Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2015 в 20:14, контрольная работа
Описание работы
Специфику любого органа государственной власти составляет то, что он осуществляет задачи и функции государства и выступает от его имени, наделен государственными властными полномочиями. Эти полномочия состоят в праве органа издавать юридические акты от имени государства, и эти акты являются обязательными для тех, кому они адресованы, применять меры, обеспечивающие реализацию юридических актов, в том числе меры убеждения, стимулирования и принуждения.
Содержание работы
Введение Органы исполнительной власти субъектов РФ Высшие должностные лица субъектов РФ Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ Система и структура органов исполнительной власти субъекта РФ Принципы разграничения власти между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъекта РФ
«Чувашский государственный
университет имени И.Н. Ульянова»
Юридический факультет
Кафедра публичного права
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Административное
право»
на тему: «Органы
исполнительной власти субъектов РФ»
Выполнила:
студентка 1 курса
юридичуского факультета
группы ЗЮ-32-14
Федорова Надежда
Чебоксары
2015
Содержание:
Введение
Органы исполнительной власти
субъектов РФ
Высшие должностные лица субъектов
РФ
Высший исполнительный орган
государственной власти субъекта РФ
Система и структура органов
исполнительной власти субъекта РФ
Принципы разграничения власти
между федеральными органами государственной
власти и органами государственной власти
субъекта РФ
Заключение
Список
использованной литературы
Введение
Орган исполнительной власти
– это организация, которая, являясь частью
государственного аппарата, имеет свою
структуру, компетенцию, территориальный
масштаб деятельности. Она образована
в соответствии с законодательством, наделена
правом выступать по поручению государства,
призвана в порядке исполнительной и распорядительной
деятельности осуществлять повседневное
руководство хозяйственной, социально-культурной,
административно-политической сферами,
заниматься межотраслевым управлением.
Среди субъектов административного
права органы исполнительной власти занимают
особое место. Это самая многочисленная
из числа организаций группа субъектов
административного права.
Специфику любого органа государственной
власти составляет то, что он осуществляет
задачи и функции государства и выступает
от его имени, наделен государственными
властными полномочиями. Эти полномочия
состоят в праве органа издавать юридические
акты от имени государства, и эти акты
являются обязательными для тех, кому
они адресованы, применять меры, обеспечивающие
реализацию юридических актов, в том числе
меры убеждения, стимулирования и принуждения.
1. Органы исполнительной
власти субъектов Российской Федерации
В Конституции РФ закреплено
(ч. 1 ст. 77), что система органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации
определяется субъектами самостоятельно
в соответствии с основами конституционного
строя РФ и общими принципами организации
органов государственной власти, установленными
федеральным законом.
Исходя из норм ст. 72, 73, 77 Конституции
РФ следует выделить два вида органов
исполнительной власти субъектов РФ:
1. Органы, входящие в единую
систему органов исполнительной
власти вместе с федеральными
органами исполнительной власти
по предметам ведения Российской
Федерации и по предметам совместного
ведения России и ее субъектов;
2. Органы исполнительной
власти субъектов РФ, образуемые
по предметам «исключительного»
ведения субъектов.
Наряду с Конституцией РФ и
федеральными законами правовую основу
организации и системы органов исполнительной
власти субъектов РФ составляют конституции
республик и уставы других субъектов:
- краев;
- областей;
- городов федерального значения.
Особое значение имеет Федеральный
закон от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах
организации законодательных (представительных)
и исполнительных органов государственной
власти субъектов Российской Федерации».
В данном законе определены принципы осуществления
деятельности органов государственной
власти субъектов РФ:
- государственная и территориальная
целостность Российской Федерации;
- распространение суверенитета
Российской Федерации на всю ее территорию,
верховенство Конституции РФ и федеральных
законов на всей территории России, единство
системы государственной власти;
- разделение государственной
власти на исполнительную и законодательную,
судебную в целях обеспечения сбалансированности
полномочий и исключения сосредоточения
всех полномочий или преимущественно
большей их части в ведении одного органа
государственной власти или должностного
лица;
- разграничение предметов
ведения и полномочий между органами государственной
власти Российской Федерации и органами
государственной власти ее субъектов;
- самостоятельное осуществление
органами государственной власти субъектов
принадлежащих им полномочий;
- самостоятельное осуществление
своих полномочий органами местного самоуправления.
Согласно с ч. 2 ст. 7 Конституции
РФ в данном Законе подчеркивается, что
в пределах ведения РФ и ее полномочий
по предметам совместного ведения РФ и
ее субъектов федеральные органы исполнительной
власти и органы исполнительной власти
субъектов РФ образую единую систему исполнительной
власти. В данную систему включаются высший
исполнительный орган государственной
власти и иные органы, образуемые в соответствии
с Конституцией (уставом) субъекта РФ.
Конституцией (уставом) субъекта устанавливается
должность высшего должностного лица.
2. Высшие должностные
лица субъектов Российской Федерации
В число высших должностных
лиц субъекта РФ входят:
1. в республиках – глава республики,
глава республики, председатель правительства
республики;
2. в крае, области, автономном
округе, городе федерального значения
– губернатор, глава администрации, мэр
города.
Федеральным законом от 6 октября
1999 г. определяется статус высшего должностного
лица субъекта РФ, а также основные
полномочия высшего должностного лица
субъекта, основы деятельности высшего
исполнительного органа государственной
власти, основы его взаимоотношений с
представительным (законодательным) органом
субъекта.
Федеральным законом от 11 декабря
2004 г. «О внесении изменений в Федеральный
закон «Об общих принципах организации
законодательных (представительных) и
исполнительных органов государственной
власти субъектов РФ» и в Федеральный
закон «Об основных гарантиях избирательных
прав и права на участие в референдуме
граждан Российской Федерации» установлен
порядок наделения гражданина РФ полномочиями
высшего должностного лица субъекта РФ.
Соответствующие решение принимает законодательный
орган государственной власти субъекта
РФ по представлению Президента РФ, который
вносит в указанный орган предложение
о кандидатуре высшего должностного лица
не позднее, чем за 35 дней до истечения
срока полномочий действующего президента,
губернатора, главы администрации, мэра.
До внесения такого предложения проводятся
соответствующие консультации.
Разумеется, предусмотрена
конкретная процедура и сроки рассмотрения
законодательным органом представительной
кандидатуры, в том числе и в случае ее
отклонения. В частности, предусмотрено
право Президента в случае двукратного
отклонения представленной им кандидатуры
назначать временно исполняющего обязанности
высшего должностного лица субъекта РФ
до вступления в должность лица, наделенного
полномочиями высшего должностного лица.
В случае отклонения представленной после
соответствующих консультаций, проведенных
в течение месяца с законодательными органом,
кандидатуры Президент имеет право распустить
законодательный орган и назначить временно
исполняющего обязанности высшего должностного
лица.
Указом Президента РФ от 27 декабря
2004 г. утверждено Положение о порядке рассмотрения
кандидатур на должность высшего должностного
лица (руководителя высшего исполнительного
органа государственной власти) субъекта
РФ.
Предусмотрено, что предложения
по кандидатурам на данную должность вносятся
Руководителю Администрации Президента
РФ полномочным представителем Президента
в соответствующем федеральном округе.
При этом учитывается авторитет, деловая
репутация, опыт публичной деятельности,
а также результаты предварительных консультаций
с общественными объединениями соответствующего
субъекта РФ по представительным кандидатурам.
Предложения вносятся не менее чем по
двум кандидатурам за 90 дней до истечения
полномочий высшего должностного субъекта
РФ, а в случае досрочного прекращения
его полномочий – в течение 10 дней.
В Указе особое внимание направлено
на то, что должностные лица Администрации
Президента, подготавливающие и вносящие
предложения по кандидатурам на указанную
должность, несут ответственность за обоснованность
предложений, объективность и достоверность
информационных и иных справочных материалов,
а также материалов, характеризующих представленные
кандидатуры.
Помимо этого, в Указе определены
требования к кандидатуре должностного
лица и перечень материалов, прилагаемых
к предложению.
В Федеральном законе от 6 октября
1999 г. № 184-ФЗ подчеркивается, что высшее
должностное лицо одновременно может
являться руководителем высшего органа
исполнительной власти субъекта РФ.
Высшим должностным лицом субъекта
РФ может быть гражданин РФ, достигший
30 лет. Высшее должностное лицо не может
быть одновременно депутатом Государственной
Думы, членом Совета Федерации, судьей,
замещать иные государственные должности.
Срок его полномочий – не более пяти лет.
Наименование высшего должностного лица
субъекта РФ устанавливается конституцией
(уставом) субъекта с учетом исторических,
национальных и иных традиций данного
субъекта. Высшее должностное лицо субъекта
РФ представляет субъект во взаимоотношениях
с государственными органами и органами
местного самоуправления и при осуществлении
внешнеэкономических связей; обнародует
законы субъекта; формирует высший исполнительный
орган субъекта в соответствии с его законодательством;
вправе требовать созыва внеочередного
заседания законодательного органа и
др.
В статье 19 указанного выше
Федерального закона закреплено, что основания
досрочного прекращения полномочий высшего
должностного лица субъекта РФ, предусматривая
возможность отрешения его от должности
Президентом РФ, а также выражения недоверия
со стороны законодательного органа субъекта
РФ.
Президент РФ имеет право отрешить
должностное лицо субъекта РФ в связи
с недоверием по отношению к нему, выраженное
законодательным органом субъекта РФ,
также возможен случай обращения должностного
лица субъекта РФ по вопросу доверия. Также
Президент имеет право, в порядке установленным
уголовно-процессуальным законодательством
РФ, временно отстранить высшее должностное
лицо от исполнения обязанностей в случае
предъявления ему обвинения в совершении
преступления.
3. Высший исполнительный
орган государственной власти
субъекта РФ
Высший исполнительный орган
государственной власти субъекта РФ является
постоянно действующим органом исполнительной
власти, обеспечивающим исполнение Конституции
РФ, федеральных законов и иных нормативных
правовых актов субъекта РФ на своей территории.
Данный орган обладает правами юридического
лица и финансируется из бюджета субъекта.
Указанный орган разрабатывает
и осуществляет меры по обеспечению комплексного
социально-экономического развития субъекта
РФ, участвует в проведении единой государственной
политики в области финансов, науки, образования,
здравоохранения, социального обеспечения
и экологии.
В экономической сфере высший
орган исполнительной власти субъекта
РФ осуществляет:
- разработку бюджета субъекта
и представляет его;
- подготавливает и разрабатывает
программы социально-экономического
развития региона;
- управляет собственностью
субъекта РФ;
- осуществляет контроль
за исполнением бюджета и указанных
выше программ.
В социальной сфере этот орган
осуществляет меры по реализации, обеспечению
защиты прав граждан, охране собственности,
по охране общественного порядка и др.
В области организации управления высший
орган исполнительной власти субъекта
вправе формировать иные органы исполнительной
власти, определять их структуру и полномочия.