Государственная гражданская служба субъектов
РФ устанавливается законами, принимаемыми
органами законодательной власти каждого
субъекта РФ, поэтому для выяснения правового
положения государственной службы каждого
субъекта РФ следует изучать и анализировать
соответствующие законы субъектов Федерации.
Принимаемые в субъектах Федерации законодательные
акты не должны противоречить Конституции
РФ и Федеральному закону «О системе государственной
службы Российской Федерации» . Как правило,
законы субъектов РФ о государственной
(также и о муниципальной) службе соответствующих
субъектов РФ фиксируют важнейшие блоки
государственно-служебных вопросов и
отношений.
Военная и правоохранительная служба
– это виды государственной службы, связанной
с охранительной деятельностью государства,
обеспечением личной безопасности граждан,
внутренней и внешней безопасности общества
и государства в целом, а также с обеспечением
правопорядка.
Для военной и правоохранительной службы
характерен ряд признаков:
- ее содержание – обеспечение
безопасности граждан, общества и государства,
защита основных прав граждан публичных
интересов, материальных ценностей, охрана
общественного порядка;
- свой профессиональный
долг эти служащие обязаны выполнять даже
в условиях повышенного риска для собственной
жизни и здоровья, причем во многих случаях
с оружием в руках;
- наличие специальных
правовых актов, регулирующих организацию
и прохождение службы, правовое положение
служащих;
- наличие системы специальных
званий и внешней атрибутики (форменной
одежды, служебных знаков, погон);
- проведение специальных
обязательных занятий в служебное время
(огневая, строевая, физическая подготовка),
обязанность служащих участвовать в сборах,
учениях, соревнованиях и иных плановых
мероприятиях;
- более строгая дисциплина
и единоначалие, которые предполагают
установление строжайшей персональной
ответственности за выполнение служебных
обязанностей;
- повышенные требования
как при приеме, так и при прохождении
службы (по возрасту, медицинским показаниям
и так далее);
- особые правила привлечения
к юридической ответственности.
В Федеральном законе «О системе государственной
службы Российской Федерации» дается
определение военной службы, под которой
понимается вид федеральной государственной
службы, представляющий собой профессиональную
служебную деятельность граждан на воинских
должностях в Вооруженных Силах РФ, других
войсках, воинских (специальных) формированиях
и органах, осуществляющих функции по
обеспечению обороны и безопасности государства,
которым присваиваются воинские звания.
Военная служба осуществляется в Вооруженных
Силах РФ, во внутренних войсках МВД России,
в железнодорожных войсках, в органах
ФСБ России, пограничных войсках, в воинских
формированиях системы МЧС России, в иных
войсковых формированиях.
Для военной службы главная цель – защита
страны от посягательств других государств
на конституционный строй, суверенитет,
территориальную целостность, военный
и экономический потенциал страны. Отличие
военной службы от любой другой в том,
что она комплектуется не только на добровольной
основе, но и на основе призыва. По этому
критерию военная служба делится на два
вида: службу по контракту и службу по
призыву.
К гражданам, поступающим на военную службу,
предъявляются повышенные требования
к состоянию здоровья, образованию, уровню
профессиональной подготовки, морально-психологическим
качествам.
Под правоохранительной службой, понимается
вид федеральной государственной службы,
представляющий собой профессиональную
служебную деятельность граждан на должностях
правоохранительной службы в государственных
органах службах и учреждениях, осуществляющих
функции по обеспечению безопасности,
законности и правопорядка, борьбе с преступностью,
защите прав и свобод человека и гражданина,
которым присваиваются специальные звания
и классные чины.
Правоохранительную деятельность осуществляют
служащие: подразделений криминальной
милиции и милиции общественной безопасности
МВД России, таможенных органов РФ, противопожарной
и иных служб МЧС России, органов Федеральной
службы РФ по контролю за оборотом наркотиков,
Федеральной службы судебных приставов,
Федеральной службы исполнения наказаний,
Государственной фельдъегерской службы
РФ.
Правоохранительная служба призвана защищать
права и свободы граждан и организаций,
обеспечивать общественную безопасность,
вести борьбу с преступлениями и административными
правонарушениями.
Большинство сотрудников правоохранительных
органов являются должностными лицами,
представляя такую разновидность должностных
лиц, как представители власти. Как представители
власти сотрудники правоохранительных
органов наделены широкими властными
полномочиями, и в том числе правом применять
принудительные меры, пресекать неправомерные
действия. Они имеют специальные удостоверения,
знаки отличия, форменную одежду, а во
многих случаях и огнестрельное оружие.
§2 Принципы государственной
службы
Федеральным законом
«Об основах государственной службы Российской
Федерации» установлены следующие принципы
государственной службы.
1. Принцип верховенства Конституции России
и федеральных законов над иными нормативными правовыми актами,
должностными инструкциями при исполнении
государственными служащими должностных
обязанностей и обеспечении их прав. Он
отражает требование ч. 2 ст. 4 Конституции
о том, что Конституция страны и федеральные
законы имеют верховенство на всей территории
Российской Федерации 8. Конституция
предполагает формирование такой системы,
в которой высшей юридической силой обладает
главный закон государства — его Конституция,
а все остальные нормативные правовые
акты должны ей соответствовать.
2. Принцип приоритета прав и свобод человека
и гражданина, непосредственность их действия. Это
новое положение в российском законодательстве
обязывает государственных служащих признавать,
соблюдать и защищать права и свободы
человека и гражданина. Для правового
государства, которое предполагается
создать в России, должно быть обязательным
признание прав личности высшей ценностью
и неотвратимость предусмотренной Федеральным
законом «Об основах государственной
службы Российской Федерации» ответственности
всех государственных служащих за деяния,
ведущие к нарушению прав, свобод и законных
интересов граждан.
3. Принцип единства системы государственной
власти, разграничения предметов ведения между РФ и
ее субъектами. Статьей 5 Конституции закреплено
федеративное устройство государства 9. Это предполагает,
с одной стороны, последовательное раскрытие
в текущем федеральном законодательстве
единства основ организации государственной
службы, а с другой — разграничение предметов
ведения между Федерацией и ее субъектами
в целях обеспечения эффективности государственной
службы. Исходя из Федерального закона «Об основах государственной
службы Российской Федерации», субъекты
Федерации вправе издавать свои акты по
вопросам государственной службы, учитывающие
местные условия, включая национальные
особенности. Такими актами устанавливаются,
например, порядок подбора лиц для замещения
государственных должностей категории
«Б», порядок и условия проведения аттестации,
конкурса, порядок ведения личных дел.
4. Принцип разделения властей — законодательной,
исполнительной и судебной, закрепленный в ст. 10 Конституции, выражает
прежде всего самостоятельность каждой
из этих ветвей власти, их независимость
в установленных пределах при осуществлении
своих функций 10. В то же время
из сущности этого принципа вытекает то,
что государственный служащий не вправе
быть депутатом законодательного (представительного)
органа. И наоборот: депутаты не могут
находиться на государственной службе.
5. Принцип равного доступа граждан к государственной
службе закреплен в ч. 4 ст. 32 Конституции 11. Его сущность
заключается в том, что при приеме на государственную
службу не допускаются какие бы то ни было
прямые или косвенные ограничения в зависимости
от пола, расы, национальности, языка, происхождения,
имущественного и должностного положения,
места жительства, отношения к религии,
убеждений, принадлежности к общественным
объединениям. Возможность доступа к государственной
службе обусловлена лишь российским гражданством,
возрастом и другими требованиями, установленными
для государственных служащих.
6. Принцип обязательности для государственных
служащих решений, принятых вышестоящими
государственными органами и руководителями в пределах
их полномочий и в соответствии с законодательством,
является одним из краеугольных устоев
российской государственности. Он вытекает
из единства системы государственной
власти и верховенства закона, из подчиненности
нижестоящих органов вышестоящим. Благодаря
этому создаются реальные условия для
исполнительской дисциплины во всех звеньях
государственного механизма.
7. Принцип единства основных требований, предъявляемых
к государственной службе, означает, что
в отношении всех государственных служащих
федеральной государственной службы и
государственной службы субъектов Федерации
должны использоваться общероссийская
система государственных должностей и
квалификационных разрядов (званий, рангов),
единый порядок прохождения государственной
службы, общие перечни прав и обязанностей, ограничений
и гарантий, общие (с точки зрения организации
и методики) системы подготовки кадров
и контроля их компетентности.
8. Принцип профессионализма и компетентности — основной
критерий, который используется при отборе
кандидатов на вакантную государственную
должность государственной службы. Предпочтение
отдается наиболее достойному, имеющему
лучшую подготовку, больший стаж работы
по специальности, показавшему на деле
свои организаторские способности.
9. Принцип гласности предполагает открытость законодательства
о государственной службе, доступность
государственных органов и решение ими
вопросов о судьбе, правовом положении
государственного служащего с его ведома
и согласия. Подлинной подконтрольности
государственных служащих не может быть
без расширения гласности, учета общественного
мнения, открытости и доступности для
контроля. Ни один работник государственных
органов не может оставаться вне контроля,
вне критики.
10. Принцип ответственности государственных служащих за подготавливаемые
и принимаемые решения, за исполнение
своих должностных обязанностей закреплен
в законодательстве, что позволяет крепить
государственную дисциплину, формировать
чувство личной ответственности государственных
служащих за порученное дело.
11. Принцип внепартийности и внеконфессиональности государственной
службы означает, что в государственных
органах не образуются структуры политических
партий и движений, государственные служащие
не могут при исполнении должностных полномочий
руководствоваться решениями политических
партий и движений, иных общественных,
а также религиозных объединений. Задачи
и функции, выполняемые государственными
служащими, требуют от них политической
и религиозной беспристрастности.
12. Принцип стабильности кадров в государственных органах означает
относительное постоянство кадров, минимизацию
их текучести при стабильном штатном составе.
Это одно из важных условий качественного
функционирования государственных органов.
§3 Ответственность
и поощрения государственных служащих
3.1 Дисциплинарная
ответственность государственных служащих
Законодательство
предусматривает, когда это необходимо,
юридическую ответственность, а именно,
дисциплинарную, административную, материальную
(для лиц, на которых не распространяется
действие норм трудового права, она регулируется
в особом порядке) и уголовную. Ответственность
выражается в применении к государственным
служащим тех или иных мер наказания, взысканий,
предусмотренных законодательством, за
виновное совершение ими правонарушения,
то есть за такие поступки и действия,
которые юридически признаны как запрещенные
и вредные 12. Как известно, правонарушения
делятся на преступления и проступки (деликты).
Дисциплинарная
ответственность - это применение мер
дисциплинарного воздействия к государственным
служащим в порядке служебного подчинения
за виновные нарушения правил государственной
службы, не преследуемые в уголовном порядке.
Она установлена на общих основаниях с
другими гражданами (равенство всех перед
законом, единая процессуальная форма
рассмотрения дел о правонарушениях и
т.п.). Однако характер профессиональной
деятельности государственных служащих
предопределяет и некоторые особенности
регулирования их ответственности.
Например,
в ряде случаев для них установлена повышенная
ответственность, соразмерность ответственности
замещаемой должности, санкции, применяемые
только в отношении служащего (предупреждение
о неполном служебном соответствии, снижение
в воинском или специальном звании и др.).
Нормативными
актами, которые регулирует этот вид юридической
ответственности, являются: Федеральный
закон «Об основах государственной службы
Российской Федерации», Дисциплинарный
устав Вооруженных Сил, Положение о прохождении
службы в органах внутренних дел, Положение
о прохождении службы в органах налоговой
полиции и некоторые другие. Они устанавливают
основания ответственности, виды дисциплинарных
взысканий, права органов исполнительной
власти и руководителей по наложению этих
взысканий, а также порядок их применения
и обжалования с учетом конкретных условий
государственной службы.
Статьей
14 Федерального закона «Об основах государственной
службы Российской Федерации» установлено,
что дисциплинарные взыскания могут налагаться
на государственного служащего за неисполнение
или ненадлежащее исполнение им возложенных
на него обязанностей (должностной проступок) 13.
Наиболее
серьезными должностными проступками
являются те из них, которые приводят к
нарушению или неисполнению федеральных
законов, указов Президента и решений
судов. Чаще всего они выражаются в том,
что должностными лицами и работниками
федеральных органов исполнительной власти
и органов государственной власти субъектов
Федерации нарушаются порядок реализации
норм и сроки исполнения поручений, установлении
не предусмотренных федеральными законами
и указами Президента процедур реализации
прав граждан, выполнении норм и поручений
не в полном объеме либо искажении их содержания.
Указом
установлено, что руководители федеральных
органов исполнительной власти и главы
исполнительной власти субъектов Федерации
несут персональную ответственность за
состояние исполнительской дисциплины
в руководимых ими органах. Они не позднее
трех дней обязаны рассматривать сообщения,
опубликованные в средствах массовой
информации, в том числе в теле радиопередачах,
о нарушениях, неисполнении или ненадлежащем
исполнении подчиненными им государственным
служащими федеральных законов, указов
Президента и вступивших в законную силу
решений суда.
Указом
предусмотрено, что должностные лица и
работники федеральных органов исполнительной
власти и органов исполнительной власти
субъектов Федерации, на которых наложено
дисциплинарное взыскание за нарушение
федеральных законов и указов Президента,
неисполнение иди ненадлежащее исполнение
федеральных законов, указов Президента
и вступивших в законную силу решений
судов, не подлежат в течение года премированию,
представлению к награждению государственными
наградами (кроме случаев проявления мужества
на пожаре, при спасении утопающих, при
защите правопорядка или в условиях боевых
действий) и знаками отличия, повышению
в должности или представлению для присвоения
очередного квалификационного разряда
(классного чина, воинского или специального
звания). Эти лица могут быть также направлены
на внеочередную аттестацию, понижены
в должности (классном чине, воинском или
специальном звании) или лишены квалификационного
разряда (классного чина, воинского или
специального звания).
Указом
также предусмотрено, что материалы о
правонарушениях подлежат направлению
в органы прокуратуры, могут служить основанием
для привлечения виновных к административной
или уголовной ответственности. В целях
обеспечения исполнительской дисциплины
в системе государственной службы Указом
предусмотрены и другие меры (контрольно-надзорные,
по совершенствованию административного
и административно-процессуального законодательства).
Генеральная прокуратура, Главное контрольное
управление Президента должны вносить
ему представления о наказании, вплоть
до освобождения от занимаемой должности,
руководителей федеральных органов исполнительной
власти и глав исполнительной власти субъектов
Федерации (независимо от порядка замещения
должности), нарушающих федеральные законы
и указы Президента, не исполняющих или
ненадлежащее исполняющих федеральные
законы, указы Президента и вступившие
в законную силу решения судов. И это делается.
В результате только в мае 1996 г. за ненадлежащее
исполнение обязанностей, нарушения законов,
не целевое использование средств федерального
бюджета, задержки выплаты заработной
платы указами Президента были освобождены
от занимаемой должности главы администрации
ряда областей. На основании материалов
проверки Главного контрольного управления
Президента был освобожден от занимаемой
должности руководитель Федеральной службы
занятости России за неудовлетворительное
освоение средств, предназначенных для
обеспечения создания рабочих мест в условиях
реформирования рыночной экономики.