Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 13:44, реферат
Конституция Российской Федерации в качестве одного из основных прав граждан закрепила право на охрану здоровья (ст. 410). Естественным производным из этого является и право работника на здоровье и безопасные условия труда, которые также в качестве отдельного принципа и в форме субъективного права закреплены в ст. 37 Конституции.
Глава 1. Понятие охраны труда
Конституция Российской Федерации в качестве одного из основных прав граждан закрепила право на охрану здоровья (ст. 410). Естественным производным из этого является и право работника на здоровье и безопасные условия труда, которые также в качестве отдельного принципа и в форме субъективного права закреплены в ст. 37 Конституции.
Принятые в августе 1993 г. Основы законодательства Российской Федерации об охране труда направлены на обеспечение условий труда, отвечающих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельностии в связис ней. Они содержат ряд важных положений, обеспечивающих для работающих гарантии прав на охрану труда.
Возлагая на предприятие
(учреждение) соответствующую обязанность,
законодатель определяет охрану труда
как систему обеспечения
Выраженные в правовой форме и в первую очередь закрепленные в трудовом законодательстве, все эти нормы образуют важнейший правовой институт особенной части трудового права, хотя, конечно, нельзя при этом не учитывать, что под охраной труда в широком смысле следует понимать все трудовое право, поскольку все его нормы направлены на защиту интересов всех работающих.
В узком смысле слова под охраной труда понимается правовой институт трудового права, объединяющий нормы, непосредственно направленные на обеспечение условий труда, безопасных для жизни и здоровья работников. Он включает следующие группы норм (подынституты) :
- правила по технике
безопасности и
- специальные нормы охраны
труда лиц, работающих в
- нормы по охране труда
женщин, несовершеннолетних и лиц
с пониженной
- нормы, регулирующие
- нормы, регулирующие
Эти нормы, объединенные одной целью, могут приниматься как на локальном уровне, так и в централизованном порядке. Так, первые четыре группы должны приниматься в централизованном порядке, чтобы установить единые стандарты вредности, тяжести и других неблагоприятных условий в обществе и возможности их устранения и нейтрализации, так же как и нормы, регулирующие деятельность органов надзора -- единых органов в рамках государства. Однако третья устанавливает в централизованном порядке лишь минимум гарантий, которые могут быть повышены в локальных актах при условии финансовых возможностей предприятий.
Нормы же, регулирующие планирование и организацию работы по охране труда в большинстве случаев имеют локальный характер, содержатся в коллективных договорах и соглашениях.
Особый характер имеют
нормы, устанавливающие
С учетом содержания норм всего этого института, а также формы источников, нормативные акты по охране труда подразделяются на:
- стандарты Системы стандартов
безопасности труда (
- санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы;
- правила устройства и безопасной эксплуатации (пожарной, ядерной, радиационной, лазерной, биологической, технической, взрыво- и электроопасности);
- правила по охране труда и инструкции по охране труда.
Основы законодательства РФ об охране труда впервые в нашем законодательстве раскрыли содержание субъективного права работника на охрану труда, показав, что оно содержит целый ряд правомочий, например:
на рабочее место, защищенное
от воздействия вредных или
В ст. 10 Основ закреплены и
обязанности работника в
а) соблюдать нормы, правила и инструкции по охране труда;
б) правильно применять коллективные и индивидуальные средства защиты;
в) немедленно сообщать своему непосредственному руководителю о любом несчастном случае, происшедшем на производстве, о признаках профессионального заболевания, а также о ситуации, которая создает угрозу жизни и здоровью людей.
Однако Правила возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей, от 24 декабря 1992 г., т.е. принятые ранее Основ, связывают ответственность работодателя с его виной, и только в случае причинения вреда источником повышенной опасности его ответственность может наступить и без вины -- если не докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы либо умысла потерпевшего (ст. 3 Правил). Таким образом, нарушение своих обязанностей работником не всегда освобождает работодателя от ответственности.
В целях организации
Правила по технике безопасности и производственной санитарии. Специальные нормы об охране труда лиц, работающих в тяжелых, вредных и опасных условиях.
Все производственные помещения, оборудование, технологические процессы должны отвечать требованиям обеспечения здоровых и безопасных условий труда.
Требования к
Требования, содержащиеся в
правилах и касающиеся техники безопасности
и производственной санитарии, должны
выполняться при строительстве
предприятий, начиная со стадии проектирования,
при конструировании и
Ни одно предприятие, цех,
участок, производство не могут быть
приняты и введены в
Чтобы требования охраны труда соблюдались работниками, на администрацию возложено проведение инструктажа. По характеру и времени проведения инструктаж работников подразделяется на: вводный, который проводиться с поступающими на работу; повторный (периодически в установленные сроки); внеплановый (текущий) -- при изменении технологического процесса или оборудования, при нарушениях правил охраны труда. Когда полностью устранить вредное воздействие на организм работника невозможно, законодатель устанавливает иные меры -- средства индивидуальной защиты и применение других, оптимально нейтрализующих вредность веществ, недопущение к тяжелым и вредным работам лиц, чье здоровье не соответствует необходимым требованиям, предоставление определенных льгот для работающих во вредных и тяжелых условиях.
Так, на работах с вредными условиями труда, с особыми температурными условиями или связанных с загрязнением работникам выдаются бесплатно по установленным нормам специальная одежда и обувь, а также другие средства индивидуальной защиты: респираторы, маски, защитные очки, предохранительные пояса и т.д. При этом администрация обязана обеспечить их хранение, стирку, сушку, дезинфекцию, дегазацию, дезактивацию и ремонт (ст. 149 КЗоТ). Если работа связана с загрязнением, работникам выдается бесплатно по установленным нормам мыло, а там, где возможно воздействие на кожу вредно действующих веществ, -- смывающие и обеззараживающие средства (ст. 150 КЗоТ).
На работах с вредными условиями труда работникам выдаются бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты , а работающим в особо вредных условиях труда предоставляется бесплатно лечебно-профилактическое питание (ст. 151 КЗоТ). Рабочие горячих цехов обеспечиваются бесплатно газированной соленой водой. Цехи и производственные участки, на которые распространяется это правило, устанавливаются органами санитарно-эпидемиологического надзора по согласованию с администрацией (ст. 152 КЗоТ).
К выполнению некоторых тяжелых
вредных работ допускаются
На этих работах запрещено применение труда женщин детородного возраста и лиц в возрасте до 21 года; эта норма закреплена в ч. 1 ст. 6 Основ, однако она будет введена в действие с 1 июля 1996 г. До этого запрещено принимать на указанные работы женщин детородного возраста и несовершеннолетних, а для работающих в особо вредных и особо опасных условиях труда эта норма уже вступила в силу.
При обнаружении у работника
признаков профессионального
Выявление и учет несчастных случаев на производстве имеют принципиальное значение и должны строго фиксироваться. Правительству поручено разработать и утвердить новое положение о порядке расследования и учета несчастных случаев производстве, привести его в соответствие с действующим законодательством. Поскольку сфера охраны труда относится к единой государственной политике, создание здоровых и безопасных условий труда гарантируется всем работающим, независимо от форм собственности.
Глава 2. Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и правил охраны труда.
Конституция в качестве основных прав граждан закрепила право на охрану здоровья (ст. 41), в том числе право работника на здоровые и безопасные условия труда. Не менее важны и другие права в самой распространенной сфере человеческих отношений -- сфере труда. Для обеспечения законности на практике существует целая система органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением законодательства в этой области, обязанности предприятий, учреждений и организаций по созданию соответствующих безопасных условий для работников.
Цель этих органов -- не допустить нарушений. В этой связи уполномоченные органы участвуют в приемке, сдаче выстроенных зданий и сооружений, требуя устранения в случаях выявления отклонений, теми или иными способами восстанавливают нарушенные права и привлекают виновных к ответственности. В зависимости от субъектов, осуществляющих надзор и контроль, принято считать, что надзорные функции носят преимущественно властный государственный характер, они осуществляются государственными органами; контроль в большей мере связан с общественными функциями -- профсоюзами, хотя законодательство использует термин "контроль" и применительно к государственным органам.
Органы надзора, обладая
определенными властными
Ст. 244 КЗоТ, перечисляя соответствующие органы надзора и контроля, называет кроме специализированных государственных органов профсоюзы и местные органы власти. Министерства и ведомства осуществляют внутриведомственный контроль за соблюдением законодательства о труде в отношении подчиненных им предприятий, учреждений и организаций.
Высший надзор за точным и
единообразным исполнением
Законодательство различает следующие формы надзора и контроля : предварительный, текущий и последующий. Цель предварительного надзора состоит в том, чтобы предупредить и не допустить принятия незаконных решений. Последующий надзор и контроль должны выявить уже допущенные нарушения трудового законодательства и восстановить нарушенные права. Текущий надзор и контроль обусловлены их повседневностью, в процессе чего могут быть как предупреждены, так и выявлены уже допущенные нарушения.