Оценка профессионализма работников социальных учреждений и практики повышения квалификации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2013 в 12:32, контрольная работа

Описание работы

Целью работы является изучение аспектов практики повышения квалификации кадров, выполняющих организационно - административную работу, в конкретных социальных учреждениях.
Задачи:
1. рассмотрение повышения квалификации служащих социальных учреждений;
2. рассмотреть способы оценки профессионализма и практики повышения квалификации работников социальных учреждений.

Содержание работы

Введение 3
1. Повышение квалификации служащих социальных учреждений 4
2. Оценка профессионализма работников социальных учреждений и практики повышения квалификации 7
Заключение 14
Список использованной литературы 16

Файлы: 1 файл

опыт ОАР.doc

— 102.00 Кб (Скачать файл)

«Кроме того, на основе ряда критериев, таких как знания, опыт, эмоционально-волевая регуляция, готовность к актуализации компетентности определяется овладение будущим специалистом по социальной работе специальными компетентностями: когнитивной, включающей умения рефлексии, саморегулирования, структурирования и приращения знаний и т.д.; социальной, предполагающей наличие успешных социальных взаимодействий, коммуникаций в различных сферах и с различными субъектами; деятельностной, относящейся к эффективному решению профессиональных задач на основе владения инновационными и традиционными методами и технологиями практики решения проблем.

Наличие специальных  компетентностей указывает на становление  специалиста как личности и как  профессионального работника, способного эффективно разрешать разнообразные  проблемные ситуации человека и социальной группы.

Среди показателей  эффективности деятельности конкретного субъекта социальной работы важное место занимает его удовлетворенность деятельностью, адекватная самооценка, создание условий для саморазвития. Анализ этой составляющей эффективности социальной работы возможен на следующих уровнях:

- потребностно-мотивационном, когда выявляются взаимосвязанные мотивации субъекта (альтруистическая, профессиональная, материальная, мотивация самореализации);

- информационном, когда определяется соответствие знаний специалиста принятому стандарту;

- компонентно-целевом, когда выявляется степень выполнения специалистом своих функций;

- структурно-функциональном, когда определяется эффективность конкретных действий специалиста, при соотнесении их с функциями социальной работы;

- профессионально-важных качеств, когда выявляется наличие индивидуальных свойств субъекта деятельности, достаточных для ее реализации в заданном формате.

Большое значение для повышения эффективности  труда специалистов имеет мотивация  их деятельности. В содержательном смысле данного понятия мотивация – это процесс формирования у субъекта побудительных сил к действию под влиянием внутренних и внешних стимулов»9.

«По мнению отечественных исследователей мотивации (Б. Генкин, В. Радаев, И. Гущина и др.), внутренняя мотивация связана с ценностями и самореализацией человека, тогда как внешняя мотивация носит инструментальный характер (это условия труда, уровень заработной платы и т.д.). В социальной работе при этом выделяют материальную, организационную, социальную, информационную внутреннюю и внешнюю мотивацию специалистов»10.

«Главным внутренним стимулом труда в социальной работе является желание социальных работников приносить пользу своим клиентам и обществу в целом, осуществление которого выступает для специалиста в виде основной части личностного вознаграждения. Также к значимым внутренним стимулам относят возможность постоянного социального общения, самостоятельности в работе, признания со стороны окружающих людей, проявления инициативы и творчества»11.

«Следовательно, наиболее существенный характер для социального работника имеет социальная мотивация, основанная на внутренних стимулах деятельности. Однако следует отметить, что внешним стимулам, особенно с точки зрения материальной мотивации, значение которой немаловажно, в российской системе управления социальной работой уделяется недостаточное внимание, что составляет существенное препятствие для повышения эффективности социальной работы.

При оценке эффективности  деятельности специалиста нужно  учитывать объективные трудности, которые снижают уровень ее мотивации, а, соответственно, и результаты. Главной из них является незавершенность процесса осознания важности социальной работы для социального здоровья и благополучия граждан в российском государстве и обществе.

Из названного обстоятельства вытекают все остальные факторы, препятствующие высокой эффективности социальной работы:

- ведомственная ограниченность и разобщенность в организации деятельности;

- низкий уровень оплаты труда специалистов и социальных работников среднего звена;

- отсутствие рационально организованной поддержки общественных инициатив;

- слабая разработанность и недостаточное использование на практике теоретических и методических подходов, нормативных и этических основ социальной работы.

Преодоление этих недостатков необходимо, прежде всего, в организационных структурах социальной работы на всех ее уровнях. Однако большой потенциал для повышения эффективности социальной работы заключен также в определении степени и путей оптимального развития профессиональной компетентности ее субъектов.

В практической деятельности социальные работники  демонстрируют различный уровень  профессионализма. Американский исследователь  профессионального статуса социальных работников и системы их обучения в России, Шерон Б. Тэмплэн, используя  методы интервью и беседы, в 2000 г. выделила четыре группы субъектов социальной работы, для каждой из которых характерен определенный уровень профессионализма.

Во-первых, это  традиционные студенты, обучающиеся  в вузах на специальности «социальная  работа». Хотя их число относительно невелико, в исследовании подчеркивается большое желание будущих специалистов по социальной работе, овладев данной профессией, помогать людям, и потребность студентов в профессиональном образовании и высокой квалификации.

Вторая группа представлена действующими практиками, зачастую с недостаточным уровнем образования и профессионализма и с различным опытом деятельности в сфере социальной работы.

Третьей группой  являются специалисты других профессий, избравшие, в силу различных причин, социальную работу в качестве сферы профессиональной деятельности. Данная категория субъектов особенно нуждается в переквалификации, росте профессионализации и повышении своего образовательного уровня.

Четвертая группа – это преподаватели дисциплин  социальной работы, находящиеся на различных стадиях профессионализации и накапливающие собственный практический опыт обучающей деятельности в данной сфере.

В результате исследования выявлена тенденция, характерная  для конца XX в. и связанная с  недостаточным профессионализмом субъектов социальной работы. На современном этапе ее развития следует обозначить группы, уровень профессионализма которых значительно возрос: подготовленные в вузах и средних специальных учебных заведениях дипломированные специалисты по социальной работе и социальные работники, ученые, ведущие исследования в этой области, преподаватели дисциплин социальной работы, постоянно повышающие свою квалификацию и пр. Эксперты констатируют тенденцию увеличения числа выпускников, устраивающихся на работу в социальную сферу. Однако они отмечают, что реальная ситуация с повышением уровня профессионализма в социальных учреждениях России изменяется достаточно медленно. Во многом это объясняется сложными и противоречивыми тенденциями, возникающими на стадии профессиональной подготовки специалистов с высшим социальным образованием в учебных заведениях»12.

Таким образом, эффективность социальной работы в  первую очередь зависит от результатов  деятельности кадров социальной работы – людей, выполняющих должностные  задачи в системе органов и учреждений социальной работы и наделенных соответствующими полномочиями, правами и ответственностью.

Заключение

 

Сущность  эффективной деятельности социальных служб выражается в способности  целостной системы или ее отдельных  элементов позитивно реагировать и отвечать на запросы, потребности населения, прежде всего, социально уязвимой его части. Поэтому понятие эффективность деятельности социальных служб можно сформулировать следующим образом - это максимально возможное в данных условиях достижение целей по удовлетворению социальных потребностей населения (клиента) при оптимальных затратах. Это соотнесение количественно-качественной оценки нынешнего и прежнего состояния дел на определенном участке социальной работы с соответствующими выводами о степени ее эффективности.

Социальная  работа - это ответственная профессиональная деятельность, которая помогает людям, сообществам установить, определить личные, социальные и ситуативные, т.е. обстоятельственные трудности, влияющие на них. Социальная работа помогает им преодолеть эти трудности посредством поддержки, защиты, коррекции и реабилитации. Это деятельность патронажа, социальной помощи, социального обеспечения, социального образования исправления и надзора над правонарушителями, направленная на диагностику, контроль и реабилитацию лиц, нуждающихся в социальной помощи.

Требования  к специалисту по социальной работе в реальной практике следующие: быть постоянно занятым на должностях, непосредственно связанных с  оказанием квалифицированной социальной помощи лицам и группам, находящимся в трудной жизненной ситуации, иметь профессиональную подготовку в области социальной работы, идентифицировать себя в качестве специалиста по социальной работе.

Главные требования к специалистам по социальной работе – проводить в жизнь функциональную предназначенность тех служб, в которых они работают, оптимально выполнять свои задачи, опираясь на отечественный и зарубежный опыт социальной работы. Профессиональная деятельность специалиста, будучи связанная с регуляцией человеческих отношений, призвана органично реализовывать целый ряд взаимосвязанных специфических и достаточно сложных функций, следовательно, необходим специалист широкого профиля, владеющий основами юридических, медицинских, психологических знаний. Профессия «специалист по социальной работе» создана для решения социальных проблем человека и общества, он является посредником в контексте: «человек – семья – общество».

Непременным признаком профессиональной компетентности специалиста по социальной работе выступает умение соотнести имеющиеся знания с целями, условиями и способами практической деятельности. Профессионально подготовленные специалисты по социальной работе владеют умениями и навыками применения в своей практической деятельности различных научных методов, а, следовательно, способны выходить за рамки своего предмета, своей профессии, они имеют некий творческий потенциал саморазвития, тогда как некомпетентность негативно сказывается на деятельности практикующего специалиста. От специалистов по социальной работе требуется, чтобы вся их практическая деятельность была обоснована теоретически и проведена профессионально. Профессионально подготовленные специалисты по социальной работе, владеющие теоретическими знаниями, и умело, применяя их в своей профессиональной деятельности, обеспечивают высокое качество своего труда и достижение основательных результатов по оказанию помощи и поддержки своим клиентам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы

 

1. Менеджмент социальной  работы [Текст] : учеб. пособие для  вузов / под ред. Е.И. Комарова, А.И. Войтенко. – М.:Владос : МГСУ, 1999. – 288 с.

2. Словарь-справочник  по социальной работе [Текст] / под  ред. Е.И. Холостовой.– М.: Юрист, 1997. - 424 с.

3. Фирсов, М.В. Студенова.  Е.Г. Теория социальной работы [Текст]: Учебное пособие для вузов. Изд. 2-е доп. и испр. М.: Академический Проект, 2005.  – 512с.

4. Фирсов, М.В. Теория  социальной работы [Текст]: учеб. пособие  / М.В.Фирсов, Е.Г.Студенова. – М.: ВЛАДОС, 2000. - 432 с.

5. Холостова, Е.И. Социальная  работа: учеб. пособие [Текст] / Е.И. Холостова. – М.: «Дашков и К», 2004. - 692 с.

6. Царегородцева, Е.П.  Мотивация в управлении социальной  работой [Текст] / Е.П. Царегородцева  // Социологические аспекты образовательной  и профессиональной деятельности: сб. науч. тр. / под ред. Л.Н. Алексейко и др. – Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2005. – 167 с.

7. Информационно-образовательный портал института прикладных социальных технологий. Соционом. Повышение квалификации работников социальных служб. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://socionom.ru/baza-znanii/materialy-konferencii/materialy-konferencii-psikhologo-socialnaja-rabota-v-sovremennom-obshchestve-problemy-i-reshenija-22-i-23-aprelja-2010-goda/ (Дата обращения 03.04.2013 г.)

8. Шухарева О.Н. К  вопросу о социологии социальной работы / О.Н. Шухарева // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ)– Краснодар: КубГАУ, 2006. – №07(23). [Электронный ресурс].  Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2006/07/pdf/16.pdf (Дата обращения 03.04.2013 г.)

1 Шухарева О.Н. К вопросу о социологии социальной работы / О.Н. Шухарева // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ)– Краснодар: КубГАУ, 2006. – №07(23). С. 132 – 144. – [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2006/07/pdf/16.pdf (Дата обращения 03.04.2013 г.)

2 Информационно-образовательный портал института прикладных социальных технологий. Соционом. Повышение квалификации работников социальных служб. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://socionom.ru/baza-znanii/materialy-konferencii/materialy-konferencii-psikhologo-socialnaja-rabota-v-sovremennom-obshchestve-problemy-i-reshenija-22-i-23-aprelja-2010-goda/ (Дата обращения 03.04.2013 г.)

3 Менеджмент социальной работы : учеб. пособие для вузов / под ред. Е.И. Комарова, А.И. Войтенко. – М.:Владос : МГСУ, 1999. – С. 135-137

4 Фирсов, М.В. Теория социальной работы: учеб. пособие / М.В.Фирсов, Е.Г.Студенова. – М.: ВЛАДОС, 2000. - С. 385.

Информация о работе Оценка профессионализма работников социальных учреждений и практики повышения квалификации