Ответственность за экологические правонарушения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 13:38, курсовая работа

Описание работы

Россия - огромная страна, имеющая в своем запасе множество природных и других ресурсов, имеющих небезлимитное пользование. Всё-таки необходимо платить и за использованные ресурсы, и за товары и услуги, а также за правонарушения в области экологии (плата является одним из видов административного или уголовного наказания), иначе мы ставим под угрозу не только свое здоровье, но здоровье и будущих поколений, а это наше будущее.

Содержание работы

1.Введение 3
2. Понятие экологического правонарушения 5
2.1 Понятие гражданско-правовой ответственности за экологические правонарушения. 5
3.1 Правовые основы гражданско-правовой ответственности за экологические правонарушения 5
3.2 Основания и порядок привлечения к гражданско-правовой ответственности 6
3.3 Виды ответственности за экологические правонарушения 16
3.3.1 Дисциплинарная ответственность за экологические проступки 17
3.3.2 Административная ответственность за экологические проступки 18
3.4 Уголовная ответственность 20

Файлы: 1 файл

Реферат ответственность за экологические правонарушения.doc

— 122.50 Кб (Скачать файл)

     Материальная  ответственность должностных лиц и иных работников, виновных в причинении вреда экологическим правонарушением

     Должностные лица и иные работники, по вине которых  предприятие, учреждение, организация  понесли расходы по возмещению вреда, причиненного экологическим правонарушением, несут материальную ответственность перед предприятиями, учреждениями, организациями в соответствии с трудовым законодательством.

 

     3.3.2 Административная  ответственность  за экологические  правонарушения

     Должностные лица и граждане, предприятия, учреждения, организации, виновные в совершении экологических правонарушений:

     несоблюдении  стандартов, норм и иных нормативов качества окружающей природной среды;

     невыполнении  обязанностей по проведению государственной  экологической экспертизы и требований, содержащихся в заключениях экологической экспертизы, а также в предоставлении заведомо неправильных и необоснованных экспертных заключений;

     нарушении экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений, технологических линий и иных объектов;

     загрязнении окружающей природной среды и  причинении вследствие этого вреда  здоровью человека, растительному и  животному миру, имуществу граждан и юридических лиц;

     порче, повреждении, уничтожении природных  объектов, в том числе памятников природы, истощении и разрушении природно-заповедных комплексов и естественных экологических систем;

     нарушении установленного порядка или правил добывания, сбора, заготовки, продажи, скупки, приобретения, обмена, пересылки, ввоза из-за границы и вывоза за границу объектов растительного и животного мира, их продуктов, а также ботанических, зоологических и минералогических коллекций;

     невыполнении обязательных мер по восстановлению нарушенной окружающей природной среды и воспроизводству природных ресурсов;

     неподчинении  предписаниям органов, осуществляющих государственный экологический  контроль;

     нарушении экологических требований по обезвреживанию, переработке, утилизации, складированию или захоронению производственных и бытовых отходов;

     несоблюдении  экологических требований при использовании  в народном хозяйстве и захоронении  радиоактивных материалов, химических и иных вредных веществ;

     превышении  установленных нормативов предельно  допустимых уровней радиационного  воздействия;

     превышении  установленных нормативов предельно  допустимых уровней шума, вибрации, магнитных полей и иных вредных  физических воздействий;

     превышении  установленных нормативов предельно допустимых уровней биологического воздействия на окружающую природную среду, нарушении порядка хранения и использования микроорганизмов и биологических веществ;

     производстве  и использовании запрещенных  химических веществ и отходов  производства, вредно воздействующих на озоновый слой Земли;

     незаконном  расходовании средств республиканских  и местных экологических фондов на цели, не связанные с природоохранительной деятельностью;

     несвоевременной или искаженной информации, отказе от предоставления своевременной, полной, достоверной информации о состоянии природной среды и радиационной обстановки.

     Подвергаются  штрафу, налагаемому в административном порядке:

     граждане - от однократного до десятикратного размера  минимальной месячной оплаты труда в Российской Федерации;

     должностные лица - от трехкратного до двадцатикратного размера минимальной месячной оплаты труда в Российской Федерации;

     предприятия, учреждения, организации - от 50.000 до 500.000 рублей.

     Конкретный  размер налагаемого штрафа определяется органом, налагающим штраф, в зависимости от характера и вида совершенного правонарушения, степени вины правонарушителя и причиненного вреда.

     Штрафы  за указанные правонарушения налагаются, в пределах компетенции, специально уполномоченными на то государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды, санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации, а также технической инспекции труда профессиональных союзов.

     Постановление о наложении штрафа может быть обжаловано в суд или арбитражный суд. Наложение штрафа не освобождает виновных от обязанностей возмещения причиненного вреда.

     Суммы взыскиваемых штрафов перечисляются  на специальные счета государственных  экологических фондов.

 

     3.4 Уголовная ответственность

 

       Также за совершение общественно  опасных деяний установлены те  или иные виды уголовной ответственности,  предусмотренные УК РФ:

     нарушение правил охраны окружающей среды при  проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных, научных и иных объектов лицами, ответственными за соблюдение этих правил, если это повлекло существенное изменение радиоактивного фона, причинение вреда здоровью человека, массовую гибель животных либо иные тяжкие последствия, - наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового (ст. 246);

загрязнение, засорение, истощение поверхностных  или подземных вод, источников питьевого водоснабжения либо иное изменение их природных свойств, если эти деяния повлекли причинение существенного вреда животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству, - наказываются штрафом в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев (ч. 1 ст. 250 УК РФ); те же действия, повлекшие причинение вреда здоровью человека или массовую гибель животных, а равно совершенные на территории заповедника или заказника либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, - наказываются штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо лишением свободы на срок до трех лет (ч. 2 ст. 250); те же действия, повлекшие по неосторожности смерть человека, - наказываются лишением свободы на срок от двух до пяти лет (ч, 3 ст. 250 УК РФ).

     Изучая  данную тему следует иметь в виду, что в новом Уголовном кодексе  Российской Федерации предусмотрен ряд общественно-опасных действий, так или иначе касающихся охраны окружающей природной среды, содержащихся в других главах УК.

Так, в  статье 215 УК предусмотрена уголовная  ответственность за нарушение правил безопасности при размещении, проектировании, строительстве и эксплуатации объектов атомной энергетики, если это могло  повлечь смерть человека или радиоактивное заражение окружающей среды. Такие действия наказываются штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

 

Те же действия, повлекшие по неосторожности смерть человека, радиоактивное заражение окружающей среды или иные тяжкие последствия, наказываются лишением свободы на срок от четырех до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

     Статьей 237 УК РФ предусмотрена уголовная  ответственность за сокрытие или  искажение информации о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность  для жизни или здоровья людей  либо для окружающей среды, совершенные  лицом, обязанным обеспечивать население  такой информацией. Такие действия наказываются штрафом в размере от пятисот до семисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до семи месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. Те же действия, совершенные лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления либо если в результате таких действий причинен вред здоровью человека или наступили иные тяжкие последствия, насказываются штрафом в размере от семисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

 

     В статье 243 УК РФ предусмотрена уголовная  ответственность за уничтожение  или повреждение памятников истории, культуры, природных комплексов или  объектов, взятых под охрану государства, а также предметов или документов, имеющих историческую или культурную ценность. Такие действия наказываются штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев либо лишением свободы на срок до двух лет. Те же действия, совершенные в отношении особо ценных объектов или памятников общероссийского значения, наказываются штрафом в размере от семисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года либо лишением свободы на срок до пяти лет.

 
 
 
 
 
 

Заключение

     С каждым годом число экологических  преступлений и иных правонарушений увеличивается. Они все больше влияют на состояние общественной безопасности, в ряде регионов выступают фактором политической дестабилизации. Экологические преступления причиняют вред не только экономике страны, но и подрывают сами биологические основы существования человека.

     Всё это диктует необходимость наращивать усилия всех государственных, в том числе и правоохранительных органов, в охране и восстановлении естественной среды обитания человека. Повседневная практика свидетельствует о том, что только силами природоохранных и контролирующих органов остановить разрушительный экологический беспредел невозможно.

     Эти органы снизу доверху замыкаются на исполнительную власть, принимающую  окончательные экономические и  экологические решения. В силу зависимого положения они часто вынуждены  идти на компромиссы, потакать местническим и ведомственным интересам, а принципиальная позиция отдельных контролеров нередко властями просто игнорируется. В самих этих органах в последнее время происходит процесс коммерциализации, сращивания с теневой экономикой, укрытия злоупотреблений должностных лиц.

     В сложившихся экстремальных условиях с охраной природы все больший  вес приобретает прокурорский надзор в сфере экологии. Сегодня, как  никогда раньше, необходимы:

     - укрепление авторитета природоохранных  прокуратур;

     - создание стабильных правовых основ деятельности и взаимодействия их с территориальными прокуратурами и другими право- и природоохранными и контролирующими органами в сфере экологии;

     - активное участие природоохранных  прокуратур в законопроектной  работе в области экологии.

     Надзор природоохранных прокуратур необходимо распространить также на исполнение международных договоров России в области охраны окружающей природной среды, ратифицированных в установленном порядке и имеющих прямое действие, без внесения соответствующих изменений и дополнений в законы и другие нормативно-правовые акты.

   Именно  эти прокуратуры могут наиболее квалифицированно надзирать за исполнением  экологических требований законодательства в пределах территорий (акваторий), занятых объектами федеральной  государственной собственности, за соответствием федеральным законам подзаконных нормативных актов, издаваемых в сфере экологии, соблюдением законодательства по вопросам защиты конституционных экологических прав и свобод человека и гражданина и исполнением иных экологических предписаний федерального законодательства.

Информация о работе Ответственность за экологические правонарушения