Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2013 в 12:32, контрольная работа
Целью работы является изучение аспектов практики повышения квалификации кадров, выполняющих организационно - административную работу, в конкретных социальных учреждениях.
Задачи:
1. рассмотрение повышения квалификации служащих социальных учреждений;
2. рассмотреть способы оценки профессионализма и практики повышения квалификации работников социальных учреждений.
Введение 3
1. Повышение квалификации служащих социальных учреждений 4
2. Оценка профессионализма работников социальных учреждений и практики повышения квалификации 7
Заключение 14
Список использованной литературы 16
«МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФАКУЛЬТЕТ ЗАОЧНОГО СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Контрольная работа по дисциплине
«Опыт организационно-
Тема: Практика повышения квалификации кадров,
выполняющих организационно-
Студентки 3 курса
заочно – ускоренной формы обучения
Специальность: «Социальная работа»
№ студенческого билета: СР10з – 461
Сусловой Валерии Александровны
Преподаватель_________________
Дата сдачи в деканат ______________________
Мурманск, 2013 г.
Содержание
Чем тяжелее ситуация в той или иной стране, тем больше и громче звучат в ней призывы к социальной защите населения. О такой защите настоятельно просят, ее требуют от правительства. Сложность положения при таких условиях заключена в том, что, если в стране наблюдается экономический спад, снижается объем производства, уменьшается создаваемый валовой национальный продукт, то возможности правительства выделять дополнительные средства для социальной защиты населения крайне ограничены. Нагрузка на социальный бюджет возрастает, правительство вынуждено прибегать к увеличению налогов, в связи, с чем снижаются доходы работающих. А это порождает новые социальные напряжения.
Социальная
помощь включает в себя
Целью работы является изучение аспектов практики повышения квалификации кадров, выполняющих организационно - административную работу, в конкретных социальных учреждениях.
Задачи:
«Действующая довольно обширная образовательная система подготовки социальных работников в России оформилась за сравнительно недавний срок. В апреле 1991 года в Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих постановлением Госкомтруда СССР были внесены квалификационные характеристики «специалист по социальной работе», «социальный педагог».
Система переподготовки и повышения квалификации кадров социальных служб занимает важное место в системе непрерывного образования, поскольку именно она обеспечивает мобильное развитие профессиональной сферы, предоставляя работающим возможность постоянно совершенствоваться в условиях быстро меняющихся технологий и требований общества к данной профессии. Можно говорить о складывающейся системе непрерывного профессионального образования в подготовке специалистов по социальной работе. В частности, в системе непрерывного образования в последние годы активно развивается такой ее компонент, как образование взрослых – подготовка, переподготовка и повышение квалификации лиц, уже работающих в социальных службах.
Перед нашим обществом все острее стоит проблема повышения квалификации специалистов по социальной работе. Кадры играют главную роль в менеджменте социальной работы. От того, как подготовлены кадры, каким уровнем профессионализма они обладают, зависит эффективность всей последующей деятельности организации.
Повышение квалификации дает возможность специалистам по социальной работе постоянно совершенствовать свои знания и навыки, глубже понимать перспективы и тенденции развития социальной работы. Но проблема состоит в том, что полученные в ходе обучения знания не всегда могут быть применимы в конкретной работе, так как не соответствуют ее требованиям»1.
«Повышение квалификации специалистов – это всегда приращение знаний и умений на имеющейся базе, основе, полученной в высшем или среднем профессиональном учебном заведении, или переосмысление уже сложившейся системы знаний, навыков, опыта, корректировка установок и подходов, овладение новейшими технологиями социальной работы.
В то же время
этот процесс обусловлен возрастными,
психобиосоциальными
По данным
федеральных органов
При остром дефиците
финансовых средств, предусмотренных
на подготовку и переподготовку специалистов
по социальной работе, и возрастающей
потребности в высокой
Различные формы и методы периодического повышения квалификации стимулируют готовность работников социальных служб к учебе и адаптированность в рамках профессии и системы социального обслуживания населения. В то же время обновленные знания и умения специалистов – это инвестиции на будущее, подсистема повышения квалификации стимулирует развитие личности профессионала в области социальной работы и обеспечивает становление интеллектуального потенциала социальных служб.
К началу XXI столетия в Российской Федерации сложились различные подходы к развитию подсистемы повышения квалификации работников социальных служб – от рассмотрения ее как составной части региональной модели подсистем социального образования, до включения ее в блочно-модульную систему профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации»2.
«Главная задача повышения квалификации специалистов – обеспечить быструю реализацию новых научных, технических, организационных и экономических идей в практику деятельности предприятия (организации, фирмы). Один из путей совершенствования системы повышения квалификации специалистов – переход от сложившейся практики периодического обучения к непрерывному пополнению и обновлению знаний. Поэтому повышение квалификации специалистов должно стать составной частью государственной системы непрерывного образования с подключением сюда системы высшего и среднего специального образования страны.
Повышение квалификации специалистов будет более эффективным при соблюдении принципа преемственности обучения и последующего рационального использования кадров с учетом приобретенных ими знаний и навыков. Чтобы повысить ответственность и заинтересованность кадров в непрерывном повышении своей квалификации, необходимо обеспечить взаимосвязь результатов повышения квалификации, аттестации, должностных перемещений и оплаты труда работников с качеством знаний и эффективностью их практического использования.
И, безусловно, одним из путей решения сложной задачи повышения профессионализма работников может быть внедрение и развитие целостного, системного подхода в практику повышения квалификации, профессиональную подготовку и переподготовку специалистов по социальной работе.
Своевременное повышение квалификации специалистов способствует закреплению кадров в учреждениях социальной защиты, обеспечивает гарантии профессионального успеха, содействует повышению мотивации к труду»3.
«Профессионализм — это высокий, устойчивый уровень знаний, умений и навыков, позволяющий достигать наибольшей эффективности в профессиональной деятельности»4.
««Профессионализм» как понятие еще пока отсутствует в большинстве словарей и энциклопедий. Однако ряд ученых считает, что это не только яркое развитие способностей, но и глубокие и широкие знания в той области деятельности, в которой этот профессионализм проявляется, а также нестандартное владение умениями, которые необходимы для успешного выполнения этой деятельности. Профессионализм также рассматривается как своеобразная норма регуляции поведения и деятельности, накладывающая на субъекта деятельности определенные обязательства; он связан с индивидуальным стилем деятельности, с самореализацией личности, что, в свою очередь, подразумевает наличие высокого уровня мотивации относительно достижения высоких результатов»5.
«В настоящее время социальная работа в российском обществе обладает всеми отличительными характеристиками профессии: она представляет собой систему знаний, на которых строятся умения ее субъектов; предусматривает определенный период теоретического и практического обучения; имеет общепризнанные профессиональные стандарты, систему оценки квалификации специалистов; ее субъекты систематически работают в данной области, формируя профессиональное самосознание и поведение.
Особенности труда специалистов, профессионально действующих в этой специфической области практики, связаны с предметной сущностью самой социальной работы. По мнению Е.И.Холостовой, эта сущность выражается в феномене «социальность». В нем отражено многообразие способов и форм взаимодействия человека, группы, социального коллектива, включая и самореализацию, саморазвитие субъекта»6.
«Соответственно, характер
профессиональной деятельности требует
от социального работника внимания к широкому
кругу социальных проблем, касающихся
организации и осуществления социальной
работы в ее пространстве. Многообразие
этих проблем предопределяет сущность
и взаимосвязь основных составляющих
профессиональной деятельности субъектов
социальной работы: их должностных обязанностей,
ролей, функций и профессионально-
Однако большой потенциал для повышения эффективности социальной работы заключен также в определении степени и путей оптимального развития профессиональной компетентности ее субъектов.
Профессиональная
компетентность свидетельствует о
наличии у специалиста достаточ
Профессиональная
Эффективность деятельности специалистов по социальной работе, прежде всего, связана с развитием уровня их культурной компетентности, значение которой растет под влиянием процессов глобализации. Она предусматривает способность человека жить, работать и постоянно самосовершенствоваться в современном мультикультурном обществе, где велика роль информационных и коммуникативных технологий, непрерывного образования, социальных различий людей и социальных групп»7.
«Культурная компетентность специалиста по социальной работе составляет основу его профессиональной компетентности и предполагает знание национальных, конфессиональных, возрастных, гендерных и иных особенностей и традиций клиента и оказание ему квалифицированной помощи с учетом культуры общества и личности.
В профессиональной компетентности специалиста социальной работы различают следующие элементы:
· концептуальный
– понимание теоретических
· инструментальный – способность овладевать основными профессиональными навыками;
· интегративный – способность связывать своими действиями теорию и практику социальной работы в единую систему;
· контекстуальный –
понимание географических, политических,
культур, социально-экономических
· адаптивный – умение предвидеть изменения в рамках профессии и подвиться к ним;
· коммуникативный –
умение строить эффективные
В социальной работе применяют компетентностный подход, представляющий собой междисциплинарное направление в исследовании компетентности. В этом подходе компетентность прежде всего рассматривается как комплексный результат профессионального образования. В образовательном процессе данный подход используется для создания модели обучения социального работника как профессионала. Прежде всего компетентностный подход дает возможность формирования у обучающихся социальной работе ключевых компетентностей: в сфере самостоятельной познавательной, гражданско-общественной, социально-трудовой, семейно-бытовой, культурно- досуговой деятельности. Все они способствуют адекватной социальной адаптации человека в современном обществе»8.