Основания освобождения от административной ответственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 20:40, реферат

Описание работы

Последние сто лет роль административной ответственности постепенно повышалась, а с середины 80-х годов эта тенденция стала проявляться еще более активно. В последние годы произошли революционные перемены в экономике России. Страна перешла к рыночной системе хозяйствования, возросло количество организаций и учреждений. Все это привело к росту правонарушений во многих отраслях страны. Государство вынуждено было принимать адекватные меры для пресечения правонарушений, восстановления нарушенных прав и создание условий, в которых правонарушитель действовал бы в рамках законности.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Административная ответственность: понятие и сущность
1.1 Понятие и признаки административной ответственности………………………….4-5
1.2 Законодательная основа административной ответственности………………………5-7
1.3 Основания административной ответственности………………………………………..7
Глава 2. Принципы и особенности административной ответственности…………………8
Глава 3. Виды административной ответственности…………………………………….9-10
Глава 4. Освобождение от административной ответственности……………………..11-12
Заключение…………………………………………………………………………………..13
Список используемой литературы………………………………………………………....14

Файлы: 1 файл

админ правл кр.docx

— 36.70 Кб (Скачать файл)

 

1.3 Основания административной  ответственности

Основанием административной ответственности является совершение административного проступка. Таким  проступком признается посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, прав и свободы  граждан, на установленный порядок  управления противоправное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, за которое предусмотрена административная ответственность. Эта ответственность  наступает в том случае, если конкретное нарушение по своему характеру не влечет за собой в соответствии с  законодательством уголовной ответственности. Как видно, объекты административных проступков отличаются от объектов дисциплинарной ответственности. Административный проступок  к тому представляют собой посягательство на общественные отношения, регулируемые нормами различных отраслей права, а не только административного.

Анализ признаков административной ответственности позволяет выделить три ее основания:

·   нормативное: систему норм, регулирующих ее;

·   фактическое: деяния конкретного субъекта, нарушающие правовые предписания, охраняемые административными санкциями (административное нарушение);

·   процессуальное: акт компетентного субъекта о наложении конкретного взыскания за конкретное административное правонарушение.

Для наступления реальной ответственности необходимо, чтобы  были все три основания и именно в такой последовательности. Прежде всего, должна быть норма, устанавливающая  обязанность и санкцию за ее неисполнение. Затем может возникнуть фактическое  основание – противоправное деяние. При наличии нормы и деяния, ее нарушающего, уполномоченный субъект  в установленный законом порядке  вправе определить взыскание за административное правонарушение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Принципы и особенности административной ответственности

 
Административную ответственность  можно рассматривать как правовую ответственность за административные правонарушения. При этом следует  учесть, что объектом посягательства являются отношения в сфере государственного управления.

С другой стороны, административная ответственность применяется за нарушение не каждой нормы административного  права, а тех из них, которые содержат указание на административную ответственность.

Административная ответственность  используется как важное средство правоохраны, борьбы с особым видом нарушений - административными правонарушениями, которые хотя и не так опасны, но встречаются гораздо чаще, чем  преступления. Их опасность заключается  не только в характере самих противоправных действий или бездействия, но и в  значительной распространенности.

По своей сущности административная ответственность представляет собой  воздействие, оказываемое полномочным  органом государства, на лицо, совершившее  административное правонарушение. Цель этого воздействия состоит в  воспитании виновного, а также в  предупреждении совершения в дальнейшем административных правонарушений.

Административную ответственность  характеризует особый процессуальный порядок ее реализации. Своей относительной  простотой, оперативностью и экономичностью он отличается от уголовного и гражданского порядка рассмотрения соответствующих  дел и принятия по ним тех или  иных решений.

Особенность административной ответственности заключается в  том, что нередко при ее реализации материальные и процессуальные правоотношения как бы сливаются, образуя единое целое.

Также особенностью является:

-        регулируется Кодексом РФ об административных правонарушениях и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов РФ об административных правонарушениях;

-        предусмотрена нормами не только административного права, но и ряда других отраслей права;

-        субъекты - как физические, так и юридические лица;

-        за совершение административного правонарушения применяются административные наказания;

-        административные наказания налагают судьи. Органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях;

-        отсутствуют отношения подчиненности;

-        присущ особый процессуальный порядок применения ответственности;

-        особенности наложения и действия административных наказаний и так далее.

Характеризуя административную ответственность, следует заметить, что она распространяется на все  правонарушения, в которых находит  свое выражение административно-правовой метод правового регулирования общественных отношений. 

Глава 3. Виды административной ответственности

КоАП устанавливает общие  принципы административной ответственности, ее виды и порядок применения взысканий  к физическим и юридическим лицам (ст. 2.1., ст. 2.10.), должностным лицам (ст. 2.4.), военнослужащих (ст.2.5.), иностранных  граждан и лиц без гражданства, а также иностранных юридических  лиц (ст. 2.6.).

Основания административной ответственности часто подразделяют на два вида: нормативные и фактические. Под нормативными понимаются правовые нормы, в соответствии с которыми устанавливается и применяется  административная ответственность. Под  фактическим основанием подразумевается  совершенное правонарушение, за которое  может быть применено административное взыскание.

Выделение нормативного основания  в отличие от фактического не является корректным. По сути дела имеются в  виду правовые нормы, устанавливающие  административную ответственность, при  отсутствии которых она невозможна. Однако их наличие само по себе также  исключает привлечение человека к административной ответственности, если им не совершено правонарушение.

Фактическое основание немыслимо  вне противоправного деяния и  в этом смысле оно является прежде всего нормативным и никаким  больше. При совершении антиобщественного  деяния, не связанного с нарушением норм права, имеет место казус, не имеющий юридического значения.

Основанием административной ответственности является административное правонарушение. Исключения, подтверждающие данное правило, могут предусматриваться  законодательством. Так, некоторые  правонарушения имеют сложный правовой характер, являясь одновременно дисциплинарными  и административными.

Признаками административного  правонарушения являются:

-        антиобщественность;

-        противоправность;

-        виновность;

-        наказуемость деяния.

Исходным в характеристике признаков является понятие деяние. Это акт волевого поведения. Он заключает  в себе два аспекта поведения: действие либо бездействие. Действие есть активное невыполнение обязанности, законного  требования, а также нарушение  запрета.

Бездействие есть пассивное  невыполнение обязанности. Часто одни и те же обязанности могут быть нарушены как действием, так и  бездействием.

По своей социальной значимости деяние является антиобщественным, причиняющим  вред интересам граждан, общества и  государства. Какое деяние в рамках института административной ответственности  является антиобщественным, определяется законодательством. Следовательно, не всякое антиобщественное деяние имеет  отношение к содержанию признаков  административного правонарушения. Противоправность заключается в совершении деяния, нарушающего нормы права. Эти нормы могут принадлежать не только к административному, но и к ряду других отраслей права. Административная ответственность наступает в отношении граждан, достигших к моменту совершения проступка 16 лет. К лицам от 16 до 18 лет за административные правонарушения применяются меры взыскания, предусмотренные Положением о комиссиях по делам о несовершеннолетних и защите их прав (принести публичное извинение, предупреждения, выговор), штраф может быть наложен если подросток имеет самостоятельный заработок. К несовершеннолетним запрещено применять административный арест. Специальным субъектом административной ответственности являются должностные лица. Административная ответственность таких лиц применяется в виде предупреждения и штрафа. Наложение взысканий на юридическое лицо не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо.

Административное взыскание  – мера ответственности за административное правонарушение. Применяется в целях:

а) воспитания лица, совершившего административное правонарушение, в  духе соблюдения законов и уважения к правопорядку;

б) предупреждения совершения им новых правонарушений;

в) предупреждения совершения правонарушений другими лицами.

Административные взыскания  выполняют в известной мере функцию предупреждения преступлений. Административные наказания выражаются либо в моральном, либо в материальном воздействии на правонарушителя. Некоторые административные взыскания сочетают в себе одновременно и моральное осуждение, и материальное воздействие, и временное ограничение прав нарушителя. Административные наказания образуют стройную систему, определяемую общностью природы, оснований и целей их применения, возможностью их взаимозаменяемости.

Основными видами административных наказаний являются:

- предупреждение;

- штраф;

- возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения  административного правонарушения  или непосредственным объектом  административного правонарушения;

- конфискация предмета, явившегося  орудием совершения или непосредственным  объектом административного правонарушения;

- лишение специального  права, предоставленного гражданину;

- исправительные работы;

- административный арест;

- административное выдворение  из пределов Российской Федерации  иностранных граждан и лиц  без гражданства;

- дисквалификация.

Привлечение к административной ответственности и наложение  административного взыскания не влечет для нарушителя судимости  и не является основанием для увольнения с работы.

 

 

 

 

Глава 4. Освобождение от административной ответственности

В соответствии со статьей 2.7 КоАП, лицо не может быть привлечено к административной ответственности, если оно действовало в состоянии  крайней необходимости. Из смысла статьи вытекает, что совершение лицом противоправного  действия в состоянии крайней  необходимости не является правонарушением, и, руководствуясь ст.24.5, производство по делу не может быть начато, а начатое  производство подлежит прекращению. Крайняя  необходимость является важным условием защиты личности и прав человека, охраняемых законом интересов общества и  государства, способствует развитию социальной активности людей в охране правопорядка. Законодатель, раскрывая понятие крайней необходимости, указывает на три условия, при которых противоправное деяние не является административным правонарушением:

1) причинение вреда охраняемым  законом интересам для устранения  непосредственно угрожающей опасности.  То есть опасность должна быть  не мнимой, а реальной, и не  в будущем, а в настоящий  момент;

2) опасность, угрожающая  охраняемым интересам, не могла  быть устранена иными средствами, т.е. не было возможности избрать  другие меры для защиты, не  причиняющие вреда. Орган (должностное  лицо), рассматривающий данное дело, с учетом конкретных обстоятельств  должен решить вопрос о том,  являлось ли совершение противоправного  деяния единственной возможностью  для предотвращения вреда;

3) причиненный вред должен  быть менее значительным, чем  предотвращенный. При оценке предотвращенного  и причиненного вреда следует  учитывать значимость интересов,  которые защищались и которые  были нарушены. Бесспорно, что  интересы, связанные с жизнью, здоровьем  человека, более значимы, чем имущественные  интересы. Если речь идет об  имущественных интересах, то здесь  должен быть применен оценочный  критерий - стоимость вреда предотвращенного  и причиненного.

При наличии всех этих условий  причинение лицом вреда охраняемым законам интересам признается уполномоченным органом (должностным лицом) крайней  необходимостью, т.е. не является правонарушением  и не влечет административной ответственности. В статье не конкретизируется, о каком лице идет речь. Представляется, однако, что признание крайней необходимости возможно и при совершении противоправного деяния юридическим лицом. Крайняя необходимость по своему содержанию близка к такому понятию, как необходимая оборона. Необходимая оборона - это совершение лицом противоправного действия, действовавшим в состоянии необходимой обороны, т.е. при защите государственного или общественного порядка, собственности, прав и свобод граждан, установленного порядка управления от противоправного посягательства путем причинения посягающему вреда, если при этом не было допущено превышение пределов необходимой обороны. Но КоАП не предусматривает института необходимой обороны. Статья 2.9 КоАП предусматривает возможность освобождения от административной ответственности нарушителя, в случае малозначительности совершенного административного правонарушения. Но понятие малозначительности не раскрывается. УК в ст.14 закрепляет положение о том, что "не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного настоящим Кодексом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности". Критерии малозначительности в уголовном законе не установлены и зависят от степени общественной опасности деяния. Речь идет о том, что такое деяние не является преступлением и, следовательно, уголовная ответственность не наступает. КоАП признает малозначительное деяние правонарушением, но предусматривает возможность освобождения от административной ответственности. Представляется, что малозначительность следует определять исходя из последствий правонарушения: незначительный размер ущерба или вреда. Поскольку ст.2.9 КоАП устанавливает не обязанность, а возможность судьи, органа, должностного лица, уполномоченного решать дело об административном правонарушении, освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности, то, соответственно, решение будет принято по усмотрению этого лица. Однако в данном случае усмотрение должно быть основано на учете всех обстоятельств совершения правонарушения, оценке его последствий, личности правонарушителя, обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность. Лишь оценив всю совокупность указанных обстоятельств, уполномоченные органы и должностные лица могут принять решение об освобождении от ответственности. Освобождение от ответственности данная статья связывает с устным замечанием, которое уполномоченный орган или должностное лицо объявляют правонарушителю в связи с совершенным правонарушением. Устное замечание не влечет для нарушителя юридических последствий, но свидетельствует о неотвратимости государственного реагирования на противоправное поведение. Эта мера воспитательного воздействия направлена на то, чтобы лицо, совершившее правонарушение, осознало противоправность своего поведения и в дальнейшем не допускало подобного. В соответствии с Кодексом никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение. В Кодексе изменены положения, касающиеся давности привлечения к административной ответственности. Так, постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение законодательства РФ о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне РФ, таможенного, антимонопольного, валютного законодательства РФ об охране окружающей среды, об использовании атомной энергии, законодательства РФ о налогах и сборах, о защите прав потребителей и законодательства РФ о рекламе по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

Информация о работе Основания освобождения от административной ответственности