Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2015 в 20:58, контрольная работа
Содержание государственного регулирования экономики охватывает деятельность по регулированию трех взаимосвязанных частей воспроизводственного процесса:
- регулирование ресурсов,
- регулирование производства,
- регулирование финансов.
Такая множественность в теоретических представлениях относительно роли государства в экономике обусловлена прежде всего отсутствием целостного концептуального представления о происходящих в экономической жизни явлений, преобладанием эмпирического подхода к выработке научных обобщений о происходящих в экономике процессах.
Отсутствие целостной теории экономики не позволяет обоснованно подойти к оценке роли и прогнозированию реально наблюдаемых явлений и процессов.
Применение методов государственного регулирования экономики должно опираться на всю систему экономических теорий, поскольку каждая из них была вызвана к жизни какой-то важной проблемой (явлением) и сохраняет свою актуальность и поныне.
Сделаем попытку систематизировать здание экономической науки с точки зрения использования ее в системе государственного регулирования.
Условно можно выделить фундаментальные (базисные) положения, положения основополагающие и положения надстроечные.
Считается, что независимо от форм собственности любое общество, находящееся на определенном уровне развития, должно гарантировать своим гражданам возможность получения жизненно важных социальных благ. Социологи утверждают, что потребительское поведение людей ориентировано на получение «стандартного пакета» товаров и услуг, который представляет собой набор этих товаров и услуг, доступный среднему члену общества на данном этапе развития страны. В XX в. в промышленно развитых странах Запала все более распространяются концепции и доктрины, возлагающие на государство задачу обеспечения таких прав человека, как право на определенный стандарт благосостояния. «Всеобщая декларация прав человека», принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г. провозгласила право каждого человека на «такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам»1.
Социальная политика государства, создающая в процессе своего осуществления эффективную систему социальной защиты населения, является одним из важных вопросов, без решения которого невозможно создать гармоничную рыночную экономику и достичь благополучия во всех сферах общества.
Сегодня социальная защита населения является необходимым элементом функционирования любого развитого государства. Социальная защита (в широком смысле) — деятельность государства по воплощению в жизнь целей и приоритетных задач социальной политики. Социальная защита (в узком смысле) — это система законодательных, экономических и социально-психологических гарантий, предоставляемых трудоспособным гражданам для повышения своего благосостояния за счет личного трудового вклада, а нетрудоспособным и социально уязвимым слоям населения за счет преимущества в пользовании общественными фондами потребления, а также в прямой материальной поддержке. Социальная защищенность представляет собой ценностную характеристику положения человека или социальной группы в обществе, отражающую тип или степень их опоры на общественный строй. Эффективная социальная защищенность складывается из системы мер социальной защиты; деятельности органов государственного управления по реализации социальной политики; действенности и реальной осуществимости законодательно закрепленных социальных гарантий. Финансовой базой системы социальной защиты служат средства налогоплательщиков (государственный бюджет); страховые средства работодателей и работников; общесменная и частная благотворительность. Таким образом, эффективная социальная защищенность подразумевает систему экономических отношений, гарантирующих каждому члену общества определенный жизненный уровень, который является минимально необходимым для развития и использования его способностей и обеспечивающая данный уровень при утрате тех или иных способностей.
Социальная политика государства направлена на создание социальных гарантий в формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве. Система социальной защиты строится на определенных социальные обязательствах государства. Социальные обязательства государства — законодательно закрепленная совокупность социальных благ, которые государство обязуется сделать доступными для своих граждан, гарантируя для определенной их части и по определенному кругу бесплатность предоставления.
Широкий перечень государственных социальных обязательств содержит Конституция Российской Федерации. В соответствии с основным законом страны «охраняются труд и здоровье людей, устанавливается минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты»2.
При организации социальной защиты населения широкое распространение получили государственные минимальные социальные стандарты — минимальный уровень государственных гарантий социальной защиты, обеспечивающий удовлетворение основных потребностей человека. Они выражаются в нормах и нормативах предоставления денежных выплат, бесплатных и общедоступных социальных услуг, социальных пособий и выплат. К государственным минимальным социальным стандартам относятся: минимальная заработная плата, минимальные размеры пенсий, нормативы бюджетного финансирования расходов на здравоохранение народного жителя, нормы питания, нормы и нормативы льготного обеспечения лекарственными препаратами, нормы общей площади жилого помещения и пр.
Механизм социальной политики реализуется через систему социального обеспечения и социальных услуг. Социальное обеспечение — программы, связанные с выплатой денежных средств неработающим гражданам (по возрасту, в случае утраты трудоспособности, потери кормильца и пр.). Социальное обеспечение представляет собой государственную программу полного или частичного содержания нетрудоспособных. В свою очередь, система социального обеспечения складывается из социального страхования и общественного вспомоществования. Социальное страхование — система отношений по распределению и перераспределению национального дохода, заключающихся в формировании специальных страховых фондов для содержания лиц, не участвующих в общественном труде. Система социального страхования — программы, включающие в себя безвозмездные платежи всем членам общества независимо от их доходов по наступлении определенного события в их жизни (выход на пенсию, инвалидность, потеря работы, беременность и роды, потеря кормильца и пр.). Фонды социального страхования формируются из государственных дотаций и страховых взносов, уплачиваемых работодателями и работающими гражданами. В систему социального страхования входит пенсионное, медицинское, страхование от безработицы и от несчастных случаев на производстве. Другая часть государственной программы социального обеспечения составляет общественное вспомоществование. Общественное вспомоществование — программы оказания помощи лицам, официально признанным людьми, не имеющими средств к существованию, т. е. находящимися за чертой бедности. Общественное вспомоществование направлено на поддержание дохода беднейших слоев населения независимо от их участия в трудовой деятельности и выплаты страховых взносов и финансируется из налоговых поступлений государства. Общественное вспомоществование может быть в виде денежных выплат и в натуральной форме (бесплатные обеды, продовольственные талоны, продажа товаров по сниженным ценам).
Основным способом реализации социальной политики в нашей стране являются программы по поддержке различных категорий граждан, нуждающихся в помощи государства. Так, в настоящее время в РФ действует Государственная программа Российской Федерации "Социальная поддержка граждан"3.
По итогам данной программы планируется достижение следующих результатов:
снижение бедности среди получателей мер социальной поддержки на основе расширения сферы применения адресного принципа ее предоставления;
удовлетворение к 2020 году потребностей граждан пожилого возраста и инвалидов, включая детей-инвалидов, в постоянном постороннем уходе в сфере социального обслуживания населения;
создание прозрачной и конкурентной среды в сфере социального обслуживания населения;
повышение к 2018 году средней заработной платы социальных работников до 100 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе;
рост рождаемости;
решение проблемы беспризорности;
преобладание к 2020 году семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей;
создание прозрачной и конкурентной системы государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций; обеспечение эффективности и финансовой устойчивости социально ориентированных некоммерческих организаций;
увеличение объемов социальных услуг, оказываемых социально ориентированными некоммерческими организациями.
Приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан" определены исходя из Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537 "О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года", Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. N 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года", Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации".
К приоритетным направлениям социальной политики Российской Федерации, определенным указанными правовыми актами, отнесены в том числе:
повышение благосостояния граждан и снижение бедности;
модернизация и развитие сектора социальных услуг;
обеспечение доступности социальных услуг высокого качества для всех нуждающихся граждан пожилого возраста и инвалидов путем дальнейшего развития сети организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности, предоставляющих социальные услуги;
развитие сектора негосударственных некоммерческих организаций в сфере оказания социальных услуг, в том числе создание механизма привлечения их на конкурсной основе к выполнению государственного заказа по оказанию социальных услуг, создание прозрачной и конкурентной системы государственной поддержки негосударственных некоммерческих организаций, оказывающих социальные услуги населению, развитие взаимодействия государства, населения, бизнеса и структур гражданского общества, в том числе с применением механизмов государственно-частного партнерства.
Целями социальной политики РФ являются:
создание условий для роста благосостояния граждан - получателей мер социальной поддержки;
повышение доступности социального обслуживания населения.
Для достижения целей социальной политики предстоит обеспечить решение следующих задач:
выполнение обязательств государства по социальной поддержке граждан;
обеспечение потребности граждан старшего возраста, инвалидов, включая детей-инвалидов, семей и детей в социальном обслуживании;
создание благоприятных условий для жизнедеятельности семьи, функционирования института семьи, рождения детей;
повышение роли сектора негосударственных некоммерческих организаций в предоставлении социальных услуг.
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации с 1 января 2014 г. региональные программы, направленные на достижение целей Программы, могут реализовываться исключительно в форме государственных программ субъекта Российской Федерации или подпрограмм государственных программ субъекта Российской Федерации.
Программный подход к решению задач с позиции достижения целевых показателей доказал свою эффективность на практике и позволил оценить социально-экономические последствия реализации мер по социальной поддержке граждан и эффективность расходования финансовых средств.
В настоящее время в большинстве субъектов Российской Федерации приняты аналогичные государственные программы.