Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2015 в 11:50, курсовая работа
Целью данной работы является исследование аспектов и особенностей проведения контртеррористической операции. Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. Раскрыть сущность понятия контртеррористической операции.
2. Изучить правовые основы и субъекты проведения контртеррористической операции.
3. Охарактеризовать особенности правового положения на территории проведения контртеррористической операции.
Введение ………………………………………………………………………… 3
Глава I. Сущность контртеррористической операции. Правовые основы и субъекты проведения контртеррористической операции …………………… 4
§1. Понятие и сущность контртеррористической операции ……………. 4-7
§2. Правовые основы и субъекты проведения контртеррористической операции …………………………………………………………………….. 7-19
Глава II. Особенности правового положения на территории проведения контртеррористической операции ………………………………………. 20-24
Заключение …………………………………………………………………… 25
Библиография …………………………
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ………………………………………………………………………… 3
Глава I. Сущность контртеррористической операции. Правовые основы и субъекты проведения контртеррористической операции …………………… 4
§1. Понятие и сущность контртеррористической операции ……………. 4-7
§2. Правовые основы и субъекты проведения контртеррористической операции …………………………………………………………………….. 7-19
Глава II. Особенности правового положения на территории проведения контртеррористической операции ………………………………………. 20-24
Заключение …………………………………………………………………… 25
Библиография …………………………………………………………….
26-27
Введение
Терроризм сегодня - это мощнейшее оружие, инструмент, используемый не только в борьбе против власти, но очень часто - и самой властью для достижения своих целей. Мотивы действий большинства современных террористических организаций, групп и отдельных лиц весьма и весьма далеки от "высоких идеалов". Сегодня эта проблема очень актуальна в России, стали проявлять больше общественного и научного внимания к этой проблеме, пишутся книги, издаются специальные журналы. С другой стороны и государство, столкнувшееся лицом к лицу с практическим террором, вынуждено заниматься разработкой стратегии и тактики борьбы с ним. Терроризм в любых формах своего проявления превратился в одну из самых опасных проблем, с которыми человечество вошло в XXI столетие. В России проблема терроризма и борьба с ним резко обострилась в 90-х годах. Терроризм представляет реальную угрозу национальной безопасности страны: похищение людей, взятие заложников, случаи угона самолетов, взрывы бомб, акты насилия в этно-конфессиональных конфликтах, прямые угрозы и их реализация. Наиболее эффективным правовым средством противодействия терроризму является введение правового режима контртеррористической операции. Целью данной работы является исследование аспектов и особенностей проведения контртеррористической операции. Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. Раскрыть сущность понятия
контртеррористической
2. Изучить правовые основы
и субъекты проведения
3. Охарактеризовать особенности правового положения на территории проведения контртеррористической операции.
Глава I. Сущность контртеррористической операции. Правовые основы и субъекты проведения контртеррористической операции
§1. Понятие и сущность контртеррористической операции
В России, согласно Федеральному закону РФ «О противодействии терроризму» от 6 марта 2006 г., контртеррористическая операция определяется как «комплекс специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств», проводящийся с целью пресечения террористических актов, обезвреживания террористов и обеспечения безопасности населения и организаций. Решения о проведении контртеррористической операции и о ее прекращении принимает руководитель федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, либо по его указанию иное должностное лицо федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, либо руководитель территориального органа федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, если руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности не принято иное решение. В случае, если для проведения контртеррористической операции требуются значительные силы и средства и она охватывает территорию, на которой проживает значительное число людей, руководитель федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности уведомляет о введении правового режима контртеррористической операции и о территории, в пределах которой она проводится, Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации, Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Генерального прокурора Российской Федерации и при необходимости иных должностных лиц.1
Руководство контртеррористической операцией осуществляет ее руководитель, который несет персональную ответственность за ее проведение и который:
1) определяет структуру и порядок работы оперативного штаба, а также задачи и функции должностных лиц, включенных в состав оперативного штаба;
2) определяет состав сил и средств, необходимых для проведения контртеррористической операции, а также принимает решение о привлечении к участию в работе оперативного штаба иных лиц;
3) отдает распоряжения оперативному штабу о подготовке расчетов и предложений по проведению контртеррористической операции;
4) в порядке, определяемом нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, согласованными с федеральными органами исполнительной власти, ведающими вопросами обороны, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, привлекает силы и средства этих органов, а также иных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, необходимые для проведения контртеррористической операции и минимизации последствий террористического акта;
5) определяет представителя оперативного штаба, ответственного за поддержание связи с представителями средств массовой информации и общественности;
6)определяет территорию (объекты), в пределах которой (на которых) вводится правовой режим контртеррористической операции, и устанавливает комплекс мер и временных ограничений, о чем незамедлительно уведомляет должностное лицо, принявшее решение о проведении контртеррористической операции;
7) принимает решение и отдает боевое распоряжение (боевой приказ) о проведении контртеррористической операции;
8) реализует иные полномочия по руководству контртеррористической операцией.
Руководитель оперативного штаба и его состав определяются в порядке, установленном Президентом России. Оперативный штаб:
1) осуществляет сбор сведений об обстановке, обобщение, анализ и оценку информации в целях определения характера и масштаба готовящегося или совершаемого террористического акта;
2) подготавливает расчеты и предложения по проведению контртеррористической операции;
3) разрабатывает план проведения контртеррористической операции и после утверждения указанного плана организует контроль за его исполнением;
4) подготавливает боевые распоряжения (боевые приказы), другие документы, определяющие порядок подготовки и проведения контртеррористической операции, правовой режим контртеррористической операции;
5) организует взаимодействие привлекаемых для проведения контртеррористической операции сил и средств;
6) принимает другие меры по предотвращению и минимизации последствий террористического акта (ст. 14 Федерального закона «О противодействии терроризму»).2
Руководителями антитеррористических комиссий в субъектах Российской Федерации по должности являются высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации. Решения Федерального оперативного штаба, принятые в соответствии с его компетенцией, обязательны для всех государственных органов, представители которых входят в его состав и в состав оперативных штабов в субъектах Российской Федерации. Решения оперативных штабов в субъектах Российской Федерации, принятые в соответствии с их компетенцией, обязательны для всех государственных органов, представители которых входят в их состав. Общее руководство деятельностью Объединенной группировки осуществляет Министр внутренних дел Российской Федерации.3
§2. Правовые основы и субъекты проведения контртеррористической операции
Федеральный закон от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" (в ред. от 27 июля 2006 г.) устанавливает основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, а также правовые и организационные основы применения Вооруженных Сил РФ в борьбе с терроризмом. Противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах:
1) обеспечение и защита
основных прав и свобод
2) законность;
3) приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности;
4) неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности;
5) системность и комплексное
использование политических, информационно-
6) сотрудничество государства
с общественными и
7) приоритет мер предупреждения терроризма;
8) единоначалие в руководстве
привлекаемыми силами и
9) сочетание гласных и
негласных методов
10) конфиденциальность сведений
о специальных средствах, технических
приемах, тактике осуществления
мероприятий по борьбе с
11) недопустимость политических уступок террористам;
12) минимизация и (или) ликвидация
последствий проявлений
13) соразмерность мер
Принцип обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина. В ранее действовавшем Законе о борьбе с терроризмом он отсутствовал. Его появление свидетельствует об усилении внимания законодателя гарантиям обеспечения и защиты прав и свобод личности в Российской Федерации. Защита прав и свобод человека и гражданина при противодействии терроризму является активной формой воздействия на преступность субъектов антитеррора посредством предоставленных им возможностей. Защита состоит в принятии уполномоченными, комментируемым Федеральным законом, субъектами мер по предохранению от незаконных нарушений прав, свобод и интересов человека, возмещении вреда, причиненного в результате этих нарушений и ограничений. Произошедших в ходе деятельности террористов, так и в процессе антитеррористической работы. Правовое регулирование отношений обеспечения и защиты прав человека и гражданина при противодействии терроризму осуществляется на основе Конституции Российской Федерации и в соответствии с комментируемым Федеральным законом и международными нормативно-правовыми актами России. Например: Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод. Принцип законности закрепляет обязанность участников противодействия терроризму соблюдать требования Конституции Российской Федерации, предписания федеральных законов и других нормативных правовых актов в данной деятельности . Согласно комментируемому Федеральному закону, к таким участникам относятся: Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и их должностные лица, органы местного самоуправления, субъекты, привлекаемые для проведения контртеррористической операции. Обеспечение законности при противодействии терроризму предполагает соблюдение порядка осуществления антитеррористической деятельности который включает:
- осуществление
- соответствие
- наличие установленных
комментируемым Законом
Принцип законности предполагает применение норм анализируемого Закона и других нормативных правовых актов в их буквальном значении, исключая их расширительное или узкое толкование правоприменителями.5
Принцип приоритета защиты
прав и законных интересов лиц, подвергающихся
террористической опасности. Подразумевает,
что среди субъектов и объектов, подлежащих
защите в контртеррористической деятельности,
первоочередным правом на такую защиту
пользуются лица находящиеся в террористической
опасности. Речь идет о субъектах, в отношении
которых уже начато преступное посягательство,
когда террористическая опасность превратилась
в реальную угрозу. Данный принцип определяет
носителя одного из "причинообразующих
факторов" контртеррористической деятельности
- им выступает лицо, чьи права и законные
интересы подвергаются террористической
угрозе. Лицом, подлежащим защите от
террористической угрозы, может стать
каждый человек, для прав и законных интересов
которого возникла таковая. Это возможно
и необходимо с учетом норм Конституции
Российской Федерации: человек, его права
и свободы являются высшей ценностью,
а признание, соблюдение и защита прав
и свобод человека и гражданина есть обязанность
государства. Принцип неотвратимости
наказания за осуществление террористической
деятельности. Он может определяться в
двух аспектах: а) лицо, совершившее преступление
террористического характера, подлежит
наказанию или иным мерам воздействия,
предусмотренным Уголовным кодексом Российской
Федерации; б) освобождение от уголовной
ответственности и уголовного наказания
за совершение преступления террористического
характера возможно только при наличии
оснований и условий, предусмотренных
федеральным законом. Интересно, что принцип
неотвратимости уголовного наказания
в ныне действующем Уголовном кодексе
Российской Федерации в качестве принципа
уголовного закона не предусмотрен. Принцип
системности и комплексного использования
политических, информационно-