Основания освобождения от административной ответственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 20:40, реферат

Описание работы

Последние сто лет роль административной ответственности постепенно повышалась, а с середины 80-х годов эта тенденция стала проявляться еще более активно. В последние годы произошли революционные перемены в экономике России. Страна перешла к рыночной системе хозяйствования, возросло количество организаций и учреждений. Все это привело к росту правонарушений во многих отраслях страны. Государство вынуждено было принимать адекватные меры для пресечения правонарушений, восстановления нарушенных прав и создание условий, в которых правонарушитель действовал бы в рамках законности.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Административная ответственность: понятие и сущность
1.1 Понятие и признаки административной ответственности………………………….4-5
1.2 Законодательная основа административной ответственности………………………5-7
1.3 Основания административной ответственности………………………………………..7
Глава 2. Принципы и особенности административной ответственности…………………8
Глава 3. Виды административной ответственности…………………………………….9-10
Глава 4. Освобождение от административной ответственности……………………..11-12
Заключение…………………………………………………………………………………..13
Список используемой литературы………………………………………………………....14

Файлы: 1 файл

админ правл кр.docx

— 36.70 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Филиал

Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального  образования

«Российский государственный  гуманитарный университет»

в г. Калуге

(Филиал РГГУ  в г. Калуге)

 

Кафедра теории и  истории государства и права

 

Царалунга Евгения Георгиевна

ВАРИАНТ № 36

Основания освобождения от административной ответственности 

Итоговая контрольная  работа по дисциплине административное право

студента 2  курса з/о группы  ЮЗС-11

 

                                            

                                              

                                                                          Научный руководитель

                                                      Соколов К.В., к.ю.н.

                                                                                                   

 

 

Калуга  2013

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………..3

Глава 1. Административная ответственность: понятие и сущность

1.1   Понятие и признаки административной ответственности………………………….4-5

1.2 Законодательная основа  административной ответственности………………………5-7

1.3 Основания административной  ответственности………………………………………..7

Глава 2. Принципы и особенности  административной ответственности…………………8

Глава 3. Виды административной ответственности…………………………………….9-10

Глава 4. Освобождение от административной ответственности……………………..11-12

Заключение…………………………………………………………………………………..13

Список используемой литературы………………………………………………………....14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Среди различных юридических  способов борьбы с правонарушениями важное место занимают административные способы борьбы, в том числе  привлечение к административной ответственности лиц, совершающих  административные правонарушения.

Последние сто лет роль административной ответственности  постепенно повышалась, а с середины 80-х годов эта тенденция стала  проявляться еще более активно. В последние годы произошли революционные  перемены в экономике России. Страна перешла к рыночной системе хозяйствования, возросло количество организаций и  учреждений. Все это привело к  росту правонарушений во многих отраслях страны. Государство вынуждено было принимать адекватные меры для пресечения правонарушений, восстановления нарушенных прав и создание условий, в которых  правонарушитель действовал бы в  рамках законности. Такой наиболее действенной мерой выступила  административная ответственность. На сегодняшний день произошли существенные изменения в КоАП РФ, связанные  с ужесточением ответственности  за административные правонарушения. Актуальность. Сегодня административная ответственность лежит в основе взаимоотношений гражданина и государства, в основе современного правового общества. Без ответственности невозможно стабильное состояние экономики и государства в целом, достижение процветания общества. Поэтому знание основных положений об административной ответственности необходимо каждому гражданину Российской Федерации. В данной работе рассмотрена административная ответственность в России, ее сущность, принципы, основания и механизм реализации. Целью работы является выявление проблем ответственности в современном законодательстве России посредством рассмотрения сущности и механизма реализации административной ответственности.

Для более полного раскрытия  поставленной цели необходимо определить ряд задач:

- Раскрыть понятие и  сущность административной ответственности;

- Дать определение административного  правонарушения как основания  возникновения административной  ответственности;

- Определить административное  наказание как меру ответственности  за административное правонарушение.

- Основания освобождения от административной ответственности 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Административная ответственность: понятие и сущность

1.1   Понятие и признаки административной ответственности

 

Понятие административной ответственности. Под административной ответственностью понимается вид юридической ответственности, который выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного взыскания к лицу, совершившему правонарушение. Административная ответственность является активным элементом исполнительно-распорядительной деятельности. Она обеспечивает регламентацию и осуществление управленческой воли государства. Поскольку объектом и субъектом управления являются люди, их воля, сознание, чувства и привычки способны активно формировать ответственное поведение личности. Субъекты административно-правовых отношений связаны между собой взаимными правами и обязанностями, следовательно, они ответственны друг перед другом. В этом смысле ответственность охватывается понятием обязанности (необходимости) давать отчет в своих действиях. Такой широкий подход к проблеме ответственности в литературе иногда критикуется. При этом либо ссылаются на уже сложившиеся представления либо на то, что: "нетрудно будет определить специфику собственно юридической ответственности".

Административная ответственность  также философско-социологическое  понятие, отражающее отношение личности, коллектива и общества в конкретных управленческих ситуациях. Юридическое  содержание ответственности не может  быть оторвано от ее индивидуально-волевого выражения, так как осуществление  административно-правовой обязанности  возможно лишь на основе индивидуальной воли участников административных правоотношений. Административную ответственность  поэтому можно охарактеризовать также как: "регламентированную нормами  и правоприменительную актами систему  общественных отношений, обеспечивающих исполнение административно-правовой обязанности".

Административная ответственность  носит государственный характер, т.е. регламентируется и обеспечивается соответствующими юридическими предписаниями. Прежде всего, они являются источником информации о должном поведении. Но, поскольку реальное юридически значимое ответственное поведение  служащих органов управления и граждан  зависит от уровня их правосознания  интересов и воли, нормами права, правоприменительными актами регламентируются поощрительные, предупредительные  и пресекательные меры юридического влияния на участников административных правоотношений. В совокупности эти  властные веления составляют внешний  правовой механизм регулирования юридической  ответственности.

Признаки  юридической ответственности

Поскольку административная ответственность представляет собой  вид юридической ответственности, то, с одной стороны, ей присущи  все признаки последней, а, с другой стороны, она обладает определенными  отличиями от прочих видов юридической  ответственности.

Как вид юридической ответственности  административная ответственность  обладает следующими признаками:

·   представляет собой меру государственного воздействия;

·   наступает при совершении правонарушения и наличии вины;

·   применяется компетентными органами и должностными лицами;

·   состоит в применении к правонарушителю определенных санкций;

·   применяемые санкции строго определены законом.

В то же время административная ответственность обладает следующими характерными чертами.

Признаки  административной ответственности: 1) административная ответственность имеет собственную нормативно-правовую основу, отличную от нормативно-правовых основ других видов ответственности, а ее нормы образуют самостоятельный институт административного права; 2) административная ответственность устанавливается законами, подзаконными актами, либо их нормами об административных правонарушениях; 3) основанием административной ответственности является совершение административного правонарушения; 4) к административной ответственности привлекаются как индивидуальные субъекты (физические лица и коллективные образования), так и юридические лица; 5) мерой юридической ответственности, предусмотренной за административное правонарушение, является административное наказание; 6) административные наказания (взыскания) применяются широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц исполнительной власти, местного самоуправления, а также судами (судьями); 7) административные наказания налагаются уполномоченными органами и должностными лицами на неподчиненных им правонарушителей; 8) применение административного наказания не влечет за собой судимости и увольнения с работы, а лицо, к которому оно применено, считается имеющим административное наказание только в течение установленного срока; 9) дела об административной ответственности рассматриваются и административные наказания налагаются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях, т.е. существует особый порядок привлечения к административной ответственности.

Вышеуказанные черты позволяют  отличить административную ответственность  от других видов юридической ответственности (уголовная, дисциплинарная, материальная и др.), поэтому институт административной ответственности занимает особое место  в системе юридической ответственности  и имеет свой специфический состав и принципы.

Административная ответственность  базируется на следующих причинах: законность; целесообразность ответственности; ответственность за вину; неотвратимость наказания в случае привлечения  к ответственности; индивидуализация мер ответственности; гуманизм; гласность.

 

1.2 Законодательная  основа административной ответственности

Источники законодательства об административной ответственности. Сложность и многообразие административно-правовых норм обуславливает значительное разнообразие источников законодательства об административной ответственности.

Причислим и дадим определение  основным источникам законодательства об административной ответственности.

Конституция РФ. Конституция  в широком смысле – основной источник российского права в целом  и во многом его отдельных отраслей. Значительная часть правовых норм, содержащихся в Конституции, имеет  административно-правовую направленность, является по характеру источником законодательства об административной ответственности. Нормы, содержащиеся в Конституции, являются прежде всего нормами конституционного и одновременного административного  права. Федеральные конституционные законы и федеральные законы. Нормативные указы Президента РФ. Президент РФ достаточно активно использует в своей работе издание нормативных указов, относящихся к различным отраслям российского права, в том числе и законодательстве об административной ответственности. Нормативные постановления Правительства РФ. Правительство РФ ведет активную деятельность в области административно-правового нормотворчества: утверждает акты об органах исполнительной власти, издает правовые положения и иные акты, содержащие административно правовые нормы либо целиком посвященные административно- правовым вопросам. Общие правила, положения и другие акты, издаваемые Правительством РФ. Приказы, инструкции, распоряжения, указания, методические рекомендации, издаваемые федеральными министерствами, государственными комиссиями, федеральными службами, российскими агентствами, федеральными надзорами и другими органами исполнительной власти, при условии, что в названных актах содержится административно-правовые нормы, которые распространяют свое действие на соответствующие отрасли и сферы государственного управления либо имеют подведомственный характер. Комплексные законы – кодексы, например, Кодекс РФ об административных правонарушениях, Таможенный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Водный кодекс РФ, которые содержат значительное количество норм административного права. Административное и административно-процессуальное законодательство находится в совместном ведении (то есть в совместной деятельности и ответственности) Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В соответствии с Конституцией Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации.

Необходимо подчеркнуть, что немаловажную роль играют также  источники законодательства об административной ответственности на уровне субъектов  РФ, издаваемых организациями государственной  власти, нормативные акты, содержащихся административно-правовые нормы. К  этим актам относится конституционные  и иные нормативные акты республик  в составе РФ; уставы и законы краев и областей, городов федерального значения, автономных областей, автономных округов, а также постановлений  и распоряжений глав администраций  данных субъектов РФ.

Понятие и  структура КоАП. В административном праве основным федеральным нормативным правовым актом сводного характера (кодификационным актом) является Кодекс РФ об административных правонарушениях. Он был принят Государственной Думой 20 декабря 2001 года, одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 года и введен в действие 1 июля 2002 года в соответствии с Федеральным законом "О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".

Кодекс состоит из Общей  и Особенной частей. В Общей  части определены понятие административного  правонарушения, субъекты административной ответственности, виды административных взысканий, общие правила и сроки  наложения административных взысканий. В Особенной части дана классификация  административных правонарушений с  указанием административного взыскания  за каждое.

Кроме того, Кодекс определяет систему органов, уполномоченных рассматривать  дела об административных правонарушениях (раздел III), регламентирует производство по делам об административных правонарушениях (раздел IV) и исполнение постановлений  о наложении административных взысканий (раздел V).

Нормы Кодекса об административных правонарушениях распространяются не только на физических, но и на юридических  лиц. Положения и нормы, указывающие  и характеризующие виды административных правонарушений юридических лиц, круг субъектов этих правонарушений, а  также определяющие меру административной ответственности для юридических лиц, содержатся также в законах субъектов Российской Федерации, изданных в пределах их компетенции.

Положения Кодекса распространяются не только на правонарушения, ответственность  за совершение которых в нем предусмотрена, но также и на правонарушения, ответственность  за совершение которых предусмотрена  законодательством, нормы которого не включены в Кодекс. То есть, действие статей Кодекса, определяющих виды административных взысканий, общие правила и сроки  наложения этих взысканий, регламент  производства по делам об административных правонарушениях и исполнения постановлений  о наложении административных взысканий, распространяется и на те административные правонарушения, ответственность за которые предусмотрена другими  законами РФ и законами и иными  нормативно-правовыми актами субъектов  Российской Федерации.

Информация о работе Основания освобождения от административной ответственности