Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 18:41, реферат
Освобождение от административной ответственности представляет собой основанный на законе властный правоприменительный акт компетентного органа (должностного лица), уполномоченного решать дело (а в отдельных случаях — составлять и направлять по подведомственности протокол), о неприменении или неисполнении в полном объеме административных взысканий к лицам, совершившим административные правонарушения, при наличии на то предусмотренных обстоятельств.
По нашему мнению, ст. 10 Основ (ст. 21 КоАП РСФСР) явно нуждается в дополнении ее указанием, что решение об освобождении от административной ответственности с передачей материалов для применения мер общественного воз-
3(5 Например, п. «г» ст. 17 Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних (Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1967. № 23. Ст. 536; 1969. № 4. Ст. 89; 1971. № 22. Ст. 433; 1972. № 51. ст. 1209; 1974. № 29. Ст. 782; 1977. № 12 Ст. 259; 1985. № 40. Ст. 1400) четко определяет, что комиссия может рассматривать дела о правонарушениях, предусмотренных ст. 49, 114—122, 148, 158, 159, 172—175 КоАП РСФСР, лишь в случае передачи материалов по ним органами, имеющими право налагать административное взыскание. Редакция же ч. 2 ст. 14 КоАП РСФСР по этому вопросу достаточно ясного ответа не дает.
действия может приниматься органом (должностным лицом), уполномоченным рассматривать дело, кроме случаев, когда законодательством Союза ССР и союзной республики установлено иное. Такая формулировка полностью соответствовала бы и смыслу норм, закрепленных в ст. 236, 262 КоЛП РСФСР (протокол направляется в орган, уполномоченный рассматривать дело; вопрос об освобождении от административной ответственности решается в постановлении о прекращении дела производством). Действующая же редакция ст. 10 Основ (ст. 21 КоАП РСФСР) противоречит названным нормам, содержит много неясностей, не соответствует целям компетентного, объективного и правильного рассмотрения в каждом отдельном случае вопроса об освобождении от ответственности, так как предоставляет возможность решать этот вопрос лицам, составляющим протокол, во всех случаях, если нет иной оговорки непосредственно в законе.
Освобождение от административной ответственности необходимо отличать от обстоятельств, ее исключающих. Административная ответственность исключается при следующих обстоятельствах:
а) отмена акта, устанавливающего административную ответственность (ч. 2 ст. 6 Основ, п. 6 ст. 227 КоАП РСФСР);
б) недостижение лицом на момент совершения административного проступка 16-летнего возраста (ч. 1 ст. 8 Основ, п. 2 ст. 227 КоАП РСФСР);
в) невменяемость лица, совершившего противоправное действие либо бездействие (ч. 5 ст. 8 Основ, п. 3 ст. 227 КоАП РСФСР);
г) совершение деяния в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости (ч. 5 ст. 8 Основ, п. 4 ст. 227 КоАП РСФСР); '
д) смерть лица, в отношении которого было начато производство по делу (п. 9 ст. 227 1К0АП РСФСР);
е) отсутствие события и состава административного правонарушения (п. 1 ст. 227 КоАП РСФСР);
ж) истечение к моменту рассмотрения дела об административном правонарушении давностных сроков (ст. 23 Основ, п. 7 ст. 227 КоАП РСФСР);
з) наличие по одному и тому же факту в отношении лица, привлекаемого к административной ответственности, постановления компетентного органа (должностного лица) о наложении административного взыскания либо неотмененного решения товарищеского суда, если материалы были переданы в товарищеский суд органом (должностным лицом), имеющим
право налагать административные взыскания по данному делу, либо неотмененного постановления о прекращении дела об административном правонарушении, а также наличие по данному факту уголовного дела (п. 8 ст. 227 КоАП РСФСР);
и) издание акта амнистии, если он устраняет применение административного взыскания (п. 5 ст. 227 КоАП РСФСР).
В отличие от освобождения от административной ответственности обстоятельства, ее исключающие, не содержат в себе никакого элемента усмотрения. Ни характер правонарушения, ни его малозначительность, ни личность виновного, ни какие-то иные обстоятельства не влияют на вопрос, быть ли административной ответственности. Она именно исключена, невозможна либо по причине отсутствия самого фактического основания административной ответственности — состава административного правонарушения, либо вследствие других обстоятельств процессуального или иного рода.
Освобождение от административной ответственности должно быть процессуально оформлено. В ст. 36 Основ (ст. 259 КоАП РСФСР) закреплена обязанность органа (должностного лица) в числе других обстоятельств выяснить основания освобождения от административной ответственности. Освобождение от административной ответственности процессуально оформляется постановлением о прекращении дела производством (ч. 2 ст. 262 КоАП РСФСР). В случае освобождения от административной ответственности на стадии возбуждения дела решение о направлении материалов на основании ст. 10 Основ (ст. 21 КоАП РСФСР) на рассмотрение общественности должно быть соответствующим образом отражено в протоколе об административном правонарушении.
Информация о работе Освобождение от административной ответственности