Основные права и обязанности граждан в сфере государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 01:43, реферат

Описание работы

Административно-правовой статус граждан Российской Федерации устанавливается прежде всего Конституцией Российской Федерации, актами органов представительной власти. В формировании, особенно в реализации составляющих данный статус прав и обязанностей значительна также роль органов исполнительной власти. Конституционный принцип приоритета прав и свобод гражданина положен в основу государственной службы, получившей специальное закрепление в Федеральном законе от 5 июля 1995 г. “Об основах государственной службы в Российской Федерации”. С точки зрения этой концепции административное право должно быть нацелено на осуществление прав и свобод граждан и всемерное укрепление их административно-правовых гарантий.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Права граждан в сфере государственного управления……………….4
§1. Понятие прав граждан в сфере государственного управления……...4
§2.Виды прав граждан в сфере государственного управления………….5
Глава 2. Обязанности граждан в сфере государственного управления……….7
§1. Понятие обязанностей граждан в сфере государственного управления………………………………………………………………………...7
§2.Обязанности граждан в сфере государственного управления……….8
§3.Законодательное закрепление прав и обязанностей граждан в сфере государственного управления…………………………………………………..10
Заключение…………………………………………………………………….....14
Список использованной литературы…………………………………………...15

Файлы: 1 файл

Реферапт по АП.docx

— 34.82 Кб (Скачать файл)

Важнейшей обязанностью граждан, как  субъектов административного права  является соблюдение ими административно-правовых норм и основанных на них законных требований органов государственной  власти и местного самоуправления, их должностных лиц. Соблюдение их является важнейшей обязанностью граждан  Российской Федерации.

Кроме того, реализация прав и обязанностей граждан в сфере государственного управления требует от органов исполнительной власти, должностных лиц многообразной функциональной деятельности по их защите, государственной гарантии, созданию условий для практического осуществления, наконец, просто доброжелательного отношения. Так, каждый гражданин имеет право на равную защиту закона от какой бы то ни было дискриминации, никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию и т.д. На основе этих нормативных актов обеспечивается защита прав граждан, например, как потребителей в сфере торговли и предоставления услуг, пользователей средствами связи и массовой информации, гарантируются права граждан в области образования и здравоохранения, физкультуры и спорта.

 

§3.Законодательное закрепление  прав и обязанностей граждан в  сфере государственного управления

 

В Конституции, законах и других актах предусмотрен целый ряд  гарантий, т.е. специальных экономических, политических, организационных и  юридических (в том числе административно-правовых) мер, направленных на реализацию и охрану прав и свобод граждан от каких-либо нарушений. Эти гарантии могут быть судебными и внесудебными.

Статьи 18 и 46 Конституции3 особо подчеркивают роль судов в защите прав и свобод граждан. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Каждый вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой зашиты.

В современном законодательстве России заметна тенденция к расширению возможностей судебной защиты прав и  свобод граждан, а также совершенствованию  процессуального законодательства в этой области. Суды во все возрастающем объеме рассматривают дела, вытекающие из административно-правовых отношений или касающиеся административно-правовых споров. Особо велика роль Конституционного Суда России, разрешающего дела о конституционности правовых актов, в том числе непосредственно связанных с конституционными правами, свободами и обязанностями граждан.

В современных условиях административно-правовой статус гражданина в сфере государственного управления существенно меняется.

Во-первых, права и свободы человека признаны ст. 2 Конституции РФ высшей ценностью, и их признание, соблюдение и защита - обязанностью государства.

Во-вторых, корреспондирующая ст. 2 Конституции РФ ст. 18 устанавливает, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно  действующими, в том числе и  в сфере государственного управления.

В-третьих, административно-правовой статус граждан в сфере государственного управления все в большей мере регулируется на уровне законов, правительственных  актов. Например, если ранее подавляющая  часть прав и обязанностей граждан  в сфере охраны общественного  порядка и обеспечения общественной безопасности регулировалась закрытыми ведомственными нормативными актами, то теперь они регламентированы Законом ПФ «О милиции». Правила дорожного движения в прошлом утверждались министром внутренних дел - сейчас постановлением Правительства РФ.

В-четвертых, административно-правовой статус граждан становится по своему содержанию значительно полнее, богаче, разностороннее, расширяется диапазон его регулирования во многих сферах экономической, политической, социальной жизни. Подтверждением этого важного  положения являются, например, Закон  РФ «О праве граждан Российской Федерации  на свободу передвижения, выбор места  пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 25 июня 1993 г. 4, отменивший прописку и установивший взамен ее регистрацию граждан и уведомительный порядок ее реализации; Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 18 июля 1996 г5, который установил право граждан РФ свободно выезжать за пределы России и беспрепятственно возвращаться в свою страну; Федеральный закон «О защите прав потребителей» от 9 января 1996 г., значительно расширивший права граждан в сфере торговли, предоставления услуг и работ; эти права и обязанности граждан получили дальнейшую конкретизацию и развитие в правилах продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19 января 1998г.

В-пятых, значительно повышается роль суда в защите прав граждан в сфере  государственного управления.

В соответствии с Законом РФ «Об  обжаловании в суд действий и  решений, нарушающих права и свободы  граждан» от 27 апреля 1993 г. (с изменениями  и дополнениями, которые внес в  него Федеральный закон от 14 декабря 1995 г.)6 каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) или бездействием государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных или муниципальных служащих нарушены его права и свободы.

Конкретизируя, дополняя, детализируя  нормы конституционного права, а  также других отраслей права, например налогового, таможенного, бюджетного, экологического права в сфере  государственного управления, нормы  административного права определяют многие дополнительные права и обязанности  граждан и, что особенно важно, механизмы  их реализации и защиты от нарушений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод о том, что 

правомерные действия граждан  и совершенные ими административные правонарушения влекут возникновение, изменение или прекращение конкретных административных правоотношений. И  именно поэтому гражданам важно  знать свои права в сфере государственного управления и пользоваться ими, а  также знать и выполнять свои обязанности в сфере государственного управления.

Также необходимо помнить, что неправомерные действия граждан образуют административные правонарушения, влекущие административное принуждение. Причинение административным правонарушением материального ущерба может повлечь за собой, наряду с административной, гражданско-правовую ответственность.

Поэтому чтобы избежать ответственности за неправомерные действия, граждане должны знать какие права в данной сфере они имеют и какие обязанности, должны исполнять.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

  1. Конституция Российской Федерации от 25.12.1993 , с изменениями и дополнениями от 09.01.1996, 10.02.1996, 09.06.2001.М.: РГ. 25.12.2003.2.
  2. Закон РФ «О вынужденных переселенцах» от 19 февраля 1993 г.3.
  3. Закон РФ от 25.06. 1993 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» //ВВС. 1993. № 32. Ст.1227.4.
  4. Законом РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993 г. (с изменениями и дополнениями, которые внес в него Федеральный закон от 14 декабря 1995 г.)
  5. Административное право, Н. В. Макаренко, Краткий курс лкций, 7-е издание, переработанное и дополненное, с. 198
  6. Административное право: Учебник / Под ред. Л. Л. Попова . – М.:Юристъ, 2002. – с. 679.

1 Административное право, Н. В. Макаренко, Краткий курс лкций, 7-е издание, переработанное и дополненное, С. 34

2 Административное право, Н. В. Макаренко, Краткий курс лкций, 7-е издание, переработанное и дополненное, С. 34

3 Конституция Российской Федерации от 25.12.1993 , с изменениями и дополнениями от 09.01.1996, 10.02.1996, 09.06.2001.М.: РГ. 25.12.2003.2.

4 Закон РФ «О вынужденных переселенцах» от 19 февраля 1993 г.3.

5 Закон РФ от 25.06. 1993 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» //ВВС. 1993. № 32. Ст.1227.4.

6Закон РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993 г. (с изменениями и дополнениями, которые внес в него Федеральный закон от 14 декабря 1995 г.)


Информация о работе Основные права и обязанности граждан в сфере государственного управления