Основа охраны труда в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 13:44, реферат

Описание работы

Конституция Российской Федерации в качестве одного из основных прав граждан закрепила право на охрану здоровья (ст. 410). Естественным производным из этого является и право работника на здоровье и безопасные условия труда, которые также в качестве отдельного принципа и в форме субъективного права закреплены в ст. 37 Конституции.

Файлы: 1 файл

Основы охраны труда в РФ.docx

— 33.19 Кб (Скачать файл)

Как уже упоминалось, ст. 244 КЗоТ пречисляет специально уполномоченные на то государственные органы и инспекции, не зависящие в своей деятельности от администраций предприятий, учреждений и их вешестоящих органов. В эту систему входят:

Федеральный горный и промышленный надзор России ( Госгортехнадзор России ) и его органы осуществляют на местах надзор в области безопасности работ в добывающих и перерабатывающих отраслях промышленности, при эксплуатации объектов повышенной опасности, магистральных трубопроводов, при обращении с вредными и опасными веществами, при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом (ст. 245 КЗоТ).

Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности

( Госатомнадзор России ) и его органы осуществляют надзор за безопасностью при производстве и использовании атомной энергии, ядерных материалов, радиоактивных веществ и изделий на их основе ( ст. 247 КЗоТ).

Органы Государственного энергетического надзора осуществляют надзор за проведением мероприятий, обеспечивающих безопасное обслуживание электрических и теплоизолирующих установок (ст. 246 КЗоТ).

Органы Государственного пожарного надзора, входящие в систему  МВД РФ, осуществляют надзор за соблюдением  правил и норм, наравленных на предотвращение пожаров, обеспечение безопасности людей на случай пожара, обеспечение предприятий средствами противопожарной защиты и пожарной техникой и правилами пожарной безопасности.

Федеральный санитарно-эпидемиологический надзор России.

( Госсанэпиднадзор России) и его органы на местах осуществляют  надзор за соблюдением гигиенических  норм и санитарно-противоэпидемических  паравил, проведением санитарно-противоэпидемических мероприятий и мероприятий по предупреждениюи ликвидации профессиональных и инфекционных заболеваний, проведением мероприятий по гигиеническому воспитанию населения.

Осуществляют надзор и  общественный контроль за соблюдением  законодательства о труде и правил по охране труда и профсоюзы (ст. 244 КЗоТ ). Однако переданные в свое время, еще в 1993 г. в связи с ликвидацией наркомата труда, функции надзора и контроля профсоюзам, недавно вновь были возвращены государственным органам.

В ст. 1 Указа Президента РФ от 20 июля 1994 г., утвердившего Положение  о Федеральной инспекции труда  при Министерстве труда РФ

( Рострудинспекция ), сказано, что Федеральная инспекция труда при Минтруде РФ и подведомственные ей государственные инспекции труда республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, районов и городов образуют единую систему надзора и контроля за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда на предприятиях, в учреждениях и организациях всех форм собственности.

Основными задачами Рострудинспекции и подведомственной ей государственной инспекции труда являются:

а) осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда, а также связанного с ним законодательства и нормативно-правовых актов о возмещении вреда, пречиненного работнику, социальном страховании, занятости, банкротстве и приватизации предприятий, коллективных договорах и соглашениях;

б) защита трудовых прав и  достижение безопасных условий труда  работников, а также защита их от незаконных действий работодателей, должностных  лиц и других ответственных работников предприятий, ущемляющих эти права;

в) разработка предложений  по совершенствованию законодательства РФ и иных правовых актов о труде  и охране труда;

г) обеспечение повышения  квалификации работников аппарата Рострудинспекции и государственной инспекции труда.

В соответствии с перечисленными задачами на Рострудинспекцию, государственную инспекцию труда и государственных инспекторов по охране труда возложены специальные функции. В частности, государственные правовые инспекторы и государственные инспекторы по охране труда вправе:

- беспрепятственно посещать  предприятия в целях осуществления  надзора и контроля за соблюдением законодательства РФ и иных нормативных актов о труде и охране труда;

- запрашивать и получать  от органов исполнительной власти  субъектов РФ и местного самоуправления, предприятий, документы, объяснения  и иную информацию, необходимуюдля выполнения надзорных и контрольных функций;

- налагать в установленном  законодательством РФ об административных  правонарушениях порядке штрафы  на руководителей, должностных  лиц и других ответственных  работников предприятий, виновных  в нарушении законов и иных  нормативных актов о труде  и охране труда; - предъявлять работодателям, должностным лицам и другим ответственным работникам предприятий обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о труде и охране труда, о привлечении виновных в этих нарушениях к дисциплинарной ответственности или отстранении их от должности в установленном порядке.

Государственным инспекторам  по охране труда предоставлено право:

- приостанавливать работу  отдельных производственных подразделений  и оборудования при выявлении  нарушений законодательных и  иных нормативных нормативных актов об охране труда, которые создают угрозу жизни и здоровью работников, до устранения этих нарушений;

- отстранять от работы  лиц, не прошедших в установленном  порядке обучение, инструктаж и  проверку знаний правил, норм  и инструкций по охране труда.

Решения государственных  правовых инспекторов труда и  государственных инспекторв по охране труда могут быть обжалованы руководителю государственной инспекции труда по подчиненности, главному государственному инспектору труда РФ или с судебном порядке. Решения главного государственного инспектора труда РФ могут быть обжалованы в суд (п. 13 Положения).

Кроме перечисленных задач  и упомянутых функций за соблюдением  законодательства о труде осуществляется и общественный контроль. Эти функции, как уже отмечалось, в соответствии со ст. 248 КЗоТ выполняют профсоюзы.

Основы законодательства об охране труда изменили формы осуществления  этого контроля. 8 апреля 1994 г. Министерство труда РФ в соответствии со ст. 25 Основ разработало и утвердило  Рекомендации по организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального  союза или трудового коллектива. Уполномоченный наделяется значительными  правами. Так же как и государственный инспектор, он может потребовать приостановки работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников, выдать обязательное к рассмотрению представление об устранении выявленных нарушений, обратиться в соответствующие органы по поводу привлечения к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении законодательства об охране труда или сокрытии фактов негативных случаев на производстве. Выборы уполномоченных проводятся на общем собрании трудового коллектива на срок не менее двух лет. Они должны периодически отчитываться на общем собрании перед коллективом и могут быть отозваны до истечения срока действия их полномочий, если они не выполняют своих функций. Организация выборов возлагается на профсоюзы или иные уполномоченные работниками представительные органы. Если на предприятии несколько профсоюзов или представительных органов, каждому из них предоставлено право выдвигать своих кандидатов на выборы уполномоченных по охране труда.

 

Глава 3. Ответственность за нарушение законодательства о труде и правил охраны труда.

 

Любое виновное нарушение  трудовых прав и обязанностей должно влечь за собой юридическую ответственность. В особое положение здесь поставлены должностные лица: имея больший объем  прав, будучи ответственными за организацию  трудового процесса, они должны обеспечить нормальные и безопасные условия  труда и в случае нарушений  отвечать не в меньшей, а в большей  степени, чем другие работники.

Ст. 249 КЗоТ предусматривает  ответственность должностных лиц, виновных в нарушении законодательства о труде и правил по охране труда, в невыполнении обязательств по коллективным договорам и соглашениям или воспрепятствовании деятельности профессиональных союзов. Эта ответственность может быть дисциплинарной, административной и уголовной.

Трудовая дисциплина, как  известно, может быть объектом различных  правонарушений. Но это не означает, что объект всех этих правонарушений одинаков. Признание одного и того же объекта для многих правонарушений стирало бы грант между ними. Законодатель выделяет особо важные стороны отношений, в частности в сфере труда, ставя их под защиту уголовного права, учитывая при этом характер, мотивы, способы совершения правонарушения, степень тяжести его последствий и другие моменты.

Так, уголовная ответственность  за преступление против трудовых прав граждан предусмотрена статьями УК РФ: ст. 137 -- за нарушение законных прав профсоюзов; ст. 138 -- за отказ в  приеме на работу или увольнение с  работы беременной женщины или кормящей матери;

ст. 139 -- за преследование  граждан за критику; ст. 140 -- за нарушение  правил охраны труда. Уголовная ответственность  также установлена за нарушение  правил безопасности горных, строительных работ, навзрывоопасных предприятиях или во взрывоопасных цехах. Эта ответственность наступает, если нарушения повлекли или могли повлечь за собой тяжкие последствия.

За нарушения санитарно-гигиенических  и санитарно-противоэпидемических правил и норм могут применяться  административно-правовые санкции (ст. 42 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях). Кроме того, нарушение должностными лицами законодательства о труде и правил по охране труда (ст. 41 КоАП), мелкое хищение государственного или общественного имущества (ст. 49 КоАП), нарушение правил эксплуатации водохозяйственных сооружений и устройств (ст. 60 КоАП), выпуск в эксплуатацию транспортных и других передвижных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах (ст. 80 КоАП). И наконец, должностные лица, представляющие работодателя и уклоняющиеся от участия в переговорах по коллективному договору или виновные в нарушении и невыполнении обязательств по коллективному договору или соглашению, также несут административную ответственность. Лица, виновные в непредоставлении информации, необходимой для коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора или соглашений, несут либо административную, либо дисциплинарную ответственность.

За нарушение норм трудового  законодательства, и в частности  норм об охране труда, возможна и дисциплинарная ответственность, которая проявляется  в применении дисциплинарных санкций  вплоть до увольнения. Увольнение возможно при систематическом нарушении  должностным лицом своих обязанностей, а также и в случае однократного, но грубого нарушения, допущенного  руководителем предприятия, учреждения, организации (или его обособленного  подразделения) или его заместителем (по п. 1 ст. 254 КЗоТ).

Руководящие работники предприятия, виновные в нарушении законодательства о труде, невыполнении обязательств по коллективному договору, проявляющие  бюрократизм, волокиту, могут быть уволены  по требованию профсоюзного органа (не ниже районного) по ст. 37 КЗоТ.

Если в результате допущенного  правонарушения причиняется еще  и материальный ущерб, виновная сторона  привлекается и к материальной ответственности. Вид ее и пределы определяются общими нормами трудового законодательства о материальной ответственности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы :

 

1. Кодекс законов о труде Российской Федереции (официальный текст по состоянию на 1 октября 1995 г. Издательская группа ИНФРА М - КОДЕКС

Москва, 1995 г.

2. Н. Г. Смольянинов // Безопасность жизнедеятельности. Нормативные основы.

Учебное пособие. - М. : Изд - во РУДН, 1994 г. (стр. 75 - 81).

3. Сыроватская Л. А. // Трудовое право : Учебник. - М. : Высш. шк., 1995 г.

(стр. 212 - 227).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание: 

Глава 1. Понятие охраны труда………………………………………………………………………………………………………….…2

Глава 2. Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и правил охраны труда…..5

Глава 3. Ответственность  за нарушение законодательства о  труде и правил охраны труда……….…..9

Список литературы……………………………………………………………………………………………………………………………..11

 


Информация о работе Основа охраны труда в РФ