация частного имущества.
Гражданским законодательством
предусмотрен также особый случай прекращения
права публичной собственности,
а именно приватизация, в результате
которой публичная
5. Известная специфика
имеется у публично-правовых
2 Объекты публичной собственности
Категории объектов государственной собственности:
1) Природные объекты:
- земля (земельные участки);
- водные объекты и их части;
- лесной фонд;
- недра;
- растительный и животный мир.
2) Экономические объекты:
- предприятия как имущественные комплексы;
- акции акционерных обществ;
На 1 июня 2004г. Российская Федерация являлась собственником имущества 9222 федеральных государственных унитарных предприятий, акционером 3905 акционерных обществ.
К объектам государственной
собственности относятся и
Объекты, обеспечивающие функционирование государства. В эту категорию входят денежные средства бюджета и внебюджетных фондов.
Кроме того, объекты государственной собственности можно разделить на следующие категории:
При этом закон специально оговаривает, что земля и другие природные ресурсы могут быть объектом взыскания кредиторов только в случаях предусмотренных федеральным законом.
Это, например:
- культурное наследие народов России;
- государственные и
- имущество, закрепленное за государственными и муниципальными образовательными учреждениями;
- физкультурно-оздоровительные,
спортивные и спортивно-
3Проблемы правового регулирования публичного сервитута земельных участков в России
Ограниченность земельных
ресурсов и постоянное возрастание
потребности в земельных
Прежде всего, необходимо рассмотреть само понятие «земельный сервитут» согласно нормативно-правовой базе РФ. В законодательстве Российской Федерации дается определение сервитута в части 1 статьи 274 Гражданского кодекса Российской Федерации, как ограниченное пользование чужим земельным участком. /2/
При этом различают публичный
и частный, срочный и постоянный
сервитут. Что касается публичного
сервитута, то Земельный кодекс РФ определяет
это понятие, как устанавливаемое
решением либо исполнительной власти,
в качестве инструмента, обеспечивающего
интересы государства, либо местного самоуправления
или населения, без изъятия земельных
участков. В этом случае обязательно
учитываются результаты провозглашенного
общественного слушания, на котором
собственники земельного участка, права
и интересы которых затрагиваются
при образовании публичного сервитута,
имеют право потребовать
Публичный сервитут может быть установлен при необходимости:
В отличие от частного сервитута, который устанавливается по соглашению сторон или по судебному решению, публичный сервитут вводится законом либо другим нормативно - правовым актом Российской Федерации, нормативно - правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативно - правовым актом органа местного самоуправления. Таким образом, земельный сервитут занимает особое место среди вещных прав на землю.
Важным качеством, характерным
для земельного публичного сервитута
является то, что его устанавливают,
учитывая результаты общественных слушаний.
При этом стоит отметить, что проведение
общественных слушаний – один из способов
взаимодействия с обществом и хорошая
возможность осуществления принципа участия
граждан и общественных объединений в
решении проблем, возникающих с их правами
на землю
(п.1 ст.1 ЗК РФ). /3/ Важным является и тот
факт, что в Российской Федерации отсутствуют
какие-либо нормативные акты, которые
бы регламентировали саму процедуру проведения
общественных слушаний. Данный недостаток
российского законодательства может быть
устранен путем принятия нормативных
актов на уровне субъектов РФ. Форма проведения
общественных слушаний должна быть разработана,
в зависимости от специфики территорий,
социальных и этнических групп.
Информация о работе Общие положения о публичной собственности