Особенности правового положения на территории проведения контртеррористической операции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2015 в 11:50, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование аспектов и особенностей проведения контртеррористической операции. Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. Раскрыть сущность понятия контртеррористической операции.
2. Изучить правовые основы и субъекты проведения контртеррористической операции.
3. Охарактеризовать особенности правового положения на территории проведения контртеррористической операции.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………… 3

Глава I. Сущность контртеррористической операции. Правовые основы и субъекты проведения контртеррористической операции …………………… 4
§1. Понятие и сущность контртеррористической операции ……………. 4-7
§2. Правовые основы и субъекты проведения контртеррористической операции …………………………………………………………………….. 7-19

Глава II. Особенности правового положения на территории проведения контртеррористической операции ………………………………………. 20-24

Заключение …………………………………………………………………… 25

Библиография …………………………

Файлы: 1 файл

Курсач.docx

— 51.65 Кб (Скачать файл)

   Международная организация - это учрежденное в соответствии с международным правом объединение государств, созданное на основе договора для выполнения определенных целей с системой постоянно действующих органов. Международно-правовое обоснование принципиальной допустимости, необходимости противодействия терроризму изложено в ряде международных договоров. Например: Конвенции о защите прав человека и основных свобод , Международного пакта о гражданских и политических правах , Европейской конвенции о пресечении терроризма. Принцип приоритета мер предупреждения терроризма. Этот принцип направлен на опережение в решениях и действиях субъектов антитеррора:

- умышленного совершения  лицами так называемого террористического  опасного противоправного деяния (то есть на предупреждение  совершения террористического преступления, обнаружение его на этапе, называемом  в теории уголовного права "голым  умыслом") ;

- умышленных действий  лиц, совершивших неоконченное террористическое  преступление (то есть на пресечение  преступления на стадиях приготовления  и покушения);

- действия лиц, совершающих  длящееся преступление (то есть  на недопущение дальнейшего развития  протекающей террористической деятельности).

Принцип единоначалия в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций. Это единоличное, централизованное управление операцией должностным лицом, которое состоит в единстве прав и обязанностей самостоятельно принимать им решение (управленческое, оперативное) по проведению операции и брать на себя полноту ответственности за ее исход. Единоначалие - один из основных организационных принципов управления ходом контртеррористической операции, отражающим необходимость проявления ее руководителем единства сознательно-волевых усилий в решении стоящих перед ним ответственных задач по противодействию терроризму.  Принцип сочетания гласных и негласных методов противодействия терроризму. Этот принцип как базовая идея допустимости и необходимости определенного сочетания гласных и негласных способов (методов) содержания антитеррористической деятельности на практике проявляется двояко:

1) информация о принципах, правовой и организационной основах  противодействия терроризму, об  условиях для проведения контртеррористической  операции в соответствии с  нормами комментируемого Федерального  закона открыта для каждого;

2) не подлежит разглашению  информация, которая в соответствии  с законодательством составляет  государственную, профессиональную  или иную тайну, а равно касающуюся  личной жизни, чести и достоинства  граждан, полученная в ходе противодействия  терроризму, кроме случаев, установленных  законом в области противодействия  терроризму. Не подлежат разглашению  и специальные методы, используемые  в контрразведывательной, разведывательной  и оперативно-розыскной деятельности. Например, тактика такой деятельности. Принцип конфиденциальности сведений о специальных средствах, технических приемах, тактике осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом, а также о составе их участников. По сравнению с ранее действовавшим Законом о борьбе с терроризмом содержание данного принципа уточнено. Вместо указания на принцип "минимальной огласки" законодатель ныне посчитал целесообразнее указать на принцип "конфиденциальности сведений". Принцип недопустимости политических уступок террористам. Сравнительно с ранее действовавшим Законом о борьбе с терроризмом содержание этого принципа претерпело значимые изменения. В новом Законе говорится о "минимальных уступках террористам", а о недопустимости им политических уступок. Следовательно, уступки иного, кроме политического, свойства принципиально допустимы (например, выполнение условия террориста о предоставлении ему денежной суммы). Вместе с тем требования террористов, например, об изменении политического режима на всей территории Российской Федерации или ее отдельного субъекта, региона, о нарушении территориальной целостности Российской Федерации выполнению не подлежат. Принцип минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма. Означает необходимость принятия мер для пресечения любого акта терроризма еще на этапе неоконченного состава преступления (именно здесь реальна минимизация общественно опасных последствий начавшегося преступления). В случае окончания такого преступления должны быть приняты меры по ликвидации общественно опасных последствий терроризма. Ранее в законодательстве этот принцип не предусматривался.

Принцип соразмерности (адекватности) мер противодействия терроризму степени террористической опасности. Не был включен в Закон о борьбе с терроризмом, но он вытекает из конституционного предписания, согласно которому права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства. Этот принцип подразумевает, что противодействие терроризму - вынужденная мера государства, применяемая для защиты от терроризма исключительно согласно воле законодателя. Проведение контртеррористических операций и принятие других соответствующих мер целесообразны только тогда, когда иные законные меры исчерпаны или они не действенны для обеспечения безопасности защищаемых лиц и (или) объектов. Характер мер противодействия терроризму должен соответствовать характеру и степени общественной опасности деяния, по которому оно проводится.7

   На основании ст. 17 Закона о противодействии терроризму контртеррористическая операция считается оконченной в случае, если террористический акт пресечен (прекращен) и ликвидирована угроза жизни, здоровью, имуществу и иным охраняемым законом интересам людей, находящихся на территории, в пределах кᴏᴛᴏᴩой проводилась контртеррористическая операция. Лицо, принявшее решение о ее проведении, по предложению руководителя контртеррористической операции объявляет ее оконченной. В числе федеральных законов, определяющих содержание того или иного административно-правового режима, закрепляющих перечень возможных ограничений и обязанностей, налагаемых на субъектов административно-правовых отношений, Закон о противодействии терроризму занимает особое место. Кстати, эта исключительность обоснована тем, что впервые на уровне закона закреплена возможность ограничения основного права - права на жизнь. По данной причине мы должны обратиться к принципиальным положениям ст. ст. 7 и 8 Закона о противодействии терроризму. Так, в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии: со ст. 7 Вооруженные Силы РФ применяют оружие и боевую технику в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, в целях устранения угрозы террористического акта в воздушной среде или в целях пресечения такого террористического акта. В случае если воздушное судно не реагирует на радиокоманды наземных пунктов управления прекратить нарушение правил использования воздушного пространства РФ и (или) на радиокоманды и визуальные сигналы поднятых на его перехват летательных аппаратов Вооруженных Сил РФ либо отказывается подчиниться радиокомандам и визуальным сигналам без объяснения причин, Вооруженные Силы РФ применяют оружие и боевую технику для пресечения полета указанного воздушного судна путем принуждения его к посадке. В случае если воздушное судно не подчиняется требованиям о посадке и существует реальная опасность гибели людей либо наступления экологической катастрофы, оружие и боевая техника применяются для пресечения полета указанного воздушного судна путем его уничтожения. Частью 3 ст. 7 Закона о противодействии терроризму особо оговаривается, что, если имеется достоверная информация о возможном использовании воздушного судна для совершения террористического акта или о захвате воздушного судна и при ϶ᴛᴏм были исчерпаны все обусловленные сложившимися обстоятельствами меры, необходимые для его посадки, и существует реальная опасность гибели людей либо наступления экологической катастрофы, Вооруженные Силы РФ применяют оружие и боевую технику для пресечения полета указанного воздушного судна путем его уничтожения; со ст. 8 Вооруженные Силы РФ применяют оружие и боевую технику в порядке, установленном нормативными правовыми актами РФ, в целях устранения угрозы террористического акта во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе РФ и при обеспечении безопасности национального морского судоходства, в т.ч. в подводной среде, или в целях пресечения такого террористического акта. В случае если морские или речные суда и корабли (плавательные средства) не реагируют на команды и (или) сигналы прекратить нарушение правил использования водного пространства Российской Федерации (подводной среды) либо отказываются подчиниться требованиям об остановке, оружие военных кораблей (летательных аппаратов) Вооруженных Сил РФ применяется для принуждения к остановке плавательного средства в целях устранения угрозы террористического акта. Частью 2 указанной статьи особо оговорено, что если плавательное средство не подчиняется требованиям об остановке и (или) невозможно принудить его к остановке и при ϶ᴛᴏм были исчерпаны все обусловленные сложившимися обстоятельствами меры, необходимые для его остановки, и существует реальная опасность гибели людей либо наступления экологической катастрофы, оружие военных кораблей (летательных аппаратов) Вооруженных Сил РФ применяется для пресечения движения плавательного средства путем его уничтожения. Вполне понятно, что появление столь суровых, если не сказать больше, законодательных норм стало реакцией на трагические события в США 11 сентября 2001 г., кᴏᴛᴏᴩые в один день из чего-то виртуального, из кадров голливудских фильмов, стали жестокой реальностью нашего мира. Введение в российское законодательство подобных положений сопровождалось многочисленными спекуляциями, вплоть до предложений печатать на авиабилетах предупреждение пассажирам о том, что их самолет может быть сбит. При этом, представляется, что здесь мы имеем дело с ярким проявлением "бремени власти", ситуации, когда решается вопрос спасения одних людей ценой гибели других. Разумеется, никто из нас не хочет оказаться на борту самолета, кᴏᴛᴏᴩый может быть сбит. Но в случае, когда ϶ᴛᴏт самолет будет нести гибель сотням и тысячам других, решение должно приниматься с точки зрения, далекой от обывательской. По сути, на принятие решения (особенно, если речь идет о самолете) могут оставаться минуты, процедура проведения контртеррористической операции будет просто невозможна по времени... И наверное, данные нормы будут исключительным примером тех из них, кᴏᴛᴏᴩые должны оставаться "мертвыми", не иметь условий для их применения.8

   Государство обеспечивает правовую и социальную защиту лицам, участвующим в проведении антитеррористической операции. К указанным лицам относятся:

1) военнослужащие, сотрудники  и специалисты федеральных органов  исполнительной власти и иных  государственных органов, осуществляющих  борьбу с терроризмом;

2) лица, содействующие на  постоянной или временной основе  федеральным органам исполнительной  власти, осуществляющим борьбу с  терроризмом, в выявлении, предупреждении, пресечении, раскрытии и расследовании  террористических актов и минимизации  их последствий.

Социальная защита лиц, участвующих в борьбе с терроризмом, осуществляется с учетом правового статуса таких лиц, устанавливаемого федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.9

   Отметим, что ст. 20.27 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правового режима контртеррористической операции. Нарушение правового режима или невыполнение требований, установленных в связи с объявлением антитеррористической операции, в части:

1) особого режима въезда  и выезда;

2) запрещения нахождения  физических лиц на отдельных  участках местности и объектах, а также воспрепятствования отбуксировки  транспортных средств;

3) воспрепятствования проверке  документов, удостоверяющих личность  физических лиц, проведению личного  досмотра и досмотра вещей, находящихся  при физическом лице, досмотра  транспортных средств;

4) особых правил пользования  связью;

5) воспрепятствования изъятию  транспортных средств для доставления лиц, нуждающихся в срочной медицинской помощи, в лечебные учреждения, проезда к месту совершения акта терроризма, а также для преследования и задержания лиц, подозреваемых в совершении акта терроризма, если промедление может создать реальную угрозу жизни или здоровью людей;

6) приостановления деятельности  опасных производственных объектов;

6-1) приостановления охранной  деятельности;

7) воспрепятствования временному  отселению физических лиц, проживающих  в пределах территории, на которой  введен правовой режим антитеррористической  операции;

8) введения карантина, проведения  санитарно-противоэпидемических, ветеринарных  мероприятий и мероприятий по  карантину растений;

9) воспрепятствования проникновению  в жилые и иные помещения, находящиеся  в собственности или во владении  и в пользовании физических  и юридических лиц, и на земельные  участки, принадлежащие им на  праве частной собственности  или праве землепользования;

10) ограничения или запрещения  на торговлю оружием, боеприпасами, взрывчатыми веществами, сильнодействующими  химическими и ядовитыми веществами, установления особого режима  оборота лекарственных средств, наркотических средств, психотропных  веществ и прекурсоров, этилового спирта и алкогольной продукции  влечет штраф на физических лиц в размере от десяти до двадцати месячных расчетных показателей либо административный арест на срок до пятнадцати суток, на должностных лиц, индивидуальных предпринимателей - штраф в размере от тридцати до пятидесяти, на юридических лиц, являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства или некоммерческими организациями, - в размере от ста до ста пятидесяти, на юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства, - в размере от двухсот до двухсот пятидесяти месячных расчетных показателей с приостановлением деятельности опасных производственных объектов.10

 

 

Глава II. Особенности правового положения на территории проведения контртеррористической операции

   На территории (объектах), в пределах которой (на которых) введен правовой режим контртеррористической операции, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, на период проведения контртеррористической операции допускается применение следующих мер и временных ограничений:

1) проверка у физических  лиц документов, удостоверяющих  их личность, а в случае отсутствия  таких документов - доставление указанных  лиц в органы внутренних дел  Российской Федерации (иные компетентные  органы) для установления личности;

2) удаление физических  лиц с отдельных участков местности  и объектов, а также отбуксировка  транспортных средств;

3) усиление охраны общественного  порядка, объектов, подлежащих государственной  охране, и объектов, обеспечивающих  жизнедеятельность населения и  функционирование транспорта, а  также объектов, имеющих особую  материальную, историческую, научную, художественную или культурную  ценность;

4) ведение контроля телефонных  переговоров и иной информации, передаваемой по каналам телекоммуникационных  систем, а также осуществление  поиска на каналах электрической  связи и в почтовых отправлениях  в целях выявления информации  об обстоятельствах совершения  террористического акта, о лицах, его подготовивших и совершивших, и в целях предупреждения совершения  других террористических актов;

5) использование транспортных  средств, принадлежащих организациям  независимо от форм собственности (за исключением транспортных  средств дипломатических представительств, консульских и иных учреждений  иностранных государств и международных  организаций), а в неотложных случаях и транспортных средств, принадлежащих физическим лицам, для доставления лиц, нуждающихся в срочной медицинской помощи, в лечебные учреждения, а также для преследования лиц, подозреваемых в совершении террористического акта, если промедление может создать реальную угрозу жизни или здоровью людей. Порядок возмещения расходов, связанных с таким использованием транспортных средств, определяется Правительством Российской Федерации;

6) приостановление деятельности  опасных производств и организаций, в которых используются взрывчатые, радиоактивные, химически и биологически  опасные вещества;

7) приостановление оказания  услуг связи юридическим и  физическим лицам или ограничение  использования сетей связи и  средств связи;

8) временное отселение  физических лиц, проживающих в  пределах территории, на которой  введен правовой режим контртеррористической  операции, в безопасные районы  с обязательным предоставлением  таким лицам стационарных или  временных жилых помещений;

9) введение карантина, проведение  санитарно-противоэпидемических, ветеринарных  и других карантинных мероприятий;

10) ограничение движения  транспортных средств и пешеходов  на улицах, дорогах, отдельных участках  местности и объектах;

11) беспрепятственное проникновение  лиц, проводящих контртеррористическую  операцию, в жилые и иные принадлежащие  физическим лицам помещения и  на принадлежащие им земельные  участки, на территории и в  помещения организаций независимо  от форм собственности для  осуществления мероприятий по  борьбе с терроризмом;

12) проведение при проходе (проезде) на территорию, в пределах  которой введен правовой режим  контртеррористической операции, и  при выходе (выезде) с указанной  территории досмотра физических  лиц и находящихся при них  вещей, а также досмотра транспортных  средств и провозимых на них  вещей, в том числе с применением  технических средств;

13) ограничение или запрещение  продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых  веществ, специальных средств и  ядовитых веществ, установление  особого режима оборота лекарственных  средств и препаратов, содержащих  наркотические средства, психотропные  или сильнодействующие вещества, этилового спирта, алкогольной и  спиртосодержащей продукции.11

   Контртеррористическая операция считается оконченной в случае, если террористический акт пресечен (прекращен) и ликвидирована угроза жизни, здоровью, имуществу и иным охраняемым законом интересам людей, находящихся на территории, в пределах которой проводилась контртеррористическая операция. Государство осуществляет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, компенсационные выплаты физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта. Возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Вред, причиненный при пресечении террористического акта правомерными действиями здоровью и имуществу лица, участвующего в террористическом акте, а также вред, вызванный смертью этого лица, возмещению не подлежит.12

Информация о работе Особенности правового положения на территории проведения контртеррористической операции