Особенности судебно-психиатрической экспертизы несовершеннолетних

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 16:52, курсовая работа

Описание работы

Среди различных заболеваний детского и подросткового возраста психическим болезням принадлежит одно из ведущих мест. По данным ВОЗ распространенность психических заболеваний у подростков в экономически развитых странах составляет от 5 до 15 %. В подростковом возрасте (с 14 до 18 лет) происходит половое и психическое созревание, причем созревание неравномерное.

Содержание работы

Введение
1. Особенности психики подростка. Понятие акселерации и инфантилизма.
2. Поведенческие стереотипы несовершеннолетних.
3. Задержка психического развития. Особенности судебно-психиатрической и комплексной психолого-психиатрической экспертизы этих лиц.
4. Психопатии, их судебно-психиатрическая оценка.
5. Другие психические расстройства несовершеннолетних, судебно-психиатрическое значение (шизофрения, эпилепсия, органическое поражение головного мозга, олигофрения, психофизический инфантилизм).
6. Особенности судебно-психиатрической экспертизы несовершеннолетних потерпевших, свидетелей.
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Лекция 14.doc

— 92.50 Кб (Скачать файл)

 

ОМСКАЯ АКАДЕМИЯ МВД РОССИИ

Кафедра криминалистики

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Начальник кафедры криминалистики

к.ю.н., профессор,

полковник милиции                 

А.А. Кузнецов

«__» _______ 2008 г.

 

 

ОСОБЕННОСТИ СУДЕБНО-ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ  ЭКСПЕРТИЗЫ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Письменная консультация

Специальность 030505.65 Правоохранительная деятельность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Омск - 2008

 

 

П Л А Н

Введение

  1. Особенности психики подростка. Понятие акселерации и инфантилизма.
  2. Поведенческие стереотипы несовершеннолетних.
  3. Задержка психического развития. Особенности судебно-психиатрической и комплексной психолого-психиатрической экспертизы этих лиц.
  4. Психопатии, их судебно-психиатрическая оценка.
  5. Другие психические расстройства несовершеннолетних, судебно-психиатрическое значение (шизофрения, эпилепсия, органическое поражение головного мозга, олигофрения, психофизический инфантилизм).
  6. Особенности судебно-психиатрической экспертизы несовершеннолетних потерпевших, свидетелей.

 

Заключение 

 

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Среди различных заболеваний детского и подросткового возраста психическим болезням принадлежит одно из ведущих мест. По данным ВОЗ распространенность психических заболеваний у подростков в экономически развитых странах составляет от 5 до 15 %. В подростковом возрасте (с 14 до 18 лет) происходит половое и психическое созревание, причем созревание неравномерное. Примерно в течение 5 лет в организме происходит глубокая биологическая перестройка. В последние десятилетия очень актуальными оказались явления акселерации (ускорения) физического развития и проблема инфантилизма. К акселерации относят увеличения всех показателей физического развития населения (роста, массы тела и т.п.) и более раннее половое созревание. Инфантилизм, в виде отставания в физическом развитии и психосоциальном созревании, достаточно распространенное явление в эпоху акселерации.

 

1. Особенности  психики подростка. Понятие акселерации  и инфантилизм.

 

В подростковом возрасте меняется и психологический склад  личности, претерпевают глубокие изменения  психические функции. Этот важный период в развитии каждой личности может протекать как относительно спокойно, так и очень бурно, что зависит от ряда внешних и внутренних условий. Психологические особенности подросткового возраста, когда они резко выражены, получили название "подросткового комплекса", а обусловленные ими нарушения поведения - "пубертатного криза".

Подростковый комплекс включает перепады настроения от безудержного веселья к унынию и обратно, без  достаточных причин, а также ряд  других полярных качеств, выступающих попеременно. Чувствительность к оценке посторонними своей внешности, способностей сочетается с излишней самонадеянностью и безапелляционными суждениями в отношении окружающих. Сентиментальность порою уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость - с развязностью, желание быть признанным и оцененным другими - с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами - с обожествлением случайных кумиров.

В современной западной психиатрической литературе широкое распространение получила концепция Эриксона о "кризисе идентичности", как о главной особенности подросткового периода. Под "идентичностью" подразумевается определение себя как личности, как индивидуальности. Промежуточность общественного положения и статуса подростка и юноши (уже не ребенок, но еще не взрослый) определяют и особенности их психики. Важнейшее психологическое образование - чувство взрослости - представляет главным образом новый уровень притязаний относительно своего положения в системе социальных отношений, которого подросток еще реально не достиг. Детские формы контроля, основанные на соблюдении внешних норм и послушании взрослым, уже не действуют, а взрослые способы, предполагающие сознательную дисциплину и самоконтроль, еще не сложились или не окрепли.

Пубертатный криз, кроме "кризиса идентичности" слагается  также из "кризиса авторитета" и "сексуального кризиса". Кризис авторитета выводится как следствие "Эдипова комплекса", как протест  против отца. Слабая роль отца в современной  семье или его отсутствие ведет к распространению этого протеста на все авторитеты мира взрослых. Крайним проявлением этого кризиса являются побеги из дома и бродяжничество.

 

 

 

2. Поведенческие  стереотипы несовершеннолетних.

 

Существует также ряд  поведенческих стереотипов, характерных для подросткового и юношеского возрастного периода. Эти стереотипы находят свое выражение в виде особых реакций подростка или юноши на определенные воздействия и явления, наблюдаемые им в социальном окружении.

  1. Реакция оппозиции вызывается завышенными претензиями к деятельности и поведению подростка, излишними ограничениями, невниманием к его интересам взрослых. Эти реакции проявляются в прогулах, в бравировании опьяненным состоянием, в побегах из дома, а иногда и в антисоициальных явлениях.
  2. Реакция имитации проявляется в подражании определенному лицу, образцу, образцом для подражания может стать и антисоциальный герой. Известно, какое влияние оказывает на правовое сознание подростка формирование образа преступника -супермена, пропаганда уголовного романтизма.
  3. Реакция отрицательной имитации -поведение, нарочно противопоставленное навязываемой модели.
  4. Реакция компенсации - восполнение неудач в одной области, подчеркнутым успехом в другой области, неуспехи в учебе могут компенсироваться "смелым" поведением в кругу сверстников.
  5. Реакция гиперкомпенсации - настойчивое стремление к успеху в наиболее трудной для себя области деятельности. Так, присущая подростку радость может побудить его к отчаянному поведению, к вызывающему поступку. По этой причине крайне робкий и застенчивый подросток выбирает мужественный вид спорта (бокс, карате и т.п.).
  6. Реакция эмансипации - стремление высвободиться от навязчивой опеки старших, самоутвердиться. Крайнее проявление - отрицание норм закона, бродяжничество.
  7. Реакция группирования - объединение в группы сверстников. Реакцией группирования в значительной мере объясняется то, что подавляющее большинство преступлений совершается подростками в составе группы.
  8. Реакция увлечение - проявляется в самых разнообразных подростковых хобби. Поп музыка, стиль в одежде, стремление к получению личной информации, используемой для самого процесса общения, увлечения, связанные с чувством азарта или обеспечивающие всеобщий успех, внимание (модница, гитарист и т.п.), овладение престижными навыками (водитель автомобиля).

Нередко отклоняющееся поведение  подростков может быть внешне адресовано взрослым (неподчинение, оскорбление), однако внутренне молодой человек  диалогизирует в этот момент со сверстниками, так как именно на их реакцию рассчитаны его действия. В то же время существует особый вид отклоняющегося поведения подростков, юношей (девушек), которое и внешне и внутренне адресовано взрослым. Это, так называемое, демонстративно-отклоняющееся поведение, когда окружающим демонстрируется отклонение, когда действия совершаются ради их ненормативного характера.

 

3. Задержка  психического развития. Особенности  судебно-психиатрической и комплексной  психолого-психиатрической экспертизы  этих лиц.

 

Для права и судебной психиатрии важным является положение о том, что в этот период может быть ускорение физиологического созревания и некоторое запаздывание созревания психических функций.

Задержка психического развития у детей и подростков встречается чаще, чем ускоренное развитие. Психическая незрелость может проявляться в эмоциональной, волевой, интеллектуальной, поведенческой сферах. У таких подростков наблюдается значительное несоответствие между реальными показателями психической деятельности и теми, которые должны быть в норме в их возрасте. Решение вопроса возрастной отсталости, соответствия паспортному возрасту требует специальных познаний в области детской и подростковой психологии, поэтому закон предусматривает назначение комплексных экспертиз с участием психологов и психиатров (ст. 421 УПК РФ). Эти комплексные психолого-психиатрические экспертные комиссии могут давать заключения о соответствие уровня психического развития подростка его фактическому возрасту. Формальное понимание противоправности и наказуемости, знание моральных запретов и этических норм еще не являются условием того, что подростки в своих юридически значимых действиях будут руководствоваться установленными общими правилами. Подростки в силу естественной возрастной психической и социальной не зрелости не могут в полной мере осознавать усложняющиеся законы и правила поведения в обществе, логически обосновывать свои действия. Они не достаточно знают правовые нормы и не всегда правильно ими пользуются. У них также отмечается незрелость волевых функций, несформированность критических способностей (оценка и самооценка) и способностей адекватно прогнозировать последствия своих действий. Поэтому при любых сомнениях в психической полноценности подростка -правонарушителя, его необходимо направлять на судебно-психиатрическую или комплексную психолого-психиатрическую экспертизу.

В ст.421 п.5 УПК РФ указывается, что определение уровня психического развития несовершеннолетнего предполагает выяснение степени его интеллектуального  развития, соответствия возрасту, причин задержки психического развития. В этих целях могут быть истребованы документы, допрошены родители, учителя и воспитатели, соседи, лица из окружения обвиняемого (подозреваемого).

В соответствии со ст. 421 ч. 1 п. 2 подлежат установлению такие  особенности психики несовершеннолетнего, как способность к абстрактному мышлению, возможность самостоятельной организации деятельности, социальный характер интересов и ценностей, ограниченность запаса общих сведений и знаний, примитивность морально-этических норм поведения, асоциальность установок и др.

Юридический (психологический) критерий невменяемости с его  признаками устанавливается путем постановки на разрешение психолого-психиатрической экспертизы следующих вопросов:

  1. "страдал ли несовершеннолетний обвиняемый во время совершения инкриминируемого ему деяния психическим расстройством";
  2. "имеется ли у несовершеннолетнего обвиняемого отставание в психическом развитии, не связанное с психическим расстройством";
  3. "мог ли несовершеннолетний обвиняемый во время совершения инкриминируемого ему деяния осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими и, если мог, то в какой мере?".

 

4. Психопатии, их судебно-психиатрическая оценка.

 

В практике судебно-психиатрической  экспертизы несовершеннолетних наиболее часто встречаются формирующиеся психопатии и психопатоподобные состояния, обусловленные перенесенными в детском возрасте травмами мозга и инфекционными заболеваниями (энцефалиты, менингиты).

Психопатия - это стойкая  аномалия личности, характеризующаяся  дисгармонией эмоционально-волевой сферы и своеобразным мышлением. Психопатия рассматривается как аномалия характера, личности и не является поэтому психической болезнью. Для установления психопатии важно наличие так называемой триады (П.Б. Таннушкин): тотальность характерологических нарушений, их стойкость и изменения социальной адаптации. В подростковом возрасте эти же критерии служат основными ориентирами в диагностике психопатий. Тотальность патологических черт характера выступает у подростков особенно ярко. Подросток, наделенный психопатией, обнаруживает свой тип характера в семье и школе, со сверстниками и со старшими, в учебе и на отдыхе, в труде и развлечениях, в условиях обыденных и привычных и в самых чрезвычайных ситуациях.

Говоря об относительной  стабильности, следует учитывать то, что подростковый возраст представляет собой критический период для психопатий, черты большинства типов заостряются. Преобладают различные поведенческие реакции: протест, отказ агрессия, попытки самоубийства, отказ от подчинения.

Социальная дезадаптация, в случаях психопатий, обычно проходит через весь подростковый период. В силу только особенностей своего характера, а не из-за недостатка способностей, подросток не удерживается ни в школе, ни в училище, быстро бросает работу, куда только что поступил. Столь же напряженными, полными конфликтов или патологических зависимостей оказываются семейные отношения. Нарушается также адаптация к среде своих сверстников - либо отношения бывают полными конфликтов, либо способность адаптироваться ограничивается жестко очерченными пределами - небольшой группой подростков, ведущих аналогичный, большей частью асоциальный образ жизни. Наиболее часто встречаются расстройства личности типа неустойчивых, истерических, эксплозивных. Эти типы и имеют наибольшее судебно-психиатрическое значение.

Ведущее место среди  подростков, направляемых на судебно-психиатрическую  экспертизу, занимают лица с повышенной возбужденностью или эксплозивностью, у которых в пубертатном периоде  появляются грубость, непослушание, раздражительность, злобность, склонность к бурным проявлениям аффектов в ответ на незначительные поводы. Характерны для них аномалии влечений, садистские стремления, девиации их сексуального влечения. Алкоголизация быстро приобретает характер патологического пристрастия. Хотя опьянение протекает тяжело, с возбуждением, яростью, агрессией, желанием всех бить и все крушить, тем не менее легко возникает потребность напиваться до отключения ("пока не отрубишься").

Для подростков с психопатией  по неустойчивому типу свойственны школьные прогулы, тяга в асоциальные подростковые компании, жажда легких развлечений и зрелищ, нежелание трудиться, отсутствие реальных планов на будущее, склонность к азартным играм, побеги из дома. При истероидной психопатии у подростков часты аффективные реакции с криками, плачем, рыданиями, вплоть до истерических припадков. Истерические реакции легко возникают при малейших неудачах, в трудных ситуациях, при столкновении с родными или властями, при обиде на близких.

Реже встречаются патологически замкнутые (аутичные) подростки, у которых пубертатный период проявляется в повышенной склонности к мудрствованию, резонерству, философствованию, а также психастенические личности с повышенной тревожностью, мнительностью, боязнью заболеть, умереть, с обидчивостью, ранимостью, с легко возникающей подавленностью и раздражительностью. В условиях судебно-психиатрической экспертизы можно выявить и различные типы реагирования подростков с формирующейся психопатией. У одних подростков может быть усиление фантазирования, склонность к вымыслам. У подростков с возбудимостью часты реакции протеста, диагностируются дисфорические (тоскливо-злобные) колебания настроения. Подростки с преобладанием психастении обнаруживают невротические состояния с навязчивостями. Состояния заторможенности, адинамии, вялости, пассивности преобладают у подростков с психастеническим проявлением. В тех случаях, когда при судебно-психиатрической экспертизе выявляются выраженные расстройства личности - психопатии, исключающие возможность осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими, имеются основания для признания подростков невменяемыми. При этом клиническими критериями судебно-психиатрических оценок глубины личностных расстройств являются патологическая внушаемость, неумение использовать опыт интерперсональных отношений, некорригируемость поведения, невозможность адаптации, склонность к частым ухудшениям состояния с усугублением психопатических проявлений, расстройства критических способностей (отсутствие борьбы мотивов и адекватной оценки и самооценки, невозможность соотносить поступки с реальностью).

Информация о работе Особенности судебно-психиатрической экспертизы несовершеннолетних