Особенности правового положения на территории проведения контртеррористической операции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2015 в 11:50, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование аспектов и особенностей проведения контртеррористической операции. Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. Раскрыть сущность понятия контртеррористической операции.
2. Изучить правовые основы и субъекты проведения контртеррористической операции.
3. Охарактеризовать особенности правового положения на территории проведения контртеррористической операции.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………… 3

Глава I. Сущность контртеррористической операции. Правовые основы и субъекты проведения контртеррористической операции …………………… 4
§1. Понятие и сущность контртеррористической операции ……………. 4-7
§2. Правовые основы и субъекты проведения контртеррористической операции …………………………………………………………………….. 7-19

Глава II. Особенности правового положения на территории проведения контртеррористической операции ………………………………………. 20-24

Заключение …………………………………………………………………… 25

Библиография …………………………

Файлы: 1 файл

Курсач.docx

— 51.65 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение  ………………………………………………………………………… 3

 

Глава I. Сущность контртеррористической операции. Правовые основы и субъекты проведения контртеррористической операции  …………………… 4

   §1. Понятие и сущность контртеррористической операции  ……………. 4-7

   §2. Правовые основы и субъекты проведения контртеррористической операции ……………………………………………………………………..   7-19

 

Глава II. Особенности правового положения на территории проведения контртеррористической операции  ……………………………………….   20-24

 

Заключение  ……………………………………………………………………   25

 

Библиография  …………………………………………………………….    26-27 
Введение

   Терроризм сегодня - это мощнейшее оружие, инструмент, используемый не только в борьбе против власти, но очень часто - и самой властью для достижения своих целей. Мотивы действий большинства современных террористических организаций, групп и отдельных лиц весьма и весьма далеки от "высоких идеалов". Сегодня эта проблема очень актуальна в России, стали проявлять больше общественного и научного внимания к этой проблеме, пишутся книги, издаются специальные журналы. С другой стороны и государство, столкнувшееся лицом к лицу с практическим террором, вынуждено заниматься разработкой стратегии и тактики борьбы с ним. Терроризм в любых формах своего проявления превратился в одну из самых опасных проблем, с которыми человечество вошло в XXI столетие. В России проблема терроризма и борьба с ним резко обострилась в 90-х годах. Терроризм представляет реальную угрозу национальной безопасности страны: похищение людей, взятие заложников, случаи угона самолетов, взрывы бомб, акты насилия в этно-конфессиональных конфликтах, прямые угрозы и их реализация. Наиболее эффективным правовым средством противодействия терроризму является введение правового режима контртеррористической операции. Целью данной работы является исследование аспектов и особенностей проведения контртеррористической операции. Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

1. Раскрыть сущность понятия  контртеррористической операции.

2. Изучить правовые основы  и субъекты проведения контртеррористической  операции.

3. Охарактеризовать особенности  правового положения на территории проведения контртеррористической операции.

 

 

Глава I. Сущность контртеррористической операции. Правовые основы и субъекты проведения контртеррористической операции

§1. Понятие и сущность контртеррористической операции

В России, согласно Федеральному закону РФ «О противодействии терроризму» от 6 марта 2006 г., контртеррористическая операция определяется как «комплекс специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств», проводящийся с целью пресечения террористических актов, обезвреживания террористов и обеспечения безопасности населения и организаций. Решения о проведении контртеррористической операции и о ее прекращении принимает руководитель федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, либо по его указанию иное должностное лицо федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, либо руководитель территориального органа федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, если руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности не принято иное решение. В случае, если для проведения контртеррористической операции требуются значительные силы и средства и она охватывает территорию, на которой проживает значительное число людей, руководитель федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности уведомляет о введении правового режима контртеррористической операции и о территории, в пределах которой она проводится, Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации, Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Генерального прокурора Российской Федерации и при необходимости иных должностных лиц.1

Руководство контртеррористической операцией осуществляет ее руководитель, который несет персональную ответственность за ее проведение и который:

1) определяет структуру и порядок работы оперативного штаба, а также задачи и функции должностных лиц, включенных в состав оперативного штаба;

2) определяет состав сил и средств, необходимых для проведения контртеррористической операции, а также принимает решение о привлечении к участию в работе оперативного штаба иных лиц;

3) отдает распоряжения оперативному штабу о подготовке расчетов и предложений по проведению контртеррористической операции;

4) в порядке, определяемом нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, согласованными с федеральными органами исполнительной власти, ведающими вопросами обороны, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, привлекает силы и средства этих органов, а также иных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, необходимые для проведения контртеррористической операции и минимизации последствий террористического акта;

5) определяет представителя оперативного штаба, ответственного за поддержание связи с представителями средств массовой информации и общественности;

6)определяет территорию (объекты), в пределах которой (на которых) вводится правовой режим контртеррористической операции, и устанавливает комплекс мер и временных ограничений, о чем незамедлительно уведомляет должностное лицо, принявшее решение о проведении контртеррористической операции;

7) принимает решение и отдает боевое распоряжение (боевой приказ) о проведении контртеррористической операции;

8) реализует иные полномочия по руководству контртеррористической операцией.

Руководитель оперативного штаба и его состав определяются в порядке, установленном Президентом России. Оперативный штаб:

1) осуществляет сбор сведений об обстановке, обобщение, анализ и оценку информации в целях определения характера и масштаба готовящегося или совершаемого террористического акта;

2) подготавливает расчеты и предложения по проведению контртеррористической операции;

3) разрабатывает план проведения контртеррористической операции и после утверждения указанного плана организует контроль за его исполнением;

4) подготавливает боевые распоряжения (боевые приказы), другие документы, определяющие порядок подготовки и проведения контртеррористической операции, правовой режим контртеррористической операции;

5) организует взаимодействие привлекаемых для проведения контртеррористической операции сил и средств;

6) принимает другие меры по предотвращению и минимизации последствий террористического акта (ст. 14 Федерального закона «О противодействии терроризму»).2

Руководителями антитеррористических комиссий в субъектах Российской Федерации по должности являются высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации. Решения Федерального оперативного штаба, принятые в соответствии с его компетенцией, обязательны для всех государственных органов, представители которых входят в его состав и в состав оперативных штабов в субъектах Российской Федерации. Решения оперативных штабов в субъектах Российской Федерации, принятые в соответствии с их компетенцией, обязательны для всех государственных органов, представители которых входят в их состав. Общее руководство деятельностью Объединенной группировки осуществляет Министр внутренних дел Российской Федерации.3

§2. Правовые основы и субъекты проведения контртеррористической операции

   Федеральный закон от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" (в ред. от 27 июля 2006 г.) устанавливает основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, а также правовые и организационные основы применения Вооруженных Сил РФ в борьбе с терроризмом.  Противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах:

1) обеспечение и защита  основных прав и свобод человека  и гражданина;

2) законность;

3) приоритет защиты прав  и законных интересов лиц, подвергающихся  террористической опасности;

4) неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности;

5) системность и комплексное  использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных  и иных мер противодействия  терроризму;

6) сотрудничество государства  с общественными и религиозными  объединениями, международными и  иными организациями, гражданами  в противодействии терроризму;

7) приоритет мер предупреждения  терроризма;

8) единоначалие в руководстве  привлекаемыми силами и средствами  при проведении контртеррористических  операций;

9) сочетание гласных и  негласных методов противодействия  терроризму;

10) конфиденциальность сведений  о специальных средствах, технических  приемах, тактике осуществления  мероприятий по борьбе с терроризмом, а также о составе их участников;

11) недопустимость политических  уступок террористам;

12) минимизация и (или) ликвидация  последствий проявлений терроризма;

13) соразмерность мер противодействия  терроризму степени террористической опасности.4

   Принцип обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина. В ранее действовавшем Законе о борьбе с терроризмом он отсутствовал. Его появление свидетельствует об усилении внимания законодателя гарантиям обеспечения и защиты прав и свобод личности в Российской Федерации. Защита прав и свобод человека и гражданина при противодействии терроризму является активной формой воздействия на преступность субъектов антитеррора посредством предоставленных им возможностей. Защита состоит в принятии уполномоченными, комментируемым Федеральным законом, субъектами мер по предохранению от незаконных нарушений прав, свобод и интересов человека, возмещении вреда, причиненного в результате этих нарушений и ограничений. Произошедших в ходе деятельности террористов, так и в процессе антитеррористической работы.  Правовое регулирование отношений обеспечения и защиты прав человека и гражданина при противодействии терроризму осуществляется на основе Конституции Российской Федерации и в соответствии с комментируемым Федеральным законом и международными нормативно-правовыми актами России. Например: Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод.  Принцип законности закрепляет обязанность участников противодействия терроризму соблюдать требования Конституции Российской Федерации, предписания федеральных законов и других нормативных правовых актов в данной деятельности . Согласно комментируемому Федеральному закону, к таким участникам относятся: Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и их должностные лица, органы местного самоуправления, субъекты, привлекаемые для проведения контртеррористической операции. Обеспечение законности при противодействии терроризму предполагает соблюдение порядка осуществления антитеррористической деятельности который включает:

- осуществление антитеррористической  деятельности исключительно субъектами, уполномоченными на то комментируемым  Федеральным законом;

- соответствие антитеррористической  деятельности принципам и правовым  нормам, предусмотренным этим Законом;

- наличие установленных  комментируемым Законом оснований  для проведения контртеррористической операции.

   Принцип законности предполагает применение норм анализируемого Закона и других нормативных правовых актов в их буквальном значении, исключая их расширительное или узкое толкование правоприменителями.5

Принцип приоритета защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности. Подразумевает, что среди субъектов и объектов, подлежащих защите в контртеррористической деятельности, первоочередным правом на такую защиту пользуются лица находящиеся в террористической опасности. Речь идет о субъектах, в отношении которых уже начато преступное посягательство, когда террористическая опасность превратилась в реальную угрозу. Данный принцип определяет носителя одного из "причинообразующих факторов" контртеррористической деятельности - им выступает лицо, чьи права и законные интересы подвергаются террористической угрозе.  Лицом, подлежащим защите от террористической угрозы, может стать каждый человек, для прав и законных интересов которого возникла таковая. Это возможно и необходимо с учетом норм Конституции Российской Федерации: человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина есть обязанность государства. Принцип неотвратимости наказания за осуществление террористической деятельности. Он может определяться в двух аспектах: а) лицо, совершившее преступление террористического характера, подлежит наказанию или иным мерам воздействия, предусмотренным Уголовным кодексом Российской Федерации; б) освобождение от уголовной ответственности и уголовного наказания за совершение преступления террористического характера возможно только при наличии оснований и условий, предусмотренных федеральным законом. Интересно, что принцип неотвратимости уголовного наказания в ныне действующем Уголовном кодексе Российской Федерации в качестве принципа уголовного закона не предусмотрен. Принцип системности и комплексного использования политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму. По сравнению с ранее действовавшим Законом о борьбе с терроризмом содержание данного принципа претерпело существенные изменения. В настоящее время это принцип не только комплексного, но и системного использования соответствующих мер. Наряду со специальными мерами в обязательном порядке должны быть задействованы системно и в комплексе и другие меры, которыми располагают российское государство и общество. Только так можно рассчитывать на реальное противодействие терроризму, поскольку это сложное социальное явление, корни которого проникают во многие сферы жизни общества. А потому успех в противодействии будет только при ликвидации ему способствующих причин и условий. На наш взгляд, данный принцип скорее направлен на население с уже сложившейся ценностно-приоритетной психикой и достигшей совершеннолетнего возраста. Возможно, этот принцип затрагивает, но не в полной мере, население Российской Федерации не достигшее совершеннолетия. Хотя последние должны подвергаться усиленной пропаганде направленной на противодействие терроризму, так как они составляют национальный интеллектуальный потенциал.  Принцип сотрудничества государства с общественными и религиозными объединениями, международными и иными организациями, гражданами в противодействии терроризму. В ранее действовавшем Законе о борьбе с терроризмом этот принцип не предусматривался. Его появление вызвано осознанием законодателя необходимости воздействия на терроризм всеми представителями общества взаимосвязано. В соответствии с Федеральным законом "Об общественных объединениях" под общественными объединениями понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Общественные объединения могут создавать в следующих организационно-правовых формах: общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности (организационно-правовыми формами политических общественных объединений являются общественная организация - для политической организации, в том числе политической партии, и общественное движение - для политического движения).6

Информация о работе Особенности правового положения на территории проведения контртеррористической операции