Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 16:52, курсовая работа
Среди различных заболеваний детского и подросткового возраста психическим болезням принадлежит одно из ведущих мест. По данным ВОЗ распространенность психических заболеваний у подростков в экономически развитых странах составляет от 5 до 15 %. В подростковом возрасте (с 14 до 18 лет) происходит половое и психическое созревание, причем созревание неравномерное.
Введение
1. Особенности психики подростка. Понятие акселерации и инфантилизма.
2. Поведенческие стереотипы несовершеннолетних.
3. Задержка психического развития. Особенности судебно-психиатрической и комплексной психолого-психиатрической экспертизы этих лиц.
4. Психопатии, их судебно-психиатрическая оценка.
5. Другие психические расстройства несовершеннолетних, судебно-психиатрическое значение (шизофрения, эпилепсия, органическое поражение головного мозга, олигофрения, психофизический инфантилизм).
6. Особенности судебно-психиатрической экспертизы несовершеннолетних потерпевших, свидетелей.
Заключение
Список литературы
ОМСКАЯ АКАДЕМИЯ МВД РОССИИ
Кафедра криминалистики
УТВЕРЖДАЮ
Начальник кафедры криминалистики
к.ю.н., профессор,
полковник милиции
А.А. Кузнецов
«__» _______ 2008 г.
ОСОБЕННОСТИ СУДЕБНО-ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Письменная консультация
Специальность 030505.65 Правоохранительная деятельность
Омск - 2008
П Л А Н
Введение
Заключение
Список литературы
Введение.
Среди различных заболеваний детского и подросткового возраста психическим болезням принадлежит одно из ведущих мест. По данным ВОЗ распространенность психических заболеваний у подростков в экономически развитых странах составляет от 5 до 15 %. В подростковом возрасте (с 14 до 18 лет) происходит половое и психическое созревание, причем созревание неравномерное. Примерно в течение 5 лет в организме происходит глубокая биологическая перестройка. В последние десятилетия очень актуальными оказались явления акселерации (ускорения) физического развития и проблема инфантилизма. К акселерации относят увеличения всех показателей физического развития населения (роста, массы тела и т.п.) и более раннее половое созревание. Инфантилизм, в виде отставания в физическом развитии и психосоциальном созревании, достаточно распространенное явление в эпоху акселерации.
1. Особенности
психики подростка. Понятие
В подростковом возрасте меняется и психологический склад личности, претерпевают глубокие изменения психические функции. Этот важный период в развитии каждой личности может протекать как относительно спокойно, так и очень бурно, что зависит от ряда внешних и внутренних условий. Психологические особенности подросткового возраста, когда они резко выражены, получили название "подросткового комплекса", а обусловленные ими нарушения поведения - "пубертатного криза".
Подростковый комплекс включает перепады настроения от безудержного веселья к унынию и обратно, без достаточных причин, а также ряд других полярных качеств, выступающих попеременно. Чувствительность к оценке посторонними своей внешности, способностей сочетается с излишней самонадеянностью и безапелляционными суждениями в отношении окружающих. Сентиментальность порою уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость - с развязностью, желание быть признанным и оцененным другими - с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами - с обожествлением случайных кумиров.
В современной западной психиатрической литературе широкое распространение получила концепция Эриксона о "кризисе идентичности", как о главной особенности подросткового периода. Под "идентичностью" подразумевается определение себя как личности, как индивидуальности. Промежуточность общественного положения и статуса подростка и юноши (уже не ребенок, но еще не взрослый) определяют и особенности их психики. Важнейшее психологическое образование - чувство взрослости - представляет главным образом новый уровень притязаний относительно своего положения в системе социальных отношений, которого подросток еще реально не достиг. Детские формы контроля, основанные на соблюдении внешних норм и послушании взрослым, уже не действуют, а взрослые способы, предполагающие сознательную дисциплину и самоконтроль, еще не сложились или не окрепли.
Пубертатный криз, кроме "кризиса идентичности" слагается также из "кризиса авторитета" и "сексуального кризиса". Кризис авторитета выводится как следствие "Эдипова комплекса", как протест против отца. Слабая роль отца в современной семье или его отсутствие ведет к распространению этого протеста на все авторитеты мира взрослых. Крайним проявлением этого кризиса являются побеги из дома и бродяжничество.
2. Поведенческие стереотипы несовершеннолетних.
Существует также ряд поведенческих стереотипов, характерных для подросткового и юношеского возрастного периода. Эти стереотипы находят свое выражение в виде особых реакций подростка или юноши на определенные воздействия и явления, наблюдаемые им в социальном окружении.
Нередко отклоняющееся поведение подростков может быть внешне адресовано взрослым (неподчинение, оскорбление), однако внутренне молодой человек диалогизирует в этот момент со сверстниками, так как именно на их реакцию рассчитаны его действия. В то же время существует особый вид отклоняющегося поведения подростков, юношей (девушек), которое и внешне и внутренне адресовано взрослым. Это, так называемое, демонстративно-отклоняющееся поведение, когда окружающим демонстрируется отклонение, когда действия совершаются ради их ненормативного характера.
3. Задержка
психического развития. Особенности
судебно-психиатрической и
Для права и судебной психиатрии важным является положение о том, что в этот период может быть ускорение физиологического созревания и некоторое запаздывание созревания психических функций.
Задержка психического развития у детей и подростков встречается чаще, чем ускоренное развитие. Психическая незрелость может проявляться в эмоциональной, волевой, интеллектуальной, поведенческой сферах. У таких подростков наблюдается значительное несоответствие между реальными показателями психической деятельности и теми, которые должны быть в норме в их возрасте. Решение вопроса возрастной отсталости, соответствия паспортному возрасту требует специальных познаний в области детской и подростковой психологии, поэтому закон предусматривает назначение комплексных экспертиз с участием психологов и психиатров (ст. 421 УПК РФ). Эти комплексные психолого-психиатрические экспертные комиссии могут давать заключения о соответствие уровня психического развития подростка его фактическому возрасту. Формальное понимание противоправности и наказуемости, знание моральных запретов и этических норм еще не являются условием того, что подростки в своих юридически значимых действиях будут руководствоваться установленными общими правилами. Подростки в силу естественной возрастной психической и социальной не зрелости не могут в полной мере осознавать усложняющиеся законы и правила поведения в обществе, логически обосновывать свои действия. Они не достаточно знают правовые нормы и не всегда правильно ими пользуются. У них также отмечается незрелость волевых функций, несформированность критических способностей (оценка и самооценка) и способностей адекватно прогнозировать последствия своих действий. Поэтому при любых сомнениях в психической полноценности подростка -правонарушителя, его необходимо направлять на судебно-психиатрическую или комплексную психолого-психиатрическую экспертизу.
В ст.421 п.5 УПК РФ указывается,
что определение уровня психического
развития несовершеннолетнего
В соответствии со ст. 421
ч. 1 п. 2 подлежат установлению такие
особенности психики
Юридический (психологический) критерий невменяемости с его признаками устанавливается путем постановки на разрешение психолого-психиатрической экспертизы следующих вопросов:
4. Психопатии, их судебно-психиатрическая оценка.
В практике судебно-психиатрической экспертизы несовершеннолетних наиболее часто встречаются формирующиеся психопатии и психопатоподобные состояния, обусловленные перенесенными в детском возрасте травмами мозга и инфекционными заболеваниями (энцефалиты, менингиты).
Психопатия - это стойкая аномалия личности, характеризующаяся дисгармонией эмоционально-волевой сферы и своеобразным мышлением. Психопатия рассматривается как аномалия характера, личности и не является поэтому психической болезнью. Для установления психопатии важно наличие так называемой триады (П.Б. Таннушкин): тотальность характерологических нарушений, их стойкость и изменения социальной адаптации. В подростковом возрасте эти же критерии служат основными ориентирами в диагностике психопатий. Тотальность патологических черт характера выступает у подростков особенно ярко. Подросток, наделенный психопатией, обнаруживает свой тип характера в семье и школе, со сверстниками и со старшими, в учебе и на отдыхе, в труде и развлечениях, в условиях обыденных и привычных и в самых чрезвычайных ситуациях.
Говоря об относительной стабильности, следует учитывать то, что подростковый возраст представляет собой критический период для психопатий, черты большинства типов заостряются. Преобладают различные поведенческие реакции: протест, отказ агрессия, попытки самоубийства, отказ от подчинения.
Социальная дезадаптация, в случаях психопатий, обычно проходит через весь подростковый период. В силу только особенностей своего характера, а не из-за недостатка способностей, подросток не удерживается ни в школе, ни в училище, быстро бросает работу, куда только что поступил. Столь же напряженными, полными конфликтов или патологических зависимостей оказываются семейные отношения. Нарушается также адаптация к среде своих сверстников - либо отношения бывают полными конфликтов, либо способность адаптироваться ограничивается жестко очерченными пределами - небольшой группой подростков, ведущих аналогичный, большей частью асоциальный образ жизни. Наиболее часто встречаются расстройства личности типа неустойчивых, истерических, эксплозивных. Эти типы и имеют наибольшее судебно-психиатрическое значение.
Ведущее место среди
подростков, направляемых на судебно-психиатрическую
экспертизу, занимают лица с повышенной
возбужденностью или
Для подростков с психопатией по неустойчивому типу свойственны школьные прогулы, тяга в асоциальные подростковые компании, жажда легких развлечений и зрелищ, нежелание трудиться, отсутствие реальных планов на будущее, склонность к азартным играм, побеги из дома. При истероидной психопатии у подростков часты аффективные реакции с криками, плачем, рыданиями, вплоть до истерических припадков. Истерические реакции легко возникают при малейших неудачах, в трудных ситуациях, при столкновении с родными или властями, при обиде на близких.
Реже встречаются патологически замкнутые (аутичные) подростки, у которых пубертатный период проявляется в повышенной склонности к мудрствованию, резонерству, философствованию, а также психастенические личности с повышенной тревожностью, мнительностью, боязнью заболеть, умереть, с обидчивостью, ранимостью, с легко возникающей подавленностью и раздражительностью. В условиях судебно-психиатрической экспертизы можно выявить и различные типы реагирования подростков с формирующейся психопатией. У одних подростков может быть усиление фантазирования, склонность к вымыслам. У подростков с возбудимостью часты реакции протеста, диагностируются дисфорические (тоскливо-злобные) колебания настроения. Подростки с преобладанием психастении обнаруживают невротические состояния с навязчивостями. Состояния заторможенности, адинамии, вялости, пассивности преобладают у подростков с психастеническим проявлением. В тех случаях, когда при судебно-психиатрической экспертизе выявляются выраженные расстройства личности - психопатии, исключающие возможность осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими, имеются основания для признания подростков невменяемыми. При этом клиническими критериями судебно-психиатрических оценок глубины личностных расстройств являются патологическая внушаемость, неумение использовать опыт интерперсональных отношений, некорригируемость поведения, невозможность адаптации, склонность к частым ухудшениям состояния с усугублением психопатических проявлений, расстройства критических способностей (отсутствие борьбы мотивов и адекватной оценки и самооценки, невозможность соотносить поступки с реальностью).
Информация о работе Особенности судебно-психиатрической экспертизы несовершеннолетних