Органы исполнительной власти как субъекты административного права в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2014 в 13:46, контрольная работа

Описание работы

Цель работы – знакомство на базе нормативно-правовых документов и теоретической и учебной литературы с работой основных органов исполнительной власти, то есть с Правительством РФ и правительственными структурами в субъектах РФ, а также с работой исполнительной власти на местном уровне. Задачи работы: - знакомство с основами административного права, а также правоведения в целом, - изучение нормативно-правовой базы в работе Правительства РФ, а также конституционных норм в работе исполнительной власти, - изучение особенностей работы местных администраций как субъектов административного права.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..с.3

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ РАБОТЫ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ КАК СУБЪЕКТОВ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА………………………………………..с.5

ГЛАВА 2. СИСТЕМА ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ……………………………………………………………с.8
2.1. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ. ………………………………………..с.8
2.2. ПРАВИТЕЛЬСТВО КАК ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ОРГАН ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ И ЗНАЧЕНИЕ ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ……………………………………………………………………с.10
2.3. ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В СУБЪЕКТАХ РФ….с.14

ГЛАВА 3. ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В СТРУКТУРЕ МНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ……………………………………с.18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

Файлы: 1 файл

Органы исполнительной власти как субъекты административного права в Российской Федерации.doc

— 98.50 Кб (Скачать файл)

Правительство руководит  федеральными  органами,  действующими  в экономической и социально-культурной сферах, руководство  Президента распространяется, прежде всего,   на  федеральные ведомства,  управляющие главным   образом   административно-политической   сферой,   и    на    само Правительство. Но сочетание их работы налицо.

Состав Правительства  предопределен Конституцией и конституционными законами. Членами  Правительства  являются Председатель Правительства, его заместители и федеральные  министры. Председатель Правительства  назначается на должность и освобождается от нее Президентом, но для утверждения кандидатуры необходимо согласие Госдумы. Заместители назначаются Президентом. Каждый из заместителей отвечает за свои вопросы и круг деятельности ограничивается рамками управления в специальных направлениях. Министры назначаются   обычно Президентом и с согласия Председателя Правительства. Правительство   РФ назначает на должность и  освобождает  от  должности  всех  должностных  лиц государственной администрации,  назначение  которых  остается  за  пределами полномочий Президента. К ним относятся  заместители  федеральных  министров, руководители  федеральных  органов  исполнительной  власти,  не   являющиеся министрами,  их  заместители,  руководители  органов   и   организаций   при Правительстве РФ, члены коллегий федеральных министерств и иных  федеральных органов исполнительной власти.

Круг рассматриваемых  и контролируемых вопросов со стороны Правительства очень широк. По существу, происходит руководство всеми социально значимыми сферами жизни. И поэтому исполнительная власть по праву считается более «конкретизированной», нежели власть представительства.

Особое значение в  административном управлении имеют министерства, которые занимаются конкретными отраслевыми вопросами. Так, можно заметить следующее:  министры как члены Правительства участвуют в  подготовке его решений и обеспечивают их исполнение. В  настоящее  время  Правительство РФ состоит из 14 министерств. Их соподчинение налицо. В  состав  Правительства  входят  федеральные  министры,  возглавляющие  министерства,  а  также  иные  должностные   лица, имеющие ранг  федерального  министра.  Федеральными  являются  министерства: топлива и энергетики; экономики; науки  и  технической  политики;  сельского хозяйства  и  продовольствия;   обороны;   здравоохранения   и   медицинской

промышленности; финансов; образования; охраны окружающей среды  и  природных ресурсов; юстиции; транспорта; и так далее.

Имеются также структуры, подчиненные Президенту. Так,   Президенту  РФ  подведомственны  министерства обороны, внутренних дел, иностранных дел, Федеральная  служба  безопасности, Служба внешней разведки и др.

В  состав  Правительства  входит  также руководитель Аппарата Правительства,  имеющий  ранг  министра  РФ.  Президентом может быть введена должность  федерального  министра,

не являющегося руководителем  федерального министерства,  т.е.  министра  без портфеля. Таким  образом, практическое  количество  членов  Правительства  РФ определяется Президентом РФ. При  осуществлении  своих  полномочий  министры подотчетны Правительству,  а  по  вопросам,  отнесенным  Конституцией  РФ  и федеральными законами к полномочиям Президента, и Президенту РФ. В целом это помогает нормализовать количество министров и сделать административную систему гибкой и эффективной.

 Каждое министерство  занимается также своими вопросами.  В результате получается целостная  система административного управления, которое постепенно становится все более эффективным.

Для лучшей оперативности  в Правительстве существует также  Президиум.

Состав  Президиума Правительства  определяется не законом или  указом  Президента,  а самим  Правительством.   Заседания   этого   органа

проводятся по мере необходимости (обычно раз  в  неделю).  Его  решения принимаются большинством голосов и не  должны  противоречить  актам,

принятым на заседаниях Правительства. В целом же это  более насыщенный административными  полномочиями орган – например, работа министров может оперативно контролироваться посредством Президиума.   

Также в работе Правительства  принимают участие комиссии. Они нередко образуются в случаях, предусмотренных законодательством. Кроме того, они  могут формироваться для решения конкретных задач- например, может быть создана комиссия, которая разрабатывает социальный пакет для пенсионеров. Такая комиссия прекращает работу по мере решения своей задачи.

Правительство – это  не постоянно действующий орган  власти. Конституция РФ не устанавливает сроки полномочий  Правительства, но поскольку прямо сказано о том, что перед вновь избранным президентом Правительство слагает свои полномочия, то понятно, что 4 года – это предельный срок деятельности Правительства. К тому же известно, что кадровые перемены в Правительстве  - это распространенное явление. Думается, что они вызывают подвижки и в нижней структуре исполнительной власти. Это хорошо, потому что власть не может быть постоянной. Чем больше властные структуры «застревают», тем больше административная работа становится работой бюрократического аппарата.

Еще раз можно сказать  о том, что Правительство   Российской   Федерации   –   федеральный   орган  исполнительной власти. Из ч.1 ст.110 Конституции РФ   можно  сделать  вывод, что Правительство РФ призвано  возглавлять систему органов исполнительной власти, а также обеспечить их согласованную деятельность. Также это коллегиальный орган власти.

В целом можно заметить, что практически нет тех областей жизни в стране, где Правительство было бы непричастно. Иными словами, оно организует работу многих ведомств, контролирует ее, дает необходимые распоряжения и так далее. В целом за этим кроется проведение единой политики в стране, потому что деятельность Правительства ни в чем не может противостоять работе Госдумы, к примеру.

Таким образом, достигается  единство органов исполнительной власти в процессе решения всех насущных вопросов и задач. Но для того, чтобы  по всей стране административные органы управления работали на должном уровне, необходимо, чтобы подобные органы были по всей вертикали власти.

2.3. Органы исполнительной  власти в субъектах РФ

В целом сразу можно  отметить, что по современным конституционным  нормам структура органов власти определяется сейчас самостоятельно во всех субъектах. Как правило, основной документ для этого – устав образования субъекта или же иной документ (в республиках это может быть и Конституция). При этом органы исполнительной власти субъектов образуют вместе с федеральными органами единую систему исполнительной власти. Следовательно, и административное управление будет идентичным и единым.

Процесс формирования органов  административного управления похож  на формирование Правительства России. Задачи также схожи – за исключением масштаба (прежде всего в территориальном смысле) по системе управления.

Но в настоящее время  несколько упрощена процедура снятия с должности губернатора края или области (или президента республики), даже если они представляют собой выборную единицу. При этом сейчас они избирается не общим голосованием, а законодательным органом субъекта федерации. Делается это в рамках конституционного законодательства. Но сам губернатор является фигурой административно-правовых отношений как в смысле управления, так и в смысле ответственности. Почему? Потому что это высшее должностное лицо в системе исполнительной власти субъекта федерации, оно представляет собой  связь управления – от «верхов» к «низам» в системе государственной власти и административно-директивного управления как такового. Его администрация – это высший орган исполнительной власти субъекта федерации. В целом его задачи очень широки- фактически вся управленческая сфера области или края находится в подчинении данному органу власти. Все указы, приказы и распоряжения находят здесь отражение. Прежде всего, его задача – содействие экономической и социальной стабильности региона. Также данный орган тесно работает с органами местного самоуправления – самостоятельным управленческим звеном. Можно отметить, Что сейчас закон позволяет  администрациям областей и регионов самостоятельно решать, сколько человек у них работает и какие именно департаменты или отделы имеются. Но некоторые направления работы и отделы обязательно будут (например, отдел социальной защиты, отдел РОВД и так далее). Конечно, в ведении данного органа власти будет бюджет (за ним наблюдают вышестоящие структуры, но не вмешиваются в него, как и в большинство иных законов),  правопорядок, защита ветеранов и инвалидов и так далее. Иногда  - в пределах Конституции – федеральная власть может принять на себя некоторые функции власти субъекта. Делается это ограниченно, иногда волевым порядком (например, при   контроле при чрезвычайных ситуациях), иногда добровольно – например, при помощи финансового плана. Наиболее часто речь идет о финансовой администрации ил центральных органов власти. Такое же явление, как полномочные представители в субъектах, есть форма контроля и помощи, но не форма замещения властей.

Можно сказать, что органы субъектов имеют достаточные  полномочия на всей территории субъекта и во многих вопросах. Интересно при этом следующее. Конечно, сейчас исполнительная власть на местах ( в муниципальных образованиях) самостоятельна, но при этом в любом случае мы увидим хотя бы территориальное соподчинение. Например, система управления образованием обязательно будет подчиняться «центру». Но при этом для отрасли это, вероятно, хорошо, потому что достигается необходимое единство. К этому все привыкли еще во времена Советского Союза, да и во многих отраслях ( например,  в управлении школами) единство есть необходимый фактор.

Итак, порядок административно-управленческого  взаимодействия выверен достаточно хорошо и полно. Думается. Что впредь  будет развиваться взаимодействие демократического образца, а также  взаимодействие, инициированное снизу, что и будет отражать реальную ситуацию во многих областях деятельности.

 

Глава 3. Органы исполнительной власти в структуре муниципального управления

Также скажем несколько  слов об исполнительной власти на местах, потому что в системе администрирования и исполнения законодательств эти органы имеют не меньшее значение.

Несмотря на то, что  мы рассмотрели вопросы работы государственных  органов власти, нельзя игнорировать вопросы работы  органов исполнительной власти на местах. Это логично, потому что именно они представляют собой низовое и основное, наиболее приближенное к народу звено. Также именно они занимаются реализацией всех законодательных норм в вопросах административного права. Конечно, можно сразу отметить, что данные органы входят именно в систему местного самоуправления, но в любом случае они занимаются именно исполнительской работой и их деятельность направлена на  административные проблемы.

Наиболее часто к  данному  звену относят администрации  городов и районов. Они представляют собой единство кабинетов и управлений (например, сюда входит правление по образованию). В целом администрации компетентны во всех вопросах «на местах2, они легко и быстро могут издать акт по управлению (например, акт о передаче определенного имущества от одного участника к другому), а также они могут на комиссии вынести решение по привлечению гражданина или юридического лица к административной ответственности. Они же могут исполнять это административное решение, в том числе и административное принуждение. Кроме того, это обычный административный контроль, хотя данный вид деятельности в большей степени говорит о простой специфике работы.

Они не входят в систему  органов государственной власти, но думается, что на местах также  реализуется принцип разделения властей. И поэтому данный вопрос нельзя оставлять в стороне. Также можно отметить, что граждане и коммерческие организации, равно как и любые иные предприятия, гораздо чаще встречаются именно с этим звеном управления – оно и относится к местному управлению и самоуправлению.

 Наконец, можно  отметить, что в данной системе  работают муниципальные служащие, которые также призваны реализовывать  нормы административного права,  только делают они это в  самых незначительных масштабах.  А если говорить о сельских  администрациях, то есть вообще полноценные субъекты административного права, потому что они занимаются вообще всеми нормативными и административными вопросами. Аналогично можно сказать и о представителях государственной службы (например, представителях Пенсионного фонда на местах) или о муниципальных служащих – работниках административных подразделений. От качества их работы зависит то, насколько эффективно будет реализована сама правовая система. Иными словами, государственные органы не всегда могут быть активными реализаторами административного права, но органы на местах всегда обязаны это делать.

 

Заключение

 Итак, мы рассмотрели многие вопросы, связанные с анализом органов исполнительной власти как субъектов административного права. Мы увидели, что в любом случае они являются специальными органами, которые полномочны давать распоряжения и постановления в рамках административного права, они ведут контроль и реализуют систему управления как таковую. Иными словами, их деятельность может носить правотворческий характер, но главным образом это правоприменительная деятельность. Они могут вести контроль и учет, они сами являются специальными образованиями, которые могут восстановить или придать весомость всем направлениям деятельности различных учреждений. Они как таковые могут быть звеном управленческой цепочки, причем это можно говорить фактически о всех «единицах» в данных органах. И даже государственные или муниципальные служащие как таковые являются субъектами административно-правовых отношений, потому что они не только служат реализации законов и подзаконных актов, но также и служат нормальной управленческой системе. Тем более важна работа министерств и ведомств, как федеральных, так и субъектных. Именно они, входя в систему исполнительной власти, разрешают необходимые управленческие проблемы.

Можно отметить, что сейчас система исполнительной власти продолжает изменяться и совершенствоваться. Это  означает, что и власти законодательной  необходимо держать руку на пульсе перемен и вовремя издавать нормативные  акты.

Можно сказать о том, что постепенно совершенствуется и  система административного права  и отношений такого рода, то есть отношений общества и власти. Власть сейчас отнюдь не первична – она  обязана исполнять желания общества (точнее, демократического большинства), и все ее решения и действия  должны быть направлены именно на эти вопросы.

Информация о работе Органы исполнительной власти как субъекты административного права в Российской Федерации