Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2015 в 11:50, курсовая работа
Целью данной работы является исследование аспектов и особенностей проведения контртеррористической операции. Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. Раскрыть сущность понятия контртеррористической операции.
2. Изучить правовые основы и субъекты проведения контртеррористической операции.
3. Охарактеризовать особенности правового положения на территории проведения контртеррористической операции.
Введение ………………………………………………………………………… 3
Глава I. Сущность контртеррористической операции. Правовые основы и субъекты проведения контртеррористической операции …………………… 4
§1. Понятие и сущность контртеррористической операции ……………. 4-7
§2. Правовые основы и субъекты проведения контртеррористической операции …………………………………………………………………….. 7-19
Глава II. Особенности правового положения на территории проведения контртеррористической операции ………………………………………. 20-24
Заключение …………………………………………………………………… 25
Библиография …………………………
Международная организация - это учрежденное в соответствии с международным правом объединение государств, созданное на основе договора для выполнения определенных целей с системой постоянно действующих органов. Международно-правовое обоснование принципиальной допустимости, необходимости противодействия терроризму изложено в ряде международных договоров. Например: Конвенции о защите прав человека и основных свобод , Международного пакта о гражданских и политических правах , Европейской конвенции о пресечении терроризма. Принцип приоритета мер предупреждения терроризма. Этот принцип направлен на опережение в решениях и действиях субъектов антитеррора:
- умышленного совершения
лицами так называемого
- умышленных действий
лиц, совершивших неоконченное
- действия лиц, совершающих
длящееся преступление (то есть
на недопущение дальнейшего
Принцип единоначалия в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций. Это единоличное, централизованное управление операцией должностным лицом, которое состоит в единстве прав и обязанностей самостоятельно принимать им решение (управленческое, оперативное) по проведению операции и брать на себя полноту ответственности за ее исход. Единоначалие - один из основных организационных принципов управления ходом контртеррористической операции, отражающим необходимость проявления ее руководителем единства сознательно-волевых усилий в решении стоящих перед ним ответственных задач по противодействию терроризму. Принцип сочетания гласных и негласных методов противодействия терроризму. Этот принцип как базовая идея допустимости и необходимости определенного сочетания гласных и негласных способов (методов) содержания антитеррористической деятельности на практике проявляется двояко:
1) информация о принципах,
правовой и организационной
2) не подлежит разглашению
информация, которая в соответствии
с законодательством
Принцип соразмерности (адекватности) мер противодействия терроризму степени террористической опасности. Не был включен в Закон о борьбе с терроризмом, но он вытекает из конституционного предписания, согласно которому права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства. Этот принцип подразумевает, что противодействие терроризму - вынужденная мера государства, применяемая для защиты от терроризма исключительно согласно воле законодателя. Проведение контртеррористических операций и принятие других соответствующих мер целесообразны только тогда, когда иные законные меры исчерпаны или они не действенны для обеспечения безопасности защищаемых лиц и (или) объектов. Характер мер противодействия терроризму должен соответствовать характеру и степени общественной опасности деяния, по которому оно проводится.7
На основании ст. 17 Закона о противодействии терроризму контртеррористическая операция считается оконченной в случае, если террористический акт пресечен (прекращен) и ликвидирована угроза жизни, здоровью, имуществу и иным охраняемым законом интересам людей, находящихся на территории, в пределах кᴏᴛᴏᴩой проводилась контртеррористическая операция. Лицо, принявшее решение о ее проведении, по предложению руководителя контртеррористической операции объявляет ее оконченной. В числе федеральных законов, определяющих содержание того или иного административно-правового режима, закрепляющих перечень возможных ограничений и обязанностей, налагаемых на субъектов административно-правовых отношений, Закон о противодействии терроризму занимает особое место. Кстати, эта исключительность обоснована тем, что впервые на уровне закона закреплена возможность ограничения основного права - права на жизнь. По данной причине мы должны обратиться к принципиальным положениям ст. ст. 7 и 8 Закона о противодействии терроризму. Так, в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии: со ст. 7 Вооруженные Силы РФ применяют оружие и боевую технику в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, в целях устранения угрозы террористического акта в воздушной среде или в целях пресечения такого террористического акта. В случае если воздушное судно не реагирует на радиокоманды наземных пунктов управления прекратить нарушение правил использования воздушного пространства РФ и (или) на радиокоманды и визуальные сигналы поднятых на его перехват летательных аппаратов Вооруженных Сил РФ либо отказывается подчиниться радиокомандам и визуальным сигналам без объяснения причин, Вооруженные Силы РФ применяют оружие и боевую технику для пресечения полета указанного воздушного судна путем принуждения его к посадке. В случае если воздушное судно не подчиняется требованиям о посадке и существует реальная опасность гибели людей либо наступления экологической катастрофы, оружие и боевая техника применяются для пресечения полета указанного воздушного судна путем его уничтожения. Частью 3 ст. 7 Закона о противодействии терроризму особо оговаривается, что, если имеется достоверная информация о возможном использовании воздушного судна для совершения террористического акта или о захвате воздушного судна и при ϶ᴛᴏм были исчерпаны все обусловленные сложившимися обстоятельствами меры, необходимые для его посадки, и существует реальная опасность гибели людей либо наступления экологической катастрофы, Вооруженные Силы РФ применяют оружие и боевую технику для пресечения полета указанного воздушного судна путем его уничтожения; со ст. 8 Вооруженные Силы РФ применяют оружие и боевую технику в порядке, установленном нормативными правовыми актами РФ, в целях устранения угрозы террористического акта во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе РФ и при обеспечении безопасности национального морского судоходства, в т.ч. в подводной среде, или в целях пресечения такого террористического акта. В случае если морские или речные суда и корабли (плавательные средства) не реагируют на команды и (или) сигналы прекратить нарушение правил использования водного пространства Российской Федерации (подводной среды) либо отказываются подчиниться требованиям об остановке, оружие военных кораблей (летательных аппаратов) Вооруженных Сил РФ применяется для принуждения к остановке плавательного средства в целях устранения угрозы террористического акта. Частью 2 указанной статьи особо оговорено, что если плавательное средство не подчиняется требованиям об остановке и (или) невозможно принудить его к остановке и при ϶ᴛᴏм были исчерпаны все обусловленные сложившимися обстоятельствами меры, необходимые для его остановки, и существует реальная опасность гибели людей либо наступления экологической катастрофы, оружие военных кораблей (летательных аппаратов) Вооруженных Сил РФ применяется для пресечения движения плавательного средства путем его уничтожения. Вполне понятно, что появление столь суровых, если не сказать больше, законодательных норм стало реакцией на трагические события в США 11 сентября 2001 г., кᴏᴛᴏᴩые в один день из чего-то виртуального, из кадров голливудских фильмов, стали жестокой реальностью нашего мира. Введение в российское законодательство подобных положений сопровождалось многочисленными спекуляциями, вплоть до предложений печатать на авиабилетах предупреждение пассажирам о том, что их самолет может быть сбит. При этом, представляется, что здесь мы имеем дело с ярким проявлением "бремени власти", ситуации, когда решается вопрос спасения одних людей ценой гибели других. Разумеется, никто из нас не хочет оказаться на борту самолета, кᴏᴛᴏᴩый может быть сбит. Но в случае, когда ϶ᴛᴏт самолет будет нести гибель сотням и тысячам других, решение должно приниматься с точки зрения, далекой от обывательской. По сути, на принятие решения (особенно, если речь идет о самолете) могут оставаться минуты, процедура проведения контртеррористической операции будет просто невозможна по времени... И наверное, данные нормы будут исключительным примером тех из них, кᴏᴛᴏᴩые должны оставаться "мертвыми", не иметь условий для их применения.8
Государство обеспечивает правовую и социальную защиту лицам, участвующим в проведении антитеррористической операции. К указанным лицам относятся:
1) военнослужащие, сотрудники
и специалисты федеральных
2) лица, содействующие на
постоянной или временной
Социальная защита лиц, участвующих в борьбе с терроризмом, осуществляется с учетом правового статуса таких лиц, устанавливаемого федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.9
Отметим, что ст. 20.27 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правового режима контртеррористической операции. Нарушение правового режима или невыполнение требований, установленных в связи с объявлением антитеррористической операции, в части:
1) особого режима въезда и выезда;
2) запрещения нахождения
физических лиц на отдельных
участках местности и объектах,
а также воспрепятствования
3) воспрепятствования проверке документов, удостоверяющих личность физических лиц, проведению личного досмотра и досмотра вещей, находящихся при физическом лице, досмотра транспортных средств;
4) особых правил пользования связью;
5) воспрепятствования изъятию транспортных средств для доставления лиц, нуждающихся в срочной медицинской помощи, в лечебные учреждения, проезда к месту совершения акта терроризма, а также для преследования и задержания лиц, подозреваемых в совершении акта терроризма, если промедление может создать реальную угрозу жизни или здоровью людей;
6) приостановления деятельности
опасных производственных
6-1) приостановления охранной деятельности;
7) воспрепятствования временному
отселению физических лиц, проживающих
в пределах территории, на которой
введен правовой режим
8) введения карантина, проведения
санитарно-
9) воспрепятствования
10) ограничения или запрещения
на торговлю оружием, боеприпасами,
взрывчатыми веществами, сильнодействующими
химическими и ядовитыми
Глава II. Особенности правового положения на территории проведения контртеррористической операции
На территории (объектах), в пределах которой (на которых) введен правовой режим контртеррористической операции, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, на период проведения контртеррористической операции допускается применение следующих мер и временных ограничений:
1) проверка у физических лиц документов, удостоверяющих их личность, а в случае отсутствия таких документов - доставление указанных лиц в органы внутренних дел Российской Федерации (иные компетентные органы) для установления личности;
2) удаление физических
лиц с отдельных участков
3) усиление охраны общественного порядка, объектов, подлежащих государственной охране, и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта, а также объектов, имеющих особую материальную, историческую, научную, художественную или культурную ценность;
4) ведение контроля телефонных
переговоров и иной информации,
передаваемой по каналам
5) использование транспортных
средств, принадлежащих организациям
независимо от форм
6) приостановление деятельности
опасных производств и
7) приостановление оказания
услуг связи юридическим и
физическим лицам или
8) временное отселение
физических лиц, проживающих в
пределах территории, на которой
введен правовой режим
9) введение карантина, проведение
санитарно-
10) ограничение движения
транспортных средств и
11) беспрепятственное
12) проведение при проходе
(проезде) на территорию, в пределах
которой введен правовой режим
контртеррористической
13) ограничение или запрещение
продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых
веществ, специальных средств и
ядовитых веществ, установление
особого режима оборота
Контртеррористическая операция считается оконченной в случае, если террористический акт пресечен (прекращен) и ликвидирована угроза жизни, здоровью, имуществу и иным охраняемым законом интересам людей, находящихся на территории, в пределах которой проводилась контртеррористическая операция. Государство осуществляет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, компенсационные выплаты физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта. Возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Вред, причиненный при пресечении террористического акта правомерными действиями здоровью и имуществу лица, участвующего в террористическом акте, а также вред, вызванный смертью этого лица, возмещению не подлежит.12