Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 13:44, реферат
Конституция Российской Федерации в качестве одного из основных прав граждан закрепила право на охрану здоровья (ст. 410). Естественным производным из этого является и право работника на здоровье и безопасные условия труда, которые также в качестве отдельного принципа и в форме субъективного права закреплены в ст. 37 Конституции.
Как уже упоминалось, ст. 244 КЗоТ пречисляет специально уполномоченные на то государственные органы и инспекции, не зависящие в своей деятельности от администраций предприятий, учреждений и их вешестоящих органов. В эту систему входят:
Федеральный горный и промышленный надзор России ( Госгортехнадзор России ) и его органы осуществляют на местах надзор в области безопасности работ в добывающих и перерабатывающих отраслях промышленности, при эксплуатации объектов повышенной опасности, магистральных трубопроводов, при обращении с вредными и опасными веществами, при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом (ст. 245 КЗоТ).
Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности
( Госатомнадзор России ) и его органы осуществляют надзор за безопасностью при производстве и использовании атомной энергии, ядерных материалов, радиоактивных веществ и изделий на их основе ( ст. 247 КЗоТ).
Органы Государственного
энергетического надзора
Органы Государственного пожарного надзора, входящие в систему МВД РФ, осуществляют надзор за соблюдением правил и норм, наравленных на предотвращение пожаров, обеспечение безопасности людей на случай пожара, обеспечение предприятий средствами противопожарной защиты и пожарной техникой и правилами пожарной безопасности.
Федеральный санитарно-эпидемиологический надзор России.
( Госсанэпиднадзор России)
и его органы на местах
Осуществляют надзор и общественный контроль за соблюдением законодательства о труде и правил по охране труда и профсоюзы (ст. 244 КЗоТ ). Однако переданные в свое время, еще в 1993 г. в связи с ликвидацией наркомата труда, функции надзора и контроля профсоюзам, недавно вновь были возвращены государственным органам.
В ст. 1 Указа Президента РФ от 20 июля 1994 г., утвердившего Положение о Федеральной инспекции труда при Министерстве труда РФ
( Рострудинспекция ), сказано, что Федеральная инспекция труда при Минтруде РФ и подведомственные ей государственные инспекции труда республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, районов и городов образуют единую систему надзора и контроля за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда на предприятиях, в учреждениях и организациях всех форм собственности.
Основными задачами Рострудинспекции и подведомственной ей государственной инспекции труда являются:
а) осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда, а также связанного с ним законодательства и нормативно-правовых актов о возмещении вреда, пречиненного работнику, социальном страховании, занятости, банкротстве и приватизации предприятий, коллективных договорах и соглашениях;
б) защита трудовых прав и достижение безопасных условий труда работников, а также защита их от незаконных действий работодателей, должностных лиц и других ответственных работников предприятий, ущемляющих эти права;
в) разработка предложений
по совершенствованию
г) обеспечение повышения квалификации работников аппарата Рострудинспекции и государственной инспекции труда.
В соответствии с перечисленными задачами на Рострудинспекцию, государственную инспекцию труда и государственных инспекторов по охране труда возложены специальные функции. В частности, государственные правовые инспекторы и государственные инспекторы по охране труда вправе:
- беспрепятственно посещать
предприятия в целях
- запрашивать и получать
от органов исполнительной
- налагать в установленном
законодательством РФ об
Государственным инспекторам по охране труда предоставлено право:
- приостанавливать работу
отдельных производственных
- отстранять от работы
лиц, не прошедших в
Решения государственных правовых инспекторов труда и государственных инспекторв по охране труда могут быть обжалованы руководителю государственной инспекции труда по подчиненности, главному государственному инспектору труда РФ или с судебном порядке. Решения главного государственного инспектора труда РФ могут быть обжалованы в суд (п. 13 Положения).
Кроме перечисленных задач и упомянутых функций за соблюдением законодательства о труде осуществляется и общественный контроль. Эти функции, как уже отмечалось, в соответствии со ст. 248 КЗоТ выполняют профсоюзы.
Основы законодательства
об охране труда изменили формы осуществления
этого контроля. 8 апреля 1994 г. Министерство
труда РФ в соответствии со ст. 25
Основ разработало и утвердило
Рекомендации по организации работы
уполномоченного (доверенного) лица по
охране труда профессионального
союза или трудового
Глава 3. Ответственность за нарушение законодательства о труде и правил охраны труда.
Любое виновное нарушение
трудовых прав и обязанностей должно
влечь за собой юридическую
Ст. 249 КЗоТ предусматривает
ответственность должностных
Трудовая дисциплина, как известно, может быть объектом различных правонарушений. Но это не означает, что объект всех этих правонарушений одинаков. Признание одного и того же объекта для многих правонарушений стирало бы грант между ними. Законодатель выделяет особо важные стороны отношений, в частности в сфере труда, ставя их под защиту уголовного права, учитывая при этом характер, мотивы, способы совершения правонарушения, степень тяжести его последствий и другие моменты.
Так, уголовная ответственность за преступление против трудовых прав граждан предусмотрена статьями УК РФ: ст. 137 -- за нарушение законных прав профсоюзов; ст. 138 -- за отказ в приеме на работу или увольнение с работы беременной женщины или кормящей матери;
ст. 139 -- за преследование граждан за критику; ст. 140 -- за нарушение правил охраны труда. Уголовная ответственность также установлена за нарушение правил безопасности горных, строительных работ, навзрывоопасных предприятиях или во взрывоопасных цехах. Эта ответственность наступает, если нарушения повлекли или могли повлечь за собой тяжкие последствия.
За нарушения санитарно-
За нарушение норм трудового
законодательства, и в частности
норм об охране труда, возможна и дисциплинарная
ответственность, которая проявляется
в применении дисциплинарных санкций
вплоть до увольнения. Увольнение возможно
при систематическом нарушении
должностным лицом своих
Руководящие работники предприятия, виновные в нарушении законодательства о труде, невыполнении обязательств по коллективному договору, проявляющие бюрократизм, волокиту, могут быть уволены по требованию профсоюзного органа (не ниже районного) по ст. 37 КЗоТ.
Если в результате допущенного
правонарушения причиняется еще
и материальный ущерб, виновная сторона
привлекается и к материальной ответственности.
Вид ее и пределы определяются
общими нормами трудового
Список литературы :
1. Кодекс законов о труде Российской Федереции (официальный текст по состоянию на 1 октября 1995 г. Издательская группа ИНФРА М - КОДЕКС
Москва, 1995 г.
2. Н. Г. Смольянинов // Безопасность жизнедеятельности. Нормативные основы.
Учебное пособие. - М. : Изд - во РУДН, 1994 г. (стр. 75 - 81).
3. Сыроватская Л. А. // Трудовое право : Учебник. - М. : Высш. шк., 1995 г.
(стр. 212 - 227).
Содержание:
Глава 1. Понятие охраны труда…………………………………………………………………
Глава 2. Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и правил охраны труда…..5
Глава 3. Ответственность за нарушение законодательства о труде и правил охраны труда……….…..9
Список литературы…………………………………