Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2015 в 07:20, курсовая работа
Проводимая административная реформа внесла также определенные коррективы в организацию исполнительной власти в России. Результатом ее стал не просто новый способ формирования глав субъектов Федерации, изменилась сама система взаимоотношений органов исполнительной власти между двумя ее уровнями (федеральным и региональным). Это нашло выражение в проявлении вертикали исполнительной власти, характеризующейся субординацией и юридической ответственностью. Данный фактор, по нашему мнению, прогрессивно сказывается как на самом развитии системы исполнительной власти, так и на модернизации отечественной государственности в целом.
Введение ……………………………………………………………………. 3
Глава 1. Правовая природа исполнительной власти ………………… 6
1.1. Исполнительная власть: понятие и правовое содержание………….. 6
1.2. Роль и место исполнительной власти в системе государственной власти ………………………………………………………………………….7
Глава 2. Организация исполнительной власти в Российской Федерации……………………………………………………………………10
2.1. Правительство Российской Федерации в системе органов исполнительной власти
…………………………………………………………………………….......10
2.2. Система исполнительной власти на федеральном уровне…………..14
2.3. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
……………………………………………………………………………….. 22
Заключение…………………………………………………………………. 25
Список использованных источников ………………………………… 27
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Хабаровская государственная академия экономики и права»
Юридический факультет
Кафедра конституционного и административного права
Курсовая работа
по дисциплине «Административное право РФ» на тему:
«Органы исполнительной власти»
факультета XГФЭП
группы: Ю(дбс,в)-45
Купавых Елена Сергеевна
Электронный адрес: linok-28@mail.ru
телефон: 8-914-380-80-06
Проверил:
Xабаровск 2015
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ……………………………………………………………………. 3
Глава 1. Правовая природа исполнительной власти ………………… 6
1.1. Исполнительная власть: понятие и правовое содержание………….. 6
1.2. Роль и место исполнительной власти в системе государственной власти ………………………………………………………………………….7
Глава 2. Организация исполнительной
власти в Российской Федерации………………………………………………………
2.1. Правительство Российской
…………………………………………………………………………….
2.2. Система исполнительной власти на федеральном уровне…………..14
2.3. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
………………………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников ………………………………… 27
Введение
Анализ конституционных основ организации и регулирования федеральной исполнительной власти в России на современном этапе ее политико-правового реформирования представляет собой очень актуальную тему для исследования. Это обусловлено по большому счету тем, что в общей системе государственной власти Российской Федерации исполнительная власть занимает доминирующее положение.
Конечно, Россия не является в полной мере президентской республикой, как США, по Конституции которой Президент возглавляет исполнительную власть, но в рамках российской конституционной системы институт исполнительной власти очень сильный.
В Конституции России закрепляется фундаментальный принцип организации власти в правовом государстве - принцип разделения властей между законодательными, исполнительными и судебными органами государства. Этот принцип означает, что ни одному из государственных органов не принадлежит в полном объеме вся государственная власть. Каждый из них осуществляет только свою, присущую ему функцию и не имеет права подменять деятельность другого органа. Такое разграничение направлено на то, чтобы удержать власть от возможных злоупотреблений и не допустить возникновения тоталитарного управления государством, не связанного правом.
В российской конституционной модели систему федеральной исполнительной власти, как и в ряде европейских государств, возглавляет Правительство Российской Федерации, статус которого определен положениями главы 1 и главы 6 Конституции РФ, а также нормами Федерального конституционного закона. Такой подход к определению роли и места Правительства России в системе исполнительной ветви государственной власти соответствует конституционно-правовым принципам Российской Федерации.
Правительство РФ осуществляет исполнительную власть Российской Федерации в первую очередь в рамках, определенных ст. 71 Конституции РФ.
В научной литературе идет дискуссия по поводу того, относится ли Правительство РФ к федеральным органам исполнительной власти, входит ли оно в систему федеральных органов исполнительной власти. Этот вопрос имеет принципиальное значение для уяснения правового статуса Правительства РФ.
Важной составляющей правового статуса Правительства РФ является то, что Правительство согласно ч. 3 ст. 1 ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» - это коллегиальный орган, возглавляющий единую систему исполнительной власти. Понятие коллегиального органа должно влечь за собой обязательное личное участие членов Правительства в формировании его воли. В российском Правительстве признаком коллегиальности является право федеральных министров участвовать в заседаниях Правительства с правом решающего голоса, а также закрепленный законом перечень вопросов, решения по которым принимаются исключительно на заседаниях Правительства.
Исполнительная власть в России не ограничивается деятельностью только высшего федерального коллегиального органа исполнительной власти. Помимо Правительства РФ исполнительную власть осуществляют и иные федеральные ведомства (министерства, агентства, службы, комиссии и другие), а также и исполнительные органы государственной власти субъектов Федерации.
Проводимая административная реформа внесла также определенные коррективы в организацию исполнительной власти в России. Результатом ее стал не просто новый способ формирования глав субъектов Федерации, изменилась сама система взаимоотношений органов исполнительной власти между двумя ее уровнями (федеральным и региональным). Это нашло выражение в проявлении вертикали исполнительной власти, характеризующейся субординацией и юридической ответственностью. Данный фактор, по нашему мнению, прогрессивно сказывается как на самом развитии системы исполнительной власти, так и на модернизации отечественной государственности в целом.
Во-вторых, к числу органов, осуществляющих исполнительную власть, следует также отнести и Президента РФ. До сих пор конституционное положение Президента в системе высших органов государственной власти также остается дискуссионным в юридической литературе.
Проанализировав нормативно-правовые акты, судебные решения, публикации и монографии по данной теме, в своей работе отдельное внимание уделю политико-правовым и конституционным аспектам федеральной исполнительной власти, а также системе федеральных органов исполнительной власти как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации, включая структуру, функции, перспективы развития.
Работа состоит из двух отдельных глав, разделенных на пять параграфов.
Глава 1. Правовая природа исполнительной власти
Исполнительная власть - непременный элемент государственно-властного механизма, построенного на началах разделения властей. Она всегда должна существовать наряду с законодательной и судебной властями. До принятия Конституции РФ 1993 г. законодательная власть осуществлялась только на федеральном уровне. Разделение властей в буквальном смысле имело известные формальные ограничения. Сейчас таковые отсутствуют, так как субъекты Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов (ст. 76 Конституции РФ).
Исполнительная власть, выражающаяся в особом виде государственной деятельности, по своей сути правоприменительна. Это ее принципиальное качество и назначение. Судебная власть также является правоприменительной, но исполнение требований законодательства осуществляется ею преимущественно в негативных случаях, когда возникает необходимость в судебной защите нарушенных прав.
Понятие «исполнительная власть» является более узким по отношению к понятию «государственное управление», поскольку исполнительная власть производна от государственного управления; эффективность функционирования исполнительной власти находится в прямой зависимости от уровня организации системы государственного управления. Вместе с тем исполнительная власть определяет характер и объем властных полномочий, реализуемых в процессе государственно-управленческой деятельности и местного самоуправления. Органы исполнительной власти составляют базу организационной структуры государственного управления и оказывают непосредственное управляющее воздействие на разные общественные процессы, деятельность и поведение людей. Исполнительная власть осуществлена в форме управления и посредством управленческих процедур. Исполнительная власть - это система отношений, одним из важнейших элементов которой является управление.
Исполнительная власть по своей природе не тождественна административной власти, так как административная власть - это, прежде всего, реализация внесудебного, то есть административного принуждения. Особое значение в осуществлении функций исполнительной власти отводится конституционным принципам организации деятельности исполнительной власти.
Все субъекты исполнительной власти одновременно служат звеньями системы государственного управления. Однако абсолютно не все такого рода звенья могут быть субъектами исполнительной власти в ее конституционном смысле.
1.2. Роль и место исполнительной
власти в системе
В ст. 10 предусмотрено, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, органы которых самостоятельны. Они не вправе выходить за пределы полномочий, установленных для них Конституцией РФ и законом.
Таким образом, согласно Конституции, разделение властей означает не только рассредоточение, распределение, демонополизацию власти, но и действительное, реальное взаимное ее уравновешивание, при котором ни одна из трех властей не может ущемить либо подчинить себе остальные и вынуждена действовать в условиях взаимопонимания и взаимного сотрудничества.
Закрепленная в ст. 10 конструкция делит власть «по горизонтали» на три самостоятельные, равноправные ветви государственной власти. Разделение властей, устанавливая специализацию каждой ветви государственной власти, исключает возможность подмены органами одной ветви власти действий и решений органов другой ветви власти. Баланс властей обеспечивает так называемая система сдержек и противовесов между законодательной и исполнительной властями на федеральном уровне, а контроль над ее эффективностью и законностью осуществляют органы судебной власти, в частности Конституционный Суд РФ1.
В современных условиях становления конституционного строя в Российской Федерации принцип разделения властей имеет особо важное значение. Он нацелен на то, чтобы не допустить возвышение одной из властей над другими, утверждение авторитаризма и диктаторского режима в обществе.
Принцип разделения властей предусматривает систему «сдержек и противовесов», направленную на то, чтобы свести к минимуму возможные ошибки в управлении, односторонность подхода к решаемым вопросам.
Рассматриваемый принцип призван обеспечить, в итоге, рационализацию и оптимизацию деятельности государства, всех его структур и на этой основе повышение эффективности всего механизма управления государственными делами.
В административно-правовой науке применяются различные основания для классификации органов исполнительной власти.
Классификация органов исполнительной власти чаще проводится по двум критериям - по организационно-правовой форме и характеру компетенции органов исполнительной власти.
Органы исполнительной власти классифицируются по организационно-правовым формам на:
Федеральные органы исполнительной власти теоретики подразделяют на федеральные и территориальные.
По характеру компетенции и содержанию деятельности органы исполнительной власти можно разделить:
а) органы исполнительной власти общей компетенции;
б) органы исполнительной власти отраслевой компетенции; межотраслевой компетенции.
Глава 2. Организация исполнительной власти в Российской Федерации
2.1. Правительство Российской
Часть 1 ст. 110 Конституции РФ определяет место Правительства РФ в системе государственной власти и поэтому имеет фундаментальный характер в отношении всего содержания гл. 6 Конституции РФ. Согласно ей исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство РФ. Данная норма является одной из конкретизаций составляющего основы конституционного строя принципа разделения властей, закрепленного ст. 10 Конституции РФ. Согласно ей государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
В ч. 1 ст. 110 речь здесь идет именно об исполнительной власти Федерации, пределы которой определяются разделением предметов ведения и полномочий между нею и ее субъектами. Данная норма прямо корреспондирует со ст. ст. 71 - 73 Конституции, в которых осуществлено разграничение предметов ведения по вертикали политико-государственного устройства России.
В ч. 1 ст. 1 ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», как уже отмечалось, предусмотрено, что Правительство Российской Федерации является органом государственной власти Российской Федерации. Ценность этого предписания смазывается тем, что законодатель не уточняет при этом, к какому виду органов государственной власти Российской Федерации относится Правительство РФ. Данное предписание логично было бы продолжить, указав, что Правительство РФ является высшим исполнительным органом государственной власти РФ.