Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 18:41, реферат
Освобождение от административной ответственности представляет собой основанный на законе властный правоприменительный акт компетентного органа (должностного лица), уполномоченного решать дело (а в отдельных случаях — составлять и направлять по подведомственности протокол), о неприменении или неисполнении в полном объеме административных взысканий к лицам, совершившим административные правонарушения, при наличии на то предусмотренных обстоятельств.
Освобождение от административной ответственности представляет собой основанный на законе властный правоприменительный акт компетентного органа (должностного лица), уполномоченного решать дело (а в отдельных случаях — составлять и направлять по подведомственности протокол), о неприменении или неисполнении в полном объеме административных взысканий к лицам, совершившим административные правонарушения, при наличии на то предусмотренных обстоятельств.
В качестве условий освобождения от административной ответственности выступают: а) норма права, предусматривающая возможность и альтернативу неприменения административного взыскания или неисполнения его в полном объеме;
б) совокупность обстоятельств, достаточных для вывода о возможности освобождения данного правонарушителя (ввиду его личности и характера проступка) от ответственности, либо наличие иных предусмотренных законом обстоятельств.
Законодательству известны
следующие шесть видов
Перечисленные случаи нуждаются в особом рассмотрении.
1. Для борьбы с
Для применения указанных норм необходимо установить совокупность обстоятельств, соответствующим образом характеризующих правонарушение и личность виновного. Правонарушение с точки зрения его объективных и субъективных признаков (обстановка, причиненный ущерб, место и время совершения и т. д.) должно представлять меньшую общественную вредность, чем то, за которое целесообразно применить меру административного взыскания. Вместе с тем субъект
правонарушения должен по своим личностным характеристикам быть таким, что на него более эффективно можно повлиять применением мер общественного воздействия, а не административных взысканий. При этом следует учитывать и смягчающие ответственность обстоятельства (ст. 20 Основ, ст. 34 КоАП РСФСР) 34.
Направление материалов об
административном правонарушении на основании
ст. 10 Основ (ст. 21 КоАП РСФСР) закон не
связывает с конкретными
2. Нередко личность виновного
и характер совершенного
Освобождение от административной ответственности возможно не за все малозначительные проступки. При решении вопроса о возможности применения ст. 11 Основ должны учитываться различные объективные и субъективные факторы (обстоятельства проступка, причиненный им вред, личность
34 См.: Комментарий к Основам законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях. С. 44.
виновного и т. д.), позволяющие считать, что совершением правонарушения не нанесен сколько-нибудь значительный вред и потому целесообразнее ограничиться устным замечанием. Так, при освобождении по этому основанию от административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ст. 150' КоАП РСФСР, о малозначительности проступка может свидетельствовать небольшое количество незаконно приобретенных строительных материалов, их малая стоимость или недефицитность и т. д.
3. В соответствии с
ч. 2 ст. 8 Основ (ч. 2 ст. 14 КоАП РСФСР)
за ряд административных
Достаточно четко юридическая природа такой передачи материалов об административных правонарушениях несовершеннолетних закреплена в текущем законодательстве. Так в ст. 8 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 июля 1966 г. «Об усилении ответственности за хулиганство» (в редакции Указа от 5 июня 1981 г.) прямо сказано, что начальник органа внутренних дел или народный судья при рассмотрении дела о мелком хулиганстве, совершенном несовершеннолетним, «может вместо привлечения его к административной ответственности передать дело на рассмотрение... комиссии по делам несовершеннолетних» 35.
При решении вопроса об освобождении от административной ответственности на основании ч. 2 ст. 14 КоАП РСФСР принимаются во внимание те же обстоятельства, что и при освобождении от административной ответственности на основании ст. 10 Основ (ст. 21 КоАП РСФСР): характер правонарушения и личность несовершеннолетнего. Однако этораз-
35 Ведомости Верховного Совета СССР. 1981. № 23. Ст. 782; 1982. № 42. Ст. 793; 1985. № 4. Ст. 56.
личные случаи освобождения от административной ответственности, а выбор более целесообразного из них варианта передан на усмотрение соответствующего органа. В частности, комиссии по делам несовершеннолетних следует передавать материал в случаях повторного совершения правонарушения (когда о первом проступке материал уже передавался на рассмотрение общественной организации по месту учебы или работы подростка), а также в случае необходимости обеспечить особое воспитательное воздействие на несовершеннолетнего либо применить к нему крайние меры, предусмотренные Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних (направление в специальное учебно-воспитательное учреждение).
4. Военнослужащие, военнообязанные,
призванные на сборы, а также
лица рядового и
Однако и
при совершении указанных административных
правонарушений эти субъекты могут
быть освобождены от административной
ответственности: органы (должностные
лица), которым предоставлено право на
5. Сокращение
срока лишения специальных
еме не исполняется. Основанием сокращения срока лишения специального права служит добросовестное отношение к труду и примерное поведение лица, подвергнутого взысканию. Применение же этого вида возможно при условии истечения не менее половины срока лишения права и при наличии ходатайства общественной организации или трудового коллектива (ч. 6 ст. 41 Основ, ст. 297 КоАП РСФСР).
6. Исходя из
гуманных соображений
В соответствии с примечанием к ст. 44 КоАП РСФСР лицо, добровольно сдавшее имевшееся у него в небольших размерах наркотическое средство, которое оно приобрело или хранило без цели сбыта, а равно добровольно обратившееся в медицинское учреждение за оказанием медицинской помощи в связи с потреблением наркотических средств без назначения врача, освобождается от административной ответственности за незаконные приобретение или хранение наркотических средств в небольших размерах либо потребление их без назначения врача *.
Таковы предусмотренные законом виды, основания и порядок освобождения от административной ответственности. Что же касается субъектов, полномочных принимать решение об освобождении от административной ответственности, то ими в большинстве случаев признаются лишь органы, уполномоченные рассматривать дело и налагать административные взыскания, то есть органы (должностные лица), перечисленные в главе 16 КоАП РСФСР «Подведомственность дел об административных правонарушениях» (и в аналогичных главах КоАП других союзных республик). Только эти субъекты вправе применять четыре вида освобождения от административной ответственности —■ в связи с малозначительностью проступка, в связи с передачей материалов на рассмотрение комиссии по делам несовершеннолетних либо для при-
* См • Ведомости Верховного Совета СССР. 1987. № 25. Ст. 354; Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1987, № 27, Ст. 961,
влечения к дисциплинарной ответственности, а также в связи с сокращением срока лишения специального права. Данный вывод прямо вытекает из формулировки соответствующих норм Основ, КоАП союзных республик, а также текущего законодательства 36.
Применение же ст. 10 Основ (ст. 21 КоАП РСФСР), а также примечания к ст. 44 КоАП РСФСР возможно и по линии органов, рассматривающих дело о правонарушении, и со стороны субъектов, уполномоченных на составление протокола (если текущим законодательством прямо не оговорено, что освобождение по основаниям ст. 10 Основ и по той или иной категории дел предоставлено лишь органу, уполномоченному налагать взыскание). Так, в случае совершения мелкого хулиганства, злостного неповиновения законному распоряжению или требованию работника милиции или народного дружинника применить ст. 10 Основ может лишь орган, полномочный рассматривать дело. Это прямо определено в соответствующих общесоюзных указах. Равным образом освобождение от административной ответственности с передачей материалов на рассмотрение товарищеского суда— прерогатива лишь органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях (см. ст. 7 Положения о товарищеских судах).
Однако по проступкам, связанным о распитием спиртных напитков на производстве, материалы могут быть направлены общественности и администрацией, которой по этим делам предоставлено право составления протоколов, а по делам о мелком хищении — также и органом внутренних дел. В этих случаях освобождение от административной ответственности производится не на стадии рассмотрения, а на стадии возбуждения дела об административном правонарушении.
Информация о работе Освобождение от административной ответственности