Органы Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2014 в 13:22, курсовая работа

Описание работы

Цель нашей работы состоит в том, чтобы расширить, углубить, закрепить теоретические знания в данной сфере.
Нами была предпринята попытка решить следующие задачи: изучить, описать, рассмотреть, раскрыть, исследовать, проанализировать сущность, состав и порядок формирования, компетенцию, срок полномочий и организацию деятельности Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Понятие и правовой статус, компетенция Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь 4
1.1. Понятие и правовой статус Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь 4
1.2. Компетенция Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь 5
Глава 2. Состав, порядок формирования, срок полномочий 9
2.1. Состав и порядок формирования и избрания Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь 9
2.2. Срок полномочий 13
Глава 3. Органы Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь 15
3.1. Президиум Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь 15
3.2. Комиссии 17
Заключение 23
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

курсовая СР.docx

— 51.99 Кб (Скачать файл)

 

 

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Понятие и правовой статус, компетенция Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь 4

1.1. Понятие и правовой  статус Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь 4

1.2. Компетенция Совета  Республики Национального собрания Республики Беларусь 5

Глава 2. Состав, порядок формирования, срок полномочий 9

2.1. Состав и порядок  формирования и избрания Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь 9

2.2. Срок полномочий 13

Глава 3. Органы Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь 15

3.1. Президиум Совета Республики  Национального собрания Республики  Беларусь 15

3.2. Комиссии 17

Заключение 23

Список использованных источников 25 

Введение

Парламент – это высший представительный и законодательный орган власти. Традиционно родиной Парламента является Англия. Сущностное назначение Парламента состояло в том, чтобы отразить (представить) интересы самых широких слоев населения и ограничить власть монарха.

По структуре парламенты подразделяются на однопалатные и многопалатные. Что касается многопалатных парламентов, то речь идёт, как правило, о двух палатах. Но есть исключения из данного правила. Например, 3 палаты в ЮАР, 6 палат в Югославии. В двухпалатных Парламентах одна палата называется нижней, а вторая верхней.

Парламент Беларуси называется Национальное собрание, которое является двухпалатным органом. Верхняя палата именуется Советом Республики, а нижняя – Палатой представителей. В данной работе речь пойдёт о верхней палате белорусского Парламента – Совете Республики.

В данной работе мы определим сущность, состав и порядок формирования, компетенцию, срок полномочий и организацию деятельности Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь.

Цель нашей работы состоит в том, чтобы расширить, углубить, закрепить теоретические знания в данной сфере.

Нами была предпринята попытка решить следующие задачи: изучить, описать, рассмотреть, раскрыть, исследовать, проанализировать сущность, состав и порядок формирования, компетенцию, срок полномочий и организацию деятельности Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь.

Структура данной работы включает в себя введение, 3 главы, 6 параграфов, заключение и список использованной литературы (10 источников).

Таким образом, основной задачей данной работы является получение достоверных знаний о высшей палате Парламента Беларуси - Совете Республики Национального собрания.

 

Глава 1. Понятие и правовой статус, компетенция Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь

    1. Понятие и правовой статус Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь

Как мы знаем, согласно первой редакции Конституции от 15 марта 1994 года, в Беларуси был однопалатный Парламент – Верховный Совет, состоявший из 260 депутатов, избираемых сроком на 5 лет. Соответственно, был однопалатный Парламент. После референдума, проведённого 24 ноября 1996 года, название Парламента и его структура кардинально изменились. В настоящее время Парламент Беларуси называется Национальное собрание и состоит из 2 палат – Палаты представителей и Совета Республики.

Согласно статье 1 Регламента Совета Республики, Совет Республики является палатой Парламента – Национального собрания Республики Беларусь – представительного и законодательного органа Республики Беларусь[1]. Это высшая палата Парламента. В различных государствах именуется по-разному. Например, в Республике Казахстан – Сенат, в Российской Федерации – Федеральный Совет, в Хорватии – Палата жупаний и др.

Правовой статус верхней палаты Парламента отражён в 4 главе 4 раздела действующей Конституции, законе «О Национальном собрании Республики Беларусь» от 8 июля 2008 г., регламенте Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, иных актах законодательства. Правовой статус члена Совета Республики отражён в Законе «О статусе депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь».

Под конституционно-правовым статусом депутата Палаты представителей, члена Совета Республики понимается совокупность их прав и обязанностей, которыми они наделены законодательством с целью наиболее эффективной их деятельности в качестве полномочных представителей народа в органе законодательной власти – Национальном собрании Республики Беларусь [2, стр. 97-98].

Член Совета Республики осуществляет свою деятельность в Парламенте, как правило, на непостоянной основе. Это является главным отличием от правового статуса депутата Палаты представителей. Можно выделить ряд общих черт:

    • И член Совета Республики, и депутат Палаты представителей являются представителями государственной власти, все они осуществляют функции государства;
    • Принимая то или иное решение, должны выражать в нём не свою волю, а волю своих избирателей, руководствоваться во всех своих действиях интересами населения, проживающего на соответствующей территории;
    • Ответственны перед избирателями в соответствии с законодательством и им подотчётны, и могут быть ими отозваны.

Членами Совета Республики не могут быть Президент Республики Беларусь, депутаты Палаты представителей, члены Правительства, судьи. Как и депутаты Палаты представителей, они пользуются неприкосновенностью при высказывании своих мнений и осуществлении своих полномочий, за исключением случаев обвинения в клевете и оскорблении, могут быть арестованы, иным образом лишены личной свободы лишь с предварительного согласия соответствующей палаты, за исключением случаев совершения государственной измены или иного тяжкого преступления, а также задержания на месте совершения преступления. Уголовное дело в отношении члена Совета Республики возбуждается только Генеральным прокурором Республики Беларусь и рассматривается Верховным Судом Республики Беларусь [3, с. 37].

Под мандатом члена Совета Республики понимают права и обязанности. Мандат является императивным [4, с. 324].

    1. Компетенция Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь

Компетенция включает в себя 2 аспекта:

    1. Полномочия – это права и обязанности государственного органа. Поскольку у органов власти права и обязанности чаще всего слиты, то они обобщенно и называются полномочиями.
    2. Предмет ведения (деятельности) – это сферы общественной жизни, в которых органы власти реализуют свои полномочия. Например, промышленность, торговля, образование.

На основании анализа норм Конституции, регулирующих полномочия Совета Республики, можно разделить полномочия на следующие виды:

          1. Законодательные. Совет республики одобряет или отклоняет проекты законов, принятые Палатой представителей. Законодательные полномочия обеих палат в принципе равны, но Конституция предусматривает один случай, когда Палата представителей обладает преимуществом по отношению к Совету республики: если палатам не удалость преодолеть разногласия по законопроекту, Президент или по его поручению Правительство могут потребовать, чтобы окончательное решение по проекту закона приняла Палата представителей.
  1. Контрольные:
            1. в отношении Президента:
              • Совместно с Палатой представителей может отменить временный декрет Президента;
              • Совместно с Палатой представителей вправе досрочно освободить Президента от должности по состоянию здоровья либо смесить его с должности за совершение тяжкого преступления;
              • Рассматривает указы Президента о введении военного, чрезвычайного  положения, об объявлении мобилизации и может утвердить, либо отклонить данный указ;
    1. в отношении Местных советов депутатов:
      • вправе отменять решения Местных советов депутатов, если они не соответствуют законодательству;
      • может распустить Местный совет депутатов в случае систематического или грубого нарушения законодательства.
  2. Кадровые. В отличие от Палаты представителей Совет республики обладает большим числом кадровых полномочий:
    1. формирует половину состава Конституционного суда и Центр комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов (по 6 чел);
    2. дает согласие Президенту на назначение ряда высших должностных лиц:
      • Председателей Конституционного, Верховного и Высшего Хозяйственного судов;
      • Генерального прокурора;
      • Председателя правления Национального банка.
    3. дает согласие Президенту на формирование полного состава следующих органов:
      • Верховного суда;
      • Высшего Хозяйственного суда;
      • Правления Национального банка.

Необходимо подчеркнуть, что Совет республики, как и нижняя палата, может осуществлять только те полномочия, которые отражены в Конституции. Запрещается устанавливать в законах дополнительные полномочия Совета республики. Таково положение последней части статьи 98 Конституции.

Итак, в ходе проведённого исследования мы выяснили, что  Совет Республики является палатой Парламента – Национального собрания Республики Беларусь – представительного и законодательного органа Республики Беларусь, правовой статус регламентирован правовыми актами, выделили специальные и общие черты члена Совета Республики с депутатом Палаты представителей, а также виды полномочий Совета Республики.

 

Глава 2. Состав, порядок формирования, срок полномочий.

2.1. Состав и  порядок формирования и избрания Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь

Внутренняя структура Совета Республики:

  • Председатель Совета Республики;
  • Заместитель председателя Совета Республики;
  • Президиум Совета Республики;
  • Постоянные комиссии;
  • Временные комиссии [2, с. 81].

Председатель верхней палаты и его заместитель избираются самой палатой из числа ее членов.

Совет Республики является палатой территориального представительства. От каждой области и города Минска тайным голосованием избираются на заседаниях депутатов местных Советов депутатов базового уровня каждой области и города Минска по восемь членов Совета Республики. Восемь членов Совета Республики назначаются Президентом Республики Беларусь [6]. То есть всего 64 члена.

В сравнении с Советом Республики Национального Парламента Беларуси в Сенате Республики Казахстан 47 мест (в будущем их число может быть увеличено за счёт бывших президентов Республики Казахстан, которые автоматически становятся сенаторами после ухода со своего поста):

    • 15 сенаторов назначает президент;
    • 32 избираются на собрании выборщиков — депутатов маслихатов (местных органов представительной власти);
    • все бывшие президенты страны являются пожизненными сенаторами.

Яркой особенностью формирования Совета Республики Национального собрания Беларуси является то, что

  • за членов Совета республики, избираемых от области, голосуют депутаты районных и городских (городов областного подчинения) советов депутатов.
  • за членов Совета республики, избираемых от Минска, голосуют депутаты Минского городского Совета депутатов. Дело в том, что Минский городской Совет депутатов обладает правами совета депутатов областного и базового уровней.

Членом Совета Республики может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 30 лет и проживший на территории соответствующей области, города Минска не менее пяти лет [5, с. 248].

Одно и то же лицо не может одновременно являться членом двух палат Парламента. Депутат Палаты представителей не может быть депутатом местного Совета депутатов. Член Совета Республики не может быть одновременно членом Правительства. Не допускается совмещение обязанностей депутата Палаты представителей, члена Совета Республики с одновременным занятием должности Президента либо судьи [6, ч. 4 ст. 92].

В силу ст. 97 Избирательного Кодекса выборы членов Совета Республики нового созыва назначаются Президентом Республики Беларусь не позднее 4 месяцев и проводятся не позднее 30 дней до окончания полномочий Совета Республики действующего созыва.

При досрочном прекращении полномочий Совета Республики проводятся внеочередные выборы в течение 3 месяцев со дня досрочного прекращения полномочий палаты, которые назначаются Президентом Республики Беларусь.

Сообщение о дате проведения выборов обнародуются в средства массовой информации не позднее 3 дней после назначения выборов [4, с. 336-337].

Согласно статье 99 Избирательного Кодекса, член Совета Республики не может быть одновременно Президентом Республики Беларусь, депутатом Палаты представителей, членом Правительства Республики Беларусь, судьей.

В статье 100 сказано, что выдвижение кандидатов в члены Совета Республики начинается за 90 дней и заканчивается за 60 дней до окончания полномочий Совета Республики действующего созыва.

Право выдвижения кандидатов в члены Совета Республики принадлежит президиумам местных Советов депутатов базового уровня и соответствующим исполнительным комитетам – районным, городским (городов областного подчинения), а в городе Минске – президиуму Минского городского Совета депутатов и Минскому городскому исполнительному комитету. В совместном заседании этих органов должны участвовать не менее двух третей от состава соответствующего президиума Совета депутатов и исполнительного комитета.

Решение совместного заседания президиума местного Совета депутатов базового уровня и соответствующего исполнительного комитета о выдвижении кандидата в члены Совета Республики принимается большинством голосов от их состава.

Президиум районного, городского (города областного подчинения) Совета депутатов и соответствующий исполнительный комитет могут выдвинуть только одного кандидата в члены Совета Республики. Один и тот же кандидат в члены Совета Республики может быть выдвинут несколькими президиумами районных, городских (городов областного подчинения) Советов депутатов и соответствующими исполнительными комитетами.

Информация о работе Органы Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь