Основные постулаты общественного воспроизводства в отношении регулирования экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2015 в 20:58, контрольная работа

Описание работы

Содержание государственного регулирования экономики охватывает деятельность по регулированию трех взаимосвязанных частей воспроизводственного процесса:
- регулирование ресурсов,
- регулирование производства,
- регулирование финансов.

Файлы: 1 файл

гос.регулирован.экон..docx

— 56.09 Кб (Скачать файл)

Координация и взаимодействие с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в ходе реализации Программы будут обеспечиваться путем:

научно-методического обеспечения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, относящимся к сфере действия Программы;

согласования в ходе бюджетного процесса объемов мер социальной поддержки граждан в форме субсидий и субвенций из федерального бюджета;

взаимного обмена информацией, в том числе нормативной, статистической по вопросам, относящимся к сфере действия Программы;

организации и проведения всероссийских и региональных конференций, совещаний, семинаров;

консультаций специалистов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, относящимся к сфере действия Программы;

проведения семинаров и курсов повышения квалификации по вопросам, относящимся к сфере действия Программы;

размещения информации о ходе реализации Программы на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и в аналитической информационной системе обеспечения открытости деятельности федеральных органов исполнительной власти, реализуемой в рамках государственных программ Российской Федерации и размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

 

 

3. Проблемы формирования конкурентной  среды и эффективного предпринимательства

 

Конкуренция - (от латинского Concurrere - сталкиваться) - борьба независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы. Это экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворяя разнообразные потребности покупателей. На мировом рынке постоянно существует острая конкуренция товаропроизводителей.

Для успешного выступления на внешних рынках требуется существенное повышение конкурентоспособности предлагаемых отечественных товаров. При импорте же использование конкуренции иностранных продавцов позволяет достигать более выгодных условий закупок. Конкуренция -  соперничество между производителями товаров и услуг за рынок сбыта, завоевание определенного сегмента рынка, это борьба между частными товаропроизводителями за более выгодные условия производства и сбыта товаров, за получение наивысшей прибыли.

Конкуренция - это неотъемлемая часть рыночной среды, необходимое условие развития предпринимательской деятельности, это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке, это конкуренция между производителями. Аналогично определяется конкуренция между потребителями как взаимоотношения по поводу формирования цен и объема спроса на рынке. Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других. Конкурентная борьба - это динамический (ускоряющий движение) процесс, который служит лучшему обеспечению рынка товарами.

Но понятие конкуренции настолько многозначно, что оно не охватывается каким-либо универсальным определением. Это и способ хозяйствования, и такой способ существования капитала, когда один капитал соперничает с другим капиталом. В конкуренции усматривается как главная сущностная черта, свойство товарного производства, так и способ развития. Кроме того, конкуренция выступает в роли стихийного регулятора общественного производства.

Борьба за экономическое выживание и процветание - закон рынка. Конкуренция (как и её противоположность - монополия) может существовать только при определённом состоянии рынка. Разные виды конкуренции (и монополии) зависят от определённых показателей состояния рынка. Основными показателями являются:

  • Количество фирм (хозяйственных, промышленных, торговых предприятий, имеющих права юридического лица), поставляющих товары на рынок;
  • Свобода вхождения предприятия на рынок и выхода из него;
  • Дифференциация товаров (придание определённому виду товара одного и того же назначения разных индивидуальных особенностей - по фабричной марке, качеству, цвету и др.);
  • Участие фирм в контроле над рыночной ценой.

В настоящее время в Российской Федерации действует законодательная база, призванная защищать конкурентную среду в нашей стране. Прежде всего, это  Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 N 135-ФЗ4, который  определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения:

1) монополистической  деятельности и недобросовестной  конкуренции;

2) недопущения, ограничения, устранения конкуренции  федеральными органами исполнительной  власти, органами государственной  власти субъектов Российской  Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции  указанных органов органами или  организациями, а также государственными  внебюджетными фондами, Центральным  банком Российской Федерации.

Целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

При этом, на сегодняшний день в России отсутствует системный прогноз повышения конкурентоспособности различных отраслей народного хозяйства и сфер деятельности.

Такие прогнозы присутствуют только лишь в отдельных отраслях производства и носят случайный характер. В тоже время в любой отрасли народного хозяйства имеется сегодня достаточно большое количество проблем, препятствующих созданию конкурентной среды. Более того, большинство этих проблем одинаковы практически для всех сфер деятельности и решить их возможно только на основе разумного сочетания и применения различных экономических законов, законов организации, научных подходов, принципов и методов управления, стратегического маркетинга, инновационного менеджмента и так далее.

Как уже отмечалось, существует достаточно большое количество общих проблем, препятствующих созданию полноценной конкурентной среды и эффективного предпринимательства в экономике России.

Между тем, эти проблемы имеют самые различные аспекты, и направления их решения лежат в различных сферах. Это и сферы государственной власти (законодательная, исполнительная власти), и в сфере экономки и финансов, и в сфере образования, социальной сфере и так далее.

Очевидно, что построение конкурентной среды в экономике России и эффективного предпринимательства возможно только при взаимодействии всех ветвей государственной власти, всех государственных и негосударственных структур, то есть при содействии всех структурных элементов экономики. Только общий подход поможет решить проблемы создания конкурентной среды в экономике России. Остановимся подробнее на рассмотрении основных проблем, препятствующих созданию конкурентной среды в экономике России.

Так, одной из основных проблем в создании конкурентной среды и эффективного предпринимательства является слабая стыковка и интеграция права с другими отраслями науки, недостаточное применение системного и других научных подходов. Существенные трудности создает неконкретность и неоднозначность толкования многих нормативных актов, и низкий уровень профессионализма многих работников, разрабатывающих законы.

Серьезной проблемой в процессе создания конкурентной среды в экономике России является слабая подготовка работников исполнительной власти по проблемам управления конкурентоспособностью, качеством и ресурсосбережением, ориентация деятельности на текущий момент, а не на стратегию развития управляемых объектов на 10-20 лет, низкое качество управленческих решений, а также частая сменяемость структур и кадров.

Большие трудности в создании конкурентной среды в экономике России возникают в результате отсутствия комплексной стратегии развития страны на длительный период, учитывающей экономические, технические, организационные и другие аспекты.

Не может не оказывать негативного воздействия на создание конкурентной среды в экономике России низкое качество экономического обоснования решений, отсутствие на всех уровнях управления системы менеджмента, ориентированной на достижение конкурентоспособности объектов, слабое методическое, информационное и правовое обеспечение управления экономикой. Осложняет также положение низкая эффективность использования ресурсов, непонимание необходимости перехода экономики страны на инновационный путь развития.

Не может не являться проблемой в создании конкурентной среды в экономике России отсутствие научно обоснованной системы подготовки экономистов, менеджеров, юристов для условий рыночных отношений.

Негативное воздействие здесь также оказывает низкий уровень заработной платы работников образования и культуры, старение основных фондов в учреждениях образования.

Можно сказать, что основной проблемой создания конкурентной среды в экономике России и эффективности предпринимательства является большая изношенность основных фондов. Эта проблема характерна в одинаковой степени для всей промышленности, а также при добыче и переработке черных и цветных металлов, в машиностроении и приборостроении, в сельском хозяйстве. Вполне очевидно, что такая изношенность основных фондов никак не может служить благоприятным моментом для создания конкурентной среды в экономике России. Элементы производственной инфраструктуры явными конкурентными преимуществами также не обладают. Они находятся в стадии реформирования, становления и развития. В целом для этих элементов характерны те же проблемы, что и для других отраслей народного хозяйства.

Не отличается в лучшую сторону и сфера строительства. Низкое качество отечественного строительного оборудования, не конкурентоспособность российских строителей на внутреннем рынке, а также низкий уровень организации строительных работ и отсутствие соответствующей системы менеджмента - все это не может являться положительной предпосылкой в создании конкурентной среды в экономике России.

Таким образом, видно, что для того, чтобы создать в экономике России полноценную конкурентную среду необходимо решить не только выше указанные, но еще и многие другие проблемы и это весьма небыстрый, но необходимый процесс.

Концепцию создания конкурентной среды и повышения конкурентоспособности России следует формировать на основе экономических законов рыночных отношений, законов организации, научных подходов, принципов и методов управления, принципа всеобщности участи.

Большие трудности в создании конкурентной среды в экономике России возникают в результате отсутствия комплексной стратегии развития страны на длительный период, учитывающей экономические, технические, организационные и другие аспекты. Осложняет также положение низкая эффективность использования ресурсов, непонимание необходимости перехода экономики страны на инновационный путь развития.

 

Список литературы

 

1. Всеобщая декларация  прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // "Российская газета", 10.12.1998

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) //Собрание законодательства РФ.2014. N 31. ст. 4398.
  2. Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции»  //Собрание законодательства РФ", 31.07.2006, N 31 (1 ч.), ст. 3434.
  3. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 296 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан" // Собрание законодательства Российской Федерации от 28 апреля 2014 г. N 17 ст. 2059.
  4. Волгин Н.А. Социальная политика. – М.: Экзамен, 2013.
  5. Гаращенко Н.Л. Государственное регулирование экономики. – М., 2007. 
  6. Государственное регулирование рыночной экономики.  /Под ред. Кушлина В.И. - М.: РАГС, 2005. — 834 с.
  7. Государственное регулирование экономик/Под ред. И.Н. Мысляевой, Н.П. Кононковой. – М.: Издательство МГУ, 2010 г
  8. Кирцнер И. Конкуренция и предпринимательство. – М., 2012.
  9. Конституция РФ: научно-практический комментарий. / Под ред. академика Б.Н. Топорнина. – М.: Юрист, 2010г.
  10. Морозова Т.Г .  Государственное регулирование экономики . М., 2012.
  11. Роик В. Социальная защита: содержание понятия // Человек и труд. -2013. – №7.

1 Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеёй ООН 10.12.1948) // "Российская газета", 10.12.1998

2 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) //Собрание законодательства РФ.2014. N 31. ст. 4398.

3 Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 296 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан" // Собрание законодательства Российской Федерации от 28 апреля 2014 г. N 17 ст. 2059

4 Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ О защите конкуренции  //Собрание законодательства РФ", 31.07.2006, N 31 (1 ч.), ст. 3434

 

 


Информация о работе Основные постулаты общественного воспроизводства в отношении регулирования экономики