Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2015 в 20:14, контрольная работа
Описание работы
Специфику любого органа государственной власти составляет то, что он осуществляет задачи и функции государства и выступает от его имени, наделен государственными властными полномочиями. Эти полномочия состоят в праве органа издавать юридические акты от имени государства, и эти акты являются обязательными для тех, кому они адресованы, применять меры, обеспечивающие реализацию юридических актов, в том числе меры убеждения, стимулирования и принуждения.
Содержание работы
Введение Органы исполнительной власти субъектов РФ Высшие должностные лица субъектов РФ Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ Система и структура органов исполнительной власти субъекта РФ Принципы разграничения власти между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъекта РФ
Высший орган исполнительной
власти субъекта РФ взаимодействует с
органами местного самоуправления. В целях
обеспечения законности деятельности
этих органов, высший исполнительный орган
субъекта вправе предложить органу местного
самоуправления привести принятые им
правовые акты в соответствии с действующим
в Российской Федерации законодательством,
или же оспорить эти акты в судебном порядке.
В субъектах РФ можно заметить
значительное разнообразие в структуре
и наименованиях высших должностных лиц
и высших органов исполнительной власти,
а также иных органов исполнительной власти,
осуществляющие отраслевые и межотраслевые
функции. Так, например, в республиках
Бурятия и Коми высшим должностным лицом
является президент республики, а возглавляющий
высший исполнительный орган – правительство
республики. В Республике Татарстан и
Республике Башкортостан действуют кабинеты
министров во главе с премьер-министром,
который назначается президентом – высшим
должностным лицом республики. В республиках
Тыва, Северная Осетия – Алания президент
одновременно является главой правительства.
В республиках Калмыкия, Кабардино-Балкария
высшими органами исполнительной власти
являются главы данных республик.
В краях и областях высшими
органами исполнительной власти являются
возглавляемые высшими должностными лицами
– губернаторами, главами администрации
правительства или администрации краев
и областей. Так, например, Устав Красноярского
края устанавливает, что главой исполнительной
власти края устанавливает, что главой
исполнительной власти является высшее
должностное лицо края – губернатор, возглавляющий
администрацию края на основе единоначалия.
Уставом Приморского края закреплено,
что губернатор края является высшим должностным
лицом, организующим исполнительную власть
края и возглавляющим её. В Пензенской,
Пермской, Самарской областях губернатор
возглавляет правительство области, а
в Костромской, Ивановской и других областях
администрацию области возглавляет глава
администрации. В Москве качестве высшего
органа исполнительной власти функционирует
правительства во главе с мэром, а Санкт-Петербурге
во главе с губернатором.
При осуществлении исполнительной
и распорядительной деятельности и действуя
на основании и во исполнение законов
и иных нормативных правовых актов Российской
Федерации, также законов субъектов РФ,
руководитель высшего исполнительного
органа субъекта издает указы и распоряжения,
обязательные к исполнению на территории
субъекта РФ. Эти акты по предметам ведения
России и по предметам совместного ведения
России и ее субъектов не должны противоречить
Конституции РФ, федеральным законам,
указам Президента РФ, конституциям (уставам)
и законам субъектов РФ. Органы государственной
власти субъекта РФ несут ответственность
за нарушение Конституции РФ, федеральных
конституционных законов, а также обеспечивают
соответствие указанным выше актам или
конституций и иных нормативных правовых
актов субъектов. Должностные лица органов
исполнительной власти субъекта РФ несут
ответственность, предусмотренную федеральными
законами и законами субъектов.
Так действует механизм обеспечения законности
в деятельности органов исполнительной
власти субъектов РФ.
4. Система и
структура органов исполнительной
власти субъекта РФ
Система и структура органов
исполнительной власти субъекта РФ определяется
либо в Конституции республики и уставе
иного субъекта РФ, либо законом субъекта:
- о системе исполнительных
органов государственной власти;
- о структуре исполнительных
органов государственной власти;
- о схеме управления
в субъекте.
В некоторых субъектах РФ приняты
законы структура органов исполнительной
власти определяется указами высшего
должностного лица. Актами высшего должностного
лица утверждены положения об отдельных
органах исполнительной власти. Схема
управления и структура высшего органа
исполнительной власти субъекта РФ должна
определяться законодательным актом субъекта.
В субъектах РФ действуют следующие
органы исполнительной власти:
- высшие органы исполнительной
власти, непосредственное руководство
которыми осуществляют высшие
должностные лица субъектов;
- центральные (функциональные)
и отраслевые органы исполнительной
власти;
- территориальные органы
указанных центральных органов.
В структуре органов исполнительной
власти субъекта РФ важное место занимают
органы исполнительной власти, входящие
в систему федеральных органов исполнительной
власти (органы внутренних дел), в которых
объединены начала централизации и децентрализации,
ибо они являются органами «двойного»
подчинения:
· по вертикали – одноименному
федеральному министерству
· по горизонтали – высшему
органу исполнительной власти с преобладанием
начал централизации.
Это проявляется в порядке назначения
руководителей органов внутренних дел
по вертикали, а также в утверждении из
федерального центра типовых положений
об этих органах.
Те органы исполнительной власти,
которые ведают вопросами, составляющими
предмет совместного ведения России и
ее субъектов, сохраняют основное содержание
сферы, области их управленческой деятельности.
К ним относятся: министерства, департаменты,
управления, главные управления, комитеты.
В систему органов исполнительной
власти субъектов РФ также входят органы,
ведающие имуществом, собственником которого
является субъект, некоторые государственные
органы, образованные субъектом в целях
осуществления контроля за выполнением
требований законодательства данного
субъекта, органы в сфере дорожного хозяйства
данного субъекта, коммунального хозяйства,
водного хозяйства и др.
Очень важное значение для практической
деятельности органов исполнительной
власти субъектов РФ имеет распределение
полномочий между федеральными органами
исполнительной власти и органами исполнительной
власти субъектов в тех областях социальной
сферы и хозяйства, которые отнесены к
предметам совместного владения.
5. Принципы разграничения
власти между федеральными органами государственной
власти и органами государственной власти
субъекта РФ
В главе IV Федерального закона
№ 184-ФЗ от 6 октября 1999 г. Определяются
принципы разграничения полномочий между
федеральными органами государственной
власти и органами государственной власти
субъекта РФ. Статья 26¹ Закона предусматривает
порядок определения полномочий, осуществляемых
органами государственной власти:
1. по предметам ведения
субъекта РФ – конституцией (уставом),
законами субъекта;
2. по предметам совместного
ведения – Конституцией РФ, федеральными
законами, договорами о разграничении
полномочий и соглашении;
3. по предметам ведения
Российской Федерации – федеральными
законами, издаваемыми в соответствии
с ними нормативными правовыми
актами Президента и Правительства
РФ, а также соглашениями.
Принципиальное значение имеет
положение указанного Закона о том, что
федеральные законы, договоры о разграничении
полномочий и соглашения, определяющие
полномочия органов государственной власти
субъекта РФ, должны устанавливать права,
обязанности и ответственность этих органов,
порядок и источники финансирования осуществления
соответствующих полномочий и не могут
одновременно возлагать аналогичные полномочия
на федеральные органы исполнительной
власти и органы местного самоуправления.
Данное положение касается актов Президента
и Правительства РФ.
Не менее принципиальное значение
имеет установление четкого порядка финансового
обеспечения осуществления полномочий
органов государственной власти субъекта
РФ.
За счет бюджета субъекта РФ
по предметам совместного ведения будут
осуществляться следующие полномочия:
· материально-техническое
и финансовое обеспечение органов государственной
власти и государственных учреждений
субъекта;
· управление имуществом, находящимся
в собственности субъекта;
· формирование и использование
резервных фондов субъекта;
· предупреждение и ликвидация
последствий территориальных и региональных
чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий
и эпидемий;
· осуществление региональных
программ в области охраны окружающей
среды и экономической безопасности;
· обеспечение охраны государственных
природных заказников и памятников природы
регионального значения;
· планирование использования
земель сельскохозяйственного назначения;
· строительство и содержание
дорог общего пользования (межмуниципального
сообщения);
· организация транспортного
обслуживания населения в пригородном
и межмуниципальном сообщении;
· финансовое обеспечение гарантий
прав граждан на получение общедоступного
и бесплатного общего образования в муниципальных
учреждениях, на предоставление начального
и среднего профессионального образования;
· охрана памятников истории
и культуры регионального значения; организация
и поддержка государственных музеев (за
исключением общенациональных); содержание
библиотек регионов;
· организация социального
обслуживания граждан;
· определение административной
ответственности за нарушение законов
и иных нормативных правовых актов субъекта
РФ.
При этом, важное значение имеет
то обстоятельство, что Закон содержит
закрытый перечень финансируемых за счет
субъекта РФ полномочий. Если в федеральном
законе или ином нормативном правовом
акте будут установлены иные полномочия,
то финансирование их осуществления должно
проводиться за счет средств федерального
бюджета.
Соглашения между органами
исполнительной власти (федеральными
и субъектов) с учетом ограничений, предусмотренных
ст. 78 Конституции РФ и федеральным законом,
о передаче федеральными органами органу
исполнительной власти субъекта РФ осуществления
части своих полномочий не может быть
в равной степени возложено на исполнительные
органы всех субъектов. Порядок заключения
таких соглашений определяется Правительством
РФ.
В связи с этим складывается
практика утверждения соглашений между
МЧС России и администрацией (правительствами)
субъектов РФ о передаче друг другу части
своих полномочий в решении вопросов организации
тушения пожаров и предупреждения чрезвычайных
ситуаций межмуниципального и регионального
характера, стихийных бедствий и предупреждения
их последствий.
Федеральным законом определены
случаи, когда отдельные полномочия органов
государственной власти субъекта РФ, в
том числе и органов исполнительной власти,
могут быть временно возложены на федеральные
органы или должностных лиц, назначаемые
этими органами. Данного вида передача
возможна только по указу Президента РФ.
Условия принятия такого решения следующие:
· если в связи с чрезвычайной
ситуацией законодательные и представительные
органы субъекта РФ отсутствуют;
· если просроченная задолженность
субъекта по исполнению долговых бюджетных
обязательств превышает 30% собственных
доходов субъекта;
· если при реализации полномочий,
осуществляемых за счет средств федерального
бюджета исполнительным органом субъекта,
допущено нарушение Конституции РФ, федеральных
законов, указов Президента РФ, постановлений
Правительства РФ, в том числе допущено
нецелевое расходование таких средств.
Предусмотрена возможность
в определенных случаях введения временной
финансовой администрации сроком на один
год по указу Президента РФ.
Таким образом, определены более
конкретные формы взаимодействия органов
исполнительной власти субъектов РФ с
соответствующими федеральными органами
государственной власти. Приняты конкретные
меры по реализации положений ст. 78 Конституции
РФ, которая предопределила возможность
передачи осуществления полномочий в
системе органов исполнительной власти,
единство которой в рамках предметов совместного
ведения России и ее субъектов призваны
обеспечивать Президент и Правительство
РФ.