Организация исполнительной власти в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 18:56, курсовая работа

Описание работы

Цель написания курсовой работы – рассмотреть вопросы, связанные с организацией исполнительной власти в Республике Беларусь.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. дать определение понятию органов исполнительной власти;
2. охарактеризовать систему органов исполнительной власти, организационно-правовые основы его построения;
3. рассмотреть существующие виды органов исполнительной власти

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 27.10 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Принятая 15 марта 1994 года Конституция  Республики Беларусь впервые закрепила  принцип разделения властей в  нашей стране. Принцип разделения властей означает, что каждая из ветвей власти (законодательная, исполнительная и судебная) обладает только ей присущими  полномочиями и действует в пределах своих полномочий, не вмешиваясь в  деятельность других властей. Так, Национальное собрание Республики Беларусь является представительным и законодательным  органом (ст.90 Конституции). Исполнительную власть в нашей стране осуществляет Правительство – Совет Министров - центральный орган государственного управления, который обеспечивает исполнение Конституции, законов и декретов, указов и распоряжений Президента (ст.ст. 106 и 107 Конституции). Судебная власть осуществляет правосудие на основе Конституции и  принятых в соответствии с ней  иных нормативных актов (ст.112 Основного  Закона).

 

Закрепленное в статье 6 Конституции Республики Беларусь разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и  судебную вовсе не означает отсутствие их взаимодействия. В этой связи  учреждается пост главы государства, который является должностным лицом, занимающим высшее место в системе  государственных органов.

 

Президент Республики Беларусь занимает особое место в системе  государственных органов. Он является Главой государства, гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Президент обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность  и взаимодействие органов государственной  власти (ст.79 Конституции). Таким образом, на Президента возлагаются функции  арбитра между властями. В этом и заключается особенность его  статуса – с одной стороны, он выступает в качестве арбитра, с другой – сам может активно  руководить правительством, подчиненными ему органами.

 

В пределах своих полномочий государственные органы самостоятельны. Их самостоятельность гарантирована  Конституцией и другими законами Республики Беларусь прежде всего через  определение полномочий, порядка  формирования, организации и обеспечения  гарантий деятельности этих органов. Оставаясь  самостоятельными, государственные  органы взаимодействуют между собой, так как они призваны осуществлять функции государства, которые распространяют свою власть на все общество, в необходимых  случаях опираясь на средства и меры принуждения.

 

Все вышесказанное объясняет  актуальность выбранной темы.

 

Цель написания курсовой работы – рассмотреть вопросы, связанные  с организацией исполнительной власти в Республике Беларусь.

 

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

 

1. дать определение понятию  органов исполнительной власти;

 

2. охарактеризовать систему  органов исполнительной власти, организационно-правовые основы  его построения;

 

3. рассмотреть существующие  виды органов исполнительной  власти;

 

4. раскрыть основные принципы  организации и деятельности органов  исполнительной власти в Республике  Беларусь;

 

5. проанализировать организационную  структуру и штаты органов  исполнительной власти в Республике  Беларусь.

 

При написании работы использовались нормативные, законодательные материалы, а также учебные пособия белорусских  и российских авторов.

 

 

1. Органы исполнительной  власти

 

 

 

1.1 Понятие органов исполнительной  власти

 

Орган исполнительной власти - это организация, которая являясь  частью государственного аппарата, имеет  свою структуру, компетенцию, территориальный  масштаб деятельности, образована в  соответствии с законодательством, наделена правом выступать по поручению  государства, призвана в порядке  исполнительной и распорядительной деятельности осуществлять повседневное руководство хозяйственной, социально-культурной, административно-политической сферами, заниматься межотраслевым управлением.[3, с.81]

 

Из определения следует, что этот орган

 

- является частью государственного  аппарата (Министерство путей сообщения  является частицей Правительства);

 

- имеет свою структуру  (которую определяет Правительство);

 

- имеет территориальный  масштаб деятельности и свою  компетенцию (действует на определенной  территории);

 

- образована в соответствии  с законодательством;

 

- выступает от имени  государства (например, когда Правительство  осуществляет свою деятельность  за пределами Республики Беларусь);

 

- осуществляет руководство  в различных сферах деятельности (в хозяйственной, социально-культурной, административно-политической).

 

Образование, структура, порядок  деятельности и компетенция органов  исполнительной власти (их задачи, функции, права и обязанности, формы и  методы деятельности) определены и  закреплены в соответствующих законах, положениях и иных нормативных актах.

 

Административно-правовой статус органов исполнительной власти определяется Конституцией Республики Беларусь, положениями  об органах (например, Положение «О Министерстве внутренних дел Республики Беларусь).[3, с.81]

 

Все органы исполнительной власти обладают административной правосубъектностью, а именно правоспособностью и  дееспособностью.

 

Административная правоспособность и дееспособность органов исполнительной власти возникает одновременно с  их образованием и прекращается в  связи с их упразднением.

 

Административно-правовой статус органа исполнительной власти определяется также его конкретным назначением, местом и ролью в системе управления.

 

Характерные черты органов  исполнительной власти:[3, с.82]

 

- осуществляют исполнительно-распорядительную  деятельность;

 

- наделены оперативной  самостоятельностью;

 

- имеют, как правило,  постоянные штаты;

 

- как правило, образуются  вышестоящими органами;

 

- наделены правом распорядительства  (правом издавать подзаконные  юридические акты, в том числе  акты нормативного характера);

 

- подотчетны и подконтрольны  вышестоящим органам управления. При этом органы государственного  управления могут действовать  в рамках двойного подчинения - вертикальном и горизонтальном. В тех отраслях управления, где  требуется высокая степень централизации,  двойное подчинение отсутствует  (управление оборонной промышленностью,  управление службой безопасности  и т.д.)

 

 

2. Система органов исполнительной  власти, организационно-правовые основы  его построения

 

 

 

1.Республиканские органы  исполнительной власти Республики  Беларусь:

 

-Президент (администрация  Президента);

 

- Правительство Республики  Беларусь;

 

- республиканские министерства;

 

- государственные комитеты, службы;

 

- республиканские комиссии, надзоры;

 

- республиканские агенства.

 

2. Местные органы исполнительной  власти Республики Беларусь –

 

Систему и структуру республиканских  органов исполнительной власти определяет Президент Республики Беларусь[17]

 

Республиканские органы исполнительной власти (центральные органы) функционируют  в экономической, социально-культурной и административно-политической сферах. Они осуществляют общее руководство  соответствующими отраслями, как правило  не руководят непосредственно предприятиями  и организациями. В настоящее  время нет нормативно-правовых актов, которые бы устанавливали общие  основы правового положения республиканских  органов исполнительной власти. Объем  и характер их полномочий определяются особенностями порученных им отраслей и сфер деятельности.

 

Система и формы местных  органов исполнительной власти определяются Конституцией Республики Беларусь, законами и иными актами. Система и формы  органов других субъектов Республики Беларусь определяются их Уставами и иными правовыми актами в соответствии с законами и указами Президента Республики Беларусь.

 

Примерно так-же образуются и соответствующие администрации. Структура администрации определяется Уставом данного субъекта Республики Беларусь, или в установленном  им порядке.

 

Но не во всех областях руководитель субъекта Республики Беларусь является главой администрации.

 

 

 

 

3. Виды органов исполнительной  власти

 

 

 

В соответствии с республиканским  государственным устройством:[16, с.45]

 

- республиканские органы  исполнительной власти, распространяющие  свою деятельность на всю территорию  Республики Беларусь (Президент  Республики Беларусь и Администрация  Президента, Правительство Республики  Беларусь, министерства, государственные  комитеты и иные республиканские  органы исполнительной власти);

 

- региональные органы  исполнительной власти, действующие  на территории определенных регионов, т.е. на части территории Республики  Беларусь. Деятельность этих органов  может осуществляться в пределах  нескольких областей и иных  территориальных единиц (в пределах  военного округа, железной дороги  и др.). Такие органы являются  межтерриториальными (межрегиональными);

 

- местные органы исполнительной  власти, осуществляющие деятельность, соответственно, в пределах территорий, областей, городов республиканского  значения, автономных областей.

 

2. В зависимости от объема  и характера компетенции:[16, с.46]

 

- органы общей компетенции,  ведающие всеми отраслями и  сферами управления (президентуры, правительства, администрация областей, городов республиканского значения, автономных образований);

 

- органы отраслевой компетенции,  ведающие какой-либо одной отраслью  управления (министерства, некоторые  комитеты и ведомства, отделы  и управления);

 

- органы межотраслевой  (специальной) компетенции, ведающие  вопросами управления, имеющими  межотраслевое значение (органы  статистики, стандартизации, метрологии, сертификации, служба занятости  населения и др.).

 

3. По видам подразделяются  на:[16, с.46]

 

- администрация Президента  Республики Беларусь, Правительства,  министерства, комитеты, службы, главные  управления, управления, инспекции,  агентства, департаменты, администрации,  отделы и т.д.

 

4. По порядку разрешения  вопросов:[16, сю46]

 

- коллегиальные органы, обсуждающие  и разрешающие подведомственные  вопросы, имеющие наиболее важное  значение. (Правительство Республики  Беларусь, местные правительства,  некоторые государственные комитеты  и др.);

 

- единоначальные органы, в которых подведомственные вопросы  разрешаются единолично руководителем  данного органа исполнительной  власти (министерства, ведомства, управления, отделы, службы, администрации и  др.).

 

Однако в единоначальных органах исполнительной власти единоначалие сочетается с коллегиальностью. В  министерствах, ведомствах, управлениях  и других единоначальных органах  образуются коллегии, в состав которых  входят руководитель органа, его заместители  и другие руководящие работники, а также специалисты. Коллегия рассматривает  наиболее важные вопросы управления отраслью.

 

5. По основаниям образования:[16, с.47]

 

- образование которых  предусмотрено конституциями (президенты  и их администрация, правительства);

 

- создаваемые на основе  текущего законодательства и  подзаконных актов (министерства, комитеты, департаменты, управления, отделы, службы, администрации и другие  ведомства).

 

 

 

 

4. Основные принципы организации  и деятельности органов исполнительной  власти в Республике Беларусь

 

Принципы, на базе которых  строится и функционирует система  органов исполнительной власти, предопределяется современными особенностями организации  государственной власти Республики Беларусь, закреплёнными в её Конституции 1995г.

 

Тем не менее, используя конституционную  базу в качестве исходной, можно  рассмотреть проблему основных принципов  организации и деятельности исполнительных органов государственной власти с позиций их соотношения с  субъектами иных ветвей единой государственной  власти.

 

Самостоятельность органов  исполнительной власти.

 

Основополагающее значение для исполнительной власти в её современном  виде имеет то, что в соответствии с Конституцией Республики Беларусь она представляет собой оснащённую необходимыми атрибутами ветвь единой по своей государственно-правовой сути государственной власти. При этом главное, принципиальное состоит в  том, что в рамках разделения властей  органы исполнительной власти (равно  как законодательные и судебные) самостоятельны.[11]

 

Данный принцип выражается прежде всего в том, что органы исполнительной власти не находятся  в организационном подчинении у  органов законодательной власти, имеют собственное функционально-компетенционное  выражение, позволяющее им действовать, выражая исполнительство в качестве своей особой функции, вторжение  в которую для других государственных  органов недопустимо. Конечно, речь не может идти об их полной самостоятельности. Последняя относительна, ибо, с одной  стороны, органы исполнительной власти на всех уровнях государственной  организации Республики Беларусь создаются  именно для того, чтобы обеспечивать организацию исполнения волеизъявлений субъектов законодательной (представительной) власти. С другой стороны, они находятся под соответствующим контрольно-надзорным воздействием со стороны органов судебной власти.

Информация о работе Организация исполнительной власти в Республике Беларусь