Особенности административной ответственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 13:38, контрольная работа

Описание работы

В теории права юридическая ответственность понимается как реализация правовой санкции в случае правонарушения, применение к правонарушителю наказания, поскольку оно есть и в выговоре за нарушение трудовой дисциплины, и в административном штрафе, и в лишении свободы, и в гражданско-правовой неустойке.

Содержание работы

1. Специфические признаки административной ответственности.
2. Освобождение от административной ответственности.
3. Административные наказания: понятие и виды.
4. Заполнить таблицу.
5.Список лит-ры.

Файлы: 1 файл

административное.docx

— 41.53 Кб (Скачать файл)

АМУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

(ФБ ГОУ ВПО «АмГУ»)

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ   работа

 

 

по дисциплине: Административное право

Тема: Особенности административной ответственности

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель

студент группы 221-сб1                  Т.Г.Перловская

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                             

 

 

Благовещенск  2014

 

 

Содержание

 

 

          Вариант № 6

 

 

Особенности административной ответственности

1. Специфические признаки  административной ответственности.

2. Освобождение от административной  ответственности.

3. Административные наказания:  понятие и виды.

4. Заполнить таблицу.

5.Список лит-ры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вариант 6

 

Особенности административной ответственности

Административная ответственность - это применение государственными органами, должностными лицами и представителями  власти установленных государством мер административного воздействия  к гражданам, а в соответствующих  случаях - и к организациям за нарушение  законности, и государственной дисциплины.

Административная ответственность  наряду с уголовной, гражданской  и дисциплинарной является одним  из видов юридической ответственности, устанавливаемой государством путем  издания правовых норм, определяющих основания ответственности, меры, которые  могут применяться к нарушителям, порядок рассмотрения дел о правонарушениях . 
В теории права юридическая ответственность понимается как реализация правовой санкции в случае правонарушения, применение к правонарушителю наказания, поскольку оно есть и в выговоре за нарушение трудовой дисциплины, и в административном штрафе, и в лишении свободы, и в гражданско-правовой  неустойке.

Признаки административной ответственности:

Административная ответственность  является средством охраны правопорядка. Она нормативно определена и состоит в определении и реализации санкций правовых норм. Является последствием виновного деяния. Сопровождается государственным и общественным осуждением правонарушителя и совершённого им деяния. Связана с применением мер принуждения, которые обязан претерпеть правонарушитель. Реализуется в соответствующей процессуальной форме.

Выделим свои специфические признаки административной ответственности.

Основанием  административной ответственности  является административное правонарушение. Административная ответственность состоит в применение к виновному мер административного взыскания. В ст.23 КоАП сказано, что административное взыскание является мерой ответственности.

К административной ответственности привлекают органы, которым такое право предоставлено  законодательством, их полный перечень содержится в разделе 3 КоАП. Положения об административной ответственности урегулированы нормами административного права, которые содержат исчерпывающий перечень административных проступков и административных взысканий, которые в своей совокупности образуются в нормативную основу административной ответственности.

Законодательством установлен особый порядок привлечения  к административной ответственности, он отличается сравнительной простотой, что создаёт условия для его  эффективного применения, и в тоже время содержит необходимые гарантии законности, права на защиту.

При наличии юридического факта - административного правонарушения - включается механизм санкции правовой нормы, и санкция из потенциальной  возможности применения наказания  преобразуется в действительное административное наказание. 
В административном праве из всех многочисленных мер административного принуждения (досмотр, реквизиция, задержание, изъятие и т.д.) только назначение административного наказания влечет наступление административной ответственности.

Следовательно, административная ответственность - это реализация административно-правовых санкций, применение уполномоченным органом  или должностным лицом административных наказаний к гражданам и юридическим лицам, совершившим правонарушение. 
Прежде всего отметим, что принято выделять три основания административной ответственности:  
1.нормативное – система юридических норм, определяющих основания и порядок реализации  административной ответственности. 
2.фактическое – совершение лицом деяния, содержащего признаки состава административного правонарушения.  
3.процессуальное – вынесение в установленном порядке уполномоченным субъектом постановления (решения) о привлечении к административной ответственности. 
Важнейшим основанием для применения мер ответственности может служить административное правонарушение. 
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. 
Лица, совершившие административные правонарушения, согласно административному законодательству, равны перед законом. 
Административную ответственность характеризуют некоторые признаки, общие для всех  видов юридической  ответственности. 
Во-первых, она представляет собой государственное принуждение, поскольку реализация властных полномочий осуществляется через органы государственной власти и органы местного самоуправления. 
Во-вторых, это правовое принуждение, подчиняющееся общим принципам законности и справедливости права. Административная ответственность применяется на основе правовой регламентации ее объема и пределов, нормативного установления оснований, содержания и процессуальных форм реализации конкретных административных наказаний. Нормы, регулирующие составные элементы административной ответственности, в совокупности представляют собой самостоятельный институт административного права.

В-третьих, она влечет за собой наступление неблагоприятных  последствий для правонарушителей, предусмотренных санкцией правовой нормы. По содержанию меры административной ответственности выражаются в предусмотренных  Кодексом об административных правонарушениях  лишении или ограничении прав и свобод нарушителей, поскольку  иным образом оказать принудительное воздействие на этих лиц невозможно. Неблагоприятные последствия для  правонарушителя могут наступать  в виде лишений или ограничений  морального (предупреждение), материального (штраф, конфискация, возмездное изъятие) или физического характера (административный  арест). 
В-четвертых, в мерах административной ответственности содержится итоговая правовая оценка деяния и нарушителя от имени государства. Именно административное наказание представляет собой "окончательную, последнюю инстанцию" в борьбе с правонарушениями, т.е. решение вопроса по существу, и виновный в соответствии с характером и общественной опасностью совершенного подвергается  административному наказанию. 
Данный признак юридической ответственности вообще и административной ответственности в частности наиболее ярко выражает ее специфику, а именно: осуждение виновного поведения от имени государства, государственное порицание правонарушителя.

В-пятых, юридическая ответственность  всегда рассматривалась в качестве результата правонарушения, т.е. это  ретроспективная, или негативная, ответственность  в отличие от так называемой положительной (позитивной) ответственности, которая  понимается как ответственность  за порученное дело, за выполнение поставленной задачи, когда она совпадает с  понятием правовой обязанности или  долга.

Освобождение  от административной ответственности

Кодекс  об административных правонарушениях (ст. 2.9) устанавливает основания, условия  и последствия освобождения от административной ответственности лиц, совершивших  административные правонарушения, при  малозначительности проступка. Освобождение от административной ответственности  может также проявляться и в замене ее другим видом ответственности (например, дисциплинарной). По существу, в названных случаях в том или ином виде судьей, уполномоченными органами и должностными лицами осуществляется освобождение от административной ответственности тех, кто нарушил правовые предписания.

Своеобразным "освобождением" от административной ответственности является пропуск  юрисдикционным органом и его должностными лицами по тем или иным причинам давностного срока назначения административного наказания, т.е. привлечения виновного к административной ответственности.

Статьей 4.5 КоАП установлен давностный срок назначения административного наказания - постановление  по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении  двух месяцев со дня совершения правонарушения, а если правонарушение было длящимся (нарушение правил воинского учета, проживание без регистрации, уклонение  от перерегистрации охотничьего  ружья и т.д.), то не позднее двух месяцев со дня его обнаружения.  Названной статьей предусмотрен и иной срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства РФ о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне Российской Федерации, о защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг, антимонопольного, таможенного, налогового, валютного, экологического и ряда других законодательных актов. Он составляет один год со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся правонарушении - один год со дня его обнаружения.

Законодательство  закрепляет систему "гибкого реагирования" на административные правонарушения и  не требует, чтобы всякое правонарушение обязательно влекло административную ответственность даже в пределах давностного срока. При малозначительности совершения административного правонарушения судья, орган (должностное лицо), уполномоченный решать дело, может вообще освободить нарушителя от административной ответственности  и ограничиться устным замечанием. Главное состоит в том, чтобы  при решении вопроса об освобождении нарушителя от административной ответственности  были тщательно учтены все объективные  и субъективные стороны состава  правонарушения, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

В ряде случаев административное правонарушение влечет в порядке исключения не административную, а дисциплинарную ответственность. Военнослужащие, сотрудники органов  внутренних дел и иные лица, на которых  распространяется действие дисциплинарных уставов, несут ответственность  за административные правонарушения, как правило, по дисциплинарным уставам (положениям), кроме правонарушений, за совершение которых ответственность  наступает на общих основаниях.

С учетом конкретных обстоятельств  дела и данных о лице, совершившем  административное правонарушение в  возрасте от 16 до 18 лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо также может  быть освобождено от административной ответственности с применением  к нему меры воздействия, предусмотренной  федеральным законодательством  о защите прав несовершеннолетних (ст. 2.3 КоАП).

Специфическим временным  освобождением от административной ответственности является предусмотренная  ст. 31.5 КоАП отсрочка исполнения постановления  о назначении административного  наказания.

 

При наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления  о назначении административного  наказания в виде административного  ареста, лишения специального права  или в виде административного  штрафа (за исключением взыскания  административного штрафа на месте  совершения административного правонарушения) невозможно в установленные сроки, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, могут отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца.  Лицо, действовавшее в состоянии крайней необходимости, административной ответственности не подлежит. Если, например, водитель автомашины с превышением установленной скорости везет в больницу человека, нуждающегося в неотложной медицинской помощи, то он не будет наказан за превышение скорости, поскольку действует в ситуации крайней необходимости .В соответствии со ст. 2.8 КоАП исключает административную ответственность и невменяемость. Не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, т.е. не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.

Кодекс об административных правонарушениях исключает возможность  применения некоторых административных наказаний в зависимости от тех  или иных особенностей субъекта административного  правонарушения.Так, административный арест (ст. 3.9 КоАП) не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, лицам, не достигшим 18 лет, инвалидам I и II групп. Лишение права управления средствами транспорта не может применяться к лицам, которые пользуются этими средствами в связи с инвалидностью, за исключением случаев управления транспортными средствами в состоянии опьянения, уклонения от прохождения в установленном порядке медицинского освидетельствования на состояние опьянения, а также оставления в нарушение установленных правил места дорожно-транспортного происшествия, участником которого они являются (ст. 3.8 КоАП).

Лишение права охоты не может применяться к лицам, для  которых охота является основным законным источником средств к существованию; они не могут быть подвергнуты конфискации или возмездному изъятию огнестрельного оружия и боевых припасов. В законодательном порядке предусматривается ограничение применения административных наказаний в отношении военнослужащих и некоторых других лиц: судей, прокуроров, лиц, пользующихся депутатской неприкосновенностью, иностранных граждан, обладающих иммунитетом и привилегиями от административной юрисдикции на территории Российской Федерации.

Информация о работе Особенности административной ответственности