Особенности судебно-психиатрической экспертизы несовершеннолетних

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 16:52, курсовая работа

Описание работы

Среди различных заболеваний детского и подросткового возраста психическим болезням принадлежит одно из ведущих мест. По данным ВОЗ распространенность психических заболеваний у подростков в экономически развитых странах составляет от 5 до 15 %. В подростковом возрасте (с 14 до 18 лет) происходит половое и психическое созревание, причем созревание неравномерное.

Содержание работы

Введение
1. Особенности психики подростка. Понятие акселерации и инфантилизма.
2. Поведенческие стереотипы несовершеннолетних.
3. Задержка психического развития. Особенности судебно-психиатрической и комплексной психолого-психиатрической экспертизы этих лиц.
4. Психопатии, их судебно-психиатрическая оценка.
5. Другие психические расстройства несовершеннолетних, судебно-психиатрическое значение (шизофрения, эпилепсия, органическое поражение головного мозга, олигофрения, психофизический инфантилизм).
6. Особенности судебно-психиатрической экспертизы несовершеннолетних потерпевших, свидетелей.
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Лекция 14.doc

— 92.50 Кб (Скачать файл)

От психопатий следует  отличать психопатоподобное поведение  подростков с педагогической и социальной защищенностью. При педагогической или социальной защищенности полноценная  адаптация к социальной среде  нарушена не вследствие болезненных  или личностных расстройств. Адаптация в большинстве случаев нарушена к среде, которая предъявляет подростку определенные требования. В отношении авторитетных для подростка лиц из определенной микрогруппы он проявляет уважение, любовь, привязанность. В то же время этот подросток холоден, равнодушен, агрессивен к родственникам, соседям, учителям. В случае необходимости эти подростки могут вести себя в полном соответствии с общепринятыми принципами морали. Для лиц с психопатией гибкость поведения не характерна. Подростки с педагогической защищенностью учитывают внешние обстоятельства, ведут себя в зависимости от обстановки, в своей микрогруппе они активны, инициативны, общительны, могут быть лидерами. Они склонны к немедленному удовлетворению своих потребностей, любят развлечения, праздность, риск, авантюры, приключения. Такие подростки могут обнаруживать реакции протеста, но у них не выявляется невротических проявлений, колебаний настроения.

Важное значение в  судебно-психиатрической клинике  имеют также расстройства влечений у подростков - правонарушений. Сюда относятся стремление к бродяжничеству, поджогам, сексуальным извращениям, злоупотребление психоактивными веществами (алкоголь, наркотики, лекарственные препараты). Расстройства влечений обычно формируются в течение длительного времени. На неустойчивую психику ребенка большое влияние оказывает окружающая среда. К ним относятся недостатки воспитания, безнадзорность, усвоение с раннего возраста антисоциальных форм поведения, в том числе агрессивности, жестокости, связанных с привычным употреблением алкоголя, отсутствие эффективных санкций общества на ранние непреступные проявления жестокости.

В дальнейшем при повторении тех или иных действий, влечение к ним закрепляется по механизму  патологически стойкой обратной связи.

 

5. Другие психические расстройства несовершеннолетних, судебно-психиатрическое значение (шизофрения, эпилепсия, органическое поражение головного мозга, олигофрения, психофизический инфантилизм).

 

Собственно психозы  составляют небольшой процент среди  проходящих судебно-психиатрическую экспертизу подростков. По-видимому, это объясняется тем, что подростки в остром периоде шизофрении находятся под особым наблюдением родителей и врачей-психиатров и, вследствие этого только незначительная часть больных совершает общественно опасные действия. Нередко психопатоподобное дурашливое поведение подростка: вялость, эмоциональная неадекватность, расцениваются окружающими как хулиганство, распущенность, лень, эгоцентризм, и только потом диагностируется исподволь развивающаяся шизофрения. В некоторых случаях обращают на себя внимание безмотивный, импульсивный характер общественно опасного действия, отсутствие адекватной реакции на противоправный поступок, негативизм, оторванные от реальности фантазии, проявление холодности, неприязни, враждебности к родителям, убежденность в том, что они не родные. При диагностике шизофрении в подростковом возрасте принимается, как правило, решение о невменяемости. Следует иметь в виду и то обстоятельство, что по истечении подросткового возраста, в случае значительного улучшения психического состояния и формирования стойкой ремиссии, при совершении новых правонарушений, возможны экспертные заключения о вменяемости.

В судебно-психиатрической  клинике подросткового возраста сравнительно редко встречается эпилепсия. Для эпилепсии детского возраста характерны ночные страхи, снохождение и сноговорение, а также побеги из дома в состоянии дисфории. Во время таких побегов могут совершаться общественно опасные действия. Пароксизмальные состояния (припадки) в отличие от пароксизмов у взрослых часто протекают атипично и неразвернуто. Предвестники пароксизмов или ауры часто носят соматический характер в виде болей в животе, тошноты, сами же припадки проявляются в виде сгибания туловища по типу приветствия. Дисфории характеризуются возбуждением, беспокойством.

Очень часто при судебно-психиатрических  экспертизах несовершеннолетних психиатры  имеют дело с органическими поражениями  мозга и среди них с последствиями  энцефалитов, остаточными явлениями  травмы головного мозга, психопатоподобными состояниями органического генеза, иногда врожденным сифилисом. Все эти органические заболевания головного мозга накладывают большой отпечаток на развитие и формирование личности подростка, при них нередко образуется глубокий изъян психики, что следует учитывать при судебно-психиатрической экспертизе.

Изменения психики проявляются  в виде интеллектуальных и личностных нарушений. При интеллектуальных нарушениях отмечаются снижение памяти, внимания, замедленность, тугоподвижность мышления. Со стороны эмоционально-волевой сферы чаще наблюдаются вялость, апатия, ограниченность интересов.

Большое значение в судебно-психиатрической  экспертизе несовершеннолетних имеют  психопатоподобные состояния при  органических поражениях головного  мозга. Эти состояния отличаются двигательной расторможенностью, эмоциональной возбудимостью, импульсивностью поступков, гиперсексуальностью, расторможенностью влечений. Клиническая картина психических расстройств у этой группы подэкспертных имеет много общего с психопатией неустойчивого и возбудимого типа. При органическом поражении отчетливо диагностируется дефект в виде задержки психического развития, снижения памяти, насильственных смехе или плаче, вспышек ярости или раздражительности. Компенсация нарушенных функций у таких лиц развивается гораздо с большим трудом, чем у подэкспертных с расстройствами психики (психопатией).

У этих же подростков, примерно в каждом четвертом случае, констатируется становление алкоголизма и, соответственно, совершение правонарушений в состоянии алкогольного опьянения. Характерным для раннего юношеского алкоголизма является его злокачественность, проявляющаяся развитием его в сжатые сроки (до 6-8 месяцев) и быстрым нарастанием социальной дезадаптации. Учеба, интересы семьи, спорт и другие увлечения полностью замещаются алкоголизацией. Алкогольное опьянение становится наиболее желанным психическим состоянием. Подростки окончательно включаются в группы сверстников, а иногда и взрослых, где практикуются частые выпивки. Подростки употребляют алкоголь и другие психоактивные средства часто и в больших количествах, они не помнят, что с ними происходило в состоянии алкогольной интоксикации, у них отсутствует контроль над количеством потребляемого алкоголя. Быстрое формирование алкоголизма в свою очередь утяжеляет психические нарушения. Развлечения, разрешение конфликтов оказываются возможными только в состоянии опьянения. Последнее сопровождается расторможенностью влечений, агрессивностью, что ведет к совершению хулиганских действий и тяжких уголовных преступлений.

Психопатоподобные состояния  с интеллектуальными нарушениями  следует рассматривать как болезненные, в рамках органического поражения  головного мозга. У таких больных  в условиях судебно-психиатрической  экспертизы встречаются реакции  протеста. К их числу относят реакции возбуждения со вспышками гнева и актами агрессии в отношении окружающих, которые возникают в ответ на неудовлетворение какого-либо требования или нанесенную обиду.

Основополагающими при  судебно-психиатрической оценке психических расстройств у подростков с органическими поражениями головного мозга должны быть суждения о глубине личностных расстройств, выраженности нарушений в сфере влечений. Важно также оценить возможность коррекции поведения, устойчивость мотивационной и волевой сфер, возможности прогноза своих действий и критической оценки.

Существенное значение в практике судебно-психиатрической  экспертизы подростков имеет олигофрения (умственная отсталость). Чаще это лица с дебильностью, которые в качестве пассивных правонарушителей используются взрослыми или психически здоровыми подростками. Это происходит в связи с повышенной внушаемостью и пассивной подчиненностью лиц с дебильностью, которая усиливается возрастной незрелостью. Важно учитывать и то обстоятельство, что умственно отсталый подросток может хорошо усвоить общеизвестные нормы права и морали, но более сложную ситуацию он усваивает плохо и не разбирается в ней. Наряду с недоразвитием познавательных способностей, нарушением критичности, повышенной внушаемостью и подчиняемостью у умственно отсталых подростков психиатры-эксперты констатируют неспособность соизмерять и корригировать побуждения и поступки, неумение адаптироваться в конкретной ситуации, нецеленаправленность и импульсивность, отсутствие прогноза. При экспертизе несовершеннолетних обвиняемых с дебильностью важно учитывать усугубление их интеллектуальной неполноценности в условиях судебно-следственной ситуации и в период экспертизы. С другой стороны, в этих же условиях ярко проявляется тенденция умственно отсталых лиц преувеличивать свою психическую неполноценность.

Большие трудности при  судебно-психиатрической экспертизе могут возникнуть при экспертизе несовершеннолетних с психофизическим  инфантилизмом. Экспертиза таких лиц  приобретает особое значение, поскольку установленный законом возраст наступления уголовной ответственности (16 лет) уменьшается. Так, например, подросток в 16 лет может по своему психическому развитию соответствовать 12-летнему. Способность отдавать себе отчет в своих действиях или руководить ими может быть нарушена вследствие незрелости психики, снижающей возраст подростка. Соответственно, с учетом степени незрелости, решается вопрос о возможности привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности.

 

6. Особенности судебно-психиатрической экспертизы несовершеннолетних потерпевших, свидетелей.

 

В некоторых случаях  психиатрам-экспертам приходится давать экспертные заключения о психическом  состоянии подростков потерпевших, реже свидетелей и их способности  правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правомерные показания. В этих случаях при судебно-психиатрической экспертизе объектом является сам подросток - свидетель или потерпевший, который уже дал показания или которому предстоит еще давать показания.

Врач при даче экспертного  заключения должен исходить только из того, может ли несовершеннолетний, выступающий по делу в качестве потерпевшего (свидетеля) правильно воспринимать факты и явления, имеющие значение для правильного рассмотрения судебного  дела, и правильно о них сообщать. Подростки, у которых обнаруживаются те или иные психические расстройства, но не достигающие степени, при которой исключается возможность понимания и правильной оценки юридически значимых событий, могут давать показания по делу. Достоверность их показаний устанавливается следствием и судом путем сопоставления их с другими доказательствами по делу. При этом следствию и суду следует учитывать возрастные особенности подростков: неполноту и неточность восприятия, склонность к вымыслам и фантазированию, а также повышенную внушаемость. Это важно и в связи с тем, что среди потерпевших, особенно по сексуальным правонарушениям, нередки подростки моложе 14 лет. Необходимо иметь в виду и тот общественный резонанс, который получили правонарушение и факт возбуждение уголовного дела в обстановке, где постоянно находится подросток, в его ближайшем окружении. Сюда следует отнести разговоры среди жильцов дома, учеников школы, суждения о возможности тех или иных событий, интерпретация этих событий - все это может повлиять на его показания. Кроме этого, следует учитывать обстановку, в которой производится допрос подростка, форма беседы с ним. Показания несовершеннолетнего могут принимать ту или иную форму, в зависимости от постановки вопроса, подсказок и т.п. Это обстоятельство следует учитывать и потому, что среди потерпевших довольно часто встречаются лица с умственной отсталостью. Их повышенную внушаемость необходимо учитывать при оценке свидетельских показаний. Опрос должен производиться одним лицом, а не несколькими по типу "перекрестного" допроса, что часто сбивает потерпевшего или свидетеля и вносит путаницу в его ответы. Наиболее правильным является свободный рассказ подростка о том, что он видел и знает. Согласно ст. 191 УПК РФ допрос потерпевшего и свидетеля в возрасте от 14 до 18 лет проводится с участием педагога. При допросе несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля вправе присутствовать его законный представитель.

Заключение.

Отношение несовершеннолетних к процессу предварительного следствия и суда различно. Подростки, которых обвиняют, преимущественно защищаются, отрицают инкриминируемые им правонарушения. Несовершеннолетние потерпевшие откровенны, хотя безусловно могут заблуждаться вследствие возрастной неосведомленности, их показания связаны с особенностями личности и с той конкретной обстановкой, в которой происходило событие, отношением к нему окружающих, разговорами, возникающими вокруг этого события. Таким образом, выяснение того, насколько несовершеннолетние потерпевшие понимали характер и значение действий обвиняемых, должно включать в себя определение, как осведомленности, так и способности к смысловой оценке противоправных действий.

 

Список литературы

  1. Захидов Д.А., Тюрин А.И. Организация и проведение судебно-психиатрической экспертизы. Ташкент, 1981.
  2. Судебная психиатрия. Учебник. Под редакцией Г.В. Морозова - М.: Юридическая литература, 1990.
  3. Дмитриев А.С., Клименко Т.В. Судебная психиатрия: Учебное пособие. - М.: 1996 г.
  4. Жариков Н.М., Морозов Г.В., Хритинин Д.Ф. Судебная психиатрия: Учебник для вузов. Под ред. Г.В. Морозова. - М.: ИНФРА·М-НОРМА, 1997.
  5. Руководство по судебной психиатрии./ Под ред. Т.Б. Дмитриевой, Б.В. Шостаковича, А.А. Ткаченко. - М.: Медицина, 2004 г.
  6. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - М.: Медицина, 1983.
  7. Гурьева В.А., Гиндикин В.Я. Юношеские психопатии и алкоголизм. - М.: Медицина, 1980.
  8. Кон И.С. Девиантное поведение /Психология ранней юности/. - М.: Просвещение, 1989.
  9. Балабанова Л.М. Судебная патопсихология. Донецк: Сталкер, 1998.
  10. Нохуров А. Нарушения сексуального поведения. Судебно-психиатрический аспект. - М., 1988.
  11. УК РФ.
  12. УПК РФ.

 

 




Информация о работе Особенности судебно-психиатрической экспертизы несовершеннолетних